Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Поучение второе в неделю восьмую по Святом Духе (На Евангелие о пяти хлебах (Мф.14,20)) 12 страница



Ты говоришь: разбойник при кончине ис­поведался: «Помяни меня, Господи», — сказал он (Лк. 23, 42), — и спасся. И другие не погибли, принеся свое покаяние Богу при кончине. Хорошо ты говоришь, но скажи мне с доказа­тельством, ты получишь ли то, что они полу­чили? Придет к тебе безвременная, внезапная смерть, которой ты не ждешь, и найдешь ли ты тогда время для покаяния? Бывает, что и при кончине кто-либо находит время для по­каяния, но мало кто, только некоторые: разве только те, которые в жизни своей, хотя и грешной, имели некоторые добрые дела, до­стойные воспоминания и милосердия Божия, как повествуется и о разбойнике.

Когда Пречистая Матерь Божия, с Сыном Своим Христом Господом убегая от Ирода, шла в Египет, то где-то в пустынных местах напали на них разбойники и хотели отнять осла, на котором они везли кое-какие свои необходимые вещи, а иногда ехала и Мать с Младенцем. И вот один из тех разбойников, увидев очень красивого Младенца и удивив­шись Его необычайной красоте, сказал: «Ес­ли бы Бог принял на Себя тело человеческое, то не было бы прекраснее этого Младенца».

Сказав это, он запретил своим товари­щам, прочим разбойникам, обижать этих пут­ников. Этот разбойник, не скоро потом схва­ченный, осужденный на крестную смерть и распятый с Господом нашим, сказал: «Помяни меня, Господи, когда придешь во царствие Твое!» (Лк. 23, 42). Господь же, вспомнив ту его доб­родетель, давно совершенную, смилосердовался над ним и обещал ему в награду рай.

Вот слышишь, кому при кончине подает­ся покаяние и прощение? Тем, которые хотя и грешные, однако же прежде сделали нечто до­брое. Только такие и удостаиваются при смер­ти истинного покаяния, да и то далеко не все, только некоторые, и как бы случайно.

Блаженный Исидор говорит: «Не будем сомневаться, что при кончине человек оправ­дается слезами покаяния, но поскольку это обыкновенно бывает очень редко, то страш­но, чтобы при откладывании покаяния к кон­чине не постигла нас нечаянно внезапная смерть прежде покаяния. Посему, хотя и хо­рошо при кончине обращаться к Богу, однако гораздо лучше делать это за много времени до кончины, чтобы возможно было безбеднее уйти от этой жизни».

Мы же внемлем следующим его словам: «это обыкновенно бывает редко», — и вспом­ним еще святого Григория, который говорит: «Часто те, беззаконие которых Бог много долготерпит, похищаются неожиданной смертью, так что им не приходится и поплакать при смерти о содеянном».

Итак, пусть никто не говорит: «Покаюсь при смерти, покаюсь во время последней бо­лезни». Хорошо говорит Господь Бог наш: «Должно делать, доколе есть день; приходит ночь, когда никто не может делать» (Ин. 9, 4). День — жизнь наша, ночь же — кончина на­ша; если днем не сеешь, не насаждаешь, не жнешь, не собираешь, то как это будешь де­лать ночью? Если во дни временной жизни твоей не умножаешь добрых дел, то как их приобретешь при кончине, откуда их собе­решь?

Здесь прилично вспомнить евангельскую притчу о девах: «Пришел жених, и готовые во­шли с ним на брачный пир, и двери затворились; после приходят и прочие девы, и говорят: «Гос­поди! Господи! Отвори нам». Он же сказал им в ответ: «Истинно говорю вам: не знаю вас» (Мф.25, 10-12). Почему? Потому, что при­шли без елея, а пошли его купить себе, пошли они, но не купили. Почему же не купили? Уже была ночь, уже не было продающих, и разо­шлось торжище. Не поленились они идти да­же в полночь, имели и деньги, чтобы купить, но не нашли продающих и возвратились пу­стыми. И по справедливости они были от­вергнуты Женихом, ибо прежде, днем, они не позаботились купить елея.

Кто не знает толкования этой притчи? День означает настоящую жизнь, как говори­лось и прежде, ночь — смерть, Жених — Бог, девы — души, елей — добрые дела. Мудрые девы означают заботящихся о своем спасении и заблаговременно приобретающих елей доб­рых дел. Неразумные же означают нерадивых и откладывающих покаяние до ночи, то есть до кончины своей. Они имеют деньги, то есть свои богатства, и думают про себя: «Сделаю при кончине моей многие милостыни, и про­стятся грехи мои, ибо пишется: «Милостыня грехи очищает», и еще: «Дадите милостыню, и все вам простится» (Сир.3, 1). Но что знаешь ты, человек? Получишь ли ты при кончине твоей то время, в которое ты мог бы устроить милостыню? Найдешь ли ты продающих, то есть помогающих тебе? Если же и сделаешь многие милостыни, то уверен ли ты, что ими тогда умилостивишь Бога?

Когда прегордый царь Навуходоносор, сильно прогневавший Бога и вызвавший Его ко мщению, увидел во сне великий дуб, образ своей высоты, и услышал голос: «Посеките дуб», - тогда святой пророк Даниил, толкуя ему этот сон и объясняя, что на нем исполнится то посечение, советует ему, говоря: «Грехи твои милостыней очисти и неправды твои милосер­дием к бедным, может быть, милостив будет к грехам твоим Бог?» (Дан.4, 24). Мы же рассмо­трим только одно слово «может быть»: «Мо­жет быть, милостив будет Бог».

Слово «может быть» — это слово сомне­ния, будет ли то, или не будет? Будет ли мило­стив Бог, или не будет? Посмотрим: святой муж пророк Даниил дает совет Навуходоно­сору очистить грехи милостынями, но о про­шении грехов он говорит как о неизвестном, сомнительном, ибо говорит: «может быть. Может быть, милостив будет Бог». Хорош со­вет пророческий, но надежда на спасение не­определенна, и удивительно, как пророк, провидевший будущее, не провидел ясно, ми­лостив ли будет Бог к Навуходоносоровым грехам: «Дай милостыню, и ты, быть может, спасешься». Почему «может быть!» Потому, что ты прежде времени не позаботился о своих грехах и не дал милостыню, но сделаешь это уже при посечении твоем, потому-то и сомне­ние есть: «может быть».

Если же пророк не знал о том, будет ли принята милостыня Навуходоносорова при кончине его, то как ты, не будучи ни святым мужем, ни пророком и не заботясь о своем спасении, как, говорю, ты можешь быть уве­рен, что при кончине твоей сотворишь мило­стыню, что эта милостыня твоя будет принята и что ты сподобишься прощения? Делайте, пока есть день, пока вы здоровы и в состоя­нии. Когда же склонится день жизни, постиг­нет вас смертная ночь, и изнеможете и телом, и духом, тогда не мечтайте сделать что-либо доброе, согласно словам Господа: «Приходит ночь, когда никто не может делать».

Найдя в Иаире образ такого нерадения, я не хвалю нерадения, но ублажаю его заботу о дочери (хотя и позднюю), чтобы она была возвращена к жизни. Себе же и всем советую не опаздывать, но, пока есть достаточно вре­мени, заботиться о душах наших, чтобы мы воскресли от греховной смерти к добродетель­ной жизни, и всякого увещеваю следующими словами Сираха: «Не медли обратиться ко Гос­поду и не отлагай на другой день: ибо внезапно прольется гнев Господень, и во время мести по­гибнешь» (Сир. 5, 8-9). Не говори: «Я согре­шил, и что мне было? Господь ведь долготер­пелив». Не будь без страха за очищение и не говори: «Щедрость Его велика; она очистит множество грехов моих». Знай, что у Него есть и милость, и гнев, и что ярость Его про­явится на грешниках.

О Господи! Не обличи же нас яростью Тво­ей и не накажи нас гневом Твоим (ср. Пс. 6, 2). Ты Сам дай нам возможность покаяться Тебе прежде кончины. Аминь.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 145 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...