Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Французская архитектура конца XVII и XVIII века



Официальный стиль. — В последнюю треть XVII в. начинается обеднение вкуса, чувствуется наступление упадка. Чтобы предотвратить его, Кольбер в 1671 г. учреждает Академию архитектуры и поручает ей путем преподавания теории восполнить пробелы ремесленного ученичества. Он направляет архитекторов в Рим черпать там вдохновение, приказывает опубликовывать труды о памятниках классической древности, пытается оживить искусство тем, что возвышает положение его мастеров. Но одряхлевшее искусство бессильно воспрянуть и помолодеть. Поколенье Лемерсье и Фр. Мансара вымирает; следующее за ним поколение еще создает несколько произведений, достойных предшествующего периода, но в общем стиль становится дряблым, исполнение — посредственным.

Стремясь к ложному идеалу благородства, останавливаются, по примеру итальянцев, на однообразных фасадах, которые на всем протяжении повторяют одни и те же мотивы, — и этой холодной симметрией настолько скрывается расположение частей здания, что за одним и тем же фасадом располагают и капеллы, и лестницы, и даже бани; маскируют даже крыши. Основное стремление — не выявлять снаружи ничего, что напоминало бы о материальных житейских потребностях.

Именно такая архитектура, как будто созданная не для простых смертных, нравится королю. Жюль Ардуэн-Мансар полностью применил ее к Версальскому дворцу (рис. 441, А); фасад, в котором ясно сказываются все эти тенденции, относится к 1675 г. Традиции высокого искусства и упадок XVIII века. — Последние годы XVII в. отмечены возвратом к более разнообразным формам; тогда и стиль Ардуэн-Мансара приобретает большую гибкость, это, быть может, следует приписать сотрудничеству с ним других архитекторов, среди которых Сен-Симон называет Лассюранса.

Как бы то ни было, но перед смертью Ардуэн-Мансара (1708) как будто наблюдается некоторое оживление: он заканчивает свою деятельность двумя шедеврами — Домом ин-
валидов и Версальской капеллой. Бедствия конца царствования Людовика XIV сдерживают это оживление, и оно решительно возобновляется только после установления Регентства. Начиная с этого момента, существуют, так сказать, две архитектуры: одна продолжает строгие традиции предыдущего периода, другая вступает на путь утонченного изящества, которое весьма правдиво отражает изысканность современного ей общества.

Стиль новой школы, жанр «рококо», устанавливается только к 1730 г. и находит главного выразителя в лице Боффрана; стиль классической школы имеет своими представителями последовательно Габриэля, Суффло, наконец, Луи и Антуана.

В продолжение всей второй половины царствования Людовика XV обе школы существуют совершенно самостоятельно: в то время как дворцы Нанси перегружены украшениями в стиле рококо, площадь Согласия отличается величественным достоинством и грандиозностью своих великолепных очертаний (рис. 441, В, 1750 г.) Беспорядочная школа середины XVIII в. выдыхается ко времени Людовика XVI: философское движение направляет умы в сторону античности. Вкусы совершенно изменяются, и чистотой форм пытаются превзойти даже школу Габриэля и Суффло. С приближением революции впадают в сухость, а вместе с революцией начинается кризис искусства, выход из которого едва намечается только в нашу эпоху.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 223 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...