![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Поскольку становление государства проходило различными путями и происходило из-за различных причин, этот процесс нашел отражение во многих теориях возникновение государства:
1классовая (марксистская) теория (К. Маркс, Ф. Эн гельс, В.И. Ленин и др.).. Ее последователи исходят из того, что государство возникло прежде вследствие экономических причин - общественного разделения труда, появления частной собственности, способствует расколу общества на антагонис тические классы. Как объективный результат этих процессов - появление государства, специальными средствами принуждения и управления сдерживает противоборство этих классов, обеспечивает защиту интересов экономически господствующего класса.
Следовательно, сущность материалистической теории состоит в том, что государство возникает с расколом общества на классы и исторически временным явлением, поскольку с исчезновением классов отмирает и государство;
2Договорная теория. По мнению ее представителей (Г. Гро ция, Ж.-Ж. Руссо, А.Н. Радищева и др.)., Государство возникает как продукт сознательного творчества людей, как результат договора, в который вступают люди, которые были до этого в "естественном", т.е. первоначальном, состоянии.
Государство - это рациональное объединение людей на основе соглашения между ними, вследствие которой они передают часть своей свободы, своей власти государству. Таким образом, изо ное к возникновению государства индивиды превращаются в единый народ, у которого возникает комплекс прав и обязанностей, а также ответственность за невыполнение последней них.
Государство имеет право принимать законы, собирать по налога, наказывать преступников, она обязана защищать свою территорию, права граждан, их собственность и т.д.. Граждане, в свою очередь, обязаны соблюдать законы, платить налоги, они имеют право на защиту свободы и собственности, а в случае злоупотребления правителями властью - против них, используя для этого различные средства, даже вооруженное восстание.
Следовательно, эта теория имеет глубокий демократическое содержание, обосновывая естественное право народа на объеди нения в государство, а также на свержение власти правителя, не соответствует народным интересам;
3Теория насилия. В логично сформированном виде теория насилия возникла в ХIХ веке. Она изложена в работах Е. Дюринга, А. Гумпловича, К. Каутского и др.. Причину возникновения государства они видели в военно-политических факторах - насилии, порабощении одних племен другими. Для управления завоеванными народами и территориями был необходим аппарат принуждения, которым i стало государство.
По мнению представителей этой доктрины, государство - это организация властвования одного племени над другим, возникшая "естественно" (т.е. путем насилия). А это насилие и подчинение обладателем подвластных и является осно ной возникновения экономического господства. Вследствие войн племена превращались в касты, сословия и классы, а под корни - в рабов.
Итак, государство - не результат внутреннего развития общества, а сила, которая была навязана ему извне.
Исторический опыт подтверждает, что элементы на насилие сопровождали процесс возникновения многих государств (например древнегерманского, Золотой Орды), но степень использования насилия в этом процессе был разным. Поэтому насилие следует рассматривать лишь как одну из причин возникновения государства наряду с другими.
Разнообразие причин возникновения государства, попыток их осмысления и обоснования способствовала появлению других теорий, среди которых:
4Психологическая (Л. Петражицкий). Сущность этой теории заключается в утверждении психологической потребности человека жи ты в организованном обществе, а также чувство необ ходимости коллективного взаимодействия. Итак, государство - это результат психологических закономерностей развития человека;
5Теологiчна (Фома Аквiнський, Маритен). Ее последова последователями рассматривали государство как результат божественного творения. В связи с этим теория утверждает, что каждый со зан подчиняться божественной воле и государстве;
6Патриархальная (Аристотель, Н. Михайловский). От в соответствии с этой теорией государство ведет от семьи, разрослась. Поэтому она является естественной формой человеческой жизни. Власть же правителя (а именно монарха) трактуется как продолжение власти отца в семье, а значит, государство должно "родительский" характер, поэтому требует к себе уважительного отношения.
Первые формы институтов власти и первые общеобязательные нормы поведения сформировались уже на первобытной стадии развития общества. Для этого периода характерно отсутствие политической власти и государственных институтов. Социальные нормы в этот период носят характер обычаев, традиций, обрядов и табу. В науке вопрос о том, можно ли считать данные социальные нормы правом или протоправом, является дискуссионным[28].
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 189 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!