Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теории происхождения государства (теологическая, патриархальная, договорная, насилия, марксистская и др.)



Существующие теории происхождения государства и права нередко противоречат друг другу, не содержат однозначных ответов. Одной из причин разнообразных подходов к объяснению происхождения государства и права является то, что нельзя видеть далее горизонта своего века – каждая эпоха дает истории новые точки зрения. Другая причина – идейные позиции автора.

Патриархальная теория: Платон и Аристотель видят государство, вырастающее из семьи, в котором власть монарха представляет собой подобие власти отца над членами семьи. Государство – продукт разросшейся семьи. Государство, по Аристотелю, продукт естественного развития.

Теологическая теория: Фома Аквинский считал, что стремление человека к созданию государства вполне соответствует его природе. Государство является следствием изначального стремления человека к объединению и удовлетворению своих потребностей сообща. В тоже время, государство представляет собой часть универсального порядка, созданного Богом. Деятельность монарха схожа с деятельностью Бога – монарх изначально учреждает государство и только потом начинает управлять им.

Патримониальная теория: Галлер видит причину возникновения государства в интенсификации земледелия. Причиной конфликтов между различными народами являлись территории – основные источники существования в эпоху присвоения, при переходе к производящей экономике ситуация еще более усугубилась. Эта модель происхождения государства адекватна практике государственного строительства, но не может быть универсальной, т.к. не объясняет многообразие путей возникновения гос.

Естественно-правовая теория: государство есть результат общественного договора, который явился порождением разумной воли народа, человеческим изобретением и учреждением для более разумного существования, обеспечения свободы и порядка. Люди делегировали часть своих прав государству, которое приобрело меры принуждения для реализации законов. Не подтверждается практикой государственного строительства.

Психологическая теория: процесс образования государственных институтов управления имеет своей предпосылкой психологическое различие отдельных индивидов. Согласно теории люди делятся на 2 группы – люди, склонные подчиняться авторитету и сильные личности, склонные подчинять своей воле других. Из лидеров постепенно формируются институты государства. Не соответствует практике – войны.

Диффузионная теория: государство возникает в соответствии с двумя вариантами развития. Первый – передача опыта управления большими группами человеческого общества от одних народов другим (возникновение государственности у славян). Второй – распространение государственно-правового опыта на территории, где еще не было государственности (колонизации народов). Теория является сугубо идеологической и излишне идеалистической.

Инцестная теория: особенности воспроизводства человека – табу на инцест – явились исходным фактором при зарождении государственности. Отказ от права на женщину своей группы создал условия для социальной коммуникации между группами. Преувеличение полового фактора в процессе государственного строительства.

Спортивная теория: природа образования государства объясняется процессом происхождения спортивных игр. Родовая и военная элита своим появлением обязаны военно-физической подготовке и необходимости определять победителей в состязаниях-инициациях. Не может претендовать на универсальность, т.к. не объясняет глубинных процессов образования государства.

Органическая теория: спенсер рассматривал общество как своеобразный организм, развивающийся по общему закону эволюции; эволюция – переход от неопределенной однородности к связной однородности. Появление общества, а затем государства – результат такой эволюции. Базисом возникновения институтов управления является семейная дифференциация – становление класса мужчин как властвующего класса. Далее классовая структура усложнялась в связи с интенсификацией военных конфликтов, возникали различные сословия и выделяется группа управленцев.

Теория насилия: предусматривает два варианта развития и двояко объясняет природу происхождения государства. Теория внешнего насилия – к образованию государства привела война между племенными общинами; институты государственной власти возникают как средство организации общества для повышения его боеспособности и как средства контроля над завоеванными государствами. Теория внутреннего насилия говорит о том, что задолго до появления частной собственности выделяется группа людей, которые путем принуждения исполняют ряд важных функций в существовании общества, не связанных напрямую с производством и экономикой; институты управления возникают как инструмент осуществления контроля над принуждаемыми.

Расовая теория: Ницше считал, что государство является средством возникновения и продолжения насильственного социального процесса, в ходе которого происходит рождение привилегированного культурного человека, господствующего над остальной массой. Гобино считал, что именно государство призвано обеспечивать постоянное господство высших рас над низшими. Человеческие расы не равны и различаются в физическом, психологическом, умственном и других отношениях, их можно структурировать на низшие и высшие расы.

Марксистская теория: совершенствование земледелия и скотоводства приводит к разделению этих занятий, возникает специализация, а специализация приводит к перепроизводству, перепроизводство порождает необходимость обмена, необходимостью обмена обусловлено рабство (пленных заставляли работать). Большие объемы производства приводят к накоплению богатства в одних руках, к возникновению собственности и появлению необходимости охранять богатство. Затем появляется ремесло – второе разделение труда, а после торговцы – третье. В этих условиях (частная собственности, классы, которые ничего не производят) родовая организация жизни общества становится непригодной. Согласно теории марксизма государство является следствием трех основных причин: 1) разделение труда; 2) возникновение частной собственности на средства производства; 3) раскол общества на антагонистические классы. Государство есть продукт непримиримости классовых противоречий.

6. Власть и ее виды. Государственная власть: понятие и структура.

Власть – способность класса, соц. группы, личности подчинять своей воле другие классы, другие соц. группы, других людей, побуждать или принуждать их действовать в интересах властвующих и не препятствовать осуществлению и достижению интересов тех, кто обладает властью.

Виды власти:

1) Политическая (государственная) власть

2) Законодательная власть

3) Исполнительная власть

4) Судебная власть

5) Управленческая власть

6) Публичная власть

7) Символическая власть

Государственная власть является неотъемлемым свойством государства, в первую очередь выражает интересы и волю тех социальных сил, которым она принадлежит.

Государственная власть всегда решает как свои собственные, так и общенациональные задачи. Государственная власть верховенствует над всеми видами власти общества – ее веления обладают безусловной обязательностью, она независима и не подчиняется никакой другой власти. Одной из важнейших черт гос.власти является ее единство. Характерным признаком – возможность использовать силовые методы, осуществлять принуждение при помощи спец. органов и учреждений. Гос.власть должна быть легальна. Гос.власть является легитимной, т.е. обеспечена поддержкой общества, основана на реальном народном волеизъявлении.

Компоненты гос.власти:

1) Субъект гос.власти – непосредственный носитель – социальные и национальные общности, классы, народ.

2) Объект гос.власти – граждане, их объединения, соц.слои, классы, общество в целом. В демократическом обществе субъект и объект власти очень близки и даже совпадают, в недемократическом – резко разграничены.

3) Один из сущностных структурных элементов гос. власти – властоотношения – возникают в процессе взаимодействия между носителем власти и подвластными субъектами; в рамках властоотношений властвующий навязывает свою волю подвластным.

4) Средства, методы и способы осуществления гос.власти зависят от многих факторов. Если интересы и воля влавствующих и подвластных совпадают, то властоотношения реализуются без принуждения.

5) Ресурсы государственной власти – совокупность условий и факторов, которые обеспечивают осуществление гос.власти. Утилитарные – материальные и др. блага. Принудительные – меры государственно-властного, карательного воздействия. Нормативные – ценностные ориентации, регулирование отношений в обществе путем правового регулирования. Существует классификация ресурсов власти в зависимости от важнейших сфер жизни общества: экономические (материальные), социальные, культурно-информационные, идеологические, силовые.

Материальные ресурсы: гос.собственность, гос.казна, техника, плодородные земли, полезные ископаемые и т.д. Они составляют экономическую базу гос.власти.

Социальные ресурсы образуют соц.основу гос.власти, которая предназначена организовывать межклассовые, межгрупповые, межличностные отношения, разрешать соц.конфликты. Для реализации этих задач гос.власть добивается доверия и поддержки населения.

Культурно-информационные ресурсы – знания, информация, а также средства их получения и распространения. Особенно велика роль исторических и национально-культурных традиций. Если власть опирается на традиции, то это укрепляет ее положение в обществе.

Идеология – власть посредствам идеологии оправдывает свое существование, обосновывает проведение своих методов властвования и достижения определенных целей.

Силовые ресурсы составляет армия, полиция, суд, прокуратура, органы безопасности – они необходимы государству для обеспечения правопорядка, осуществления принуждения.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 1776 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...