![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Первобытно-общинный строй – это догосударственная организация, в которой не было частной собственности, а была общественная собственность на средства добычи, пропитания и результаты этой добычи. Все были равны по отношению к орудиям труда и по отношению друг к другу.
В первобытном обществе был особый вид власти – власть авторитета, старейшины, вожака, который был первым среди равных.
Органами власти являлись собрания, старейшины, вожди. Управление делами рода носило коллективный характер. Власть в первобытном обществе – это власть рода в целом, а не отдельных членов рода.
Главным институтом власти в родовой общине было родовое собрание. Решения собрания были обязательны для всех.
В процессе развития первобытного строя отдельные роды объединяются в племена, возникает круг вопросов, общих для всех соседствующих общин. Появляется коллегиальный орган управления первобытного общества – совет старейшин. Совет старейшин разрешал наиболее важные вопросы: споры между родами, согласование действий семей общины в осуществлении общественных работ и т.д. совет старейшин избирал вождя племени и других должностных лиц. Власть в первобытном обществе осуществляли также жрецы. Они выполняли идеологическую функцию.
В первобытном обществе существовало уважение, власть авторитета, власть имела моральных характер, не было особого разряда людей, которые выделяются, чтобы управлять другими. Наряду с властью существовало принуждение, оно носило моральный характер и осуществлялось всем обществом. Регулирование поведения осуществлялось разнообразными нормами – ритуалы, обряды, мифы, традиции, обычаи, религиозные нормы и т.п.
Ритуалы – форма символического внешнего поведения, церемония. Цель ритуала – внушить определенные чувства, побудить человека совершить определенные действия.
Через обряды выражалась радость, жалость, память об умершем и т.д. Обряд инициации применялся при переходе из одной возрастной группы в другую, при приеме в род; свадебные обряды, обряды захоронения.
Главное в мифах – нормативная, предписывающая часть, которая основывалась на опыте человечества и доводила его до каждого члена первобытного общества.
Обычаи – правило поведения, складывающееся исторически, ставшее правилом в результате многократного повторения.
В нормах первобытного общества не было разделения на права и обязанности. Санкции существовали в виде общественного порицания и жестоких наказаний.
По способу выражения социальные нормы того периода можно разделить на три вида: запреты – недопустимость совершать те или иные поступки (кровнородственные браки); дозволения – указывали, например, когда и какую пишу добывать; обязывание имело своей целью организовать необходимое поведение в процессах приготовления пищи, строительства жилищ, изготовления орудий труда.
Социальные нормы первобытного общества не могут быть отнесены ни к правовым, ни к моральным – они имеют характер мононорм.
С появлением социальной дифференциации в обществе исчезают и мононормы.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 441 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!