![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
В феврале 1986 г. на XXVII съезде КПСС была предложена концепция «ускорения социально-экономического развития страны». Казалось, что все беды экономики происходят от распыления средств, от недостаточной продуманности капиталовложений. Поэтому главным стержнем ускорения было изменение инвестиционной политики. Предусматривалось перераспределение капиталовложений в отрасли, определяющие технический прогресс, в первую очередь, в машиностроение. В него планировалось вложить в 1,8 раз больше средств, чем в предшествующую пятилетку, и на этой основе в кратчайший срок построить новые заводы, реконструировать старые, обеспечить техническое перевооружение отрасли, осуществить электронизацию, компьютеризацию, освоение самых передовых технологий, в первую очередь ресурсосберегающих. По существу речь шла о второй индустриализации страны.
В отличие от 30-х годов, когда индустриализация осуществлялась при опоре на собственные силы, предусматривалось широкомасштабное привлечение иностранных кредитов. Ожидаемый быстрый подъем экономики позволил бы вернуть их в кратчайшие сроки.
Программа технического перевооружения сразу же натолкнулась на инерцию системы.
Началась коренная перестройка руководства экономикой. Министерства должны были руководить предприятиями не директивно, а с помощью экономических рычагов – кредитов, госзаказов, системы цен.
Летом 1989 г. коллективы предприятий получили право брать их в аренду и выходить из состава министерств. Заводы и фабрики различных министерств могли теперь объединяться в концерны, акционерные общества. Предприятиям было разрешено выпускать акции.
В сельском хозяйстве провозглашалось равноправие всех форм собственности, развитие арендных отношений на селе. Программа ускорения требовала для своего осуществления гигантских капиталовложений в промышленное развитие. Начали осуществляться крупные социальные программы: «Жилье до 2000 г.», повышение пенсий, стипендий студентам. Затраты на них не вели к увеличению выпуска товаров.
Падение мировых цен на нефть, составляющую основную статью экспорта, привело к сокращению валютных поступлений. Правительство вынуждено было резко сократить импорт, но сокращение это произошло за счет предметов потребления, лекарств, продовольствия – импорт же машин и оборудования продолжался. Это еще более осложнило положение на потребительском рынке.
На руках населения стали скапливаться значительные денежные средства, не обеспеченные товарными ресурсами. В то же время цены, установленные государством, согласно идеологии социализма, оставались неизменными. Теперь не успевали поставлять товары в магазин – прилавки мгновенно пустели. Магазины стояли без товаров, а домашние холодильники были полны. Все большие масштабы принимала теневая экономика – на перепродаже товаров наживались огромные состояния. Чтобы удовлетворить запросы потребителей был увеличен импорт потребительских товаров на кредитной основе. Государство влезло в долги, но стабилизировать рынок не удавалось.
С 1989 г. инфляционные процессы приняли лавинообразный характер. Предприятия, стремясь избавиться от денег, начали вкладывать их в любые виды ресурсов. Резко возросли сверхнормативные запасы. Во взаимоотношениях друг с другом предприятия стали переходить к безденежному товарообороту, отказывались от госзаказа.
Рост цен, вызванный инфляцией, привел к тому, что колхозы и совхозы стали отказываться продавать государству продукцию и искать пути непосредственного натурального обмена с предприятиями. При рекордных урожаях (1989 г.– 211 млрд. т., 1990 г.– 230 млрд. т. зерна) стал ощущаться недостаток продовольствия.
Стало ясно, что политика ускорения социально-экономического развития, провозглашенная XXVII съездом, потерпела крах, окончательно разбалансировала экономику. Страна встала перед необходимостью резко ограничивать капиталовложения в строительство, свертывать производственный импорт и перераспределять ресурсы на выпуск и закупку потребительских товаров.
В связи с экономическим кризисом возросли сепаратистские тенденции. Республики вводили таможенные барьеры, ограничивали вывоз со своих территорий промышленных товаров и продуктов питания, стали рушиться экономические связи.
Недовольство народа отсутствием товаров вызывало массовые забастовки, что еще более усугубило положение. Началось уже не замедление темпов, а сокращение производства.
Все более утверждалось мнение, что социалистическая система не реформируема в принципе – надо менять ее в корне. Постепенно такая точка зрения все более утверждалась в общественном сознании. Единственный выход виделся в переходе к рыночной экономике.
Переход к рыночным отношениям. После августовских событий 1991 г., которые привели к развалу СССР, правительство России начало форсированный переход к рынку. Для консультаций в осуществлении реформ была приглашена группа иностранных советников во главе с Дж. Саксом (США). Правительство возлагало надежды на экономическую помощь Запада.
Конкурентный рынок мог утвердиться только на базе частной собственности, поэтому необходимо было приватизировать (передать в частную собственность) значительную часть предприятий, ограничить роль государства как хозяйствующего субъекта.
Важнейшей задачей реформ называлась финансовая стабилизация, ликвидация бюджетного дефицита.
Первым шагом реформ стала либерализация це н с января 1992 года на большинство товаров и продуктов. Цены возросли за 6 месяцев в 10–12 раз. Все сбережения населения моментально обесценились. Большинство населения тем самым оказывалось за чертой бедности – не случайно реформа была определена в народе «грабительской».
Либерализация цен вызвала резкий рост тарифов на перевозку, цен на энергию, сырье и т. д. Началось сокращение спроса на многие товары и виды продукции. В сельском хозяйстве повышение цен на горючее, технику, стройматериалы вызвало рост цен на зерно и овощи, а подорожание кормов вело к сокращению поголовья скота, к падению производства мяса и молока. Отечественные сельхозпродукты стали дороже импортных, что вело к свертыванию всего агропромышленного комплекса.
Правительство видело выход в проведении «монетаристской» политики, согласно которой вмешательство государства в экономику должно быть минимальным. Экономику надо лечить «шокотерапией» – нерентабельные предприятия обанкротятся, а те, которые выживут, перестроятся на выпуск дешевой и качественной продукции. Однако под угрозой банкротства к лету 1992 года оказались целые отрасли.
Не оправдались расчеты на значительную финансовую поддержку Запада. Вместо обещанных 24 млр.долларов Россия получила всего 12,5 млрд. в форме кредитов на закупку продовольствия у тех же западных стран. В этих условиях Центральный банк России вынужден был предоставить предприятиям значительные кредиты. Это решение фактически похоронило план «шокотерапии». Начался рост инфляции.
В декабре 1992 года VII съезд народных депутатов России потребовал отставки правительства Е. Гайдара. Новым главой правительства был утвержден В.С. Черномырдин.
Экономическая реформа, предполагавшая быстрое преодоление кризиса и его последствий, в итоге зашла в тупик и была подменена стратегией выживания. Отражением ее стала частая сменяемость глав правительств, федеральных министров. За период с 1992-2000 гг. сменилось 6 премьеров: Е. Гайдар, В. Черномырдин, С. Степашин, С. Кириенко, Е. Примаков, В. Путин, средняя продолжительность работы министра составила два месяца.
Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 644 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!