Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Связь с индейским народным творчеством



Генри Лонгфелло (1807—1882). Творчество Генри Уодсворта Лонгфелло связано с романтическим направлением в американской литературе XIX века. Он вступил в литературу в 30-е годы, однако в основном его литературная деятельность приходится на вторую половину XIX века. Подъем аболиционистского движения в стране в период 40—50-х годов, одним из сторонников и участников которого становится и Лонгфелло, способствовал его приобщению к животрепещущим проблемам общественной жизни Америки. И если в начале своего поэтического пути он создавал произведения, весьма далекие от реальной действительности, и во многом подражал английским романтикам (Вордсворт, Ките), то уже в 1842 году он писал свои знаменитые «Песни о рабстве», облетевшие всю страну и ставшие известными далеко за ее пределами. Горячий отклик поэта на современные ему политические события, глубокий интерес к жизни индейских племен и их фольклору, создание образа народного героя в написанной в форме национального эпоса поэме «Песнь о Гайавате» — все это значительно отличает Лонгфелло от американских романтиков Н. Готорна, Э. По с их пессимизмом и мрачным тоном их произведений.

Романтическое по своему характеру творчество Лонгфелло представляет собой широкую картину жизни страны. Лонгфелло разделял иллюзии американских романтиков относительно исключительности США; во многих его произведениях содержится либеральная оценка буржуазной действительности, им написано большое количество стихов абстрактно-созерцательного характера. Но, как подлинный поэт-гуманист, Лонгфелло на протяжении всей своей жизни выступал за мир и счастье всех людей на земле. С большой любовью писал он о своей родной стране, ее природе и простых людях Америки.

Генри Лонгфелло родился в 1807 году в семье адвоката в Портленде. Здесь, в приморском городке, центром жизни которого была большая гавань, протекало детство будущего поэта. Романтика моря, далеких морских путешествий увлекала его в детские годы. В 1822 году Лонгфелло поступил в колледж. Уже к этому периоду вполне определился круг его интересов. Лонгфелло влекла литература, поэзия. С 14 лет он начал печатать свои стихи в одном из бостонских журналов. С большим интересом и увлечением занимается он изучением новых европейских языков. Отец Лонгфелло мечтал о серьезном юридическом образовании для сына, хотел видеть его помощником в адвокатской практике. Но сразу же после окончания курса (1825) Лонгфелло был оставлен при колледже для преподавания европейских языков. В 1826—1829 годах он совершает свое первое путешествие по Европе с целью усовершенствоваться в своей специальности. Всего за свою жизнь писатель четыре раза приезжал в Европу. Он побывал в Италии и Испании, посетил Францию, Англию, Голландию и Швейцарию; ряд месяцев слушал лекции в Геттин-генском университете в Германии. Эти поездки имели большое значение для Лонгфелло. Непосредственное знакомство с культурной жизнью европейских стран, с историческими и культурными памятниками прошлых веков способствовало совершенствованию его знаний в области европейских языков и литературы.

С 1835 года по 1854 год Лонгфелло — профессор кафедры европейской литературы и языков в одном из старейших высших учебных заведений в Америке — в Гарвардском университете. Круг научно-литературных интересов его и в эти, и в последующие годы, когда после 1854 года он всецело отдается литературному творчеству, очень широк и разнообразен. Очень важное место в литературной деятельности Лонгфелло принадлежит его переводам. Он познакомил американских читателей с лучшими образцами мировой классической поэзии. Составленная им антология «Поэты и поэзия Европы» (1845) представляет собой большую ценность. Эта книга сыграла важную роль в деле культурного сближения народов. Замечательное мастерство Лонгфелло-переводчика, его совершенные знания в области мировой поэзии позволили ему отобрать ее лучшие образцы и в законченной поэтической форме передать их художественное своеобразие.

В переводах Лонгфелло отражена история мировой поэзии, начиная с таких наиболее древних и наиболее прекрасных памятников ее, как французский героический эпос — «Песнь о Роланде», англосаксонская поэма «Беовульф» и скандинавские саги, «Божественная комедия» Данте.

Оригинальное художественное творчество Лонгфелло весьма разнообразно в жанровом отношении. Он является автором многочисленных лирических стихотворений (сборник «Голоса ночи», 1839, и др.) и баллад (сборник «Баллады и другие стихотворения», 1841), а также романа «Гиперион» (1839). Им написан ряд поэм («Песнь о Гайавате», 1855, «Сватовство Майльса Стендиша», 1858) и драматических произведений (драматическая поэма «Микеланджело»).

Начав свой творческий путь небольшими лирическими стихотворениями, далеко отстоящими от социальных проблем, выдвигаемых практикой общественной жизни, Лонгфелло в наиболее значительный период своего творчества (40—50-е годы) живо откликнулся на насущные вопросы действительности.

В 1842 году были изданы его «Песни о рабстве». Объединенные в этом сборнике стихотворения были написаны под влиянием все усиливающегося в Америке движения за освобождение негров.

«Песни о рабстве» проникнуты гуманистическим сочувствием к угнетенным. Поэт создает целую галерею образов невольников, человеческое достоинство которых тщетно пытаются уничтожить их белые хозяева. Он рисует страшные картины нечеловеческих условий жизни и труда негров-рабов. Продажа негров на невольничьих рынках, перевозка рабов в трюмах, непосильный изнуряющий труд на плантациях, жестокие истязания —; вот о чем пишет Лонгфелло р своих «Песнях о рабстве». Поэт возмущен тем, что

...На рынки вывозят людей;

Их шеи, и руки, и ноги

Избиты железом цепей.

Убийства, страдания, пытки,

Позор, и гоненье, и гнет,

И все, что на душу и тело

Печать отраженья кладет,—

То доля невольников бедных.

В стихотворении «Сон негра» рассказывается о гибели замученного, истерзанного побоями негра. В предсмертном сне он видит свой дом, жену, детей, свою родину. И вновь, хотя только на один миг, он чувствует себя свободным:

Измучен зноем и трудом,

Он наземь бросился ничком.

Недвижно рис над ним стоял.

Палимый зноем, он дремал...

То был ли бред, то был ли сон —

Родимый край увидел он.

С возмущением и болью пишет Лонгфелло о положении невольников. Но значение «Песен о рабстве» заключается не только в правдивом изображении тяжелой судьбы негров-рабов. Поэт предсказывает приближающуюся развязку событий; он пишет не только о страданиях, но и о сопротивлении рабов. Особое место в «Песнях о рабстве» принадлежит стихотворению «Предостережение», в котором Лонгфелло прямо говорит о том моменте, когда негр-раб «поднимет руку в скорби исступленной и пошатнет, кляня свой тяжкий плен, столпы и основанья наших стен». Нельзя не отметить, что в творчестве многих американских писателей-аболиционистов гражданский пафос борьбы за свободу и равенство людей с «цветной кожей» теснейшим образом переплетается с идеями и предрассудками религиозного характера. Это было присуще и поэзии Лонгфелло.

Из всех стихов Лонгфелло его «Песни о рабстве» были особенно популярны. Широкой известностью пользовались они и у нас, в России, особенно в период 60-х годов прошлого века. К поэзии Лонгфелло обращались многие крупные русские поэты и переводчики. Она привлекала их своим гуманизмом, высоким художественным мастерством в изображении красоты и величия природы, поэтическим изображением жизни и труда простого человека. Лирические стихи, баллады и поэмы Лонгфелло переводили М. Михайлов, А. Майков, Д. Минаев, П. Вейнберг, позднее Бальмонт, И. Бунин, К. Чуковский и другие.

В 1855 году Лонгфелло завершил работу над своим лучшим произведением — эпической поэмой «Песнь о Гайавате».

«Гайавата» — самое своеобразное поэтическое творение Лонгфелло, и в то же время именно оно дает наиболее полное представление о характерных особенностях его творчества, о художественном своеобразии его мастерства. О поэтической красоте «Песни о Гайавате» и всего творчества Лонгфелло очень хорошо писал И. Бунин в предисловии к сделанному им переводу «Песни о Гайавате» на русский язык: «...главное, что навсегда упрочило за «Песнью о Гайавате» славу, это — редкая красота художественных образов и картин в связи с высоким поэтическим и гуманным настроением. В «Песни о Гайавате» отразились все лучшие качества души и таланта ее творца. Лонгфелло всю жизнь посвятил служению возвышенному и прекрасному... Он призывал людей к миру, любви и братству, к труду на пользу ближнего. В его поэмах и стихотворениях всегда «незримо разлиты добро и красота»; они всегда отличаются, не говоря уж о простоте и изяществе формы, тонким пониманием и замечательным художественным воспроизведением природы и человеческой жизни.

«Песнь о Гайавате» служит лучшим доказательством всего сказанного. Она трогает нас то величием древней легенды, то тихими радостями детства, то чистотою и нежностью первой любви, то безмятежностью трудовой жизни на лоне природы, то скорбью роковых и вечных бед человеческого существования. Она воскрешает перед нами красоту девственных лесов и прерий, воссоздает цельные характеры первобытных людей, их быт и миросозерцание».

Поэма создана на основе памятников индейского фольклора. Лонгфелло собрал и поэтически обработал многочисленные песни и легенды, бытовавшие в среде североамериканских индейцев и повествующие о жизни, подвигах и борьбе народного героя — богатыря Гайаваты. В поэме рассказывается «о его рожденье дивном, о его великой жизни», о том,

Как трудился Гайавата,

Чтоб народ его был счастлив,

Чтоб он шел к добру и правде.

Образ Гайаваты не является вымышленным. Это лицо историческое. Гайавата жил в XV веке, он происходил из племени ирокезов и был одним из вождей индейского народа. В индейском фольклоре образ Гайаваты был наделен чертами сказочного героя. Лонгфелло в своей поэме тоже далеко отходит от исторической правды. В его интерпретации история Гайаваты — поэтическая легенда, волшебная сказка, в которой смелый и яркий фантастический вымысел тесно переплетается с глубокой народной мудростью. Герой Лонгфелло — существо необычное; он обладает чудесной силой, сверхъестественным умом и отвагой:

Резвы ноги Гайаваты!

Запустив стрелу из лука,

Он бежал за ней так быстро,

Что стрелу опережал он.

Мощны руки Гайаваты!

Десять раз, не отдыхая,

Мог согнуть он лук упругий

Так легко, что догоняли

На лету друг друга стрелы.

Рукавицы Гайаваты,

Рукавицы Минджикэвон,

Из оленьей мягкой шкуры

Обладали дивной силой:

Сокрушать он мог в них скалы,

Раздроблять в песчинки камни.

Мокасины Гайаваты

Из оленьей мягкой шкуры

Волшебство в себе таили:

Привязавши их к лодыжкам,

Прикрепив к ногам ремнями,

С каждым шагом Гайавата

Мог по целой мили делать.

И все свои силы, ум и мастерство отдает Гайавата на благо людям. Это образ подлинно народного героя. В облике Гайаваты, в характере его деятельности воплотились лучшие черты народа.

Гайавата — борец за счастье своего народа; его возмущают насилие и несправедливость:

Много думал он о благе

Всех племен и всех народов.

Лонгфелло поэтически изображает трудовую деятельность простого человека. Он воспевает трудовые подвиги Гайаваты и людей его племени. Гайавата обучает индейцев мастерству охоты и земледелия, он изобретает письменность и открывает тайны врачебного искусства, он приручает зверей. В совершенстве постигает Гайавата жизнь окружающей его природы. Он понимает голоса лесных зверей и птиц; о многом говорит ему шум ветра и журчание реки:

Так малютка, внук Нокомис,

Изучил весь птичий говор.

Имена их, все их тайны:

Как они вьют гнезда летом,

Где живут они зимою;

Часто с ними вел беседы,

Звал их всех «мои цыплята».

Всех зверей язык узнал он.

Имена их, все их тайны:

Как бобер жилище строит,

Где орехи белка прячет,

Отчего резва косуля,

Отчего труслив Вабассо;

Часто с ними вел беседы,

Звал их: «братья Гайаваты».

Прекрасны созданные в поэме картины природы Северной Америки: таинственный сумрак леса и солнечный блеск долины, бурные ливни и метели, раскаты грома в горах и стремительные реки — все это видишь, слышишь, чувствуешь, читая «Песнь о Гайавате». Природа оживает на страницах книги Лонгфелло, и в этом ее особая, непередаваемая прелесть.

Эпическое повествование о жизни и подвигах Гайаваты, о судьбах его племени включает сцены и описания лирического характера. И в первую очередь это относится к истории любви Гайаваты к прекрасной Миннегаге.

Поэма Лонгфелло интересна и в том отношении, что в ней правдиво воспроизведен древний быт индейских племен, своеобразный уклад их жизни. Поэт рассказывает о буднях и праздниках людей из племени ирокезов, описывает их оружие и костюмы, передает поэтическую прелесть их песен и праздничных обрядов. В этом заключается громадная познавательная ценность «Песни о Гайавате». Мировая литература знает не много произведений такого рода. Лонгфелло мастерски сочетает достоверность в воспроизведении деталей с поэтическим вымыслом, точность описаний с фантастикой.

Большое впечатление оставляют образы героев поэмы. Это относится не только к образу ее центрального героя — Гайаваты. Не менее ярко обрисованы в поэме друзья Гайаваты — отважный, как воин, и нежный, как девушка, музыкант Чайбайабос, а также смелый, простодушный и сильный Квазинд.

Поэтичны образы прекрасной Нокомис, стройной и гибкой Веноны, нежной Миннегаги.

Герои поэмы Лонгфелло — энергичные и смелые люди, не только мечтающие о счастье своего народа, но и борющиеся за него. Диссонансом ко всей поэме звучит ее заключительная часть, в которой Гайавата показан приветствующим христианского миссионера, явившегося в среду индейцев для обращения их из язычников в христиан. Гайавата призывает своих соплеменников жить в дружбе с белыми и прислушиваться к их мудрым советам.

Настроение христианского всепрощения, пронизывающее последние строки поэмы, находится в противоречии с содержащимися в XXI главе поэмы («След Белого») описаниями жестокости белых по отношению к истребляемым ими индейским племенам.

В данном случае поэт нарушает историческую правду взаимоотношений колонизаторов и индейцев.

Поэма «Песнь о Гайавате» переведена на многие языки мира. Лучший перевод ее на русский язык сделан И. Буниным.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 908 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...