Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ф.Энгельс о реализме



Зарождение критического реализма относится к концу 20-х годов XIX века, его расцвет — к 30—40-м годам. В эти годы во Франции выступили Беранже, Стендаль, Мериме, Бальзак, Флобер; в Англии — Диккенс, Теккерей, Бронте, Гаскелл, поэты-чартисты; в Германии — Гейне и другие революционные поэты.

В силу особых условий социально-исторического развития расцвет критического реализма в Америке, а также в Венгрии и славянских странах относится к более позднему периоду — уже ко второй половине века, когда выступили в Америке — Бичер-Стоу, Уитмен и другие; в Чехословакии — Ян Неруда; в Польше — Сенкевич, Ожешко, Прус; в Болгарии — Христо Ботев, Каравелов и другие.

Наиболее полное выражение критический реализм находит в жанре социального романа. Широта проблем, высокий обличительный пафос, стремление запечатлеть наблюдаемые явления общественной жизни в монументальных художественных образах большой обобщающей силы — таковы наиболее характерные черты творчества лучших представителей критического реализма.

Стремление исторически и научно обосновать свои выводы при изображении явлений социальной жизни, желание всегда быть на уровне последних достижений науки, «щупать пульс своей эпохи», по словам Бальзака,— вот что помогало реалистам организовать свой художественный метод.

Исторические предпосылки развития критического реализма. В 30-х годах XIX века стало обозначаться ведущее классовое противоречие буржуазного общества — противоречие между буржуазией и рабочим классом.

В Германии, Франции, Англии в 30-х годах и далее — в 40-х годах проходит, нарастая, волна рабочего движения. В порабощенных странах — Болгарии, Венгрии, Польше, Чехии — усиливается национально-освободительная борьба.

Эти годы являются периодом подъема в различных областях культуры буржуазного общества. Революция 1789—1794 годов открыла новые широкие перспективы развития передовой научной мысли. Начинается мощный расцвет философии, естественных, технических, исторических наук.

Огромные успехи делают уже в первой половине XIX века естествознание и биология. Ряд важных открытий, связанных с именами Эразма Дарвина в Англии и особенно Ламарка во Франции, впервые выдвинувшего целостную теорию эволюционного развития живой природы, производит переворот в науке, разрушая господствовавшее много веков представление о неподвижности и постоянстве форм в природе.

«... все застывшее стало текучим,— писал Ф. Энгельс во «Введении к «Диалектике природы»,— все неподвижное стало подвижным, все то особое, которое считалось вечным, оказалось преходящим, было доказано, что вся природа движется в вечном потоке и круговороте».

Рядом открытий естествознание обязано ученым Кювье и Сент-Илеру.

Завоеванием исследовательской мысли Кювье явилось учение о соответствии и соразмерности частей животного организма.

Кювье говорил: «Всякое организованное существо представляет нечто целое, единую и замкнутую систему, части которой взаимно соответствуют. Ни одна из этих частей не может измениться без того, чтобы не изменились другие, и, следовательно, каждая из них, взятая отдельно, указывает и дает все остальные». Пользуясь своим методом, Кювье восстановил скелеты многих вымерших животных по одной найденной кости или зубу этих животных.

Сент-Илер пошел далее, установив связи и преемственность в развитии различных видов животных.

Не случайно Бальзак, обосновывая свой реалистический метод, искал опоры в естествознании, признавал Кювье и Сент-Илера своими учителями.

Историзм Бальзака, который правдивость мыслил себе прежде всего как верность истории, ее логике, также характерная черта реализма, развитие которого совпадает с тем периодом, когда исторические науки сделали огромные успехи.

Мощный расцвет исторических наук относится еще к периоду Реставрации во Франции. Незавершенность буржуазной революции 1789—1794 годов, заторможенность в развитии буржуазного общества в период Реставрации побуждают буржуазных историков — Тьерри, Гизо, Минье и других — выдвинуть передовую для того времени концепцию исторического развития, согласно которой победа буржуазии над дворянской аристократией признавалась исторически неизбежной, подготовлявшейся всем ходом истории в течение многих веков.

Надо отметить, однако, что после окончательного укрепления буржуазного общества — после 1830 года — те же самые историки переходят на реакционно-охранительные позиции, стремясь к укреплению господства буржуазии, ее безраздельной власти над эксплуатируемыми классами.

Громадное значение получает диалектический метод Гегеля, уже сложившийся в первой четверти XIX века.

Наконец, в 40-е годы, в предреволюционной ситуации, которая сложилась в ряде стран (Франция, Германия, Венгрия), возникает научный социализм Маркса и Энгельса, явившийся величайшим переворотом в истории человеческой мысли.

Таковы в общих чертах исторические и культурно-философские предпосылки развития критического реализма в зарубежной литературе XIX века.

Литературная борьба. Становление и развитие критического реализма происходило в условиях сложной литературной борьбы, главным содержанием которой следует признать соотношение двух основных направлений — романтизма и реализма. Реализм и романтизм — два литературных направления, которые на протяжении очень длительного периода развиваются одновременно, будучи тесно между собой связаны и в то же время глубоко различны по методу.

Критический реализм на Западе начинает складываться как направление во второй половине 20-х годов. Эти же годы — период расцвета романтизма. И поэтому, совершенно естественно, между этими двумя направлениями устанавливается сложное взаимодействие. Под целым рядом деклараций романтиков охотно могли бы подписаться и первые реалисты. Такова, например, программная статья, которая была напечатана во французском романтическом журнале «Globe» в 1824 году, где романтики заявили, что все имеющееся в природе может стать предметом искусства. Это положение вполне разделяли и реалисты, но нельзя при этом забывать, что само понимание этого положения у романтиков и реалистов было различно, хотя расхождение между ними определилось в более позднее время. В 20-х же годах романтики и реалисты имели немало общих задач. Их сближение произошло на почве общей борьбы с реакционным искусством периода Реставрации, главным образом с искусством эпигонов классицизма, которое в это время еще находило своих последователей в различных странах. Один из крупнейших представителей французского реализма — Стендаль выступил под знаменем романтизма, и это было не случайно: в понимании Стендаля романтизм был не чем иным, как передовым искусством, боровшимся с классицизмом и его эстетикой.

В литературной борьбе, которая развертывается в 20-х годах, романтики идут впереди, они пока оттесняют реалистов; реализм еще не сформировался в эти годы в самостоятельное направление, он только складывается.

Однако принципиальные расхождения реалистов даже с прогрессивными романтиками отчетливо выступают уже в 30-х и в особенности в 40-х годах XIX века. Расхождение определяется в основных вопросах эстетики и творчества — в понимании взаимоотношения искусства и действительности, роли искусства и художника в общественной жизни, в решении проблемы личности, в методах типизации и т. д.

В Германии, где наиболее полно проявился консервативный романтизм, нашедший свою философскую опору в немецкой идеалистической философии конца XVIII века (Канта, Фихте, Шеллинга), реализм в лице революционных поэтов 30—40-х годов повел решительное и планомерное наступление на романтизм.

Эстетические взгляды и творчество Гейне, Фрейлиграта, Веерта, писателей «Молодой Германии» складывались в борьбе с исходными положениями консервативных романтиков, провозглашавших реальный мир только отблеском мира запредельного и отрицавших задачи переделки и улучшения объективной действительности.

Во Франции и Англии положение было иным; в странах, где широкое развитие получил прогрессивный и революционный романтизм (Гюго, Ж. Санд, Шелли, Байрон), реализм складывался в борьбе, но в то же время и в прямой преемственности с романтизмом. Вступая в сложную теоретическую и творческую полемику с романтизмом, критические реалисты брали от него все лучшие прогрессивные традиции — демократизм, народность, интерес к историческим темам. Критический пафос прогрессивного романтизма, его гуманистические идеалы были теми великими традициями, которые продолжили в своем творчестве писатели-реалисты.

В конце XIX века, в новых исторических условиях, соотношение двух литературных направлений намечается по-новому, романтизм сходит на нет. Но в то же время в символизме, в декадансе, в импрессионизме целый ряд эстетических и творческих положений реакционного романтизма снова возрождается, приобретая характер упадочной литературы «конца века».

Критический реализм конца XIX и начала XX века в лице его лучших представителей — Флобера, Мопассана, Франса, Шоу, Роллана и других — вступает в непримиримую борьбу с декадентской литературой.

Основные черты критического реализма. Критический реализм, так же как и романтизм, предполагает в своей основе целостное мировоззрение, определенное отношение к действительности.

Для писателя-реалиста характерны признание ценности объективной действительности и огромный интерес к ней. Художник-реалист стремится прежде всего глубоко познать, изучить действительность и всесторонне отобразить ее в своем творчестве, в полноценных типических образах.

И не о стихийном процессе идет здесь речь, не о том только, что таков объективный смысл показа жизни реалистами; речь идет о сознательном стремлении к глубокому познанию жизни.

«Литература есть выражение общества,— говорил Бальзак,— эта истина, ныне очень тривиальная, является результатом наблюдения ума, глубоко изучившего историю народов и поэзии».

В 1888 году, в письме к английской писательнице Маргарэт Гаркнес, Ф. Энгельс высказал несколько весьма важных замечаний по вопросам реализма.

Письмо Энгельса было откликом на выход в 1887 году повести Гаркнес «Городская девушка». Энгельс видит главный недостаток повести, определивший исторически неверную концепцию автора, в том, что Гаркнес исказила в ней роль рабочего класса. Энгельс указывает на то, что «в «Городской девушке» рабочий класс фигурирует как пассивная масса, не способная помочь себе, не делающая даже никаких попыток и усилий к этому. Все попытки вырвать ее из отупляющей нищеты исходят извне, сверху. Но если это было верно для 1800 и 1810 гг.,...то в 1887 г....это не так. Мятежный отпор рабочего класса угнетающей среде, которая его окружает, его судорожные попытки, полусознательные или сознательные, восстановить свое человеческое достоинство вписаны в историю и должны поэтому занять свое место в области реализма».

Исходя из этого конкретного указания на ошибочность в оценке рабочего класса в повести Гаркнес, Энгельс формулирует свое определение реализма:

«Реализм предполагает,— пишет он,— кроме правдивости деталей, правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах».

Основное требование Энгельса к художнику-реалисту сводится к требованию типического изображения. Под типизацией следует понимать умение дать в образе то, что с наибольшей силой и полнотой выражает сущность данного явления или характера. Художник-реалист проделывает большую работу по отбору существенного, отбрасывает то, что является случайным и, наоборот, усиливает, комбинирует в своем образе те черты, те качества, которые наиболее полно выражают данное явление или характер. В типическом художественном образе обобщение органически сочетается с индивидуализацией.

Типизируя, писатель-реалист уже высказывает свое суждение о том, что он изображает: он судит, разоблачает или утверждает те или иные явления. Стремясь познать и объяснить мир, человеческое общество, художник-реалист должен быть на уровне достижений передовой мысли данной эпохи.

Энгельс выдвигает еще одно очень важное требование к художнику-реалисту. Он говорит об изображении типичных характеров в типичных обстоятельствах. Он требует, следовательно, типизации в изображении тех обстоятельств, тех социальных условий, которые порождают данный характер; он требует, чтобы эти обстоятельства не были случайными, чтобы они содержали существенные социально-исторические черты, чтобы характеры, которые изображает художник, вытекали из этих условий, были оправданы ими.

Типические характеры и образы, отражающие важнейшие стороны действительности, создавали и романтики (Чайльд Гарольд, кот Мурр, Клод Фролло, Лантенак, Симурден и др.). Однако метод типизации романтиков существенно отличается от метода реалистов. Романтики, рисуя свои образы, часто совершенно сознательно отвлекают их от конкретно-исторической и бытовой обстановки; широко пользуясь приемом гиперболизации и контрастного противопоставления, они не стремятся к тому, чтобы сохранить пропорции и масштабы реальных жизненных отношений и сложную диалектику объективного мира. Они нередко переносят своих героев в фантастическую, сказочную или легендарную обстановку, охотно используют аллегорические и символические образы (Манфред, Каин, Прометей).

Реалисты при изображении типических характеров, наоборот, стремятся сохранить масштабы реально-бытовой обстановки, рисуют своих героев во всем многообразии их жизненных связей и конкретно-исторических и бытовых отношений, в их развитии. Растиньяк, Жюльен Сорель, Николас Никкльби, Ребекка Шарп и многие другие действуют «в типичных обстоятельствах»; они не отвлечены от той живой и сложной реальной обстановки, в которой складывались подобные характеры.

Завоеванием реалистического метода является показ характеров героев в их становлении и развитии, стремление изобразить их историю, проследить их «величие и падение».

А с этим связаны и характерные особенности в построении сюжета реалистических произведений. Реалистам чужды условно-романтические ситуации и нарочитое нагромождение роковых случайностей. Развитие действия в романах Бальзака поражает беспощадно трезвой логичностью и глубоким историзмом в изображении объективных событий, связанных с судьбами тех или иных героев.

Если в более ранний период творчества Диккенс тяготел порой к романтической условности в развитии действия, когда заранее предрешалось «наказание» злодея и торжество добродетельного героя, то в своих лучших реалистических романах 50—60-х годов («Холодный дом», «Тяжелые времена», «Большие ожидания») он отказывается от этой условности, приходит к признанию неодолимой силы объективных фактов, определяющих судьбу и характер героя.

Представители критического реализма, давая правдивое изображение жизни, неизбежно превращали его в критику буржуазной действительности. Сказать о буржуазном обществе правду — это значило разоблачить это общество. Если художник сходил с позиций критики, он уже переставал быть правдивым художником, т. е. реалистом.

Указание на сильные стороны творчества критических реалистов Запада не снимает другого, очень важного вопроса — о неизбежной ограниченности критического реализма. Слабая сторона его — в непонимании, куда идет буржуазное общество в своем историческом развитии, неумение вскрыть в обществе наличие тех сил, которые в дальнейшем должны привести к его отрицанию и созданию нового, социалистического общества. И как совершенно неизбежное следствие этого — противоречивое решение критическими реалистами проблемы положительного образа.

Давая свои блестящие и глубокие картины жизни буржуазного общества XIX века, писатели критического реализма не призывали к его уничтожению. Но, даже стремясь только исправить его, реформировать, наиболее честные и правдивые художники этого направления сумели глубоко заглянуть в сущность капиталистических отношений, обличить его господствующие пороки, показать их не как случайные, а как вытекающие из самой системы буржуазных отношений. Тем самым они уже подводили читателя к выводу о невозможности в пределах буржуазного общества разрешить противоречия, которые они раскрыли в своих произведениях, хотя сами они такого вывода не делали. Таков, например, смысл критических произведений Бальзака, Диккенса, Теккерея.

Глубокая правдивость и обличительный пафос в произведениях революционных поэтов 30—40-х годов (Беранже, Дюпон, Потье, Гейне, Веерт, поэты-чартисты) поднимались до подлинно революционного звучания. Поэма Гейне «Германия», лучшие стихи Веерта, рабочих-поэтов 1848 года во Франции — Потье, Пюжоля, Лашамбоди, поэта-чартиста Эрнеста Джонса и многих других были направлены против буржуазного общества, дышали революционным гневом и возмущением, предрекали неизбежную гибель буржуазного порядка, утверждали новую силу — рабочего, творца тех богатств, которыми живет человечество.

Широчайшие эпические полотна создают великие романисты Франции, Англии и других стран — Стендаль, Бальзак, Диккенс, Теккерей, Бронте.

Отмечая ярко выраженную антибуржуазную направленность творчества великих зарубежных реалистов XIX века, А. М. Горький так характеризовал их значение:

«Творцами этого реализма были преимущественно люди, которые интеллектуально переросли свою среду и за грубой физической силой своего класса ясно видели его социально-творческое бессилие. Этих людей можно назвать «блудными детьми» буржуазии; так же как герой церковной легенды, они уходили из плена отцов, из-под гнета догм, традиций, и к чести этих отщепенцев надо сказать, что не очень многие из них возвращались в недра своего класса кушать жареную телятину».

Горький правильно указывает на сокрушительную силу обличительных образов критического реализма:

«Литература «блудных детей» буржуазии была в высшей степени ценна своим критическим отношением к действительности». Огромны завоевания художественного мастерства реалистов XIX века. Им принадлежит заслуга в развитии и усовершенствовании социального романа. Широкие эпические полотна, изображающие жизнь буржуазного общества с самых различных сторон, бесконечное многообразие социальных типов, «начиная достопочтенным» рантье... и кончая мелким лавочником и подручным адвоката» (Маркс); огромные исторические и философские обобщения — все это делает произведения критических реалистов художественной энциклопедией жизни XIX века.

Великие мастера-реалисты XIX века широко используют жанр сатиры. Сатирическая поэма и песнь становятся господствующим жанром в революционной поэзии Германии и Франции («Германия» Гейне, «Будущность Франции» или «Красный человечек» Беранже и т. д.).

Лучшие сатирические традиции XVIII века — Свифта, Фильдинга, Стерна — блестяще использованы мастерами английского сатирического романа — Диккенсом, Теккереем.

Великие реалисты вносят свой вклад в создание исторического романа, закономерно обращаясь в осмыслении современной им буржуазной действительности к событиям первой французской революции или американской войны за независимость («Шуаны», «Старая дева», «Темное дело» Бальзака; «Повесть о двух городах» Диккенса, «Виргинцы» Теккерея).

Во второй половине XIX века реализм в ряде стран, продолжая и развивая лучшие обличительные традиции Стендаля, Бальзака, Гейне, Диккенса, приобретает в то же время в творчестве Флобера, Келлера, Шанфлери, Дж. Эллиот новые черты.

Кризис буржуазной демократии, разложение буржуазной идеологии, обнаружившиеся после революции 1848 года во многих зарубежных странах, определили противоречивость исканий реалистов этой поры.

В реализме второй половины века все отчетливее начинают звучать мотивы пессимизма и скепсиса. Надвигающийся крах буржуазного мира дезориентирует писателей-реалистов, лишает их чувства перспективы. Все чаще из их лагеря раздаются жалобы на отсутствие каких-либо руководящих идеалов.

И тем не менее резкость и беспощадность обличения буржуазного оскудения и предельной нищеты духа достигают (например, у Флобера) силы, ни с чем не сравнимой.

Произведения Стендаля, Мериме, Бальзака, Диккенса, Теккерея, Гейне, Уитмена, Беранже, Яна Неруды, Флобера и других составляют неразменный золотой фонд мировой литературы XIX века и, служа интересам и стремлениям народа, приобретают громадное значение в наши дни — в современной борьбе всего передового человечества против разгула империалистической реакции.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 2736 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...