Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Хрестоматия с.539-541.
Сюжет:
Том — негр-раб у рабовладельца Шелби в штате Кентукки. Хозяин за долги отдаёт Тома работорговцу Гейли, очень «гуманному» человеку, не выносящему слёз рабов при их купле-продаже.
Том — добросовестный, порядочный человек — не раз выручал своего хозяина, был незаменимым человеком в хозяйстве. У него прекрасные отношения как с хозяевами, так и с рабами. Том - честный, благочестивый, простой, но в тоже время, он порой замечает то, что не замечают богатые образованные хозяева. Все уважают и любят его. Особую привязанность и симпатию испытывает к нему хозяйский сын Джордж, порывистый и добрый мальчик, который учит Тома читать и писать, а также читает ему Библию.
После продажи Тома везут в южные штаты. По дороге на борту парохода Том спасает упавшую за борт девочку по имени Еванджелина Сент-Клер. Её отец — богатый американец французского происхождения, слегка легкомысленный, но лояльный и справедливый человек — выкупает Тома у Гейли. Впоследствии оказывается, что Ева, ставшая верным другом Тома, больна туберкулёзом. Она умирает, но перед смертью берёт с отца обещание — освободить всех его рабов. Сент-Клер разделяет взгляды дочери на рабовладение, но не успевает ничего предпринять — его убивают во время потасовки в баре. Жена же его — Мари, эгоистичная, ипохондричная изнеженная женщина — сразу после смерти мужа распродаёт всех рабов с аукциона.
Том попадает в руки Легри — рабовладельца с юга, но уроженца Севера, из Вермонта. Легри — жестокий, деспотичный человек, для которого в этой жизни не осталось ничего святого. На его ферме творятся средневековые ужасы — он пытает собственных рабов, избивает и унижает их. Том дорого ему обошёлся, и Легри хочет сделать из него надсмотрщика, такого же кровожадного, как и его собаки, которыми он травит провинившихся. Но дядя Том верен себе и своим принципам. Он не только не соглашается на эту «должность», но привносит в жизнь совсем отчаявшихся людей радость и добро, насколько это возможно под неусыпным взором бесчеловечных надсмотрщиков; вдохновляет на побег двух исстрадавшихся, потерявших надежду женщин. Легри, не потерпевший неповиновения, жестоко наказывает Тома — избивает его до смерти.
Именно в этот трагичный момент его находит старый добрый друг, «молодой хозяин Джордж», который после смерти отца отправился на поиски дорогого сердцу Тома. Он нашёл его у Легри, но застал лишь последние минуты жизни Тома. Джордж в трауре. Он хоронит Тома и впоследствии даёт вольную всем своим рабам, а хижину Тома оставляет как символ былого и устаревшего.
История Тома — центральная в романе, но помимо неё мы наблюдаем также за событиями жизни некоторых рабов из имения Шельби (и не только), столкнувшихся с критическими жизненными ситуациями.
Как бы ни будоражила воображение писателей-романтиков "индейская тема", сквозная в американской словесности, какими бы своеобразными ни были первые шаги художественного творчества коренных американцев, все же острейшей проблемой общественной жизни и литературы США второй трети XIX века выступала наболевшая проблема рабства. Не случайно столь обширными и эмоционально накаленными были аболиционистская публицистика, поэзия, проза, не случайно они обладали такой мощной силой воздействия на умы американцев. Романтики-аболиционисты почти не затрагивали вопрос о материальных, бытовых недостатках рабовладельческой системы. Их интересовали нравственные основы человеческого сознания. Они впервые громко заявили о развращающем влиянии узаконенного рабства и на рабов, и на рабовладельцев.
Продажа негров и распад их семей не способствовали укреплению морали, полная зависимость от хозяев создавала питательную почву для лжи и лицемерия. В то же время дозволенность применения физических наказаний развивала в рабовладельцах чувство жестокости, а их безграничная власть над чернокожей собственностью вообще узурпировала суверенное право Господа распоряжаться жизнью своих творений. Именно эта идея пронизывает поэзию Джона Гринлифа Уиттьера 1833—1860 годов ("Песни труда", "Томятся в цепях наши братья" и др.), прозу Ричарда Хилдрета ("Белый раб, или Воспоминания беглеца",1852), Гарриет Бичер-Стоу ("Хижина дяди Тома", 1952, "Дред, история о проклятом болоте", 1856) и многие другие произведения.
Единственный предмет внимания Г. Бичер-Стоу — нравственное сознание рабов, рабовладельцев, работорговцев. Главное здесь — эмоциональный накал.
Характеры героев достаточно одноплановы и четко поляризованы. С одной стороны, здесь выведены злобные негодяи, такие, как "главный злодей" американской литературы, убийца дяди Тома, бессмысленно жестокий рабовладелец Саймон Легри и работорговец Хейли. С другой же стороны, находятся персонажи, наделенные всевозможными добродетелями, ангельскими, как старый негр Том и Ева Сент-Клер, либо человеческими, как "хорошие" плантаторы Шелби и Сент-Клер или красавица-квартеронка Элиза. Отчаянный побег Элизы через реку Огайо, с льдины на льдину, с маленьким сыном на руках, стал одним из самых известных эпизодов романа (впоследствии семья Элизы обретает свободу в Канаде). "Добрые" персонажи, как правило, оказываются страдающими жертвами негодяев (как все персонажи-рабы) либо несчастных обстоятельств (как Шелби, Сент-Клер и Ева).
Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 2218 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!