Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гираут де Борнель



Гираут де Борнель влюблён был в некую даму гасконскую по имени дона Аламанда д‘Эстанк. Дама эта, всеми чтимая за ум, благородство и красоту, охотно принимала ухаживания Гираута и снисходила к его мольбам по той причине, что великую славу о ней, о достоинстве и чести разносил он песнями своими, доставлявшими ей великое наслаждение, ибо она их отлично разумела.

Долгое время обращался он к ней с мольбами, она же, всяческий ему оказывая почёт и не скупясь на обещания, со всей куртуазностью оборонялась от его домогательств, так ему своей любви и не даровав, и не получил он от неё никакого любовного дара, кроме перчатки. Ради перчатки этой долгое время жил он в радости и веселии, но затем потерял её и впал от этого в великую печаль, ибо мадонна Аламанда, коей тягостны были его любовные домогательства, узнав, что перчатка потеряна, принялась его корить, говоря, что он – де нерадиво хранил перчатку, и потому никаких подарков она ему больше делать не станет, и никакой любовной услады он от неё не получит, а от всего ранее обещанного она отрекается, ибо видит, что он вовсе вышел у неё из повиновения.

Очень важное понятие любовной тайны, деликатности, умолчания. Это одно из ключевых понятий этики трубадуров. С этим связано также изменение имени. Но изменение имени свидетельствует и о принадлежности к духовному куртуазному высшему союзу.

Различаются четыре ступени куртуазных отношений:

1. называется «колеблющийся влюблённый». Он не решился открыться Даме.

2. Умоляющий

3. Дама не отвергла чувство и дарит что-нибудь на память: шнурок, кольцо, перчатку и разрешает носить свои цвета.

4. Высшая ступень называется «ДРУГ», когда заключается куртуазный союз. Нередко обмен клятвами происходил в присутствии священника.

Всё это было игрой, как бы условностью, но та любовь, которая предполагалась для приятного времяпрепровождения, оказывалась ролью навеки, до костра включительно, и играть приходилось серьёзно. Игра переходила в жизнь.

Заключая тайный союз с замужней женщиной, рыцарь имел возможность выразить себя в подвигах и в творчестве. Он отправлялся в дальний путь, сражаясь за свою Даму, и писал стихи. Любовь – это и творческий импульс и содержание. Сама поэзия стала ассоциироваться с любовью. Трактат «Законы любви» заключал в себе стихотворные размеры.

При общем каноне куртуазной лирики наблюдается удивительная изощрённость формы. Прекрасная форма несёт на себе отблеск вечности и красоты. Поэтическая индивидуальность прежде всего выражает себя именно в формальном разнообразии. Провансальская поэзия, развиваясь интенсивно и бурно, подняла до высокого уровня совершенства народный язык.

Поэзия трубадуров стала состоянием всеобщей аристократической феодальной европейской культуры, а роль Тулузы, культурной столицы прованса, сравнительна с тем местом, которое занимали Афины в древнем литературном мире, или Иерусалим в религиозном.

Несомненна связь провансальской лирики с предыдущей культурной традицией. Это и учёная латинская поэзия и устная народная традиция. Особенно важна арабо-андалузская культура, пришедшая из Испании. Парадоксально, но иной раз плоды греческой мысли, в частности, Аристотель не только через переводы на латинский, но и благодаря арабской культуре. В Толедо был центр переводчиков, где Аристотеля переводили с арабского на латинский. Несомненно сказалось и влияние арабской лирики, где чувства, наслаждение страданием, любовное томление уже были развиты с невероятной утончённостью, Европе ещё неведомой. Сама идея высокой любви и мучеников высокой любви существовала в арабской поэзии.

На самом же провансальском языке были памятники: Новый Завет, юридические акты. Поэзия является тем волшебным ключом, который открывает возможность переосмысления светской культурой христианских религиозных понятий: например, послушание, поклонение, почитание, служение, радость.

Вначале отношения трубадура и Дамы переосмысливаются как вассальное служение. Дама- сеньор, она принимает клятву вассальной верности и дарит трубадуру свою милость. Рыцарь ей служит. В дальнейшем это переосмысливается как совершенствование рыцаря и возрастание его в любви.

Именно теснейшая связь языка и куртуазной доктрины объясняет ту лёгкость, с какой язык трубадуров возвысился над многочисленными диалектами и приобрёл характер койне для всей Европы. Литературный провансальский язык начинается именно с поэзии трубадуров. Язык трубадуров должен был стать новым способом общения, соответствующим высокому характеру новых ценностей, вместившим и развившим все тонкости куртуазного мировоззрения и всю сложность отвлечённой мысли.

Поэзия трубадуров, впоследствии покорившая европейскую культуру, вначале отличалась изотеричностью и была адресована довольно узкому кругу аристократии, которая при дворах составляла нечто вроде «литературных школ», закрытых для посторонних, где ревниво относились к своим открытиям, традициям, и стремились к всё большей утончённости в совершенствовании поэтической формы.

Куртуазный кодекс как философская система понятий формируется одновременно с поэтической концепцией любви и мира. Всё стремится подчиниться образам куртуазии. От понятий вселенских масштабов до тончайших деталей. От мирового древа любви до мелких нюансов поэтики, звучания стиха и орфографии. Всё должно быть прекрасным. Куртуазный мир иногда называли воздушным замком, настолько он условен и надуман, но на уровне поэзии возникает удивительная связь высших абстрактных понятий с конкретной персонификацией и иллюстративностью. Абстрактная идеальность сочетается с чувством к конкретной женщине, и ради этого чувства поэт сам стремится к совершенству и работает над тонкими, изысканными стихами в честь дамы.

Происходит удивительная вещь. Поэзия ориентирована в силу своей специфики на самого поэта, т.е на говорящего, а не на слушающую аудиторию. И поэтому она не сама нисходит к слушателю, а его заставляет дотянуться до своего уровня. Поэтический язык, вначале существовавший только для посвящённых, постепенно всё больше расширяет этот круг посвящённых и становится языком нации, а потом одним из культурных языков Европы. Аудитория моделирует своё поведение по образцу создателя трудных, малодоступных текстов, чей образ обретает в глазах этой аудитории высшую ценность, достойную подражания.

Поэзия трубадуров воспитывала не6 только эстетический вкус, но и во многом давала моральные заповеди. Один из первых провансальских поэтов, Маркабрюн слыл известным моралистом. Но этот морализм основывался, как, впрочем, и сама этика, не на прописных истинах, а на поэтических же законах.

Здесь можно наблюдать удивительную связь речи, языка и сознания. Поэт работает над формой и над собой. Он стремится мыслить и чувствовать только возвышенными образами, стремится употреблять только самые прекрасные слова. Что было вначале – любовь, возвышенный образ мыслей или прекрасный слог – трудно сказать. Но когда новопосвящённый начинал писать этим же слогом и употреблять эти высокие слова и понятия, то его образ мыслей и чувств неминуемо стремился к такому же идеалу. Т.Е. связывалось воедино словесное выражение и прекрасный образ мыслей. Это выразилось и в универсальной концепции – мировом древе любви. В этом дереве мы видим опять же намеренную условность и презрение ко всему материальному.

Почему эту схему, приводящуюся во всех объяснениях поэтики трубадуров, называют мировым древом? Потому что в одном старом провансальском трактате достоинства были написаны на листках дерева.

Dieus Зло

Fin‘ Amors Fals‘ Amors

Cortezie Vilenia

Юность Радость Мера (Mezura) Старость Тоска Несдержанность

Честь утешение достоинство Бесчестье Гнев Дурная слава

Красота куртуазная уродливость дурная речь

речь

Ум щедрость неразумие скупость

Смирение верность высокомерие обман

Безоговорочным носителем добродетели является Дама. Это статический образ. Рыцарь может лишь приблизиться к её совершенству, совершая многочисленные подвиги. Если достоинства были написаны на листках древа, то порока на топоре, который подрубает дерево. Зло проистекает из разрушения добродетели.

В куртуазном мире все чувственные элементы оправданы в той степени, в какой они являются знаками духовной реальности. Несмотря на жёсткую схему это не набор догм. Всё изменяется, эволюционирует и совершенствуется. В поэзии намечается постепенная ангелизация Дамы, приближение её к идеалу (несомненно сказался культ Девы Марии), к4роме того это ещё и аллегория мудрости Софии.

А окончательно образ Дамы превратится в посредника между небом и землёй у Данте. И никого не удивит, что земная женщина, ничем особенно не выдающаяся, помещается в Райской Розе рядом со святыми и Богоматерью. Такова воля поэта.

Трубадур же становится достойным Дамы, проходя через испытания, ему назначенные.

В схеме различаются категории личного свойства.

ЮНОСТЬ – понятие, не имеющее отношения к биологическому возрасту. Это духовная категория, выражающая определённые достоинства куртуазной личности. В одном из стихотворений Бертран де Борн утверждает:

«Дама является юной, она умеет почтить благородство, она юна благодаря своим добрым делам, если она их творит, она юна, если у неё верное сердце, и если против чести она не умышляет злого». А рыцарю, отправляющемуся в поход Дама говорит:

«Вернёшься юным и долгу верен своему»

Благородство всегда связано с юностью. Благородство – знак юности. Под красотой имеются в виду тоже определённые куртуазные характеристики. Но были и эстетические представления о красоте. Красота Дамы ценилась следующим образом:

1. Прежде всего, красота рук. Отсюда определение второй Изольды в романе «Тристан и Изольда» - Изольда Белорукая

2. Потом уже благородство профиля шеи, головы

3. Стройность

4. И в последнюю очередь – лицо.

И конечно, ни о какой красоте не могло быть и речи, если она не освящена учтивостью, приветливостью, добротой и верностью.

Ряд mezura – сдержанность определяет куртуазные отношения. Сама mezura принцип поведения, следование куртуазному этикету, равновесие разума и чувствак, имеет нечто общее с понятием смирения. И поэтому противостоит не только своему непосредственному антониму – несдержанности, но и чрезмерной любви-страсти.

Расшифровываются в куртуазных понятиях и честь, и слава. Маркабрюн: «Тот, кому близка куртуазная любовь, и кто живёт ею, тому слава, честь и достоинство воздают хвалу без обмана»

И очень важное понятие радость (joi) джой. Оно встречается исключительно у трубадуров. И составляе5т, или должен составлять содержание всей жизни трубадура. Бернарт де Вентадорн скажет: «Оттого моё пение совершенно, что мои уста, глаза, сердце и разум исполнены радости любви». Радость способна исцелять и превращать зиму в лето. В понятии радости выражается и эстетическое переживание куртуазной любви, и созерцание совершенного образа Дамы, и творческое состояние, вызванное любовью. Отсутствие радости – признак некуртуазности.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 366 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...