Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 17. XII век называют эпохой Высокого Средневековья, когда западный мир познал величайший культурный взлёт



XII век называют эпохой Высокого Средневековья, когда западный мир познал величайший культурный взлёт. Происходит формирование государств, расцветают города. Церковь утвердилась в своей социальной роли и достаточно укрепила свою власть. Но эта эпоха ознаменована и расцветом ересей.

Наконец, появляется мирская светская культура. Повышается интерес и стремление к знанию. Открываются светские школы, университеты, достигает высшего расцвета схоластика и появляется новое философское течение номинализм.

В музыке одноголосие сменяется полифонией строгого стиля, в архитектуре романские мощные церкви-крепости уступают место устремлённой ввысь готической архитектуре, где стены огромных соборов кажутся невесомыми из-за многочисленных больших окон изцветного стекла, а мерцание света на витражах, как воплощение чистой духовности обретает в том же соборе свою противоположность – детальную отточенность выпуклой скульптуры – материальность в её крайнем проявлении.

Крестовые походы всколыхнули западный мир и во многом через них пришёл интерес к Востоку и его легендам. Именно в крестовых походах по-новому осознаёт себя рыцарство. А 12 век – это время, когда это сословие достигает полного блеска и кроме того, что занимает прочное место в социальной иерархии, создаёт собственный этический кодекс и собственную богатуют культуру.

Прежде ощущалось, как люди Средневековья стремятся придти к унитарности сознания, как необходимо почувствоват ь единый пульс, единый культурный ритм. И это удавалось. В период до 10 века единый пафос и в житиях, и в поэзии, и в учёных трактатах. Главное – соединение человека и Бога, микрокосма и макрокосма и представление об осмысленном, прекрасном мироздании.

Теперь же в период Высокого Средневековья унитарность сознания сменяется множеством подсистем. Это сказывается и в многочисленных жанрах и в различных направлениях культуры. Но, как нам свидетельствует новое эпохальное произведение, новая исповедь, а именно, “История моих бедствий” Пьера Абеляра, человек по-новому себя осознаёт и стремится постигнуть, схватить и свести воедино всю многоликость представшего перед глазами мира. Мышление стремится к синтезу.. Возникает новая иерархия. Это проявляется и в стройной логической композиции многоголосных музыкальных сочинений, и в материальных символах и пространственных ритмах готического храма, стремящегося объять все противоположности и соединить их в величественном устремлении вверх.

Это век компендиумов, теологических сумм, энциклопедий, универсальных систем.

В литературе оформляются в письменном виде устные фольклорные памятники, возникает рыцарский роман и расцветают школы лирической поэзии. - одной из первых и наиболее ярких является ПРОВАНСАЛЬСКАЯ ПОЭТИЧЕСКАЯ ШКОЛА.

Провансальская культура относится к тем удивительным явлениям культуры, которые одновременно являются и неким рубежом и вершиной одновременно. После этой поэтической школы любовная лирика обретает совершенно новые качества. До 12 века в ли рике, строго говоря был представлен эротизм, т.е.воспевалось наслаждение: страсть неудовлетворённой любви и радость счастливой. Это и греческая лирика Алкей, Сафо, это и Катулл и т.д. Теперь совершенно новое понимание любви, определяется её высокое назначение.

Прежде всего воспевается Дама, и в этом оправдание и цель жизни воспевающего её поэта-трубадура. Так назывались эти поэты – странствующие рыцари.

И загадка этой поэзии, столь повлиявшей на всю последующую лирику в том, что она не похожа на лирику в нашем понимании. Т.Е. Поэт не занимается излиянием своих бурных переживаний. Это скорее кодекс.

Пейре Карденаль:

Я ненавижу лживость и обман,

Путь к истине единственно мне гож,

И, ясно впереди или туман,

Я нахожу, что он равно хорош;

Пусть сплошь и рядом праведник бедней

Возвышенных неверьем богачей,

Я знаю: тех, кто ложью вознесён,

Стремительнее тянет под уклон.

И какое стихотворение вы не возьмёте, это скорее похоже на возвышенные обеты, программу, правила поведения, чем на лирику в собственном смысле слова. А если говориться о чувствах, точнее об отношении трубадура к даме, то это делается тоже по определённым правилам.

Например, стихотворение Бернарта де Вентадорна:

Любовь меня к себе зовёт,

Но за мечтами не поспеть.

Я не познал любви щедрот,

Познать и не придётся впредь.

У Донны навсегда в дому

Весь мир, все думы чудака, -

Ему ж осталось самому

лишь боль желаний и тоска

Таит в себе и свет и тьму

И тянет вглубь игра зрачка!

Нарцисса гибель я пойму:

Манит зеркальная река...

Прованс –.юг Франции, отделённый горной грядой. Ещё эту область называли Лангедок или Аквитания. Несколько отличный язык, который достиг невероятной художественной и поэтической высоты всего лишь за одно столетие, причём для Европы стал всеобщим языком культуры на таком же уровне, на каком латынь была всеобщим языком науки.

Когда в начале 13 века Прованс был разрушен, возник глубокий разрыв в традиции языка. Новый провансальский язык появился значительно позже и очень сильно отличался. Но поэзия осталась на века. В эпоху позднего Средневековья и Возрождения знали не только провансальскую поэзию, но и провансальский язык. Данте прекрасно владел провансальским языком. В “Божественной комедии” есть строчки на провансальском языке, сочинённые Данте.

Поэзия трубадуров рыцарская. Но здесь нужно пояснить. Действительно, она зарождается именно в этом слое общества. Но в силу своего особенного развития, этический и поэтический идеал перерастает социальные рамки. Она становится популярной, очень многие подражают, учатся, начинают преуспевать. И внутри этой системы само происхождение уже не столь важно. Наоборот. Бывали случаи, когда человек без роду и племени осваивал весь сложный этический кодекс куртуазии (рыцарской культуры) и прекрасно писал стихи – ему могли пожаловать титул. 5 королей было среди трубадуров, 2 епископа, а известнейший Бернарт де Вентадорн был сыном истопника. Но возник куртуазный универсум в среде рыцарства.

Мы уже говорили о возведении к ритуалу и сакральности отношений синьора и вассала. Средневековое общество и держалось на системе отношений, мыслило иерархическими категориями. Закон стоял и над королём. Мало уже было для рыцаря проявлять себя в сражении – славно рубить мечом. Рыцарство стремится утвердить себя и в области культуры, то есть полностью исключить из своего поведения всё грубое и отталкивающее. Рыцарь должен быть прекрасным физически и душевно, быть великодушным, тонко и возвышенно мыслить, быть учтивым. В программу воспитания рыцарей входит обучение не только военному делу и охоте, но и разным све5тским играм. Рыцарей стали обучать танцевать, петь, играть на разных музыкальных инструментах и слагать стихи. Постепенно складывался особый рыцарский кодекс. В «Книге о рыцарском ордене» француза Рамона Луллия, созданной во второй половине XIII века говорится, что воспитание рыцарей заключается не только в постоянных упражнениях в искусстве верховой езды и различных военных искусствах: наипервейший долг рыцаря защищать веру Христову от неверных. Рыцарь обязан также защищать своего светского сеньора, заботиться о слабых, женщинах, вдовах и сиротах, постоянно тренировать своё тело, охотясь на диких зверей – оленей, диких кабанов и волков – и участвуя в поединках и турнирах. Под руководством своего короля он должен вершить суд среди подчинённых ему людей и руководить ими в делах праведных. Ему также нужно получить определённые знания о добродетелях, необходимых для всех вышеперечисленных обязанностей; постараться набраться мудрости; воспитать в себе милосердие и верность. В рыцаре важнее всего воинская доблесть, а превыше всего для него честь. Ну а гордыни рыцарь должен бежать, как и лжесвидетельства, лени, разврата и особенно! – предательства.

Рыцарь должен обладать учтивыми и благородными манерами, хорошо одеваться и проявлять гостеприимство. Верность и правдивость, отвага и великодушие, а также скромность – вот основные черты характера, которых нам следует ожидать в рыцаре.

Конечно, рыцарский кодекс – это уже итоговый документ, а Провансальская культура показывает формирование культурного феномена рыцаря.

При дворах крупных сеньоров теперь появляются библиотеки с переписанными книгами, и частенько общество развлекается чтением. Есть и придворные поэты и музыканты – менестрели. В Северной Франции труверы служат при дворе крупных феодалов. Трувером был Кретьен де Труа. Но в Провансе постепенно все увлекаются сочинением стихов и куртуазной игрой.

Духовно и поэтически переосмысливаются отношения мужчины и женщины. Любовь становится главной темой и поэзии, и бытия. В провансальском идеале Дамы отразилось восторженное почитание Девы Марии, унаследованное от католичества. Экстатическое восприятие Бога преобразовалось в культ конкретной, индивидуально выбранной женщины, что веру в Бога не исключает.

Но необычайно значительно влияние ереси катаров, альбигойцев, проживавших в Лангедоке. Эта ересь представляет собой модификацию манихейского учения. То же дуалистическое разделение мира на добро и зло. Бог – творец всего духовного и доброго, зло порождает материальный мир. Катары имели собственную церковь, отличную от католической, свои таинства, свои каноническ4ие книги, частично заимствованные от христианства. Их учение особым образом повлияло на куртуазный универсум, созданный ву поэзии трубадуров. Например, возможно этим учением объясняется важная особенность провансальской куртуазной поэзии, что эта любовь не имеет своей целью счастливое завершение любви и брак. Как правило, трубадур любит замужнюю женщину.

Браки заключались, и честь блюлась получше, чем в наши дни, но брак считался данью материальному миру, и требовалась некая духовная компенсация. Поэтому возник обычай тайного почитания, любви к замужней даме и заключение тайного союза с этой дамой. С девицами в такие игры не играли. Можете судить об отношениях дамы и трубадура по жизнеописаниям трубадуров. Например:





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 227 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...