Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 8. В Ирландии имел место не разрыв, а сращивание традиции



В Ирландии имел место не разрыв, а сращивание традиции. Наследие древней преобразилось, но выло встроено в культуру, а не уничтожено и проклято. В Европе был обычай на месте капища строить храм, но при этом смысл был в том, что свято место пусто не бывает. Необходимо было изжить сильную энергетику предыдущей религии.

В Ирландии языческие боги могли оказаться среди святых. Например, Бригита. Она не сменила в христианское время не только местопребывания, но и функций. Бригита значилась покровительницей монастыря, существовавшего уже в 7 веке, одного из самых своеобразных в Ирландии. Он Назывался Келл-дара, что означает храм из дуба. Этот смешанный монастырь, где одна половина отводилась монахам, а другая монахиням, находился на месте древнего святилища, связанного с культом богини. По легендам над головой Бригиты сверкал огромный огненный столб вместо нимба. Богине посвящалось дубовое дерево и священный неугасимый огонь, который поддерживался на том же месте двадцатью монахинями. Эта преемственность в последующие века нисколько не скрывалась. Бригита, учёная женщина, дочь Дагда. Так говорилось в словаре Кормака начала Х века. Но в то время филиды чтили уже не языческую богиню, а святую.

Система связи ирландских монатырей между собой также напомнает организацию касты друидов. Но понятно, что религиозная доктрина и практика друидов в их целостности безвозвратно погибли.

Поражает богатство сохранённой языческой традиции, сосуществование на страницах многочисленных ирландских рукописей двух языков – ирландского и латыни, и двух культур – древней и новой.

В Ирландской традиции излюбленным жанром является предание о старине мест. В одном из повествований цикла Финна “Разговоры старейших”, рассказывается о том, как св. Патрик в сопровождении героев Ойсина (сына Финна, будущего Оссиана) и Кайльте обходит Ирландию и узнаёт от своих спутников самые разнообразные истории о встреченном и увиденном в пути. По внушению свыше Патрик повелевает не предавать забвению легендарное прошлое, дабы рассказы о нём могли и дальше поучать и развлекать людей. Ирландская фольклорная традиция поменяла своих хранителей и от филидов перешла к клирикам, которые записывали тексты.

Христианство принесло в Ирландию письменность и помогло не предать забвению, то, что не вытеснило.

Третий, очень почитаемый ирландский святой – Колумба. Он умер около 597 года. Основатель прославленной обители на острове Айона, главы могущественного семейства монастырей, он происходил из знатного королевского рода, который по обычаям давал ему право п ретендовать даже на верховную королевскую власть в стране. Став подвижником веры, Колумба вошёл в историю как защитник поэтов-филидов, которым в конце 6 века грозило изгнание из страны. Что точно теперь произошло – это неизвестно, истоки конфликта, безусловно лежали не в тонкостях поэтического искусства. Филиды были не только поэтами, но и хранителями сакральной и исторической традиции, а также провидцами, наделёнными огромной властью в обществе. Сатира филида, или песнь поношения могла совершенно разрушить положение лица в обществе, включая и лиц королевского достоинства. Эта песнь называлась “ранящее острие”. “Люди были устрашены. Сатира обрушивалась без разбора на кого угодно – воина, короля, королеву, любого человека, отказывающегося подчиниться воле заклинателя. Жертва оказывается бессильной: против неё оборачиваются и случай, и судьба и все естественные стихии – воздуж, земля, огонь, небо, море, - сообща ополчаются на неё; люди отворачиваются от такой жертвы, которую постигает упадок сил, выражающийся внешне в трёх язвах, нарывах или болячках, которые обезображивают её и побуждают в предчувствии скорой смерти прятаться от стыда”(Гюйонварх 293). Обычай предусматривал наказание за неправые наветы и даже за плохо рассказанную филидом историю, но трудно сказать, насколько огромные привилегии филидов были действительно ограничены. Скорее всего именно с этим мотивом была связана угроза изгнания филидов. Один из коннахтских поэтов, Фланд, сын Лонана, получил даже прозвище “сын дьявола” за то, что разбогател, постоянно угрожая ирландцам своими сатирами. Это прозвище не имело отношение к язычеству и традиция продолжала чтить его величайшим поэто м Коннахта. Конфликт разрешился с помощью церкви на соборе в Друимкета 575 и Колумба взял сторону филидов. По преданию, он и сам был сведущ в искустве поэзии. А глава филидов Даллан Форгайл сложил затем хвалебную песнь святому.

На протяжении многовековой истории письменное слово было достоянием клириков. Многие, правда вышли из среды филидов, но не это определило тесный контакт между латинской образованностью и древней традицией. Важно, что хранители языческих преданий могли позволить церкви соотнести историю Ирландии с мировой историей. Сфера знания филидов – предания о старине, тесно связанные с мифологическими представлениями, поэтические пророчества и т.д.

Внимательное и в высшей степени уважительное отношение церкви к языческим преданиям помогло донести до нас основные особенности древних скел.

Мифологический цикл. Целостность ему свойственна менее, чем остальным циклам. Нет космогонии и эсхатологии. Основная группа божеств Племена Богини Дану.

Даже в такой ключевой по смыслу скеле, как “Битва при Маг Туиред” трудно разделить богов по функциям и связать их с природными элементами.

“Битва при Маг Туиред” не имеющая себе подобных в ирландской традиции, считается центральным повествованием мифологического цикла. Пантеон представлен в полном составе и совершаются события, имеющие космогонический смысл. Ирландские согласователи традиции отвели описанным событиям совершенно определённое место в истории острова, кончающейся появлением на нём сыновей Миля – предков ирландцев. Предыстория эта наиболее полно описана в так называемой “Книге захватов Ирландии” около 11 в.

До появления первых поселенцев остров как бы не существовал вовсе ни в социальном, ни в физическом смысле. Кессаир со своими спутниками, оказавшаяся в Ирландии ещё до потопа, не оставила после себя заметных следов. Однако один из её людей, некто Финтан, пережив серию превращений в различных животных, чудесным образом стал свидетелем всех последующих событий и сохранил о них память.

Вслед за первой волной переселенцев на остров попал Партолон, и с его приходом традици связывает становление природного облика страны и зарождение многих социальных установлений. Именно тогда появились заезжие дома, умение варить пиво и, с другой стороны, возникли семь рек и четыре долины в дополнение к тем, которые уже существовали.

Уже Партолону пришлось выдержать столкновение с демоническими существами, фоморами, которые выступают на первый план при дальнейшем развитии событий. Выдержать соперничество с ними предстояло и следующей группе пришельцев – людям Немеда, тоже оставившим свой след на острове в виде четырёх новых озёр, двенадцати долин и пр. Спутники немеда попали в кабалу к фоморам, наложившим на них обременительную дань. Освободиться от неё они пытались, напав на крепость фоморов – остров у северных берегов Ирландии. Предприятие это закончилось неудачей и спастись удалось только трём братьям – Старну, Иарбонелу и Фергусу; потомство двоих из них потом вернулось в Ирландию. Это были Фир Болг и Племена Богини Дану.

Фир Болг, потомки Старна, сыграли немалую роль в становлении страны: с ними связывалось упрочение священной королевской власти, множество нововведений в искусстве сражения, и, наконец, чрезвычайно важное для ирландской традиции деление страны на пять королевств. Улад (Ольстер, Мунстер, Восточный и Западный Лейнстер и Миде).

За Фир Болг воинами на острове появляются Племена Богини Дану, божественно-магический характер которых подчёркивается во всех описаниях. Их изначальное место пребывания – северные острова, где они почерпнули тайное знание и откуда принесли в Ирландию четыре величайших сокровища: меч Нуаду, котёл Дагда, копьё Луга и камень Фаль, вскрикивающий под тем, кто достоин стать королём Ирландии.

В “Битве при Маг Туиред” запечатлена их схватка с фоморами, произошедшая уже после победы над Фир Болг.

Эту схватку сравнивают со столкновениями асов и ванов, девов и асуров. Между двумя божественными группами нет непроходимой грании правильно представить божественных соперников можно лишь как взаимодополняющие части единой системы. Между Племенами Богини Дану и фоморами существуют постоянные связи, заключаются браки, а два главных и олицетворяющих королевское достоинство персонажа скелы - Брес и Луг – по своему происхождению и поведению объединяют то и другое начало. И всё же соперничество между богами и их собственной демонической ипостасью вполне реально. В узком смысле это конфликт между достойным и не достойным отправлением королевской власти, а в более широком – противопоставление космически организованного и хаотического состояния одного и того же мира, его природной стихии. Фоморы – это главным образом не тип персонажей, а тип действия, персонификация пограничного состояния. Во множестве текстов демонический характер фоморов подчёркивается их обликом одноногих и одношглазых существ, какими они предстают во время сражения. В соответствие со своей двойной природой ту же позу (стояние на одной ноге с закрытым глазом) принимает и Луг, ведя своё воинство в битву. Кульминацией её становится по единок между ним и Балором, многими чертами сближающийся с космической битвой, известной большинству индоевропейских народов..

Кельтский пантеон богов представлен неполно, но всё-таки необходимо помнить важнейших персонажей. Бог Луг, искусный во многих ремёслах. Его копьё Ассал соотносится с axix mundi. Оно имеет солярный и космогонический смысл.

Нуаду – бог из Племён Богини Дану, их правитель, который в первой битве при Маг Туиред потерял руку, сражаясь с Фир Болг.

Дагда – один из важнейших богов ирландского пантеона. Его основные черты – власть, мудрость и изобилие. Котёл Дагда – один из чудесных котлов ирландской мифологии.

Огме – создатель огамического письма.

В ирландской мифологии также придаётся большое значение святыням: Лиа Фаль – знаменитый камень. “Фаль” - означает “светлый”, “сверкающий”, а также “изобилие”, “знание”.

Соотношение письменного и устного текста ирландской словесности представляет собой интереснейшую научную проблему. Десакрализация множества текстов размыла их языковую природу, позволив выразить содержание более обыденным языком, чем тот, что бытовал у обученных “профессионалов” - филидов.

Место филида, по существу, промежуточное – владение сакральными приёмами поэтического искусства позволяло ему как бы расщеплять реальность прошлого и настоящего, возводя их к более высокому единству, космическому порядку, хранителями знания о котором были уже друиды. Знания филида могли существовать с ориентацией на более высокие уровни смысла, и именно поэтому компромисс и подстраивание их деятельности к доктрине и практике церкви оказалось неизбежным.

Исчезновение сословия филидов совпадает с началом завоевания острова рыцарями норманнами. Филиды уступили своё место корпорации бардов, придворных певцов, основной функцией которых было прославление благородства и подвигов королей и вождей. Фигура барда мыслима при личности, филиды же могли существовать только при корпорации друидической или монастырской.

Древнейшая из сохранившихся рукописей называется Книга Бурой Коровы (ок. 1100 г.), ещё очень важное рукописное собрание “Жёлтая Книга из Лекана” 14 век.

В ирландской ирландской традиции говорят об историзации мифологии и мифологизации истории. Ранняя история страны в том виде, в каком она изложена в “Книге Захватов Ирландии”, сохраняет отголоски древних мифов. В “Книге” объясняется становление священного устройства Ирландии с её делением на пять королевств, системой празднеств и священных мест, становление особого социального строя. Конец “Книги” перетекал в историю рассказом о потомках легендарного Миля, давших начало многочисленных королей Ирландии. Далее следуют так называемые “Списки королей”, многие из которых были, по-видимому, историческими фигурами. Исто ризация мифа здесь заканчивается и вступает в действие мифологизация истории, попытка упорядочить её и снабдить смыслом, пользуясь привычными канонами мышления.

Героическое прошлое, осмысляемое по законам эпоса, всегда вызывает некоторое “сгущение” и уплотнение времени, приобретающего яркую и очерченную смысловую и событийную окрашенность. Ушедшая эпоха становится основой для эпоса, имеющего национальный характер и складывающегося на основе более мелких повествований. Героический век ассоциировался в Ирландии с рубежом нашей эры, а эпическим его воплощением стал цикл уладских саг, включая центральный рассказ о “Похищении быка из Куальнге”. К моменту формирования цикла уладское королевство давно уже не существовало и его прошлое сделалось своего рода предысторией, героическим идеалом следующей эпохи.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 296 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...