Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Билет 3. Литература на латинском языке проходит сквозной нитью через всё Средневековье



Литература на латинском языке проходит сквозной нитью через всё Средневековье. Если в эпоху раннего Средневековья латинская литература являлась доминирующей, то в эпоху Высокого Средневековья, когда появляются памятники на национальных языках и латынь уже не играет роли единственного культурного языка, тем не менее есть жанры уникальные, такие, как поэзия вагантов. Ваганты гордились своей образованностью, учёностью. Именно латынь даёт им возможность противопоставить своё творчество поэтам певшим или писавшим на народных языках. Жонглёры, хуглары, шпильманы – поэты устной традиции. Трубадуры, труверы, миннезингеры – поэты пишущие на национальных языках.

В отличие от классической латинской литературы средневековая латинская литература 1) имеет особое содержание и, в основном, церковный язык. 2) изменяется отношение к стилю. Нет разграничений. И о высоких и о низких предметах необходимо говорить в плоскости одного текста.

Эпоха великих катаклизмов и перемен, казалось бы, должна была породить духовную пустыню, но, оказалось напротив, человеческое сознание стремилось воссоздать ценности и мыслимо выстраивало утраченный миропорядок.

Ещё в 4 веке церковь на Западе латинизируется, литургия принимает формы, отличные от восточной. Появляется латинская богослужебная литература, происходит консолидация клира, укрепляется власть римского епископа, определявшаяся престижем вечного города. По традициям римская епископская кафедра считается апостольским престолом. При калейдоскопической смене императоров, бесконечной борьбе в среде правящей аристократии, нараставшей варваризации, церковь превращается в централизованную, жёстко структорированную, иерархическую организацию. Церковь становилась реальной идеологической и политической силой.

Вопросы практической экономики, организация монастырских и епископальных хозяйств, устройства городской жизни и муниципального управления, решение проблем войны и мира, политические дела волновали западных епископов и священников ничуть не меньше, чем борьба с ересями или моральные наставления пастве. Связанное с римской традицией, отличавшееся рационализмом и практицизмом западное христианство, меньше тяготело к теоретическому размышлению, чем восточное.

Раннее средневековье

К середине 6 века положение в Западной Европе стабилизировалось. Хозяевами стали короли германских племён. В 6 веке улеглись и католико- арианские страсти. Хлодвиг принял христианство в католическом варианте, заключил союз с римским папой. Его примеру последовал и короли бургундов и вестготов. Вандальское королевство пало под ударами Византии, Африка стала католической.

Монах Августин, посланный папой Григорием 1 в Британию, обратил в христианство англо-саксов.

5 век – высокий уровень развития риторических школ. Такие писатели, как Сидоний Аполлинарий, Эннодий, Кассиодор, Боэций, великолепно владеют латынью. Григорий Турский сплошь и рядом нарушал нормы латинского языка.

В раннесредневековой латинской литературе меняется жанровая картина по сравнению с античной.

· Эпические поэмы. Их цель – ознакомление с сюжетами Ветхого и Нового Заветов. Это поэмы Киприана, Мария Викторина, Илария Арльского, Драконтия. Были также и анонимные поэмы: “Гибель Содома”, “Пророк Иона, поглощённый китом”. Важны житийные сюжеты. “Поэма Викторина о казни семи братьев Маккавеев”, четырнадцать стихотворений Пруденция, прославляющих испанских мучеников и мучениц. Рассказы папы Григория 1 Великого о Бенидикте Нурсийском. Поэмы не просто рассказывают, они учат догматам веры и правилам христианской нравственности. Используется дидактическая аллегория, как в поэме Пруденция “О рождении греха”, “Психомахия”. Показательны и рассказы о чудесах. Чудо в современной науке признаётся жанрообразующим элементом.

· Лирический жанр представлен церковными гимнами. Например, гимны Амвросия Медиоланского.

· Письма писали многие писатели раннего Средневековья. Например, Авсоний и Павлин из Нолы. Венанций Фортунат.

· Религиозно-дидактические произведения: трактаты и проповеди занимают важное место в средневековой словесности.

· Труды по естественным наукам и географии писали Кассиодор (основал виварий – культурный центр на юге Италии: школа и скрипторий и библиотека) и Исидор Севильский (ок. 570- 636 г.) первый средневековый энциклопедист написал “Этимологии” в 20 книгах

· Истории: “История готов” Иордана, “История франков” Григория Турского, “Церковная история народа англов” Беды Достопочтенного.

СВ, АМВРОСИЙ МЕДИОЛАНСКИЙ

(340-397)

В своих писаниях св. Амвросий Медиоланский не вдавался в метафизические тонкости, а выступал, скорее, как человек практический. Его перу принадлежит небезызвестная книга “О должностях служителей”, представляющая собой нечто вроде руководства для священнослужителей и содержащая беседы на морально-этические темы. Другая книга “О таинствах” содержит проповеди для только что крещёных христиан. Помимо этого св. Амвросий написал “Шестоднев”, “Трактат о Духе Святом”, различные сочинения на этические темы, в их числе 4 апологетических трактата “О девстве”. Это очень модный сюжет у всех христианских писателей раннего периода. Начиная с Тертулиана, каждый уважающий себя богослов почитал необходимым восхвалять монашескую жизнь и целомудрие. В то же время о браке и семейной жизни не писал никто, за исключением Иоанна Златоуста. При этом целомудрие рекомендовалось не только в монашеской жизни, но и мирянам, и не в качестве идеала, а в качестве стандартной нормы для рядового христианина. Возможно, такое отношение развилось как реакция на царившие в римской империи того времени разложение нравов как в практике семейной жизни, так и вне её – упадок, несомненно связанный с культами Астарты, Венеры, Вакха и прочих языческих божеств, имевших отношение к плодородию и круговращению времён.

В писаниях св. Амвросия основное внимание уделено вопросам этическим, нежели богословским.

Блаженный Иероним Стридонский

(340/350 – 419/20)

Родом из Далмации (Паннонии), из богатой христианской семьи. Образование получил в Риме, после чего родители отправили его путешествовать. Побывав в Галлии и в Палестине, после многих лет странствий Иероним прибыл в Антиохию, где, неожиданно принял решение стать монахом. Он удалился в Халкийскую пустынь, где жил отшельником. Практикуя крайний аскетизм, ходил нагой и никогда не умывался, отчего впоследствии многие художники Возрождения изображали св. Иеронима в пещере в довольно неприглядном, хотя и вдохновенном виде.

В пустыне св. Иероним выучил еврейский и греческий языки. В 381 г. Участвовал во Втором Вселенском Соборе. Он изучает Священное Писание и совершенствует своё знание греческого языка. Пишет по-латыни жизнеописание восточных монахов – одно их первых агиографических сочинений. Переводит на латынь “Хронику” Евсевия и “Проповеди” Оригена. В 382 г. Возвращается в Рим, где проводит 4 года. Продолжает монашеский образ жи зни, но уже не такой строгий. Вокруг него собирается небольшое светское общество, гл образом, девы и набожные вдовицы, любившие проводить время в учёных разговорах. Три из них (Маркелла, Фабиана и Паула) под влиянием Иеронима выучили еврейский и греческий языки, после чего общими усилиями занялись переводом Библии на латынь. Их перевод Псалтири, так называемая “Римская Псалтирь”, лёг в основу западной литургической традиции и используется без изменений на протяжении 16 столетий.

В 386 году Иероним переехал жить в Вифлеем в сопровождении вдов и девиц, которых он разместил по монастырям. Они продолжали свою работу. Результатом их трудов явилась латинская Библия Вульгата.

Бл. Иероним написал несколько книг об аскезе. Он – необычная, цельная и последовательная натура, своеобразный и необычайно трудолюбивый человек. Богословских трудов не оставил, но его письма- интереснейший документ и свидетельство о жизни Церкви.

Блаженый Августин

(354-430)

Ключевая фигура раннесредневековой западной культуры. На Востоке было множество крупных богословов, но на Западе Блаженный Августин не имел себе равных. Он действительно может считаться отцом западного христианства. Его учение доминировало над латинской богословской мыслью вплоть до расцвета схоластики, но и схоласты многое взяли от Августина. Бл. Августин необычайно првлекателен как личность. Очень искренний, непосредственный человек. Ум его отличается живостью и глубиной. Если восточные отцы часто витали в сферах непостижимого и отвлечённого, то Бл. Августин предстаёт перед нами в конкретном проявлении его разнообразных интересов.

Августин родился 13 ноября в городе Тагасте, в Северной Африке, которая тогда была населена латиноязычными христианами. Отец его – язычник, мать, св. Моника – глубоко религиозная христианка. В 370 году Августин поехал учиться риторике в столицу Африки Карфаген. Там изучали почти всю греческую классику, но в переводах на латинский язык. Обучение велось по-латыни. Греческого Августин не любил и так никогда толком и не выучил. Зато в латыни преуспел невероятно. Это один из самых ярких писателей и блестящих стилистов.

В возрасте 19 лет Августин познакомился с учением манихеев и целых 10 лет был его приверженцем. Манихейское влияние навсегда оставило след в мысли Бл. Августина Манихейство – религиозно-философское учение, возникшее в 3 веке на Бл. Востоке и распространившееся в 3-11 вв. На огромной территории. От сев. Африки до Китая. Основоположником был перс Мани.

Закончив образование, Августин начал частным образом преподавать риторику. Сожительствовал с женщиной и у него был сын Адеодатус. В 384 году он переехал в Рим и провёл там некоторое время, занимаясь преподаванием риторики. Однако в Риме не задержался и переехал в Милан, где епископом был св. Амвросий Медиоланский. Проповеди Амвросия потрясли Августина. Но даже не столько проповеди, сколько сам облик святого. Произвёл неизгладимое впечатление и уже тогда мысли Августина приняли христианское направление.

В 8 главе своей знаменитой Исповеди он рассказывает о неком внутреннем событии, переживании, перевернувшем его жизнь.: Однажды Августин предевался печали по поводу своей греховности и вдруг случайно услышал голос ребёнка:”Возьми читай, возьми читай”. “Я встал, истолковывая эти слова, как Божественное веление мне: открыть

книгу и прочесть первую главу, которая мне попадётся. Взял Апостольские Послания и прочёл:”Не в пирах и в пьянстве, не в спальнях и не в распутстве, не в ссорах и в зависти: облекитесь в Господа Иисуса Христа и попечения о плоти не превращайте в похоти” (Рим. 13:13-14). Я не захотел читать дальше, да и не нужно было.: после этого текста сердце мне залили свет и покой; исчез мрак моих сомнений”.

В апреле 389 г. Августин крестился, а в 391 получил духовный сан и всю остальную жизнь провёл в африканском городе Гиппоне, епископом которого он сделался в 395 г. Епископом Гиппонским он оставался в течение 35 лет, до самой смерти в 430 г. В этот период написано очень много его сочинений, также он принимал активное участие в церковной жизни.

Умер Бл. Августин 28 августа 43- года во время осады Гиппона армией варваров.

Обилие литературных трудов, оставшихся после Августина поражает. 16 томов патрологии Миня или свыше 40 толстых томов обычного формата. Поражает и качество этих трудов. В большинстве случаев они безукоризненно отделаны. Хотя некоторые появились как молниеносные реплики по конкретному поводу. Учёный энциклопедист Исидор Севильский (570-638) писал: “Выше всех...по уму и по знаниям стоит Августин, потому что столько, сколько написал он никто не в состоянии не только написать, но и прочесть, хотя бы тратил на это день и ночь”.

Из творение Блаженного Августина мы в первую очередь обратим внимание на его автобиографическое сочинение “Исповедь” в котором Августин описывает свою жизнь в терминах мистического и духовного опыта.

(“Взаимосвязь и взаимовлияния жанров в развитии античной литературы” М.,Наука, 1988) Статья: Григорьева Н.И. “Жанровый синтез на рубеже эпох:”Исповедь” Августина”)

В этом тексте выражено мироощущение эпохи на уровне личности. Это зеркало эпохи или культурный диалог двух эпох.

Смысл жанра:

· История обращения грешника

· Рассуждения

· Комментарии на Книгу Бытия.

Confessio – означает “покаяние, благодарность

одно из христианских таинств

вероисповедание.

Около 400 года к Августину, уже епископу Гиппонскому обратились с просьбой написать автобиографию. В античности существовал такой жанр, он использовался в суде. Августин переосмысливает его и пишет “Исповедь”.

Он использовал также жанр обращения, которым пользовались апологеты. Но в отличие от предыдущих обращений, в которых две части, Августин пишет три: кроме языческой и христианской жизни у него ещё в Исповеди есть философско-богословская часть.

Известны предыдущие тексты обращений. Например, Иларий из Пуатье и Киприан из Карфагена писали в этом жанре. Но там текст строго делился на лве части: языческая жизнь и христианская жизнь.

Да и в античности не было опыта соединения автобиографии с философским трактатом. Августин делает это виртуозно и органично. Мы не видим никаких швов.

Смысл жанра изменяется с переориентацией в содержательном плане. Нет описаний внешности. Но есть глубокий и убедительный портрет души, духовного мира.

У Августина обращается в Христианство не просто грешник, а ритор.

Можно отметить патетику жанра отречения от риторского прошлого.

Но главное это история обращения языческого ритора в христианского теолога. Автобиография как античный жанр изменилась. Она понята как духовная биография. Исповедь также автобиография гениального прозаика античности, в которой рассказывается о профессиональной эволюции автора.

Августин использует три вида античного красноручия

судебное

совещательное

торжественное.

Они имеют по два модуса положительный и отрицательный.

Судебное: Я защищаю, я обвиняю,

совещательное: я убеждаю, я разубеждаю,

Торжественное эпидейктическое я превозношу, я посрамляю

По самой структуре текста видно, что Исповедь рассчитана на устное восприятие. Августин блестяще решает задачу оратора:

научить

убедить

усладиь.

Оратор пользовался готовой системой риторических доказательств, различавшихся по степени интеллектуальной сложности и эмоциональной силы. Этому учили в риторских школах. Известно, что слава красноречия Августина была велика, ему присуще виртуозное владение словом. Отмечают щедрое разнообразие и необычайную гибкость его синтаксиса: от кратчайшей максимы, лаконической отрывистой реплики, сухой констатации – до развёрнутого периода, иногда ритмазированного почти со строгостью стихотворного метра.

Августин использует разнообразные слои тогдашней латыни, жанры, в которых работал: речи, диалоги, проповеди, послания, комментарии, трактаты. Исповедь – особый жанр и синтез жанров, объединённый интонацией. Интонация в данном случае тесно связана со смысловым и ценносным параметром. Безусловно, в данном случае она понимается в расширительном смысле.

Итак, новаторство Августина в том, что эксегетика сочетается с биографией. Подобного сочетания в одном тексте невозможно себе представить в античной литературе.

Обычно жанр автобиографии предполагает однородную по форме авторскую речь. Внимание говорящего сосредоточено на событиях реальной жизни. В то время, как внимание комментатора направлено на текст. Пафос автобиографии концентрируется на событиях жизни говорящего. Человек должен доказать, что не зря прожил жизнь. Это исходно устный жанр, не теряющий примет устного текста в письменной фиксации. Эксегетический трактат, напротив, жанр письменный. Природа его также монологична, но это уже монолог толкователя чужого слова. Он ограничен содержанием толкуемого источника и связан с традиционно установленными способами интерпретации текста. Но Августин не только кающийся грешник, и не только толкователь.

Августин рассказывает о себе, как о человеке, живущем во времени и в вечности.

· сын язычника и христианки осознал свою греховность и обратился,

· Августин – теолог силой веры утверждает собственное понимание сложнейших вопросов христианского богословия

· Августин – епископ обличает неправедность мирской жизни.

Вместо портрета перед нами три лица.: часмТНОЕ ЛИЦО, теолог и проповедник

ТАК МЕНЯЕТСЯ СТРУКТУРА ЖАНРА ОБРАЩЕНИЯ.

ВМЕСТО ОДНОГО ГРЕШНИКА ТРИ ЛИЦА.

Авгоустин показывает:

· фиаско личности, привыкшей побеждать. Вместо античного Я ОБВИНЯЮ ДРУГОГО он покапзывает: Я ОБВИНЯЮ СЕБЯ.

· Епископ проповедует,приводи назидательные примеры, цитаты

· Теолог комментирует так, что самые изощрённые способы античного толкования бессильны перед уникальностью библейского текста. Античные способы понимания текста не действуют.

В результате возникают два противоречивых психологических состояния:

искушённое знание интерпретатора и непосредственное чувство обращённого, его требование ответа.

Монолог грешника

теолога

епископа

скрывает в себе диалог.

Речи кающегося грешника направлены против всего мира стапрой культуры.

Епископа – к пастве, к слушателю

Теолог -комментатор вступает в диалог с библейским текстом.

Речь Августина с первой фразы обращена к Богу и к читателю.

Но всё наслаивается на уже известные жанры. Речь, обращённая к Богу – эпидейктическая. Обличение языка прошлого- судебное красноречие. Комментирование, обращение к читателю- совещательное красноречие.

Образ Бога является нам с первых страниц “Исповеди”. Августин прославляет величие, силу и мудрость Творца. Сразу же выстраивается и перспектива – пропасть между Таорцом и творением. Смертный, греховный, гордый человек стремится к Богу из своего состояния грехопадения. Человек говорит от лица греховного человечества. Он обращается к Богу, тпрославляя мудрость и величие трансцендентного Бога. Для античности странно и непривычно было славословие Непостижимого.

Также непривычно было и самобичевание в эпоху формирования христианской литературы.

Торжественное красноречие переосмысляется как хвала Богу и хула греху, вместо римской хвалы императору и хулы врагам.

Эти точки отмечают два полюса текста, между которыми происходит драма жизни автора.

Эпизод кражи груш одновременно соотносится с библейским грехопадением и с заговором Катилины

8 книга построена по типу совещательного красноречия. Личный опыт Августи на раскрывается в двух аспектах: языческого красноречия и христианской веры. Так возникает новая реальность литературы.

Из библейских цитат наиболее часто Августин цитирует Псалмы. Именно они определяют и музыкальный строй текста и модус и тон. Августин находит свою интонацию во многом, благодаря Псалмам. Подобно молящемуся за свой народ царю Давиду, Августин в своём обращении к Богу подразумевает и молитву за свою паству.

Весь текст Исповеди выстроен между невладением словом вначале и виртуознейшим, духовным овладением словом в конце.

Детство – невладение речью. Юношество- овладение словом-знаком. М ир внутренний связан с внешним миром словом-знаком. Годы учения связаны с дурной волей voluntas carnalis дурная воля verba carnalis слово ритора. Цицерона, Речь епископа Амвросия связана с открытием нового мира spiritualis, Этот мир тоже открыт через слово. Мир плотский и мир духовный связаны со словом. Слово это и Божественный сосуд и диавольская сеть.

Манихейство и опыт отталкивания от него помогает сформулировать христианское учение о зле как об “извращённой” воле.

Но слово, обретённое у Амвросия не стало ключом к образам Библии.

Августин включает целый пласт неоплатонической лексики, прерывая повествование словами МОЛЧАНИЕ, ТАЙНА. Система образов, привлечённая для описания мира, открывающегося ему с помощью нового духовного слова, связана со зрением.

Я УВИДЕЛ, ОКОМ ДУШИ. СВЕТ НЕМЕРКНУЩИЙ

Зрение в контексте философии неоплатоников понималось как основа познания. Душа философа последовательно проходила все этапы освобождения от сковывающей её материи с помощью духовного слова, слова умозрения сознания Августина воспри нимают ценности идеального мира. Verbum spiritualis уничтожает силу verbum carnalis, обесценивает вещественный мир res и ослабляет волю к нему. Обращение же связано с осознанным желанием переориентирования воли. Сила же библейского слова такова, что может изменить жизнь.

Смерть матери, описанная в 9 книге, знаменует окончание этапа существования в материальном мире. Теперь же рвутся нити, связывающие его с миром материи. И начинается эпоха откровения VERBUM DEI чЕЛОВЕЧЕСКАЯ ПАМЯТЬ – ЕДИНЕНИЕ ДУХОВНОГО И МАТЕРИАЛЬНОГО.

Человеческая память как единение духовного и материального помогает в нахождении образа Бога.

Августин в своём творчестве реализует принцип ВЕРУЮ, ЧТОБЫ ПОНИМАТЬ

У Абеляра в 12 веке это превращается в ПОНИМАЮ, ЧТОБЫ ВЕРИТЬ

Слово у Августина понимается как знак воли

Слово понимается как знак вещи

и, наконец, слово Священного Писания.

Итак, в Исповеди мы видим жанровый синтез:

речь, псалом, биография, обращение, отречение, видение, гимн, диалог, трактат, философский комментарий.

На примере этого текста Августина мы наблюдаем глубокое проникновение культурного бытия античности в новой цивилизации и пересмотр основных риторических категорий. Глубинное изменение смысла связано с обретением новой духовной реальности и бытия души. Августиново “Я ничего не хочу знать, только душу и Бога” является одним из важнейших лейтмотивов Средневековья.

Теперь обратимся к другой эпохе Остготское королевство. Оно существовало с 493 по 555 годы.

Одоакр, предводитель германских наёмников, низложивший последнего римского императора Ромула Августула называл себя королём, но знаки государственной власти отослал в Византию.

В 488 году в Италию вошли остготы. Теодорих – глава остготского войска тоже объявил себя королём. Вокруг имени Теодориха складывались легенды, вошедшие затем в цикл сказаний о Нибелунгах. Столицей остготского королевства стала Равенна. Одоакр и Теодорих заключили между собой мирное соглашение, по которому должны были разделить между собой власть над Италией, клялись друг другу в вечной дружбе, но в 493 году Теодорих на одном пиру покончил с доверившимся ему Одоакром. А его сторонники во всех важнейших городах были перебиты и т.о. Теодорих стал единоличным правителем.

Программа Теодориха – союз остготов и римлян.

Первые три десятилетия правления Теодориха – благополучные годы. Экономическая и политическая стабилизация Италии. Сохранилось римско-италийское землевладение, римское право. Римская система государственных отношений.

Управленческий аппарат и сенат. Религиозная политика Теодориха отличалась веротерпимостью. Римляне католики соседствовали с готами арианами.

Первая четверть 4 века – подъём культуры. Король следил за архитектурными памятниками Рима, вкладывал средства. Равенна украсилась новыми постройками. А также Верона, Неаполь, Павия, Венеция. Развивалась архитектура и изобразительное искусство. Архитекторы и строители находились на государственной службе.

Теодорих попытался возродить цирковые и массовые зрелища. Теодорих стяжал славу покровителя наук и искусств. При дворе собирались философы и писатели, происходили поэтические состязания, звучала изысканная музыка. Происходило активное переосмысление античной культуры.

Образование римлян строилось на основе 7 свободных искусств. Но король возражал против образования мальчиков готов. Идеалом готов был не образованный госудаоственный муж, а физически и морально закалённый воин, способный наилучшим образом исполнить свой долг по отношению к королю и своему племени.

В осуществление идеи готско-римского союза король привлекает наиболее выдающихся и просвещённых представителей римско-италийской знати.

Симмах – знаток римской истории, образованнейший человек своего времени,

Кассиодор – тонкий дипломат, блестящий писатель, создатель знаменитого средневекового центра Вивария

Эннодий – педагог, ритор, поэт.

Боэций (480-525) по праву рождения принадлежал к высшей римской знати. Отец – консул. Когда в раннем детстве Боэций остался сиротой, Симмах его усыновил. Боэций получил блестящее домашнее образование. Кроме того обучался в лучших школах Рима, Афин и Александрии.

Он за свою не очень длинную жизнь успел сделать чрезвычайно много для средневекового образования.

Во-первых, написал ряд трактатов по предметам квадривиума. По арифметике, музыке, астрономии и геометрии.

Кроме того он занимался философией. Замысел Боэция был грандиозен. Он мечтал перевести на латинский язык всего Аристотеля и всего Платона. Более того, он хотел показать общность этих философов. Ведь в истории культуры закрепилось представление об их противоположности. Эпоха Платона сменяет эпоху Аристотеля. На деле же Боэций успел перевести несколько диалогов Аристотеля.

Прекрасная политическая карьера Боэция, окончившаяся катастрофически может послужить притчей о том, что нельзя учёному близко подходить к правящему двору, а следует сидеть в библиотеке.

Боэций заступился за сенатора Альбина, обвинённого в тайных сношениях с Византией. Какими низкими путями были получены обвинения, потом будет свидетельствовать сам Боэций. В сенате он произнёс формулу римской чести, утверждая, что донос ложен: «Если виновен Альбин, то виновен и Боэций. Но Теодорих моментально приказал арестовать Боэция и обвинил его в заговоре против готов.

Боэций находился в заключении в Павии. В его отсутствие, без суда и следствия, его приговорили к смерти с конфискацией имущества. Боэций – человек римского духа, Катонов, Брутов, превыше всего ценивших свободу и верность гражданскому долгу, остался в истории как нравственный идеал. Жанр – сатура, сочетание прозы и стихов.

«Утешение философией» Две первые книги носят характер исповеди, постепенно переходят в философский диалог, почти в монолог. Стихи несут важные смысловые оттенки. Философия – мудрость. Боэций осмысляет трагедию своей жизни, соотносит её с законами мироздания в системе универсального космоса, частицей которого является человек.

Кульминация – раскрытие идеи высшего блага и универсального разума, управляющего миром..Боэций обретает утешение в надличностной сфере. Утоление боли происходит через эмоциональное переживание своей причастности вечному бытию мира. От размышления о своей участи к рассмотрению природы судьбы. В 4 книге показана иерархия пребывающих в мире сущностей, их отношение к источнику всякого бытия.

5 книга толкование соотношения высшего закона, управляющего миром, универсального разума, провидения, человеческого познания свободы воли.

По выражению Лосева принцип универсального разума – оригинальная концепция Боэция, понятая как тождество провидения и судьбы. Но совсем неантичное беспокойство и трепетность свойственны Боэцию.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 526 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.019 с)...