![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
История человеческого общества начинается с образования первобытнообщинного строя при котором орудия производства были примитивными (палка, топор), а производительность труда – низкая. В первобытном обществе не существовало государства как профессионального аппарата классового принуждения. Не существовало и самих классов. Власть и производство были общественными (коллективными), собственность – общей. Не было права собственности – общей. Не было права собственности и права вообще – было непосредственное коллективное присвоение членами общины результатов своего труда. Распределение продуктов труда осуществлялось на началах равенства.
Основой организации была община – род, племя (высшая форма), их объединения. Род (родовая община) – объединение людей, основанное на кровном родстве, на общности имущества и труда. Власть носила сугубо общественный характер. Властные функции осуществляли все взрослые члены рода. Органами общественной власти являлись родовые собрания, старейшины (вожди), военачальники (военный вождь), жрецы (религиозные функции). Все основные вопросы жизни и деятельности рода решались народным собранием. Общими делами племени руководил Совет (состоял из старейшин и военачальника).
Т.о., особенности первобытной общественной власти, существовавшей в догосударственный период заключались в том что:
1. Власть исходила от родовой общины (от всех взрослых членов рода), распространялась только в рамках рода (государственная же власть носит классовый характер).
2. Старейшины, военные вожди, жрецы избирались собранием членов рода, осуществляли властные функции под его контролем, в любое время могли быть смещены собранием.
3. Специального аппарата, который бы занимался только управлением, не было.
4. Власть была непосредственно общественной, строилась на началах первобытной демократии, самоуправления (т.е. субъект и объект власти здесь совпадали).
В первобытном обществе действовали определенные правила поведения, которые получили название социальные нормы. Таким нормам были обычаи (исторически сложившиеся правила поведения, которые вошли в привычку в результате многократного применения в течение длительного времени и стали естественной жизненной потребностью общественных отношений). Многие из них являлись одновременно первобытной морали и религии (обряды, ритуалы). В современной исторической науке обычаи получили название «мононормы». Однако в последнее время высказано предположение о том, что никаких «мононорм» В первобытном обществе не существовало, т.е. были только социальные нормы.
Характерные признаки норм проявлялись в следующем:
- отношения в первобытном обществе регулировались главным образом обычаями;
- обеспечивались в основном силой привычки, а также соответствующими мерами убеждения (внушения) и принуждения (изгнание из рода, принесение в жертву богам, убийство). Принуждение исходило от всего рода;
- ведущим в них способом регулирования выступал запрет (система табу), отсутствие собственно права и обязанностей;
- выражали интересы всех членов рода и племени.
Следовательно, общественная власть и социальные нормы поведения в эпоху догосударственного общества соответствовали уровню его экономического, социального, интеллектуального, культурного и духовного развития, зрелости самого человека.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 6718 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!