Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Влияние русской и европейской культуры на роман Ф.М. Достоевского «Бедные люди»



5. Своеобразие темы «бедности» в творчестве Ф.М. Достоевского. Гоголевская школа и индивидуальность автора.

«Бедные люди» В нем Достоевский ставит цель, которую не ставили ни Гоголь, ни писатели «натуральной школы», хотя во многом он еще близок «гоголевскому направлению:». Он стремится показать, что человек по самой природе своей есть существо самоценное и свободное и что никакая зависимость от среды не может окончательно истребить в человеке сознание своей человеческой ценности. Чтобы решить эту задачу, писатель раскрывает внутренний мир героя в его письмах к единственно близкому ему человеку. Переписка между немолодым титулярным советником Макаром Девушкиным и его дальней родственницей семнадцатилетней Варенькой Доброселовой определяет жанр и способ изображения человека в «Бедных людях». Истоки этой жанровой формы — в эпистолярном романе сенти­менталистов и романтиков, в таких его образцах, как «Новая Элоиза» Ж--Ж. Руссо, «Жак» Жорж Занд и особенно близкий Достоевскому роман Гете «Страдания юного Вертера». На них воспитывался интерес писателя к тому нравственному и эмоцио­нальному содержанию личности, которое доступно лишь самопозна­нию и может быть выражено через интимное признание, через откровенное слово человека о самом себе. К этому присоединя­лась и склонность самого Достоевского к усиленной рефлексии и уме­ние дать ей точное и тонкое словесное выражение. Внутренний сюжет «Бедных людей» состоит в том, что в герое мучительно трудно пробивается на свет его человеческая сущность, исключительную важность такого сюжета понял Белинский еще в 1842 году, выдвигая новый, соответствующий аналитическим возможностям реализма взгляд на человека, когда художник выво­дит «наружу все, что таится внутри того человека и что, может быть, составляет тайну для самого этого человека». Не случайно именно о «Бедных людях» он вскоре скажет, что «роман открывает такие тайны жизни и характеров на Руси, которые до него и не снились никому». Перед всей действительностью, перед громадой дымящего и гре­мящего Петербурга Макар испытывает постоянное чувство страха и самоумаления. Достоевский дает такому жизнеощущению героязайти бесконечно далеко. Третируемый действительностью, Макар готов сам стать исполнителем вынесенных ему жестоких социаль­ных приговоров. И доходит до такого состояния, что зачеркивает себя не только перед лицом власти, государства, общества, но и перед лицом бога, отказывая себе в праве молитвы и покаяния в грехах, ибо заключает он, «недостойно мне с господом богом уговари­ваться». Человека в себе Девушкин находит и возвышает по мере того, как растет его чувство к Вареньке, которую он любит удивитель­ной, лишь в изображении Достоевского возможной любовью. Само появление эротического оттенка в отноше­нии к Вареньке свидетельствует, что те жалкие формы, которые приданы личности героя жизнью, условиями среды, все-таки не есть его окончательное определение. Как медленно и трудно вырабатывается самосознание Девушкина, раскрывается в его речи. Герой упорно ищет свой «слог», пытается прежде всего в слове утвердить свою человеческую само­стоятельность и полноценность. В первых письмах Макар в отчая­нии оттого, что «слогу нет никакого»: с этим он связывает свои неуда­чи на службе, свою социальную ущербность. Макар не находит своего слова в какой-либо готовой, в том числе и в литературной, форме. В этом проявилось полемическое отношение Достоевского к существовавшим тогда литературно-стилевым традициям, ни одной из которых писатель целиком не принял, но преодолевал их, созда­вая новое слово героя и автора. Среди устаревших речевых форм, среди канцелярских и книж­ных штампов, среди пережитков сентименталистской и романти­ческой литературности герой постепенно отыскивает путь к настоя­щему «слогу». Собственное слово Девушкина одухотворяется, облагораживается любовью. В моменты высшего проявления любви у него, как чувствует то он сам, «слог формируется», формируется речевое лицо, личность. Вместе с этим смелеет и углубляется мысль, уходит косноязычие, бормотание, появляется, индивидуаль­ный— голос. Преодолевается бедность положения

Споры вокруг жанра романов Ф.М. Достоевского.

Роман Достоевского можно определить одновременно как социально-психологический и как философский. Это новый этап развития романного жанра в эпоху реализма. Все сюжеты изображены реалистично, четко обозначен социально-бытовой фон, подробно воссоздается внутренний мир героев, их глубинно-психологические конфликты.

С другой стороны, многие предметно-бытовые и другие детали (имена героев, числа, цвета) одновременно являются сложными и многоплановыми символами (эта символика подробно рассматривается в книге С. В. Белова «Комментарий к роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание», предназначенной специально для абитуриентов). Таким образом, в романе совмещаются два плана (или уровня): социально-бытовой и философско-символический. Не случайно этот роман (как и все творчество Достоевского) очень любили символисты.

Поэт, философ и идеолог символизма Вяч. Иванов определяет жанр Достоевского как «роман-трагедию». Часто встречается и такое определение, как «идеологический роман» или «роман идей». Одно из наиболее известных определений жанра «Преступления и наказания» принадлежит М. М. Бахтину — «полифонический» (т. е. многоголосный) или «диалогический» роман. Этот термин необходимо разъяснить.

Согласно Бахтину, принцип «полифонизма» (многоголосия) или «диалога» заключается в том, что каждый герой имеет свой автономный (независимый) внутренний мир (термины Бахтина — «кругозор», «точка зрения»). Главным структурообразующим принципом в романе является свободное взаимодействие этих разных миров, «хор голосов». Голос автора, как считает Бахтин, занимает у Достоевского равное положение с голосами героев. Автор позволяет читателю погрузиться в сознание героя, дает своим героям большую свободу, не господствует над ними безраздельно. Противоположность Достоевскому — Л. Н. Толстой, романы которого Бахтин называет «монологическими», поскольку в них преобладает монолог и «точка зрения» автора. Диалог, согласно Бахтину, является главной формой самораскрытия героя в романе Достоевского (для героя Толстого это будет внутренний монолог). Диалог может иметь форму исповеди (тогда это диалогический монолог), форму расспросов (например, допрос в детективном сюжете) или форму спора (все споры героев Достоевского являются философскими, идеологическими).

Жанровые характеристики трех сюжетных линий. В романе три главные сюжетные линии, и в каждой из них преобладает особый жанровый принцип. В центре повествования — история Раскольникова, этот герой составляет композиционный центр романа, все остальные сюжетные линии «стягиваются» к нему.

Сюжетная линия Раскольникова имеет детективную основу (криминальная тема; психологический поединок преступника и следователя; ореол таинственности вокруг событий; постепенное узнавание деталей — причины преступления, теория, статья, невеста в прошлом; в эпилоге — эпизоды из прошлого, проливающие дополнительный свет на биографию героя; привлечение внимания читателя к описанию места преступления, к некоторым вещественным деталям: топор Раскольникова, револьвер Марфы Петровны). Однако нетрудно видеть, что это уже не детективный роман. Главный герой, с которым отождествляется читатель, — преступник, а не следователь, как это бывает в детективных романах. В ходе сюжета выясняется не личность преступника (она сразу известна), а внешние и внутренние причины преступления: прошлое (вспомните, что мы наем о его невесте?) и характер Раскольникова, обстоятельства жизни (найдите описание условий жизни Раскольникова, его материально-бытового положения), философская «теория» и существование статьи (когда и в каком контексте читатель узнает об этом?). Таким образом, можно сказать, что суть «расследования» иная, чем в детективном романе: это поиск не человека, а «идеи» или «духа», вызвавших преступление. Другие жанровые истоки сюжетной линии Раскольникова — нелитературные (материалы прессы, публицистика, судебная хроника; философские тексты).

Традиционная пара-антитеза «герой и друг» выражена фигурами Раскольникова и Разумихина (символически соотнесены и фамилии этих двух героев: безумие, «рас-колотость» души и «здравый смысл»). Существенны и другие психологические антитезы (сопоставление Раскольникова с Соней, Лужиным, Свидригайловым, Порфирием Петровичем). Любовная коллизия «Раскольников — Соня» выражена в основной части романа достаточно слабо (только в сцене исповеди Раскольникова о том, «кто убил Лизавету», и неявно — в сновидении Сони о Раскольникове (найдите это в тексте), но в эпилоге автору удается «наверстать упущенное»: сцена молчаливого объяснения героев в любви очень выразительна и принципиально важна.

Вторая сюжетная линия в романе — история семейства Мармеладовых. Она связана с неосуществленным замыслом романа, который должен был называться «Пьяненькие» (стилистически это напоминает названия более ранних произведений Достоевского — «Бедные люди», «Униженные и оскорбленные»). Жанровые истоки этой сюжетной линии — раннереалистическая проза натуральной школы (рассказы и очерки, посвященные «физиологии Петербурга») и бытописательский «бульварный роман» (пример — роман Н. Крестовского «Петербургские трущобы», по мотивам которого недавно был снят телесериал «Петербургские тайны»). Темой этих произведений является жизнь «низов» общества, в них широко представлены такие социально-психологические типы, как обитатель «питейного заведения», разорившиеся дворяне, ростовщик, проститутка, люди «полусвета» и преступного мира.

Главным героем романа «Пьяненькие» мог бы стать Мармеладов- В первой, экспозиционной, части романа «Преступление и наказание» именно его фигура и выдвигается как центральная в этой сюжетной линии. (Проанализируйте диалог Мармеладова с Раскольниковым, происходящий в «питейном заведении».) Это характерный пример публичной исповеди (типичная ситуация в романах Достоевского). Мармеладов — психологический тип «шута», произносящего исповедь в состоянии «уязвленной гордости». Такие герои Достоевского получают болезненное удовольствие, демонстрируя свое уничижение. Во время исповеди они шокируют слушателей, нарушают социальные приличия, занимаются самобичеванием. После исповеди Мармеладова Раскольников в очередной раз задумывается о проблемах человеческого достоинства и о несправедливом устройстве жизни людей. (Найдите в романе соответствующий внутренний монолог героя.) Не менее важен образ жены Мармеладова — Катерины Ивановны. Обратите внимание на ее биографию, на «хлестаковскую» фантасмагорию в ее внутреннем монологе, на пародийную функцию образа хозяйки-немки Амалии Людвиговны Липпевехзель, которая называет себя «Амалией Ивановной». (Найдите некоторую общность мотивов в самохарактеристиках немка и Катерины Ивановны.) Проанализируйте сцену скандала во время поминок Мармеладова, а также сцену помешательства и смерти Катерины Ивановны. (С каким образом-символом в романе ассоциируются ее пред­смертные слова?) Постепенно на первый план выдвигается Соня Мармеладова — психологический «двойник» Раскольникова, воплощение лучших сторон его души.

Третья сюжетная линия в романе связана с Дуней (преследования со стороны Свидригайлова, сватовство Лужина, брак с Разумихиным). Эта линия развивается в духе сентиментальной повести или мелодрамы (характерный набор жестоких «чувствительных» сцен, счастливый конец). Дуня принадлежит к типу гордых и недоступных женщин, иногда изображаемых Достоевским (например, Катерина Ивановна в романе «Братья Карамазовы). Стремление помочь ей, избавить ее от «бессмысленной жертвы» — одна из второстепенных психологических мотивировок преступления Раскольникова. Именно с Дуней сюжетно связано появление в романе таких идейно важных героев, как Лужин и особенно Свидригайлов, еще один, наряду с Соней, психологический «двойник» Раскольникова. Постепенно он выдвигается на первый план. Драматическое объяснение с Дуней в Петербурге (вспомните детально этот эпизод) — одно из последних впечатлений Свидригайлова, подтолкнувших его к самоубийству.

Все сюжетные линии получают окончательную развязку в Эпилоге (Раскольников после суда попадает на каторгу, Соня остается с ним, Дуня выходит замуж за Разумихина). Если не считать многочисленных смертей (старуха, беременная Лизавета, Свидригайлов, Пульхе-рия Александровна, Марфа Петровна, Мармеладов, Катерина Ивановна; второстепенные герои, о смерти которых сообщается ретроспективно: невеста Раскольникова, слуга Свидригайлова, племянница Гертруды Ресслих), то можно сказать, что роман имеет более или менее счастливый конец (соединение двух влюбленных пар, как в мелодраме).

Анализ трех сюжетных линий позволяет сделать вывод о жанровом универсализме романа или, говоря словами М. М. Бахтина, о многоголосии жанров в романе.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1050 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...