![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Социальные отношения, категории свободного и зависимого населения | ||||||
Но в описываемое время эта система лишь появлялась, так что огромное большинство земель на Руси оставались еще вне притязаний владельцев. Они были заселены свободными людьми – крестьянами-смердами, ремесленниками, торговцами – над которыми был лишь один хозяин, сам великий князь в качестве главы государства. Они несли общегосударственные поборы и повинности. На господских же землях население за право пользования ими платило натурой – зерном, пушниной, медом и другими продуктами. То, что раньше шло великому князю, теперь передавалось в руки новому господину – боярину, воеводе или монастырю. Постепенно в сельской местности появлялся слой людей, которые по различным причинам (неурожай, разорения, военные поражения и пр.) теряли собственное хозяйство и обязывались за предоставленную в порядке ссуды помощь деньгами или натурой выполнять те или иные работы в господском хозяйстве. Такие люди в официальной терминологии именовались «рядовичами», так как заключали с хозяином договор («ряд»), или «закупами», так как брали у хозяина долг («купу»). На господской земле трудились также пленники, отрабатывавшие свой выкуп, и «наймиты», нанимавшиеся за плату. Наиболее неполноправными людьми были холопы. Холопами становились в силу различных причин: свободный человек мог продать себя в холопы, оставшись без средств к существованию; он превращался в холопа, если поступал на службу к господину без специального договора или если женился на холопке, заранее не оговорив свою свободу. Холопами становились и дети холопов; проворовавшиеся или нарушившие договор рядовичи и закупы; наконец, военнопленные. Однако считать их рабами все-таки нельзя, поскольку они имели кое-какие права. Их убийство каралось по закону. Иногда холопы могли давать показания в суде. Наконец, некоторые из них за долгие годы службы могли достигнуть довольно значительного положения, становясь ключниками или иными приближенными своего господина. В связи с этим небезынтересно сравнить Киевскую Русь с государствами Западной Европы того времени. Именно в XI – начале XII вв. Русское государство приобрело характер раннефеодального, когда общинные земли стали принадлежностью коллективного собственника – государства, начавшего распоряжаться ими по своему усмотрению. Однако система социальных отношений все еще сохраняла немало архаических черт, которые и привели к серии городских восстаний, а также вызвали появление многочисленных дополнений к Ярославову своду законов, вносимых его сыновьями, а затем и внуками. В этом смысле Русь, идя вровень со странами Восточной Европы, заметно отставала от западноевропейских государств. Впрочем, это было неизбежно, учитывая разницу во времени их появления на политической карте мира, составлявшую, как-никак, несколько веков. Скажем, Англия прошла эту стадию складывания раннефеодальных отношений и организации господствующего социального слоя еще доX в. Темпы формирования земельной собственности там были более быстрыми, а характер отношений, сложившихся в среде господствующего класса – более определенным и четким. |
|
| ||||
Еще более резкие различия могут быть отмечены при сравнении Руси с Францией. Там уже к VIII в. короли и служилая знать становятся собственниками земель и населяющих их крестьян, оформляют свои административные и судебные права. Русь напоминала раннюю Францию по длительному существованиюверви – мощной крестьянской общины. Однако на Руси крестьянство не стало постоянной основой армии, как это произошло в западном мире. А между тем как франкское, так и германское общество взросли на постоянных завоеваниях. Именно завоевания, в известной мере, и стали мощным ускорителем развития западных «варварских» государств. Русь же не имела столь масштабных стимулов к экспансии, поэтому и рост служилой знати шел более медленными темпами, и крестьянство еще долго оставалось в состоянии относительной свободы. Наконец, нельзя не отметить и значительную неравномерность регионального развития страны, усугублявшуюся благодаря огромным пространствам. Значительно отставали в своем развитии, например, северные и восточные территории в сравнении с южнорусскими землями. | ||||||
4 билет
В 988 г. при Владимире I в качестве государственной религии было принято христианство. Христианство, как повествует летописец, было распространено на Руси издревле. Его проповедовал еще апостол Андрей Первозванный - один из учеников Христа. Рассказы о последующих крещениях отдельных групп населения Руси (во время Аскольда и Дира, Кирилла и Мефодия, княгини Ольги и др.) показывают, что христианство постепенно входило в жизнь древнерусского общества.
Перед историками всегда стояли вопросы: в чем причина христианизации Руси и почему князь Владимир выбрал именно православие? Ответ на эти вопросы следует искать как в личности князя Владимира, так и в анализе социально-политических и духовных процессов, которые происходили в то время в Киевской Руси.
Князь Владимир был крупным государственным деятелем своего времени. Он уже давно осознавал, что языческий политеизм не соответствует политическим и духовным потребностям государства. В 980 г. Владимир предпринял первую религиозную реформу, суть которой состояла в попытке слияния разнородных богов всех племен Киевской Руси в единый пантеон во главе с княжеским богом Перуном. Однако попытка повсеместного распространения культа Перуна потерпела неудачу. Языческому богу противостояли другие языческие боги, которым поклонялись славянские и неславянские племена Киевской Руси. Язычество не обеспечивало этнокультурного единства всех племен и земель Киевской Руси. Историческая практика показала, что это единство лучше других обеспечивают так называемые мировые религии: христианство и ислам.
Православная версия принятия христианства утверждает, что этому событию предшествовала процедура “выбора вер”. Киевская Русь по своему геополитическому положению находилась в тесном контакте с Хазарским Каганатом, в котором господствовал иудаизм, арабо-мусульманским миром, в котором исповедовали ислам, православной Византией и католическими государствами Западной Европы. Во все эти регионы Владимир якобы послал своих послов для определения наилучшей веры. Выполнив задание Великого князя, послы вернулись и однозначно отдали предпочтение православию из-за красоты его храмов и того душевного подъема, который они в них ощутили.
Однако не эти обстоятельства сыграли главную роль в принятии православия. Решающим фактором обращения к религиозно-идеологическому опыту Византии явились традиционные политические, экономические, культурные связи Киевской Руси с Византией. В системе византийской государственности духовная власть занимала подчиненное положение от императора. Это соответствовало политическим устремлениям князя Владимира. Не последнюю роль сыграли и династические соображения. Принятие православия открывало дорогу для брака Владимира с сестрой византийского императора принцессой Анной — и, таким образом, еще в большей мере закрепило дружеские отношения с такой влиятельной державой, как Византия. Дружба с Византией не только открывала дорогу к расширению торгово-экономических и культурных связей, но и в какой-то мере защищала Русь от набегов многочисленных кочевых племен, населявших Великую степь к северу от Черного моря, которых Византия постоянно использовала в борьбе со своим северным соседом:
И еще один момент сыграл свое значение при выборе православия. В католицизме богослужение происходило на латинском языке, тексты Библии и других богослужебных книг — на этом же, языке. Православие не связывало себя языковыми канонами. К тому же в этот период православие утверждалось в славянской Болгарии. Таким образом, богослужебные книги и весь обряд в языковом отношении были родственны населению Киевской Руси. Через болгарские богослужебные книги и болгарских священнослужителей православие начало утверждаться в духовной жизни русского общества.
Владимир, крестившись сам, крестил своих бояр, а затем и весь на род. Распространение христианства зачастую встречало сопротивление населения, почитавшего своих языческих богов. Христианство утверждалось медленно. На окраинных землях Киевской Руси оно установи лось много позднее, чем в Киеве и Новгороде.
Принятие христианства в православной традиции стало одним из определяющих факторов нашего дальнейшего исторического развития.
Христианство создало широкую основу для объединения всех народов этого общества. Исчезла граница между русом и славянином, угро-финном и славянином и т. д. Всех их объединила общая духовная основа. Христианство постепенно начало вытеснять языческие обряды и традиции и на этой основе произошла гуманизация общества. Значительным культурным переворотом было введение единой письменности. Принятие христианства способствовало становлению городской культуры в преимущественно сельскохозяйственной по роду жизнедеятельности стране. Под влиянием христиан развивались храмное строительство, книжное дело, литература, история и философия,
На основе христианизации происходит становление нового типа государственности в Киевской Руси, которая в значительной мере приобретает византийскую форму. Устанавливается тесная взаимосвязь между светской и церковной властью, при главенстве первой над второй. В первой половине XI в, начинается оформление церковной юрисдикции. В ведение церкви передаются дела о браке, разводе, семье, некоторые наследственные дела. К концу XII в. церковь стала осуществлять надзор за службой мер и весов. Значительная роль отводится церкви в международных делах, связанных с углублением отношений с христианскими государствами и церквями.
В целом благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса. Однако принятие христианства в православном варианте имело свои негативные последствия. Православие способствовало обособлению Руси от западноевропейской цивилизации. С падением Византии Русское государство и Русская православная церковь оказались, по сути дела, в изоляции от остального христианского мира. Именно этим обстоятельством может быть отчасти объяснен отказ Западной Европы прийти на помощь Руси в ее противоборстве с иноверцами (татаро-монголами, турками и другими завоевателями).
Причины. После крещения Ольге христианизация Руси пошла быстрее. Русь поддерживала добрые отношения и с Византией, и с римской церковью; здесь были и мусульмане, и иудеи. Но необходимо было принять христианство по нескольким причинам:
1.Это нужно было в интересах развития государства, v чтобы избежать изоляции от всего мира.
2.Единобожие соответствовало сущности единого государства во главе с монархом.
3.Христианство укрепляло семью, вводило новую мораль.
4.Способствовало развитию культуры - философия, богословская литература.
5.Социальное расслоение требовало новой идеологии. (язычество - равноправие)
Видимо и сам Владимир задумался над своей жизнью, где были и братоубийство, и разврат. Христианство могло отпустить грехи и очистить душу.
5 билет
Причины и последствия феодальной раздробленности на Руси
Возникновение феодальной раздробленности связано с ослаблением центральной власти, с одной стороны, с усилением местной аристократической верхушки с другой. Другой причиной возникновения феодальной раздробленности является достаточно высокий уровень экономического развития различных областей государства.
Вообще, государство возникает первоначально чаще всего как реакция на внешнюю угрозу. Для этого необходим сильный лидер, который в состоянии сплотить вокруг себя наиболее боеспособную и активную часть знати.
Примерно такую картину мы видим во времена Киевской Руси. Не будем спорить варяги принесли нам государство, или оно возникло на базе местных племен. Важно, что сильная личность, которой явился Рюрик, огнем и мечом добившись единства полян, стал расширять границы, подчиняя новые народы, причем, все они были экономически и политически слабее Киева.
Теперь посмотрим на XI век, когда окончательно феодальная раздробленность Руси окончательно оформилась на Любечском съезде князей (1097 год). Несмотря на наличие такой сильной политической фигуры как Владимир Мономах, Русь распадается на ряд княжеств, причем князья сообща договариваются каждому держать «вотчину свою». Здесь мы видим, как равные экономически и политически княжества, не находят основы для объединения, и даже угроза со стороны степи не в состоянии вновь объединить Русь. А зачем? Во всех княжествах производится одно и тоже, торговать имеет смысл разве что с дальними странами, Востоком, например. Экономической основы для единства нет, аристократия в каждом княжестве желает быть главнее всех, и категорически не хочет подчиняться Великому князю. В результате мы получаем на Руси классическую феодальную раздробленность.
Ее последствия были многозначны. Для каждого отдельно взятого княжества XII-XIII века они довольно печальны. Монголо-татарам сопротивляться ни одно княжество не смогло. Но в то же время, раздробленность – необходимый исторический период в истории любой страны. Россия здесь не исключение. Только через раздробленность, в конечном итоге можно осознать необходимость единства, что и произошло во времена московских князей. Поэтому говорить, что последствия феодальной раздробленности на Руси были крайне печальны, и что она нанесла огромный вред нашей истории крайне несправедливо. Да нам не повезло, что раздробленность совпала по времени с монгольским завоеванием, поэтому мы были отброшены в своем развитии на столетие. Но в то же время, Россия смогла возродиться, во многом, благодаря борьбе с Золотой Ордой. Вспомним Европу, в частности Германию, которая избежала подобных потрясений и смогла стать единым государством только в XIX веке.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 611 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!