Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Причины и последствия феодальной раздробленности на Руси 3 страница



принадлежностью к одному государству.

После смерти Святослава Киевским князем становится Ярополк(972-980), но между

братьями Ярополком, Олегом и Владимиром начинается вражда. Особую опасность

она представляла для Владимира, который был не совсем легитимным (законным)

наследником. Дело в том, что он был сыном ключницы Малуши. Для Святослава все

дети были равны, но для государства, в котором всё больше и больше

проявляется социальная дифференциация, это было существенно. Владимир бежит

из Новгорода к варягам, собирает дружину и возвращается с ней в Новгород.

Новгородцы недовольны поведением варягов, Владимир отправляется в поход, но

перед этим сватается к дочери полоцкого князя Рогнеде и получает отказ.

Ярополк убивает Олега, но Полоцк захватывает Владимир и женится на Рогнеде.

Затем он отправляется к Киеву. Владимир обманывает киевлян сплетнями о том,

что Ярополк хочет ввести в Киеве христианство. Воевода Блуд открывает ворота

Владимиру. Ярополк погибает.

Владимир(980-1015) начинает своё княжение с религиозной реформы. На берегах

Днепра он поставил идолы (самый большой - Перуна), этим он хотел показать

приоритет войны над другими сферами жизни общества. Дело в том, что в это

время Перун был не столько богом грома и молнии, сколько покровителем воинов.

Но на практике реформа не оправдалась, т.к. киевлянам, которые занимались

ремеслом и торговлей, дела до Перуна, равно как и до язычества, вообще не

было. Владимир обратился к христианству. В "Повести временных лет" есть

версия о том, что он просил руки византийского императора Анны и получил

отказ, т.к. христианка не может стать женой варвара. "Повесть" сохранила

легенду о выборе, который осуществлял Владимир среди всех наиболее значимых

тогда религий. Вначале он разослал своих послов, которые объехали известные

страны, познакомиться с известными конфессиями. В Киев приехали представители

различных религий (кроме буддизма). Иудаизм Владимир отверг сразу, сказав при

этом представителям: " У вас нет Родины!" В его представлении эта религия не

была государственной, а Владимир выбирал исключительно государственную

религию. Ему понравился ислам, в частности, многожёнством, но запрещал

употребление спиртных напитков вообще. Владимир отказался от ислама, прежде

всего потому, что эта религия не соответствовала традициям славян. Католицизм

Владимир отверг, т.к. глава католической церкви Папа Римский стоял над

монархами. Киевский князь не хотел от него зависеть и платить дань.

Православие Владимир предпочёл другим, потому что понравились сами церкви и

церковные обряды. Были объективные предпосылки принятия Византийского

христианства. Именно с Византией у Киевской Руси были наиболее тесные

экономические и культурные связи. Именно Византийская политическая система с

приоритетом светской власти над духовной в условиях ещё не сложившейся

феодальной иерархии наиболее подходила Киевской Руси, что оказалось в свою

очередь предпосылкой для образования и укрепления самодержавной формы

правления.

Киев принял христианство в 988г. Идолы были сброшены в Днепр, и в самом же

Днепре крестили славян. Христианизация Руси растянулась на длительный период,

т.к. северные районы очень долго сопротивлялись. Из-за сохранения

родоплеменных отношений, неполного уничтожения язычества, наш вариант

православного христианства представлял собой некий синтез нескольких

направлений христианства: византийского, арианского, Великой Моравии.

Например, от арианства (Ирландское христианство) Русь взяла - колокола, от

Византии - убранства церквей.

Каково же было значение принятия православного христианства. Во-первых,

Киевский князь стал равным среди всех христианских монархов Европы. Это

принципиально изменило и сам статус Древнерусского государства. Во-вторых, на

Киевского князя византийская религия распространяла представление как о

помазаннике божьем. В-третьих, правящий класс получал идеологию для

укрепления своей власти. В-четвёртых, восточные славяне получили обоснование

единства Древнерусского государства. В-пятых, принятие христианства дало

толчок развитию культуры (письменности и образования). Кириллица - славянская

азбука, созданная в IX в. моравскими монахами Кириллом и Мефодием на основе

синтеза с византийским алфавитом прежней славянской азбуки. И, наконец, в-

шестых, принятие христианства способствовало развитию экономических связей

Киевской Руси с другими государствами.

Вообще, христианство возникло в Палестине и на протяжении 300лет было

религией рабов, преследовалось, истреблялось, как и рабы. Христианство

оправдывало существующий миропорядок (каков бы он ни был), главной

добродетелью было терпение, покорность, стремление к счастью на небесах через

страдания в этой жизни. Несмотря ни на что, эта религия проповедовала

равенство среди людей перед Богом. На Руси это получило следующую

интерпретацию: Киевский князь - представитель Бога на земле, его власть

священна.

Итак, Владимир вошёл в историю Древнерусского государства не только как

человек, внедривший христианство, он первым стал строить пограничные крепости

на реках Сула, Десна, Осётр, Днепр. (Государство существует уже более 100лет,

а границ как таковых нет!) Тем самым он первый стал определять границы

Киевской Руси. При Владимире присоединились к Древнерусскому государству

вятичи. Умер Владимир в 1015г., у него было очень много сыновей, которых он

отправил наместниками в различные города.

После смерти Владимира Святославовича (очевидно, в 1015г.) в Киеве стал

княжить старший Святополк(1015-1019), который позарился на земли двух своих

братьев Бориса и Глеба. Они приняли мученическую смерть, стали первыми

русскими святыми. Святополк убил братьев, за что был прозван Окаянным.

В результате четырёхлетней междоусобной войны правителем стал Ярослав (1019-

1054), который пришёл к власти из Новгорода с помощью варяжской дружины. На

протяжении 35лет его княжения Русь достигла расцвета. Это было спокойное с

внешнеполитической точки зрения время. Древнерусское государство успешно

отражало набеги кочевников, были практически разгромлены печенеги. Именно при

Ярославе наивысшего расцвета удалось достичь в области искусства и

образования. В Киеве и Новгороде были возведены Софийские соборы. Ярослав

назначил Иллариона первым русским митрополитом, показал этим независимость от

Византии. Русь добилась невиданного международного признания. Дочери Ярослава

были замужем за французским, венгерским, шведским королями, сестра - за

польским, внучка - за германским императором, сын Всеволод женился на дочери

византийского императора Константина Мономаха. (Отсюда и прозвище Всеволод

Мономах.) Сам Ярослав был женат на шведской принцессе. В историю Ярослав

вошёл благодаря первому, дошедшему до нас документу - "Русская правда". Уже в

договоре Олега с Византией есть упоминание о "Законе русском", но его текст

до нас не дошёл. "Русская правда" состоит из трёх частей. 1. "Правда"

Ярослава (сохраняет пережитки общинных отношений, в т.ч. и понятие о кровной

мести), 2. "Правда" Ярославичей (уже отражает социальную структуру

древнерусского общества, её сложный характер), 3. "Поучение Владимира

Мономаха". "Русская правда" в том или ином варианте просуществовала как свод

законов вплоть до 1497г., когда появилось "Соборное уложение". "Русская

правда" главным образом свидетельствует о мести и вире (штраф), об общине

(верфь), которой жили наши предки, о землевладении (большинство земель

принадлежало свободной верфи), о немногочисленности княжеских вотчин, о

зависимом населении - холопах, тиунах, ключниках, о штрафах за преступления

различной тяжести. По "Русской правде" свободный человек пользовался большими

правами, чем зависимый, но мог свободно стать закупом - "неполным" холопом

(на время отработки занятых денег или продуктов). Смерды были полузависимыми

от князя людьми, как правило, платили ему дань. Таким образом, судя по

источнику "Русской правде" (его авторитетности), можно сказать, что общество

было неравным, имело лишь зачатки некоторых прав, в том числе и на жизнь.

Итак, значение образования государства у восточных славян. Государство,

возникшее в X-XI вв., способствовало образованию принципиально нового в

Европе этноса, который соединил в себе черты славян, германцев, финно-

угорских и тюркских племён, развитию исключительно своеобразной культуры,

которая являла собой синтез европейской стабильности и оседлости и азиатской

мобильности. Эта культура, в отличие от европейской, в меньшей степени

зависела от догмата религии. Древнерусское государство волею судеб истории

стала неким "барьером" между дикой Азией и "культурно" развивающейся Европой.

На протяжении целого тысячелетия это государство будет принимать удары

кочевой Азии, будет определять военную политику государств Европы.

На Руси существовал "лестничный" порядок наследования Киевского престола

(право наследования передавалось самому старшему из братьев или сыновей

скончавшегося князя). Недостатки этого типа наследования выливались главным

образом в междоусобные войны. Умирая, Ярослав Мудрый завещал своим сыновьям

слушаться старшего брата Изяслава(1054-1073;1076-1078). При существующей со

времён Святослава системе "наместничества", казалось бы, князья не должны

были обижаться на свою судьбу, им достались лучшие города (с прилегающими

землями). Старшими сыновьями Ярослава Мудрого были Изяслав, Святослав и

Всеволод. Они за 39 лет после смерти отца успели каждый побывать на Киевском

престоле, причём Изяслав - дважды.

У Всеволода Мономаха (его так редко называли, тем не менее, это имя имело

место быть) был сын Владимир, а у Изяслава - Ярополк. По принципам

престолонаследия Ярополк был первым. Но были ещё и другие внуки Ярослава

Мудрого, между братьями разгорелась новая междоусобица. Причём ссоры были на

руку лишь половцам. В 1097г. по инициативе Владимира Мономаха состоялся

Любечский съезд князей, главным его решением стало разделение Руси на

"отчины" (наследственные владения), изначально их было 8.

В 1113г. умер Святополк, после восстания киевлян последние призвали на

княжение Владимира Мономаха(1113-1125). При восшествии его на Киевский

престол был нарушен порядок престолонаследия. Владимир пользовался огромной

популярностью в народе, добился частичного единения русских земель, помирил

князей-отчинников, нанёс ряд поражений половцам, после которых те даже и не

пытались совершать набеги на Киевскую Русь. Мономах пытался что-то сделать и

для народа: по его уставу было облегчено положение закупов, запрещено

долговое рабство.

Деятельность Владимира Мономаха в целом была направлена на единение

распадающейся Руси. В данном случае усилия Киевского князя были тщетны, т.к.

появляется новое понятие в истории нашего государства - феодальная

раздробленность, процесс самотечный и непредотвратимый.

КОНЦЕПЦИИ НОРМАНИЗМ АНТИНОРМАНИЗМ
Сторонники А.Шлёцер, Г.Миллер, Г.Байер(XVIII век), В.Н.Татищев, Н.М.Карамзин, М.М.Щербатов(XVIII-XIX века) М.В.Ломоносов(XVIII век), И.Е.Забелин(XIX век), С.А.Гедеонов, Д.И.Иловайский (конец XIX-начало XX века)
Аргументы · рассказ летописи достоверен · Русы, варяги есть норманы, то есть германское племя, с более высоким уровнем развития · Рассказ летописи – легенда · Варяги-русь – племя не норманское, их предки роксоланы, жившие по берегу Черного моря
  · они образовали государство у славян · имена послов в договорах Руси с греками – норманские · Названия днепровских порогов переводятся с германских языков · Варяги на Руси были, но их было мало, и государства они создать не могли · Имена послов не германские · Названия днепровских порогов не имеют смысла в германских языках
СОЦАЛЬНАЯ СТУКТУРА ДРЕВНЕРУССКОГО ГОСУДАРСТВА
СВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ
ФЕОДАЛЫ
Великие князья собирали дань со всех государственных земель, хотя население не было лично зависимо от них. Некоторые ученые определяют такой строй как «государственный феодализм» Младшие отпрыски княжеского рода получали в княжение малые города и превращались в феодалов Княжеские дружинники, осевшие на землю. Получали землю в управление и собирали в них дань от имени князя, часть, оставляя себе Родоплеменная знать, разбогатевшие общинники. Давая в долг в голодные годы, могли обращать в зависимость своих общинников
НЕСВОБОДНОЕ НАСЕЛЕНИЕ
Мужи вольные сельское и городское население (купцы, ремесленники, общинники – свободные смерды
Закупы – взявшие «купу» (долг) и отрабатывающие сам долг и проценты от него Рядовичи – заключившие «ряд» (договор) и отрабатывающие деньги или услугу определенный срок по этому договору Холопы (челядь) – рабы из числа пленников или закупов и рядовичей, бежавших до отработки долга Смерды – феодально-зависимое население в княжеской или боярской вотчине


Структура власти древнерусского государства Выбор религии народом всегда определяется его правителями. Истинной религией всегда оказывается та, которую исповедует государь; истинный бог – то бог, поклоняться которому приказывает государь; таким образом, воля духовенства, которое руководит государями, всегда оказывается и волей самого бога. Летописная традиция четко фиксирует дату рождения Древнерусского государства – 862 г. Именно поэтому в Новгороде Великом в 1862 г. был воздвигнут памятник 1000-летию России. Начальный период российской истории – Древнерусское государство – охватывает время с IX по XII в. Образование государства у восточных славян явилось закономерным итогом длительного процесса разложения родоплеменного строя и перехода к классовому обществу. Процесс имущественного и социального расслоения среди общинников привел к выделению из их среды наиболее зажиточной части. Родоплеменная знать и зажиточная часть общины, подчиняя себе массу рядовых общинников, нуждается для поддержания своего господства в государственных структурах. Зародышевую форму государственности представляли собой восточнославянские союзы племен, которые объединились в суперсоюзы, правда, непрочные. Одним из таких объединений был, по-видимому, союз племен во главе с князем Кием. Есть сведения о некоем русском князе Бравлине который воевал в хазарско- византийском Крыму в VIIIIX вв., пройдя от Сурожа до Корчева (от Судака до Керчи). Восточные историки рассказывают о существовании накануне образования Древнерусского государства трех крупных объединений славянских племен: Куябы, Славии и Артании. Структура власти древнерусского государства. Куябой, или Куявой, тогда называлась область вокруг Киева. Славия занимала территорию в районе озера Ильмень. Ее центром был Новгород. Местоположение Артании — третьего крупного объединения славян — точно не установлено. Согласно "Повести временных лет", русская княжеская династия берет свое начало в Новгороде. В 859 г. Северные славянские племена, платившие тогда дань варягам, или норманнам (по мнению большинства историков, выходцам из Скандинавии), изгнали их за море. Однако вскоре после этих событий в Новгороде началась междоусобная борьба. Чтобы прекратить столкновения, новгородцы решили пригласить варяжских князей как силу, стоящую над противоборствующими группировками. В 862 г. князь Рюрик и его два брата были призваны на Русь новгородцами, положив начало русской княжеской династии. Легенда о призвании варяжских князей послужила основанием для создания так называемой норманской теории возникновения Древнерусского государства. Авторами ее были приглашенные в XVIII в. в Россию немецкие ученые Г.Байер, Г.Миллер и А.Шлецер. Авторы этой теории подчеркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Научная несостоятельность норманской теории очевидна, так как определяющим в процессе образования государства является наличие внутренних предпосылок, а не действия отдельных, пусть даже и выдающихся, личностей. Если варяжская легенда не вымысел (так считает большинство историков), рассказ о призвании варягов свидетельствует лишь о норманском происхождении княжеской династии. Версия об иноземном происхождении власти была довольно типична для Средневековья. Датой образования Древнерусского государства условно считается 882 г., когда князь Олег, захвативший после смерти Рюрика власть в Новгороде (некоторые летописцы называют его воеводой Рюрика), предпринял поход на Киев. Убив княживших там Аскольда и Дира, он впервые объединил северные и южные земли в составе единого государства. Так как столица была перенесена из Новгорода в Киев, это государство часто называют Киевская Русь. Факторы, обусловившие образование государства Из ряда существующих в советской Древнерусского обусловившие исторической науке концепций государства образование происхождения славян наиболее государства: полно отвечает требованиям современной науки так называемая Днепровско-Одерская концепция происхождения славян академика Б.А.Рыбакова, в соответствии с которой с середины II тыс. до н.э. в северной части Восточной Европы между Днепром и Одером проживали древнейшие праславяне выделившиеся к этому времени из состава индоевропейцев. По мнению Седова и некоторых других ученых, историю праславян следует вести приблизительно с середины I тыс. до н.э. Социальные факторы В письменных источниках, относящихся к началу нашей эры, славяне упоминаются под названием "венеды". Известно что венеды вели оседлый образ жизни,знали пашенное земледелие. У них существовала внутренняя торговля, связанная с развитием ремесла, и внешняя торговля, в частности, с Римом. Торговля ускоряла процесс дифференциации общества, способствовала появлению богатой социальной верхушки. Малая семья, состоящая из мужа, жены, детей, становилась составной частью важнейшей социальной клеточки общества - сельской общины. В сельской территориальной общине выделялись отдельные, зажиточные семьи, обладавшие определенной собственностью. В VIв. усиливается военная и политическая власть. Все это ускоряло имущественную и социальную дифференциацию славянского общества, и формирование в ней классовых отношений. По мере углубления социальной дифференциации в союзах племен все более усиливалось государственное начало, что неизбежно вела в конечном счете к образованию государства. Но этот процесс потребовал длительного времени. Внешнеполитические и экономические факторы Неблагоприятно складывается и внешнеполитический фактор. На экономическом развитии славян тяжело отразилось нашествие гуннов. В результате этого задержалось и их собственное развитие. Как считал М.Н.Тихомиров, о причинах возникновения государства было "развитие земледелия и ремесла в области экономики, развитие феодализма - в области общественных отношений". Так в VII-VIIIвв. в связи с ростом производительности труда становилось вполне возможной индивидуализация производства. Подготавливались условия для перехода от раннеклассовых отношений к феодализму. Экономический прогресс у восточных славян являлся движущей силой их общественного развития. Структура власти древнерусского государства. При условии существования индивидуальных хозяйств дополнительный продукт, получаемый в них и достигавший значительных размеров, становился собственностью производителя и мог являться источником обогащения. Так возникло сначала имущественное, а потом и социальное неравенство. Так же в это время складывалась и росла частная собственность у зажиточных член общины. Формировалась социальная верхушка общеста. Общественные факторы Большое значение для образования государства имели союзы племен. В начале существования таких союзов племен, формой организации управления была военная демократия. Однако при этом еще долгое время сохранялась первобытные демократические учреждения - народные собрания и совет старейшин: Но народное собрание превращалось в собрание воинов которому военный предводитель, окруженный и поддерживаемый дружиной, навязывал свою волю, приобретая все большее влияние и власть за счет других старейшин. Таким образом шел процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы. Военная демократия постепенно перестала в военноиерархическое правление-княжение. Органы общественного самоуправления превращались в органы господства и угнетения,,направленные против народа. Завершалось тем самым оформление государственного строя, важнейшим признаком которого было по явление особой, не совпадающей непосредственно с населением, отделенной от него публичной власти, располагающей специальным аппаратом управления и распространяющейся на определенную территорию. Военный предводитель крупного союза племен превращался в правителя - князя. Главенство князей приобретало характер осуществления властных классовых функций. Приближенные князя становились его советниками и наместниками. Дружина превращалась в военную силу, которая подавляла сопротивление эксплуатируемых масс и вела захватнические и оборонительные войны. Указанный процесс преобразования органов общественного самоуправления в государственные органы не был актом единовременным для всех союзов восточнославянских племен. В VIII в. в условиях борьбы с кочевниками в Среднем Приднепровье произошло объединение нескольких союзов племен или княжений в "союз союзов" под названием "Русь" столицей которого стал Киев. «Союзы союзов» "Союзы союзов", объединявшие по несколько союзов племен-княжений, являлись новыми образованьями и отражали более высокий этап в процессе восточнославянской консолидации. Примерно на рубеже VIII-IXвв. приднепровский союз союзов племен "Русь" перерастает еще более мощное объединение с названием "Русская земля", включавшее значительное число союзов славянских племен. Летопись их перечисляет: Русь, Поляне, Древляне, Полочане, Дреговичи, Север. Это уже почти половина восточных славян. Правила в этом государственном объединении, по своей вероятности, династия Кия, представителями которой в середине IXв. были, по сообщению летописи, князья Дир и Аскольд. Предпосылки возникновения «Повести временных лет», первого письменного источника древнерусской истории, где имеются свидетельства государственного объединения славянских племен. Обратите внимание на то, что Киевская Русь одно из крупнейших государств Средневековья IX-XII вв. В отличие от других стран, как Восточных так и Западных, процесс формирования государственности имел свои специфические черты - пространственные и геополитические. В ходе своего становления Русь приобрела особенности как Восточных так и Западных государственных образований, поскольку занимала срединное положение между Европой и Азией и не имела ярко выраженных естественных географических границ в пределах огромного равнинного пространства (двуглавый орел, утвержденный в качестве государственного герба Иваном III и символизирующий евразийское единство Руси, был введен за четыре с лишним столетия до того Ярославом Мудрым). Потребность в постоянной защите от внешних врагов значительной территории вынуждала сплачиваться народы с разным типом развития, вероисповедания, культуры, языка, создавать сильную государственную власть. Важно понять, что государство возникает в неоднородном обществе и представляет собой способ регулирования отношений между различными социальными слоями, классами и т.д. Государственность у славян начинает формироваться с VI в., когда происходит переход от родовой и племенной общины к соседской, формируется имущественное неравенство (соседская община - поселения людей, не связанных родственными узами, но занимающих определенную ограниченную территорию, коллективно обрабатывающих землю: каждая семья имеет право на свою долю общинной собственности.) Переходной ступенью к образованию государства у восточных славян был период военной демократии. Военная демократия предполагает выделение военной знати (князь и дружина), которая сосредотачивает в своих руках значительные материальные ценности и политическую власть, однако вече еще продолжает играть определенную роль в жизни племени. Князь-военный вождь, первоначально племени, а затем - общий для союза племен. Дружина - профессиональное войско, постоянное занятие которого война. Вече - племенное собрание, в котором первоначально участвовали практически все мужчины, а затем только боеспособные; верховный орган племенного самоуправления и суда. Общее племенное ополчение - боеспособная часть мужского населения племени, участвующая в военных действиях в случае крайней необходимости. Начальная нестабильность объединительного процесса, проявилась в приглашении на правление Рюрика, князя варяжского происхождения. Обратите внимание на 882 год, когда конунгу Олегу удалось объединить Новгородскую и Киевские земли в древнерусское государство - Киевскую Русь со столицей в Киеве, по определению князя - "Матерью городов русских». После распада Киевской Руси процесс рождения новорусского государства оказался замедленным, поскольку феодальная раздробленность зашла слишком далеко. В условиях политического и экономического упадка Киева другие княжества, которые могли бы претендовать на роль нового центра Русской земли, были вынуждены осуществлять эту роль в неблагоприятных внутренних и внешнеполитических условиях. Новгород, обособившийся от киевского политического центра еще в XII в., стал ориентироваться в хозяйственном отношении по преимуществу на балтийский регион. Естественно, что это не способствовало усилению его заинтересованности во внутрирусских делах. Унаследовшая у Киева Великое княжение Владимиро-Суздальская земля не успела (накануне «батыева нашествия») набрать достаточный хозяйственный и людской, а следовательно, и военный потенциал для «собирания» вокруг себя осколков бывшей «рюриковской империи». Именно в это время последовал мощный удар с Востока и на горизонте последующей истории нашего Отечества появились татары. Этапы образования государства Народность, как таковая, складывается на определенном этапе общественного развития в эпоху классового общества. Древнерусская народность не является исключением из этого правила. Как мы уже знаем истоки ее восходят к очень отдаленным временам, складывание восточных славян в особую ветвь славянства дотируется VII – IX вв., то есть относится к тому времени, когда образовывается язык восточных славян, а началом формирования древнерусской народности следует считать IX – X вв. – время возникновения на Руси феодальных отношений и образования древне Русского государства. VIII – IX вв. в истории славянства были временем разложения первобытно общинных отношений. При этом переход от одного общественного строя (первобытно общинного) к другому, более прогрессивному, а именно феодальному обществу, в конечном счете, был результатом развития производительных сил, эволюции производства, которая в свою очередь в основном явилась следствием изменения и развития орудий труда, орудий производства. Наряду с развитием производительных сил в области сельскохозяйственного производства и усовершенствованием земледельческой техники огромную роль в разложении первобытно общинных отношений сыграло общественное разделение труда, отделение ремесленной деятельности от сельского хозяйства. Структура власти древнерусского государства. Когда же в общину проникло разделение труда и члены ее стали каждый в одиночку производством одного какого-нибудь продукта и продавать его на рынке, тогда выражением этой материальной обособленности товаропроизводителей явился институт частной собственности. Поселения становятся центрами ремесленного производства и обмена, превращаются в города. Города вырастают на основе старых городищ времен первобытного строя, возникают как ремесленно – торговые поселения. Наконец княжый острог нередко обрастает поселением городского типа. Так возникли города на Руси: Киев, Перьяславль, Ладога, Псков, Новгород, Полоцк, Чернигов, Любеч, Смоленск, Гуров, Червень и др. Город явление характерное не для первобытно общинного строя, а для феодального строя. Город торговал с городом, область с областью,горд с селом. По рекам и сухопутным дорогам тянулись купеческие караваны. По Неве, Ладжскому озеру, Волохову озеру, Ловати и Днепру проходил водный путь из “ варяг в греки ”. Торговые пути вели чрез Карпаты в Ризу игерманские города. Рост торговли вызвал развитие денежного обрасчения. На Руси пользовались главным образом восточными серебряными монетами, но встречались и Византийские, и западно – европейские монеты. Когдато на Руси в качестве денег использовали меховые деньги представлявшие собой кусочки меха (куны, ререзаны, погаты и пр.). С течением времени их заменили железные деньги которые сохранили старые названия (мордки, векши и пр.). С конца Х века на Руси стали чеканить свою золотую и серебряную монету. Затем чеканная монета уступает место серебряным слиткам – гривнам. Торговля разлогала общину способствуя еще большему укреплению экономически могущественных семейств. Господствующая верхушка в древнерусских источниках выступает перед нами под названием князей, дружинников, бояр, старой чади и т.д. Выростает она из старой племенной знати и из местной богатой верхушки. Накапливая ценности и угодия, создавая мощную дружинную организацию совершая походы заканчивающиеся захватом военной добычи и пленников превращаемых в рабов, накапливая дань, собирая поборы, торгуя и занимаясь ростовщичеством, древнерусская знать отрывается от племенных и общинных объединений и превращается в силу стоящую над обществом и подчиняющую себе ранее свободных общинников. Возникает и развивается основа феодального общества – феодальная собственность на землю. Нам извесны города принадлежащие князьям: Изьяславль, Вышгород, Белгород; княжеские села: Ольжичи, Берестово, Ракома. Вокруг сел лежали нивы (пашни), луга, охотничье – промысловые и рыболовпые угодия, бортные уходы. На камни, деревья, столбы отмечающие княжеские земли наносились княжеские томги – знаки собственности. Князья либо осваивали свободные земли либо захватывали их у ранее свободных общинников превращая последних на основе вне економического принуждения в рабочую силу свою и вотчины. Формируются различные группировки зависимого люда. Среди них рабы – холопы, робы – рабыни. Одни из них халопы утратили свою свободу в результате продажи долговых обязательств, семейного или служебного положения, другие челядь стали рабами в результате пленения. С течением времени термин челядь начинает обозначать всю совокупность людей зависящих от господина. На начальном этапе истории Киевской Руси рабство играло весьма существенную роль. Огромную массу сельского населения составили свобдные общинники, обложенные только данью. В источниках они выступают под названием – люди, но чаще всего их называют смерды. Смерды считались княжескими людьми, но по мере захвата их земель и угодий князьями и боярами они сохраняя свое старое название – смерды, превращались в феодально зависимых и их повинности в пользу господина стали носить феодальный характер. Дань переростала в оброк. Среди зависимого населения насчитывалось немало закааленного люда потерявшего свою независимость в результате долговых обязательств. Этот кабальный люд выступает в источниках под названием рядовичей и закупов.многочисленными были изгои, люди изжитые (гоить – жить) т.е. люди выбитые из обычной жизненной колеи порвавшие со своей социальной средой. Так складывались зщависимые группировки непосредственных производителей в Киевской Руси. На Руси начало формироваться классовое ранне феодальное общество. Там где произошло деление на классы неизбежно должно было возникнуть государство и оно возникло. Государство создается там и тогда где и когда имеются условия для его появления в виде деления общества на классы. Складывание феодальных отношений у восточных славян не могло не обусловить образование ранне феодального государства. Таковым в Восточной Европе было Древнерусское государствосо стольным градом Киевом. Борьба со скандинавскими викингами варягами на северо – западе, с хазарами, а позднее с печенегами, тюрками и другими кочувыми племенами на юго – востоке и юге ускорил процесс складывания мощных териториальных объединений, пришедших на смену племенным союзам. Мы не знаем, сколь велика была территория Руси той поры, в какой мере включала в себя восточно славянские земли, но очевидно что кроме средне днепровского, киевского центра она состояла из ряда слабо связанных друг с другом земель и племянных княжений. Древнерусское государство еще не сложилось, его образование завершается слиянием Приднепровья с Приильменьем, Киева и новгорода двух важнейших центров Руси. Слиянием Киева и Новгорода завершается образование Древнерусского государстваю Это событие летопись связала с именем Олега. В 882г. В результате похода дружин под предводительством Олега из Новгорода в Киев по пути из варяг в греки оба важнейшие центра Руси были объеденены. Киевский князь стал создавать опорные пункты в землях восточной славян, собирать с них дань и требовать их участия в походах. Но много земель восточных славян еще небыло связано с Киевом, а само Древнерусское государство протянулось сравнительно узкой полосой с севера на юг вдоль Великого водного пути по Днепру, Ловати, Волохову. Столицей Древнерусского государства стал Киев. Это произошло потому что он был древнейшим центром восточно славянской культуры, с глубокими историческими традициями и связями. Расположенный на пограничье леса и степи с мягким ровным климатом, черноземной очвой, дремучими лесами, прекрасными пастбищами и залежамижелезной руды, многоводными реками основными средствами передвижения тех времен. Киев был ядром восточнославянского мира. Киев был одинаково близок к византии, к востоку и западу, что способствовало развитию торговых, политических и культурных связей Руси. Конец Х столетия ознаменовался завершением объединения всех восточных славян в государственных границах Киевской Руси. Это объединение происходит во время княжения Владимира Святославовича (980 – 1015 гг). В 981 г. Была присоеденена область червенских городов Перемышль т.е. восточнославянские земли до Сана. В 992 г. Вошли в состав Древнерусского государства земли хорватов лежавшие по обоим склонам Карпатских гор. В 989 г. Русские дружинники ходили на Ятвягов и русское население заселявшее край вплоть до границ владений Пруссов положило начало Черной Руси. В 981 г. К Древнерусскому государству прсоеденилась земля Вятичей, хотя здесь еще долгое время сохранялись следы былой ее независимости. Спустя 3 года в 984 г. После битвы на реке Пищане власть Киева распостронилась на Радимичей. Так было закончено объединение всего восточного славянства в едином государстве. Русские земли были объеденены под властью Киева ” Мати градом Русским “. Норманисты и антинорманисты Как ранее, так и сейчас идут споры об истории возникновения Древнерусского государства. Эта проблема постоянных политических спекуляций. Анализ исторических исследований показывает, что прав был, наверное, М.Н.Покровский, определивший историю как "политику, опрокинутую в прошлое". В исторической науке по вопросу образования государства у восточных славян с 18 века кипят страсти. В 30-60 гг. 18 века немецкие ученые Бейер и Миллер, работавшие в Петербургской Академии наук, в своих научных трудах впервые попытались доказать, что Древнерусское государство было создано варягами (норманами). Они и положили начало норманской теории происхождения Российского государства. Крайним проявлением концепции является утверждение, что славяне в силу своей неполноценности не могли создать государства, а затем без иноземного руководства были и не в состоянии управлять им. Против этой теории в то время решительно выступил М.В.Ломоносов, которому императрица Елизавета I поручила написать историю России. С тех пор борьба норманистов и антинорманистов не утихает. Норманисты единодушны в двух принципиальных вопросах. Во-первых, они считают, что норманы добились господства над восточными славянами путем внешнего военного захвата или с помощью мирного покорения (приглашения княжить); во-вторых, они считают, что слово "русь" норманского происхождения. Антинорманисты считают, что термин "Русь" доваряжского происхождения и восходит к очень древним временам. В "Повести временных лет" есть места, которые противоречат легенде о призвании трех братьев княжить. За 852 год есть указание о том, что при царствовании в Византии Михаила уже была Русская земля. В Ларентьевской и Ипатьевской летописях речь идет о том, что варягов княжить приглашали все северные племена, в том числе и Русь. Советские исследователи М.Н.Тихомиров, Д.С.Лихачев считают, что запись о призвании варяжских князей появилась в летописи позже, чтобы противопоставить два государства - Киевскую Русь и Византию. Автору летописи для этого потребовалось указать иностранное происхождение династии. Согласно исследованию А.А.Шахматова, варяжские дружины стали называться Русью после того, как перешли на юг. А в Скандинавии ни по каким источникам нельзя узнать о каком-то племени русь. Вот уже в течении двух с лишним веков идут споры между представителями норманской и антинорманской (славянской) школ в истории. В настоящее время позиции норманистов и славянофилов сблизились. Однако это сближение вовсе не является свидетельством утверждения истины. Как та, так и другая концепции оказались тупиковыми. Кроме того, существуют еще и другие мнения. В.А.Мокшин доказывает греческое происхождение названия "Русь". О существовании Руси как Тмутараканского княжества в 9 веке пишет А.Н.Насонов, М.В.Левченко, А.Л.Монгайт. Протоиерей Лев Лебедев пишет: "...в 4-7 вв. происходило известное нам формирование первой русской государственности - культурно-политическое объединение племенных союзов полян и северян под общим главенством племени "рус" с княжеской династией кривичей". Этот вывод интересен тем, что корень "крив" соответствует сегодняшнему названию "русский" у соседей кривичей - латышей. Научные результаты двухсотлетних дискуссий состоят в том, что ни одна из школ не может внятно объяснить, что такое "русь"; если это этнос, то где он локализовался, в силу каких причин на определенном этапе усилился и куда впоследствии исчез. Заключение Вопрос о происхождении славян считается одним из основных вопросов в истории Восточной и Юго-Восточной Европы. Парадоксально, что у этого многомиллионного народа", расселявшегося на огромных пространствах Европы и Азии от лазурной Адриатики до берегов Тихого океана и от знойных степей и пустынь Казахстана и Средней Азии до хмурых вод Балтики и Северного Ледовитого океана", не могут определить место откуда он вышел. Одна из причин этого, по словам В.П. Кобычева,- отсутствие сколько- нибудь полноценных письменных источников о славянах до середины 6 века н.э. В настоящее время в состав славянских народов входят русские, украинцы, белоруссы, поляки, чехи, словаки, болгары, сербы, хорваты, гасконцы, словенцы. Но на первоначальном этапе существовала еще масса групп и племен славян, которые были известны в Греции, Малой Азии, Северной Африке, некоторые селились даже в Испании. Но впоследствии они были уничтожены, либо ассимилировали, например, как поморские славяне, подпавшие под власть Тевтонского ордена в 12-14 веках. Несмотря на вроде бы разрозненность и разбросанность славянских племен, все-таки славянские племена представляли из себя единое целое, Древнерусское государство. Летописец " Повести временных лет" в начале своего труда писал:"... Был один народ славянский" ("Бе един язык словенск"). Природа сказала женщине: будь прекрасной, если сможешь, мудрой, если хочешь, но благоразумной ты должна быть непременно.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 809 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...