Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Причины и последствия феодальной раздробленности на Руси 2 страница



Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дис-

куссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, ан-

тропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую

картину ранней истории славянских народов.

Область расселения славянских племен была Средняя и Восточная Европа.

Как полагают советские, польские и чехословацкие археологи, протосла-

вянскими племенами были древнейшие племена - носители археологической

культуры так называемой шнуровой керамики. Они занимались земледелием и

скотоводством и в середине 3-2 тысячелетий до н. э. селились на обширных

пространствах между течением Днепра на востоке, Каратами на юге, Одрой на

западе и Балтийским морем на севере. Во второй половине 1тысячелетия до н.

э. и в первой половине 1 тысячелетия н.э. в лесостепной зоне этой

территории обитали племена, известные по культуре полей погребения. Они,

как правило, сжигали покойников, и прах хоронили в земле в особых глиняных

сосудах - урнах на кладбищах. Они жили первобытнообщинным строем, в первой

половине 1 тысячелетия н.э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг

(черняховская культура), что свидетельствует, с одной стороны, о

начавшемся отделении ремесла от земледелия а с другой - о начале разложения

родоплеменного строя. Археологи считают их ранними славянскими племенами.

В среде этого раннеславянского населения отсутствовали прочные эконо-

мические и культурные связи и шел процесс этнической дифференциации. В

ходе его к концу бронзового и в период раннего железного века возникли

своеобразные по культуре группы племен, в том числе на востоке - племена

поднепровских культур, а на западе - племена лужицкой культуры. Этим было

положено начало образованию восточного и западного славянства.

Западные славяне, жившие в 3-2 вв. до н.э.-4-5 вв. н.э. в бассейне

Вислы и Одры и в верховьях Днестра (на территории теперешней Польши и

соседних с ней областей Украины), отчетливо представлены пшеворской

культурой. Она получила название по могильнику у Пшеворска и возникла на

основе вариантов лужицкой культуры. В первые века н.э. запад-нославянские

племена, населявшие территорию от северных отрогов Карпат (Венедские горы)

до Балтийского моря, впервые упоминают античные авторы. Под именем венедов

они были известны Плинию Старшему, Тациану и Птоломею Клавдию. С 1-2 вв.

до позднего средневековья название "венеды" распространялось на

значительную часть западных славян.

В середине 1 тысячелетия н.э. у славян завершался процесс распада

первобытнообщинного строя. Этому способствовали широкое распространение

железа, развитие земледелия и скотоводства, зарождение ремесла. По данным

многих источников, к этому времени венеды разделились на две группы -

склавинов и антов. Районом расселения союза склавинов были земли на западе

от Днестра, а племенного союза антов - Поднестровье и Среднее

Поднепровье. На рубеже 5-6 вв. анты совместно со склавинами вступили в

борьбу с Византийской империей. Эта борьба была частью общего сражения

европейсих племен с рабовладельческими государствами Средиземноморья и

Причерноморья, что являлось одним из признаков кризиса

рабовладельческого строя. Борьба славян с Византией продолжалась в

течение 100 лет и закончилась тем, что в начале 7 в. славяне заселили

поречье Дуная и часть Балканского полуострова. Этим было положено начало

третьей славянской группе - южному славянству.

В середине 1 тысячелетия н.э. на обширной территории Восточной

Европы,от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат

до Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают

около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность родов

и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область. Согласно

"Повести временных лет", карта расселения восточных славян в 8-9 вв.

выглядела так: словене (ильинские славяне) жили на берегах Ильменского

озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьях Западной Двины, Волги

и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной; вятичи - на Оке и Москве-

реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне - на Десне, Сейме, Суле и

Северском Донце; древляне - на Припяти и в Среднем Поднепровье; поляне -

по среднему течению Днепра; бужане, волыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу;

тиверцы, уличи - на самом юге, у Черного моря и у Дуная.

Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со 2 в. н.э. обнаруживается

"резкий подъем всей хозяйственной и социальнай жизни той части

славянского мира, которая в свое время создала приднепровские сколотские

царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси - Среднего Поднепровья".

Рост количества кладов римских монет и серебра, относящихся к эпохе

императора Трояна (98-11) и найденных на землях восточных славян,

убедительно свидетельствует о быстром развитии у них торговли. О

славянском экспорте хлеба во 2-4 вв. говорит заимствование славянами

римской хлебной меры - квадрантала, ставшего потом у них четвериком (26,26

л) и дошедшего в нашей метрологии до 1924 г. Во 2-4 вв. формы быта

славянского мира становятся более многообразными. Основу хозяйственной

жизни восточных славян состваляло земледелие. Но если славяне, жившие в

лесной зоне Среднего Приднепровья, знали подсечное земледелие

(зарубинецкая культура), то славяне, жившие в лесостепи Нижнего

Приднепровья, освоили уже плуг с лемехом и череслом и применяли более

эффективное плужное земледелие (черняховская культура).

Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. До

нас дошли свидетельства об использовании нашими предками ям-хранилищ

вмещавших до 5 т зерна. Если эеспорт зерна в Римскую империю стимулировал

развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлению нового

способа размола зерна - на мукомольнях с жерновами. Стали строиться

специальные хлебные печи. Славяне разводили крупный рогатый скот и

свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством.

В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ри-

туальный календарь, связанный с аграрной магией. В нем отмечались дни

весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семяндо жатвы

и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех разных сроках.

Указанные четыре срока дождейсчитались оптимальными для Киевщины и в

агрономических руководствах конца 19 в., что свидетельствует о наличии

у славян 4 в. достоверных агротехнических наблюдений.

На эти вопросы до сих пор нет точных и однозначных ответов, ибо складывание

этнической карты нашей страны началось в столь отдаленную эпоху первобытно-

общинного строя, когда еще не появилась письменность, а археологические

памятники (древние предметы,сооружения, изображения, погребения и

т.п.) не дают сведений о языке - важнейшем этническом признаке.

Нашими далекими предками были славяне - крупнейшая в Европе группа

народов, связанных родственным происхождением, общностью территории

проживания и близостью языка. В эту группу входят восточные славяне -

русские, украинцы и белорусы; западные славяне - поляки,чехи,словаки,

кашубы и лужичане; южные славяне - болгары, сербы, хорваты,словен-

цы, македонцы, черногорцы и боснийцы.

По своему языку все славяне относятся к большой семье индоевропей-

ских народов, издавна населявших Европу и часть Азии (до Индии велю-

чительно). В индоевропейскую семью языков входят неснолько групп род-

ственных языков: славянская, балтийская, германскеая, романская,

иранская, индийская и др. Среди индоевропейских народов к славянам

наиболее близки народы балтийской группы: литовцы, латыши и древние

пруссы.

Проблема происхождения и расселения славян до сих пор остается дис-

куссионной, но многочисленные исследования историков, археологов, ан-

тропологов, этнографов и лингвистов дают возможность составить общую

картину ранней истории славянских народов.

Область расселения славянских племен была Средняя и Восточная Европа.

Как полагают советские, польские и чехословацкие археологи, протосла-

вянскими плеиенами были древнейшие племена - носители археологичес-

кой культуры так называемой шнуровой керамики. Они занимались зетле-

делием и скотоводством и в середине 3-2 тысячелетий до н. э. сели-

лись на обширных пространствах между течением Днепра на востоке, Ка-

раатами на юге, Одрой на западе и Балтийским морем на севере.

Во второй половине 1 тысячелетия до н.э.и в первой половине 1 тысяче-

летия н.э. в лесостепной зоне этой территоии обитали племена, извес-

тные по культуре полей погребения. Они, как правило, сжигали покойни-

ков и прах хоронили в земле в особых глиняных сосудах - урнах на клад-

бищах. Они жили первибытнообщинным строем, в первой половине 1 тыся-

челетия н.э. уже знали плужное земледелие и гончарный круг (черняхов-

ская культура), что свидетельствует, с одной стороны, о начавшемся

отделении ремесла от земледелия а с другой - о начале разложения ро-

до-племенного строя. Археологи считаютих их ранними славянскими пле-

менами.

В среде этого раннеславянского населения отсутствовали прочные эконо-

мические и культурные связи и шел процесс этнической дифференциации.

В ходе его к концу бронзового и в период раннего железого века воз-

никли своеобразные по кульуре группы племен, в том числе на востоке -

племена поднепровских культур, а на западе - племена лужицкой культу-

ры. Этим было положено начало образованию восточного и западного сла-

вянства.

Западные славяне, жившие в 3-2 вв. до н.э.-4-5 вв. н.э. в бассейне

Вислы и Одры и в верховьях Днестра (на территории теперешней Польши и

соседних сней областей Украины), отчетливо представлены пшеворской

культурой. Она получила название по могильнику у Пшеворска и возник-

ла на основе вариантов лужицкой культуры. В первые века н.э. запад-

нославянские племена, населявшие территорию от северных отрогов Кар-

пат (Венедские горы) до Балтийского моря, впервые упоминают античные

авторы. Под именем венедов они были известны Плинию Старшему, Тациа-

ну и Птоломею Клавдию. С 1-2 вв. до позднего средневековья название

"венеды" распространялось на значительную часть западных славян.

В середине 1 тысячелетия н.э. у славян завершался процесс распада

первобытнообщинного строя. Этому способствовали широкое распростране-

ние железа, развитие земледелия и скотоводства, зарождение ремесла.

По данным многих источников, к этому времени венеды разделились на

две группы - склавинов и антов. Районом расселения союза склавинов бы-

ли земли на западе от Днестра, а племенного союза антов - Поднес-

тровье и Среднее Поднепровье. На рубеже 5-6 вв. анты совместно со

склавинами вступили в борьбу с Византийской империей. Эта борьба бы-

ла частью общего сражения европейсих племен с рабовладельческими го-

сударствами Средиземноморья и Причерноморья, что являлось одним из

признаков клизиса рабовладельческого строя. Борьба славян с Визан-

тией продолжалась в течение 100 лет и закончилась тем, что в начале 7

в. славяне заселили поречье Дуная и часть Балканского полуострова.

Этим было положено начало третьей славянской группе - южному славян-

ству.

В середине 1 тысячелетия н.э.на обширной территории Восточной Европы,

от озера Ильмень до Причерноморских степей и от Восточных Карпат до

Волги, сложились восточнославянские племена. Историки насчитывают

около 15 таких племен. Каждое племя представляло собой совокупность

родов и занимало тогда сравнительно небольшую обособленную область.

Согласно "Повести временных лет", карта расселения восточных славян в

8-9 вв. выглядела так: словене (ильинские славяне) жили на берегах

Ильменского озера и Волхова; кривичи с полочанами - в верховьях За-

падной Двины, Волги и Днепра; дреговичи - между Припятью и Березиной;

вятичи - на Оке и Москве-реке; радимичи - на Соже и Десне; северяне -

на Десне, Сейме, Суле и Северском Донце; древляне - на Припяти и в

Среднем Поднепровье; поляне - по среднему течению Днепра; бужане, во-

лыняне, дулебы - на Волыни, по Бугу; тиверцы, уличи - на самом юге, у

Черного моря и у Дуная.

Академик Б.А.Рыбаков отмечает, что уже со 2 в. н.э. обнаруживается

"резкий подъем всей хозяйственной и социальнай жизни той части сла-

вянского мира, которая в свое время создала приднепровские сколот-

ские царства, а в будущем станет ядром Киевской Руси - Среднего Под-

непровья". Рост количества кладов римских монет и серебра, относящих-

ся к эпохе императора Трояна (98-11) и найденных на землях восточных

слваян, убедительно слидетельствует о быстром развитии у них торгов-

ли. О славянском экспорте хлеба во 2-4 вв. говорит заимствование сла-

вянами римской хлебной меры - квадрантала, ставшего потом у них чет-

вериком (26,26 л) и дошедшего в нашей метрологии до 1924 г.

Во 2-4 вв. формы быта славянского мира становятся более многообразны-

ми. Онову хозяйственной жизни восточных славян состваляло земледелие.

Но если славяне, жившие в лесной зоне Среднего Приднепровья, знали

подсечное земледелие (зарубинецкая культура), то славяне,жившие в ле-

состепи Нижнего Приднепровья, освоили уже плуг с лемехом и череслом и

применяли более эффективное плужное земледелие (черняховская культу-

ра).

Славяне возделывали пшеницу, ячмень, рожь, просо, горох, гречиху. До

нас дошли свидетельства об использовании нашими предками ям-хранилищ,

вмещавших до 5 т зерна. Если эеспорт зерна в Римскую империю стимули-

ровал развитие земледелия, то местный рынок способствовал появлению

нового способа размола зерна - на мукомольнях с жерновами. Стали

строиться специальные хлебные печи. Славяне разводили крупный рога-

тый скот и свиней, а также лошадей, занимались охотой и рыболовством.

В повседневном быту славяне широко использовали так называемый ри-

туальный календарь, связанный с аграрной магией. В нем отмечались дни

весенне-летнего сельскохозяйственного сезона от прорастания семяндо

жатвы и особо выделялись дни языческих молений о дожде в четырех раз-

ных сроках. Указанные четыре срока дождейсчитались оптимальными для

Киевщины и в агрономических руководствах конца 19 в., что свиде-

тельствует о наличии у славян 4 в. достоверных агротехнических наблю-

дений.

У восточных славян были широко развиты кузнечное и литейное дело. Они

изготовляли на гончарном круге керамику, мастерили ювелирные и костя-

ные предметы обихода.

В отличае от славянского лесного севера с характерными дл него ма-

леньким городищами у славян лесостепи возникали ничем не огражденные

большие села. Они тянулись по белегам рек на 1-1,5 км, напоминая поз-

днейшие украинские села с их вольной планировкой усадеб. Наряду с

обычными жилищами (10-20 кв м) строились большие дома-огнища пло-

щадью 100-120 кв.м. Они стояли по соседству с другими домами и

прдназначались, вероятно, уже не для большой семьи-задруги, а для че-

ляди.

Для жизни славян весьма характерна постройка общей оборонительной ли-

нии, известной под именем Змиевых валов и охватывающей все Среднее

Приднепровье. О существовании этих валов во 2-4 вв. говорят, в час-

тности, два факта: отсутствие в то время самостоятельных оборни-

тельных укрепленийу всех сели находка клада римских монет в насыпи

одного из валов. Сооружение большй общей оборонительной линии может

свидетельствовать о появлении государственного начала.

Востчные славяне жили в окружении многочисленных соседей. На за-

пад от них обитали западные славяне, на юг-южные славяне. На севе-

ро-западе прибалтийские земли занимали предки современных литовцев,

латышей и эстонцев. В северо-восточных лесах и тайге жили многие фин-

но - угорские племена - мордва весь, карела, чудь. На востоке, в

районе Средней Волги, сложилось государство Волжская Болгария. Эти

болгары были тюркским народом, состоящим в родстве с чувашами и кав-

казскими балкарцами. Хозяеваами южных степей были кочевники - тюрки,

авары, хазары. В IXв. там появились печенеги, а в XI в. в степи

пришли половцы. В районе Среднего Дуная (территория современной Вен-

грии) в IX в. обосновались венгерские племена - они пришли туда из

Приуралья через южнорусские степи и там обрели новую родину.

Как долго восточнославянские племена сохраняли свои имена, а вме-

се с ними и кое-какие племенные особенности? Владимир Чивилихин в ро-

мане-эссе "Память" прводит по этому поводу следующие интересные дан-

ные: древляне - под 990 г., словене - под 1018 г., кривичи - под

1127 г., дреговичи - под 1183 г., вятичи, дольше дугих жившие без

князей, - под 1197г.

3 билет.

Возникновение и развитие Древнерусского государства (IX - начало XII в.)

В IX веке у славян было 2 крупных объединения:
У полян в среднем Поднепровье с центром в Киеве;
У словен в Поволховье с центром в Ладоге. В 862 г. в Ладогу (по летописи — в Новгород, который, однако, тогда еще только возник или вовсе не существовал) призвали варяга Рюрика для прекращения местных распрей.
Его преемник Олег в 882 г. взял Киев и стал контролировать путь «из варяг в греки» (из Балтики в Черное море). 882 г. считается датой образования Древнерусского государства. По «норманнской теории», варяги сыграли в этом решающую роль, но, видимо, они лишь ускорили его создание, обусловленное предшествующим развитием.
Во второй трети X в. сын Рюрика Игорь и его вдова Ольга укрепляют власть Киева над славянами. Правда, в 945 г. Игорь был убит восставшими древлянами, и его вдове Ольге пришлось упорядочить сбор дани. Олег и Игорь воевали с Византией, которой не раз приходилось откупаться от Руси, а сын Игоря Святослав сражался против вятичей, хазар, болгар, Византии. Но этим он оголил рубежи Руси перед кочевниками печенегами, напавшими на Киев в 968 г.
В 972 г. Святослав погиб, возвращаясь из Болгарии. Его сын Владимир укрепил границы Руси и расширил их. В 988 г. он принял христианство в форме православия, что усилило его власть и подняло престиж Руси в Европе.
Наивысшего расцвета Киевская Русь достигла при сыне Владимира Ярославе Мудром (1019-1054). При нем были разгромлены печенеги, издан первый свод законов — Русская Правда.
По смерти его правят его сыновья Изяслав, Святослав и Всеволод. В 1068 г. степные кочевники, половцы, разбили их войско, и между братьями начались распри. В 1078 г., после гибели Изяслава в междоусобице, в Киеве сел Всеволод. Когда он умер (1093), распри вновь усилились. Олег Святославич требовал вернуть ему Чернигов, отобранный у него Владимиром Мономахом, сыном Всеволода. В 1097 и 1100гг. князья собирались на съезды, ослабившие усобицы. В 1103-1111 гг. князья во главе со Святополком Киевским и Владимиром Мономахом совершили серию удачных походов против половцев. В 1113-1125 гг. в Киеве княжил Владимир Мономах. При нем и его сыне Мстиславе Великом наблюдался последний расцвет Киевской Руси, после которого началась феодальная раздробленность.

Образование Древнерусского государства.

Государство - это, в первую очередь, аппарат насилия, определённо сложившаяся

система органов, которая регулирует отношения между людьми в классовом

обществе в интересах господствующего класса. Классы - это большие группы

людей, которые различаются по их отношению к собственности на средства

производства, роли в общественной организации труда, способам получения и

размерам материальных богатств, месту в исторически сложившейся системе

общественного производства.

Рост производительных сил - излишки - собственность

экономическое неравенство - классы государство

Верхушка общества в своих руках сосредотачивает власть, нанимает дружину,

силой регулирует отношения с несобственниками. Таким образом, основной

предпосылкой образования государственности будет деление общества на классы,

внутреннее неравенство, а также необходимость защиты этноса и территории.

Социальная дифференциация у восточных славян происходила на юге в основном в

результате развития земледелия, на севере - торговли. В силу

климатогеографических особенностей местности этот процесс был очень

замедленный. Ричард Пайпс утверждал: "Природа не оставила русским

возможностей для накопления существенных излишек". Главная причина

образования государства у восточных славян - внешняя, когда постоянно

существовала угроза со стороны кочевников и других агрессоров, необходимо

было защищать земли. Восточные славяне не могли, но вынуждены были содержать

военную дружину. Первыми классами стали военные. Итак, с момента своего

возникновения славяне жили для государства, чтобы выжить.

Что касается Норманнской теории возникновения государства у восточных славян,

она свидетельствует о том, что государственность появилась с приходом

варягов, а сами славяне были слишком отсталыми и исторически обречёнными.

Норманнская теория несостоятельна - это признало большинство современных

историков. Каков бы ни был этнос, он так или иначе постепенно перейдёт в

следующую стадию своего развития. Никакие пришельцы из других государств не

смогут в короткие сроки (а государственность у восточных славян появилась

примерно 20-30 лет спустя начала княжения Рюрика) коренным образом повлиять

на появление государственности.

Некоторые историки полагают, что задолго до "призвания варягов" у восточных

славян было государство. Это фактически исключено.

В "Повести временных лет" Нестор под 859г. пишет, что славяне прогнали

варягов, дабы не платить им дань (не нужно забывать о взаимовыгодном союзе

восточных славян с варягами!). Но уже в 862г., после кровопролитных

междоусобиц, пригласили их со словами: "Земля наша обильна, да порядка в ней

нет. Да пойдите княжить и владеть нами". Пришёл Рюрик(862-879) с братьями

Синеусом и Трувором, на самом же деле - с родом и дружиной. Личность Рюрика

полулегендарная, о нём говорится в шведских сагах (баснях). Рюрик княжил в

Новгороде, умер, вероятнее всего, в 879г.

После смерти Рюрика (очевидно, в 879г.) правителем стал при малолетнем его

сыне Игоре - Олег(879-913). Возможно, он был военным начальником, или же

родственником. В 882г. Олег совершил поход к Киеву, выманил правящих там

соратников Аскольда и Дира, подчинил своей власти город. Дата объединения

Руси (по крайней мере, Киева и Новгорода) под властью Олега 882г. носит

условный характер. Нельзя сказать, что именно в этом году у наших предков

было государство, два основных города Киев и Новгород к тому времени

находились под властью Олега. В 907г. он с большой по тем временам дружиной,

состоявшей из славян, варягов, фино-угорских племён и хазар отправился в

Византию и нанёс ей поражение. Олег повесил щит на ворота Царьграда. Был

заключён мирный договор: Византия платит дань не только Киеву, но и

Чернигову, Новгороду. Это говорит, по крайней мере, о том, что перечисленные

города находятся под властью Олега, и он, следовательно, уже представитель

государства. Также мы добились от Византии унижения, получив разрешение

мыться в их банях. Олег не принадлежал династии Рюриковичей, но стал первым

Киевским князем.

Княжение Игоря(913-945) известно тем, что он продолжил покорение восточно-

славянских племён. При Игоре к Киеву присоединились уличи и тиверцы. Также он

совершил два в целом неудачных похода на Византию в 941 и 945гг. Во время

первого похода многочисленная эскадра была сожжена "греческим огнём"

(очевидно, смесь нефти, серы, смолы). Игорю пришлось отказаться практически

от всех привилегий для Руси после похода Олега. Во время второго похода

Византия откупилась от него большой данью. Известен Игорь не столько своей

жизнью, сколько своей смертью. В 945г., собрав дань с древлян, он вернулся,

посчитав, что может собрать больше. Игорь нарушил правила сбора дани, за это

был жестоко убит древлянами. Этот факт свидетельствует о том, что дань даже в

государственном образовании собиралась по обычаям родоплеменного строя.

Жена Игоря Ольга(945-962) не менее жестоко отомстила древлянам за мужа. Те

предложили древлянского князя Мала ей в мужья. Действия Ольги стоит

рассматривать не столько как месть, сколько как государственную необходимость

не оставить без наказания не подчинившихся Киевскому князю. Ольга установила

государственную систему сбора налогов: размеры (уроки), места сбора (погосты,

становища), время сбора (осень-весна). При Ольге существенно изменилась

внешняя политика государства. Очевидно, в 957г. она принимает христианство

либо в Корсуне, либо в самом Константинополе. Ольгу принимает император

Византии Константин Багрянородный. Карамзин: "Великие князья до Ольгиных

времён воевали, она правила государством".

Святослав(962-972) большую часть своей жизни провёл за пределами Киевской

земли. Он разгромил в 966г. Волжскую Булгарию, Хазарский Каганат, покорил

мордовские племена, позже совершил ряд успешных походов на Северном Кавказе

против адыгов и аланов. В 970г. Святослав начал завоевательные походы на

Балканах: быстро покоряет болгар, начинает военные действия против Византии,

подойдя к Константинополю, не может взять его сходу. Внезапно Святослав

решает перенести столицу из Киева в Переяславль, но терпит поражение под

Доростолом и возвращается назад. Другой причиной возвращения было крайнее

недовольство киевлян от набегов печенегов. По возвращению Святослав был убит

недалеко от днепровских порогов. Существует версия, что сами киевляне

договорились с печенегами об убийстве Святослава, т.к. не хотели иметь князя,

не защищавшего их.

Историки по-разному оценивают деятельность Святослава. Одни считают его

военным авантюристом, который воевал ради самой войны. Другие (Сталинская

историография и школьные учебники) выделяют личные качества Святослава-воина,

подчёркивают его близость к своей дружине и храбрость. Два выражения,

приписываемые Святославу, стали крылатыми "иду на Вы" и "мёртвые сраму не

имут". Если объективно расценивать деятельность Святослава, можно выделить

два момента. Во-первых, его решение о переносе столицы говорит, о том, что

государственность при нём находилась в стадии становления. Спор между

военными и собственниками благополучно решился в пользу последних. Во-вторых,

благодаря активной внешней политике Святослава, Киевская Русь получила доступ

к Чёрному, Азовскому, Каспийскому морям, укрепились позиции в Причерноморье,

установился практически полный контроль над Волгой.

При Святославе начинает складываться система наместничества. Поскольку он

большую часть времени проводил в походах, приходилось назначать сыновей

наместниками в разные города: Ярополк - в Киеве, Олег - в Полоцке, Владимир -

в Новгороде. Сыновья были "посажены на место", главным образом должны были

контролировать сбор налогов.

Далеко не все восточнославянские племена были объединены в государство,

подчинение продолжалось. Менталитет русского человека практически не менялся,

это было связано с невмешательством правящей верхушки в традиции общины.

Племенные союзы пытались уравнять, с другими равным налогообложением,





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 375 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.041 с)...