![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Модернизм - общая культурологическая характеристика всего искусства 20 века. Он не только предшествует авангарду, но и в принципе шире его во всех смыслах. Модернизм не отрицал полностью культуры прошлого.
Авангардизм (от фр. avant — "передовой" и garde — "отряд") - обобщенное название экспериментальных течений, школ, концепций, идей, творчества отдельных художников 20 в., стремившихся оставить позади весь старый миропорядок, порвать с ним. Авангард - это скандал и эпатаж, призывы к войне, революции - и не только литературной.
Общее для модернизма и авангарда - неприятие окружающего мира.
Модернизм - явление эстетическое, не восстание против традиции, а внутренняя её трансформация. Авангард же нигилистичен, революционно устремлен к будущему, к бытию принципиально новому, экспериментальному. Авангардист не может, подобно модернисту, запереться в кабинете и писать в стол; самый смысл его эстетической позиции - в активном и агрессивном воздействии на публику.
Авангард отличало:
- сознание разрыва своего времени с прошлым (сознание собственной современности, радикальной новизны и прогрессивности)
- стремление уничтожить прошлое или деформировать его
- отказ от традиций, эстетических вкусов, норм социального поведения
- публичные скандалы и провокации
- активное участие в современной политической жизни
- отрицание европейского рационализма - отсюда интерес к восточным традициям, к снам, бессознательному началу, оккультизму
- стремление внести в искусство игровой, случайный элемент
- обнажение рутинности «регулярного», профессионального занятия литературой.
- ближе всего возможности поэзии, реже театра и в совсем редких случаях - романа (трансформировавшегося в поэтическую прозу)
- установка на иррационалистичность (Ницше, Бергсон, Фрейд, на их образность: «война», «либидо», «Бог умер», «суперэго»)
- отказ от художественного монологизма
- решительная реформа поэтического слова, синтаксиса, топографики
- создание фонетической поэзии
Крайние точки авангардизма таковы:
- либо неэстетический объект выступает в эстетической функции (так, Марсель Дюшан вместо скульптуры установил писсуар)
- либо эстетический объект выступает в неэстетической функции (Дмитрий Пригов хоронит в бумажных гробиках сотни своих стихов).
Авангард не мыслил себя как искусство. Действенны даже несуществующие объекты, весь упор сделан на воздействие: поражает публику даже отсутствие искусства ("Поэма конца" Василиска Гнедова состоит из заглавия и чистой страницы).
3. Художественное сознание ХХ века. Значение трудов Маха, Пуанкаре,
Эйнштейна. Некорректность вопроса «Что хотел сказать автор?».
Эрнст Мах — философские взгляды Маха получили широкую известность в конце XIX
— начале ХХ веков благодаря содержавшейся в них попытке разрешить кризис в физике с
помощью нового истолкования исходных понятий классической (ньютонианской) физики.
Представлениям об абсолютном пространстве, времени, движении, силе и т. п. Мах
противопоставил релятивистское понимание этих категорий, которые, по Маху,
субъективны по своему происхождению. В духе субъективного идеализма Мах утверждал,
что мир есть «комплекс ощущений», соответственно задача науки — лишь описывать эти
«ощущения».
По MBxv, не тела производят ощущения, а комплексы ощущений, отличающиеся
относительным постоянством, получают особые названия и обозначаются как тела.
Последними элементами являются цвета, звуки и т. д., и мы должны исследовать их связь.
Наше «я» есть не реальное единство, но единство практическое, группа элементов,
связанная между собой крепче, а с другими группами того же рода — слабее. Для Маха
существует не противопоставление «мира» и «я», ощущения и предмета, а только связь
элементов.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 716 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!