Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характеристика эпохи Просвещения: хронологические рамки, программа просветителей, их гуманистические идеалы



XVIII века - блестящая эпоха в истории человеческой культуры Этот период европейской истории, хронологически условно охватывал период между двумя революциями - в Англии (1688-1689) и Великой французской ю Революциию.

1689-1795 гг - эпоха Просвещения Действительно, центральным явлением культурной и идеологической жизни XVIII века было движение Просвещения Он включал в себя политические, общественные идеи-прогресса, свободы, спра аведливого и мудрого социального устройства, развития научного знания, религиозной умеренностисті.

Однако он не был исключительно вузькоидеологичним движением представителей среднего класса, направленным против феодализма

Знаменитый немецкий философ XVIII века, тот, кто первым подводил итоги этой эпохи И Кант, в 1 784 р посвятил Просвещения специальную статью \"Что такое Просвещение?\" Иудины из состояния несовершеннолетия \"Основные идеи Просвещения имели общечеловеческий характер Одной из важнейших задач просветителей была широкая популяризация собственных идей Недаром важнейшим актом их интеллектуальной и общественной деятельности был выпуск в 1750-х гг \"Энциклопедии\", которая пересмотрела прежнюю систему человеческих знаний, отвергла убеждения, основанные на предрассудкахбобонах.

Просветители, прежде всего, были убеждены в том, что, рационально изменяя, совершенствуя общественные формы жизни, можно изменить к лучшему каждого человека С другой стороны, человек, имеющий разум, способный к мор рального совершенствования, а образование и воспитание каждого человека улучшит общество в цилому.

Так, в Просвещении выходит на первый план идея воспитания человека Вера в большие возможности воспитания укреплялась авторитетом английского мыслителя Дж. Локка: философ утверждал, что человек рождает ется \"чистым листом\", на котором могут быть намечены любые моральные, социальные \"сведения\", важно лишь основывать умом \"Век разума\" - такова распространенное название XVIII с ст.

В отличие от ренессансного жизнерадостно-оптимистического убеждение в безграничных возможностях человеческого разума, в отличие от рационализма XVII века, единственно возможным считал познание мира по к опомогою ума, мироощущение эпохи Просвещения включает в себя понимание того, что разум ограничен опытом, чувством, чувством Именно этим объясняется то, что в течение этой эпохи одинаково часто встре ляются и \"чувственные души\", и \"просвещенные умы\" Они сосуществуют в гармонии, дополняя друг друга \"Чем разум человека становится просвещённее, тем сердце его - чувствительнее\", - утверждают французские и энциклопедистсти.

Последняя треть суток обозначена развитием \"руссоистских\" идей, противопоставляли \"природу\" и \"цивилизацию\", \"сердце\" и \"ум\", \"естественную\" человека и человека \"культурную\", то есть - неискреннее, \"искусственную\" Ответить отно течение века менялся характер и степень просветительского оптимизма, вера в гармоничное устройство мира Сначала успехи научной революции, особенно открытия Ньютоном закона всемирного я жиння, сформировали представление о Вселенной как о едином и гармоничное целое, где все в конечном итоге направлено к добру и согласия Этапным событием, которое повлекло значительные изменения в этих убеждениях, был зе млетрус в Лиссабоне в 1755 году город был разрушен на 2/3, 60 тысяч жителей его погибли Беспощадность стихии стала предметом горьких раздумий многих просветителей, в частности Вольтера, который посвятил печальной события, изменившего его представления о Вселенной, \"Поэму о Лиссабоне\" Этот факт является подтверждением, что XVIII в было эпохой, когда сложные философские идеи обсуждались не только в научных трактатах но и в художественных произведениях - поэтических, прозаическихозових.

Человек эпохи Просвещения, чем бы она ни занималась в жизни, была еще и философом в широком смысле этого слова: она настойчиво и постоянно стремилась к размышлению, опиралась в своих суждениях не на авторитет или веру, а на собственное критическое мышление Недаром XVIII ст называют еще и веком критики Критические настроения усиливают светский характер литературы, ее интерес к актуальным проблемам современной ого общества, а не к возвышенно-мистических, идеальных вопросам В этот \"философский\", как его справедливо называют, века философия имеет разногласия с религией Получает распространение своеобразная светская фо РГА религии - деизм: ее сторонники убеждены, что, хотя Бог и является источником всего существующего, он не вмешивается непосредственно в земную жизнь Это жизнь развивается по принятым, раз и навсегда установленного ними законами, познать которые способны лишь здравый смысл и наук наука.

Однако, не стоит думать, что эпоха Просвещения была печальным, \"ученым\" веком: люди этого времени умели, по словам О Мандельштама, \"ходит по морскому дну идей, как по паркету\", ценили остроумие, лю юбилей, когда смешивался \"глас рассудка с блеском легкой болтовни\" (Бомарше), а с другой стороны, высоко ставили чувственность, эмоциональность, не стеснялись слиз.

Многообразие идей, представлений, настроений эпохи отразилось на ее основных стилях и направлениях Главными из них были классицизм, рококо и сентиментализм

Классицизм XVIII века пытался развивать идеи \"правильного искусства\", достичь ясности языка и четкости композиции Упорядочивая действительность в художественных образах, классицизм интересовался прежде общественность льно-нравственными проблемами общественной жизния.

Напротив, литература рококо (это слово образовано от фр наименование морской раковины - рокайль) обращена к частной жизни человека, его психологии, проявляет гуманное уступчивость к его слабостям, ищет л легкости, непосредственности и изящества художественной речи, предпочитая остроумно-ироническом тона повествованиеі.

Сентиментализм ставил акцент на изображении чувств человека, его эмоционального жизни, возлагал надежду на открытость и сочувствие, утверждал превосходство \"сердца\" над \"умом\", в конце концов, противопоставлялась я благоразумия чувственность.

зависимости от этого складывалась и система жанров каждого из направлений:

- так, классицизм особенно устойчиво содержался в \"высоких\" жанрах - трагедии, эпопее;

- рококо предпочитало любовно-психологической комедии;

- сентиментализм развивался в новом, «смешанном» жанре драмы

Однако, во всех направлениях на первый план выходили различные прозаические жанры-новелла, роман, философская повесть Несмотря на то, что в этот период развивалась и поэзия - поэмы, элегии, эпиграммы, баллады, в все же эпоха Просвещения получила репутацию \"века прозы".

В отличие вол предшествующего литературного этапа, когда основные художественные направления - барокко и классицизм - определенно противостояли друг другу, эстетические течения XVIII в часто смешивались, переплетались, образую кая компромиссную единствоь.

Просветительский движение дало толчок развитию разнообразной публицистики; особое значение приобрели с начала XVIII в газеты и журналы, большинство писателей ниги эпохи были одновременно журналистами или начинали свою деятельность как журналисти.

Центральным явлением литературной жизни Просвещения были философская повесть и роман, прежде всего - роман воспитания Именно в них просветительская тенденциозность, пафос преображения человека, назидательность с находят наиболее яркое выражениея.

Эпоха Просвещения была временем наиболее тесной, чем раньше, общения и взаимодействия национальных литератур и культур Результатом этого стало создание единой европейской, а затем и всемирной лите ературы Известными стали слова великого немецкого просветителя И В Гете, который подводил итог культурного развития XVIII в словами: \"Сейчас мы вступаем в эпоху мировой литературытуры".

(фр. rocaille — скальный, от roc — скала, утес) — главный элемент орнамента стиля рококо, напоминающий форму завитка раковины. Появился во Франции в начале ХУШ в. при украшении парковых павильонов-гротов деталями, имитирующими природные элементы (морские раковины, причудливые растения, камни, обломки скал). Этим объясняется происхождение названия «рокайль». В последствии термин «рокайль» стал обозначать все изгибающиеся, вычурные, необычные формы, напоминающие раковину, неровную жемчужину или камень. Иногда термин «рокайль» применяется для обозначения стиля рококо.

Со временем пышные, тяжеловесные формы и симметричные композиции барокко сменились на игривую легкость причудливых асимметричных форм и легкие нежные краски нового стиля - рококо. Некоторые специалисты не считают рококо самостоятельным стилем, а рассматривают его как позднее барокко, однако такой авторитетный исследователь, как В.Г. Власов, убедительно доказывает самостоятельность и оригинальность стилевого строя рококо.

Название «рококо» (rococo) происходит от мотива «рокайль» (французское -rocaille), главного элемента орнамента этого стиля, строящегося на основе завитка раковины. Этот ликующе-праздничный стиль, появившийся в искусстве Франции во второй четверти XVIII века, совпадает по времени с правлением короля Людовика XV (1715-1774). Вскоре стиль рококо распространился в большинстве стран Европы. Он определил развитие не только архитектуры, живописи, скульптуры, но в еще большей степени всех видов прикладного искусства, включая мебель, бронзу, шпалеры, ткани, фарфор и, конечно, костюм и ювелирные украшения.

Унаследовав основные формы от искусства предыдущей эпохи, стиль рококо оказался совершенно иным в главном - претенциозной парадности барокко он противопоставил камерность и игривое изящество стиля аристократических салонов. Такая трансформация ориентиров не могла не вызвать изменений в пластических и композиционных решениях, которые и определили характерные особенности нового стиля.

Художники того времени, отказываясь от ясной конструктивности своих произведений, искали новый идеал красоты в утонченной грациозной пластике, асимметричных композициях, изогнутых линиях. По сравнению с барокко орнаментика рококо приобрела удивительную легкость и изящество, акантовый лист стал тоньше, ленты в гирляндах начали развиваться, листья - закручиваться, а главный элемент орнамента рококо - раковина - превратилась в веерообразную композицию из извивающихся лепестков.

Стиль рококо нашел необычайно яркое художественное воплощение и в ювелирном искусстве. Это совпало с повсеместным распространением бриллиантовой огранки алмазов, изобретенной, по мнению некоторых исследователей, в конце XVII века венецианцем Винченцо Перуцци. Сверкающий, играющий всеми цветами радуги камень как нельзя лучше подходил к эстетике искусства рококо, и в украшениях среди других драгоценных камней пальма первенства была отдана бриллианту. Чтобы лучше продемонстрировать несравненную красоту этого камня, ювелиры начали изготавливать изящные оправы, используя для них не желтое золото, как раньше, а серебро. Для мелких бриллиантов стали выполнять закрепку «паве», позволяющую располагать камни близко друг к другу, почти сплошь покрывая ими поверхность изделий.

Модный костюм эпохи рококо был весьма благосклонен к драгоценным украшениям. Глубокие, откровенные декольте женского платья, доходившие порою до талии, способствовали появлению моды на колье. Особенным успехом пользовались бриллиантовые колье с подвесками каплевидной или звездообразной формы. Подобные изделия являлись главной принадлежностью парюр - вошедших в моду гарнитуров украшений, которые в то время включали аналогичные по рисунку, работе и материалу серьги, кольца, украшения для головы и несколько реже - браслеты.

Светоносные бриллианты в легких ажурных оправах, украшавшие серьги, оживляли лицо и делали его еще более эффектным и интригующим, что так ценилось в эпоху рококо. При этом предпочтение отдавалось так называемым серьгам «бриолез» - с подвижно закрепленными длинными подвесками каплевидной и звездообразной формы.

Не выходили из моды и популярные в эпоху барокко броши в форме бантов из лент, сплетенных веточек или букетов цветов, но стиль рококо внес в них свои коррективы. Броши засверкали бриллиантами, их формы стали изящнее, линии более гибкими, колорит изысканнее, а динамичные композиции утратили былую уравновешенность и симметрию.

Под влиянием господствовавшей в то время «пасторальной моды» дамы любили украшать свои платья цветами - живыми и искусственными, но особое предпочтение они отдавали красочным букетам, выполненный из драгоценных камней и бриллиантов. Ведь не случайно XVIII столетие называют «веком цветка и алмаза». Тогда же в моду вошли так называемые «портбукеты», служившие своеобразной драгоценной вазой для букетов из живых цветов, в которые зачастую для придания украшениям большей ценности включали цветы из золота, серебра и роскошных камней.

Особое внимание модницы того времени уделяли прическам. Пожалуй, никогда раньше - да и позже - волосы не укладывали столь сложно и замысловато, как в эпоху рококо. Порою дамы носили на головах целые натюрморты из цветов, лент, шпилек, перьев, дополняя свои причудливые прически драгоценными украшениями. Именно тогда в моду вошли всевозможные качающиеся при движении, часто ажурные шпильки подвижных конструкций, как их тогда называли, «цитернадель» (от немецкого zittern -дрожать и nadel - булавка). Большой популярностью пользовались эффектные эгреты, асимметрию которых подчеркивали изящные перья, а иногда и яркие бабочки.

Но не только женщины в тот галантный век проявляли интерес к драгоценностям. Мужчины украшали сверкающими орденами грудь, закалывали драгоценностями кружевные жабо, вставляли бриллианты в пряжки брюк, щеголяли роскошными перстнями и великолепными рукоятками шпаг; признаком особой элегантности кавалера служило тонкое позвякивание золотых брелоков.

В Россию стиль рококо пришел в правление императрицы Елизаветы Петровны (1741-1761). В это время оформление интерьеров, мебели, костюма, да и весь уклад жизни были подчинены французской моде, чему во многом способствовали иностранные художники и мастера, в том числе и ювелиры, работавшие в России. Возможно, отчасти благодаря им с тех пор русских золотых и серебряных дел мастеров стали называть так же, как и на Западе - ювелирами.

Набор и формы украшений, выполнявшихся в России, практически не отличались от того, что носили в Европе. К сожалению, немногие из произведений ювелиров той эпохи дошли до нашего времени: слишком хороши были украшавшие их камни и чересчур велико искушение при очередном изменении моды извлечь их, чтобы создать новые, более современные изделия. Тем не менее некоторые экспонаты, хранящиеся в российских музеях, дают представление об искусстве рококо и его стилистике. Наиболее ярким и совершенным образцом стиля рококо является, несомненно, сапфировый убор, принадлежащий Алмазному фонду России - великолепный эгрет и серьги-жирандоли. В асимметричных линиях динамичной, тонко прорисованной композиции, словно ниспадающие струи петергофских фонтанов, сверкают и горят множеством огней посаженные в изящные оправы бриллианты, манят таинственной глубиной прекрасные сапфировые капли.

Некоторые черты искусства рококо можно увидеть и в менее дорогих вещах, например в широко бытовавших на Русском Севере серьгах с мелким жемчугом, собранным в виде виноградной грозди.

Во второй половине XVIII века блестящего расцвета в России, как и во всей Европе, достигло искусство эмалевой миниатюры. Портреты на эмали помещали в кольца и броши, окружая их пояском из бриллиантов или мелкого жемчуга. Но в четких строгих оправах этих украшений уже заметны черты нового стиля - классицизма.

……………

Архитектура

Первые памятники рококо — интерьерыособняка Роганов и дворца Марли (на илл., не сохранился).

Архитектурный (точнее — декоративный) стиль рококо появился во Франции во времена регентства (1715—1723) и достиг апогея приЛюдовике XV, перешёл в другие страны Европы и господствовал в ней до 1780-х годов.

Отбросив холодную парадность, тяжёлую и скучную напыщенность искусства времён Людовика XIV и итальянского барокко, архитектура рококо стремится быть лёгкой, приветливой, игривой во что бы то ни стало; она не заботится ни об органичном сочетании и распределении частей сооружения, ни о целесообразности их форм, а распоряжается ими с полным произволом, доходящим до каприза, избегает строгой симметричности, без конца варьирует расчленения и орнаментальные детали и не скупится расточать последние. В созданиях этой архитектуры прямые линии и плоские поверхности почти исчезают или, по крайней мере, замаскировываются фигурной отделкой; не проводится в чистом виде ни один из установленных ордеров; колонны то удлиняются, то укорачиваются и скручиваются винтообразно; их капители искажаются кокетливыми изменениями и прибавками, карнизы помещаются над карнизами; высокие пилястры и огромные кариатиды подпирают ничтожные выступы с сильно выдающимся вперёд карнизом; крыши опоясываются по краю балюстрадами с флаконовидными балясинами и с помещёнными на некотором расстоянии друг от друга постаментами, на которых расставлены вазы или статуи; фронтоны, представляя ломающиеся выпуклые и впалые линии, увенчиваются также вазами, пирамидами, скульптурными фигурами, трофеями и другими подобными предметами. Всюду, в обрамлении окон, дверей, стенных пространств внутри здания, в плафонах, пускается в ход затейливая лепная орнаментация, состоящая из завитков, отдалённо напоминающих собой листья растений, выпуклых щитов, неправильно окруженных такими же завитками, из масок, цветочных гирлянд и фестонов, раковин, необделанных камней (рокайль) и т. п. Несмотря на такое отсутствие рациональности в пользовании архитектоническими элементами, на такую капризность, изысканность и обременённость форм, стиль рококо оставил много памятников, которые доныне прельщают своей оригинальностью, роскошью и весёлой красотой, живо переносящими нас в эпоху румян и белил, мушек и пудреных париков (отсюданемецкие названия стиля: Perückenstil, Zopfstil).

· Архитектура рококо

·

Французское рококо: Амалиенбург под Мюнхеном.

·

Фридерицианское рококомаскируется подшинуазри: Китайский домик в Потсдаме.

· Елизаветинское рококо: интерьер Китайского дворца в Ораниенбауме.

·

Баварское рококо: базиликаФирценхайлиген.

·

Португальское рококо: церковь Франциска Ассизского в Оуру-Претуработы Алейжадинью.

Интерьер

Мебель эпохи рококо очень изящна. Она обильна украшена сложной прихотливой резьбой и позолотой. Ножки мебели выгнуты изящной линией. На потолках и стенах также в больших количествах используется лепнина, резьба и позолота. Стены оформляются деревянными панелями. На полу - узорный паркет и ковры-гобелены. Цветовая гамма интерьеров в стиле рококо - очень нежная, используются пастельные тона: розовый, голубой, светло-зеленый в сочетании с золотом и серебром. В качестве декора используется большое количество зеркал в резных рамах и осветительные приборы: огромные роскошные люстры, бра, подсвечники. Кроме того обязательны различные скульптуры, статуэтки и другие декоративные предметы интерьера.

……………………………………………….

Игривый стиль рококо пришел в 18 веке на смену торжественному барокко. Хотя рококо считается продолжением барокко и оба эти стиля имеют одинаковую основу, в них есть существенные различия. В отличие от барокко, где преобладали религия и драма, глубокие цвета и сильные контрасты, стиль рококо — оптимистичный, нежный, возвышенный и легкий. Рококо — интерьерный стиль, поэтому он не задержался надолго.

Для мебели рококо характерны изогнутые ножки, резные спинки с использованием природных элементов (птицы, листья, гроздья винограда). Главным элементом украшения конечно же является раковина. Эта мебель удобна для перемещения. Для ее изготовления в основном использовалось красное дерево из-за его прочности и долговечности.

В Англии между 1741 и 1748 годами были опубликованы книги с эскизами и шаблонами мебели в стиле рококо, благодаря которым идеи рококо приобрели большую популярность. Прямые линии стали считаться неестественными, а S-образная линия стала «линией красоты и грации».

Чтобы воссоздать стиль рококо в интерьере, выбирайте пастельные тона. Важную роль играют большие зеркала на стенах. Очень характерны для рококо мраморные столики на изогнутых ножках. Вся мебель должна быть богато украшена искусной резьбой. Спинки стула могут быть овальные или изогнутые.

Во всем интерьере важны текучесть и изящество. Не ставьте мебель вплотную к стенам, она должна стоять свободно, создавая ощущение открытости пространства. Используйте гобелены, фарфор, керамику.Добавьте декоративный орнамент в виде завитков на стенах, потолках и плинтусах. Также образ рококо прекрасно дополнят картины на мифологические темы, со сценами ухаживания или на легкомысленные любовные сцены.

Стиль рококо придаст вашему дому уют, очарование и большую изысканность. Он очень практичный и создает ощущение благополучия.

Рококо во французской живописи (Ватто, Буше, Фрагонар)

Рококо (франц. rococo, от rocaille, рокайль – декоративный мотив в форме раковины), стилевое направление в европейском искусстве 1-й половины 18 в., зародившееся во Франции и распространившийся по всей Европе. Отличался грациозностью, легкостью, интимно-кокетливым характером. Придя на смену тяжеловесному барокко, Рококо явился одновременно и логическим результатом его развития, и его художественным антиподом. С барочным стилем Рококо объединяет стремление к завершённости форм, однако если барокко тяготеет к монументальной торжественности, то Рококо предпочитает изящество и лёгкость. Более тёмные цвета и пышная, тяжёлая позолота барочного декора сменяются светлыми тонами - розовыми, голубыми, зелёными, с большим количеством белых деталей. Рококо имеет в основном орнаментальную направленность; само название происходит от сочетания двух слов: "барокко" и "рокайль" (мотив орнамента, затейливая декоративная отделка камешками и ракушками гротов и фонтанов). Преимущественно декоративный характер имела богатая тонкими переливами цвета и одновременно несколько блеклая по колориту живопись рококо (картины и росписи Франсуа Буше, отчасти Жан Оноре Фрагонара). В живописи преобладали пейзажи, мифологические и современные галантные темы, рисовавшие интимный быт аристократии, пасторальный жанр (пастушеские сцены), идеализированный портрет, изображающий модель в образе мифологического героя. Образ человека утрачивал самостоятельное значение, фигура превращалась в деталь орнаментального убранства интерьера. Художникам рококо были присущи тонкая культура цвета, умение строить композицию слитными декоративными пятнами, достижение общей легкости, подчеркнутой светлой палитрой, предпочтение блеклых, серебристо-голубоватых, золотистых и розовых оттенков. Для живописи, скульптуры и графики характерны эротические, эротико-мифологические и пасторальные (пастораль) сюжеты. Первым значительным мастером живописи в стиле Рококо стал Жан-Антуан Ватто (1684-1721 гг.). Ватто - французский живописец, один из крупнейших художников рококо. Его имя в основном ассоциируется с типом картины, который он сам изобрёл, - "галантное празднество", где изысканно одетые молодые люди предаются веселью в восхитительной, романтической пасторальной обстановке. Антуан Ватто был предтечей рококо в живописи, он рисовал жанровые сценки из жизни общества бездельников(ибо Революция была не за горами...и как то герцог Ришелье -наперсник и друг Людовика XV,как то сказал...`все мы с вами господа пустозвоны`...).

…….





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 2992 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...