Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характерные черты



Исследователь испанского искусства Татьяна Каптерева отмечает следующие характерные черты живописи данного периода:

· преобладание остроты наблюдения натуры над художественным воображением

· концентрация внимания на человеке, с исключением других пластов восприятия реальности (это вело к слабому развитию пейзажа и своеобразному, внесюжетному развитию бытового жанра).

Изображение человека при этом ограничивалось, по большей части, религиозной тематикой, и единственным светским жанром, который поощрялся, был портрет.

Важным фактором формирования испанского искусства была идеология. В этот период в Испании действовало огромное количество монашеских орденов, имевших большую материальную и духовную власть. Именно они выступали основными заказчиками произведений искусства. Кроме того, в 1-й пол. XVII века было слабо развито ремесло фрески, и замещать её при украшении храмов приходилось станковой живописью.

Период становления испанской живописи — это конец 16 - 1-я четверть 17-го века, когда активно развиваются местные школы (Севилья, Валенсия, проч.), а также на испанскую почву проникают и активно адаптируются приемы караваджизма.

……………………………..

Произведения Диего Родригеса де Сильва Веласкеса (1599—1660)

справедливо считаются вершиной испанской живописи XVII в. Никто из современников не мог сравниться с ним по широте художественных интересов и виртуозности кисти. Живописец увлечённо изучал античную историю и культуру, итальянское Возрождение и современное ему барокко. Сохранив национальную самобытность, Веласкес впитал в себя всё богатство европейской художественной традиции.

Диего Веласкес родился в Севилье. Он учился живописи у Франсиско Эрреры Старшего (1576—1656), а затем у Франсиско Пачеко (15б4— 1654), общение с которым оказалось для молодого художника особенно важным. Талантливый и образованный педагог и теоретик искусства, Пачеко создал прекрасную мастерскую, которую нередко называли «академией образованнейших людей Севильи».

Большинство работ Веласкеса севильского периода близки к жанру бодегона, что в переводе с испанского означает «харчевня». Это картины с изображением лавки или трактира, нечто среднее между натюрмортом и бытовой сценой. Обязательный элемент бодегона — грубоватая деревянная или глиняная посуда; его персонажи — простые люди с обыкновенной внешностью («Завтрак», около 1617 г.).

В 1622 г. Веласкес впервые приехал в Мадрид. Его живопись привлекла внимание знатного вельможи, графа-герцога Оливареса, при помощи которого в 1623 г. мастер в возрасте двадцати четырёх лет стал придворным художником короля Филиппа IV и оставался им до самой смерти. Столица открыла ему новые возможности. Знакомство с шедеврами королевской коллекции живописи, встреча со знаменитым фламандским художником Питером Пауэлом Рубенсом в 1628 г., наконец, две поездки в Италию — всё это

превратило Диего Веласкеса в мастера с огромной художественной эрудицией.

Центральное место в творчестве Веласкеса, безусловно, занимал портрет. Будучи придворным художником, он не всегда мог свободно выбирать модели; в основном ими становились члены королевской семьи и их приближённые (например, его покровитель Оливарес). Мастер часто писал блестящие психологические портреты, с поразительной глубиной проникая во внутренний мир своих героев. К их числу относятся портрет Папы Римского Иннокентия X (1650 г.), который сам Папа назвал «слишком правдивым», и знаменитая серия «Шуты и карлики» (30—40-е гг.). В ней образы физически уродливых людей наполнены огромным эмоциональным содержанием.

Однако художник мог и скрыть внутреннюю жизнь героя, придав его облику традиционную для парадных портретов аристократическую сдержанность, и в то же время развернуть во всём блеске своё живописное мастерство. Именно в таком ключе он писал членов королевской семьи, и прежде всего инфанту Маргариту. Её портреты, написанные с 1653 по 1660 г., — это целая галерея, по которой можно проследить, как из хорошенькой девочки, похожей на куклу, она превращалась в замкнутую девушку-подростка, уже хорошо осознающую своё высокое положение. Для каждого полотна Веласкес выбирал определённый колорит, заставляя зрителя любоваться игрой тонов на костюме инфанты, её причёске или драгоценностях. Во всех портретах цвет и манера живописи помогают сильнее почувствовать обаяние героини.

Особое внимание Веласкес уделял античным образам. Годы знакомства с европейским искусством избавили его от высокомерно-иронического отношения к древнеримским и древнегреческим сюжетам. На знаменитой картине «Венера перед зеркалом» (1б50 г.) изображена полулежащая обнажённая богиня. Она смотрится в зеркало, которое держит перед ней Амур.

Тема этого полотна, вероятно, навеяна впечатлениями от венецианской живописи эпохи Возрождения. Картина была создана художником в Италии, так как инквизиция в Испании запрещала писать обнажённое женское тело. Однако Венера Веласкеса воплощает испанский идеал женской красоты: она хрупка и пропорции её фигуры далеки от античной «правильности». Богиня показана спиной к зрителю (это очень необычно), а её лицо можно видеть только в зеркале. Телесная, чувственная красота Венеры доступна простому взгляду, но тайну красоты внутренней зритель в состоянии лишь смутно ощутить в неясном, расплывчатом отражении.

Лучше всего глубину живописи Веласкеса позднего периода передают две монументальные работы — «Менины» (1656 г.) и «Пряхи» (1657 г.).

Картина «Пряхи» — на первый взгляд жанровая сцена, показывающая труд работниц королевской ткацкой мастерской. На переднем плане женщины прядут и разматывают нити. В глубине, в нише, залитой лучами солнца, нарядные дамы стоят возле огромного ковра. Здесь изображена сцена из античного мифа, переданного древнеримским поэтом Овидием в «Метаморфозах»: мастерица Арахна вызвала Афину на состязание в ткачестве, а разгневанная богиня в наказание за дерзость превратила её в паука. Сцена с работницами показана очень поэтично, все фигуры окутаны мягким светом. В то же время персонажи на втором плане, включая Афину и Арахну, изображены чётко и объёмно (фигура Арахны даже отбрасывает тень). Поэтому границу между реальным и вымышленным пространством полотна трудно определить. Историки искусства полагают, что эта необычная картина на самом деле отражает два эпизода мифа. Старая работница на переднем плане — это Афина, а молодая — Арахна, и Веласкес показал сцену их состязания. В глубине же представлено завершение мифа: Афина предстаёт перед Арахной в своём истинном облике, намереваясь покарать её, а мастерица испуганно прижимается к вытканному ею ковру.

(«Придворные дамы») вызывает много споров. Перед зрителем — занимательная жанровая сцена. Придворные дамы и карлица окружают маленькую инфанту Маргариту. Слева от них — сам художник, работающий над огромным холстом. В зеркале на стене видны отражения короля и королевы, это наводит на мысль, что художник пишет их портрет. Однако парных изображений монархов среди работ Веласкеса нет. Зачем было создавать вымышленный образ ненаписанного

произведения? И зачем изображать на стенах копии двух картин — «Наказание Арахны» фламандского живописца Якоба Йорданса и «Наказание Марсия» Рубенса? Возможно, картина «Менины» не жанровая сцена, а автопортрет Веласкеса. Картины на стене королевских покоев отражают вечную проблему творчества, которую сам Веласкес блистательно разрешил всей своей жизнью, соединив в гармоничном союзе духовное богатство с редким техническим мастерством.

17
Идеи Просвещения в зарубежной литературе.

Наше знакомство с художественной культурой Просвещения мы начнем с представителей английской литературы.

Даниэль Дефо - основоположник английского просветительского романа. Его знаменитое произведение "Робинзон Крузо" - роман-притча о человеке, гимн труду, ясной человеческой мысли, способности человека преодолеть все трудности. Ему присущи все черты идеального буржуазного героя. Идея робинзонады проходит через все это произведение. Композиция включает четыре части повествования (в четвертой части герой Дефо путешествует по России, останавливается в Сибири, исповедуется перед ссыльными). Особую популярность роману принес его язык - простой, разговорный. По количеству изданий роман превосходил все мыслимые издания. Прототип Робинзона - английский моряк Александр Селькирк, который участвовал в бунте на корабле и был высажен на необитаемый остров, где провел в одиночестве 4 года и одичал. Робинзон проводит на острове 28 лет и сохраняет полную ясность и трезвость ума, так как с ним весь опыт человечества. Вера в то, что все люди рождаются равными и свободными, вера в силу просвещения и воспитания, вера в человеческий разум - вот, что утверждает Дефо своим произведение.

Другой тип европейского Просвещения представляет английский писатель Джонатан Свифт. Свой роман "Путешествие Гулливера" он написал как пародию на популярный роман "Робинзон Крузо", как сатиру на английскую действительность, грозное предупреждение писателя обществу, живущему по законам "йеху" (человеко-зверей). Автор вместе с читателем путешествует по страницам романа в поисках идеальной формы справедливого общественного устройства. Свифт полемизирует с Дефо, осмеивает буржуазные идеалы, которые Дефо поднимает до идеалов общечеловеческих, опровергает робинзонаду. Следует отметить особое место Свифта в идеологии Просвещения, сатирические приемы в романе, значение фантастических образов и ситуаций для подчеркивания абсурдности происходящего. Образ Гулливера предстает перед нами как отличный от Робинзона тип просветителя - наблюдающий со стороны и вскрывающий язвы человеческого общества.

Еще один представитель английской литературы - поэт Роберт Бернс прославляет достоинства красоты и ума человека из народа. Почитайте его замечательные стихи и оцените стиль и остроту его ума.

С философией и эстетикой европейского Просвещения, сыгравшую важную роль в подготовке Французской буржуазной революции, в формировании проблемы "естественного человека", Вы можете познакомиться по произведениям французского философа, писателя и поэта Вольтера, в том числе его философской повести "Кандид", которую мы рекомендуем Вам прочитать. Вы узнаете, как Вольтер относится к сильным мира сего, как его герой находит идеальную страну Эльдорадо - мечту Вольтера и просветительскую утопию. Знакомясь с французской литературой, Вы узнаете, что Ж.Ж.Руссо придавал огромное значение воспитанию и просвещению человека, а писатели-энциклопедисты во главе с Д.Дидро боролись с деспотизмом и невежеством.

Немецкая литература представлена творчеством драматурга и поэта Фридриха Шиллера, в творчестве которого можно проследить тему коварства и любви (пьесы "Разбойники" и "Коварство и любовь"). Идеи Просвещения прослеживаются также в творчество И.В.Гете периода "бури и натиска" ("Прометей" и роман "Страдания молодого Вертера"). Появление в творчестве Гете нового героя "мученика мятежного", который отказывается от борьбы, добровольно уходит из жизни и погибает.





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1005 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...