Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

След Чёрной Мадонны



Прежде я отмечал странный случай средневековой Чёрной Мадонны, как одно примечательное исключение в безжалостном подавлении Великой Матери на Западе (глава 2 книги "Душа денег"). Когда я начал раскапывать её символическое значение, стало ясно что:

– Чёрная Мадонна – полностью уникальный феномен в римской истории искусства.

– Она была ключевым тайным компонентом возрождающегося поклонения Великой Матери в то время.

– След Чёрной Мадонны ведёт назад, прямо в Египет экстраординарным количеством путей, и особенно к другому ключевому исключению в подавлении архетипа Великой Матери, культу Исиды.

Исчезновения валют с платой за хранение случилось одновременно с падением культа Чёрной Мадонны и Исиды в соответствующих культурах и сопровождалось мощным снижением уровня жизни обычных людей. Не забывайте, что такая корреляция есть прямое приложение общих находок архетипической психологии: архетипические рисунки дают ценные описания коллективных психических последствий, и потому могут верно воссоздавать внешнюю реальность.

Однако я хочу подчеркнуть, что такая корреляция — не случайность. Я не настаиваю на том, что есть случайная связь между религиозными культами с одной стороны, и денежными системами и экономическими результатами с другой. Я верю, что есть косвенная связь — что культы, денежная система и необычные экономические результаты были показателем, что те же самые архетипические созвездия были активны в обоих местах в соответствующее время. Другими словами, я покажу, что есть поражающая корреляция между архетипами и денежными системами, но я не утверждаю, что определил механизм, подчеркивающий связь между двумя областями.

(В книге Лиетара немало иллюстраций, которые мы здесь пропускаем. Например, на одном из фото – Чёрная Мадонна из Монсеррата в Каталонии, наиболее известная Чёрная Мадонна Испании. Она полностью покрыта золотом за исключением её и ребенка лица и рук. Лиетар пишет: "Заметьте, у нее нет африканских черт лица. Скорее всего, ее черты лица идентичны современным "белым" Мадоннам". Мы, не имея возможности разместить здесь иллюстрации Б. Лиетара, предлагаем вам другие, присланные из Франции участником проекта Сергеем Дыбовым.)

Почему Она значит для нас что-то сегодня?

Лучший ответ на этот вопрос я нашел в книге Роберта Грэйвса. Его книга "Белые Мадонны" хорошо известна, но я привожу цитаты из менее известной книги "Богатство и Чёрные Богини".[18]

"Чёрная Богиня до сих пор вряд ли что-то большее, чем слово надежды, которое прошептано между теми, кто служил своим учением Белым Богиням.

Она обещает тихую связь между мужчиной и женщиной... в которой связь патриархального замужества будет улетучиваться.

Чёрная Мадонна испытала хорошее и плохое, любовь и ненависть, правду и ложь в лице ее сестер...

Она поведёт мужчину назад к истинному инстинкту любви, который он давно обменял на интеллектуальную гордость".

Другой учёный, Жиль Квиспел сыграл важную роль в приобретении, переводе и публикации замечательной коллекции Гностических тестов раннего христианства, обнаруженных в 1945 году в Наг Хаммади, Египет. По его мнению, Чёрная Мадонна играет решающую психологическую роль, которую он описывает как символизирующую землю, женщину в мужчине и саму себя в женщине. "До тех пор, пока мужчины и женщины не станут осознавать этот первобытный образ Чёрной Мадонны и интегрировать его с собой, человечество не сможет разрешить проблемы материализма, расизма, женского освобождения и всего, что они в себе заключают..." Он относит ее к ранним христианским гностическим традициям, в которых Мать также называлась "Мудрость", "Святой дух", "Земля", "Иерусалим". "Для ранних христиан Святой дух персонифицировался как Мать, и ему поклонялись, потому что она также была Богом".[19]

Иисус ясно называл Святой дух своей Матерью в Евангелии.

Еврейские традиции говорят о Святом присутствии, Живущем Боге. Буддисты и индуисты называют это первобытной пустотой. Мистическая христианская традиция, включая Якоба Боме, Мейстера Экхарта, Хильдегарда фон Бингена, Метчилда из Магдебурга, Юлиана из Норвича или португальский культ Святому Провидению, все говорят о Материнстве Бога. Один из текстов Nag Hammadi является поэмой, произнесённой женской силой, которую могла озвучить одна из древних Великих Матерей:

"Потому что я первая и последняя.

Я почитаема и презираема.

Я блудница и святая.

Я жена и девственница...

Я бесплодна, и многие — мои сыновья...

Я тишина, которая не понимаема...

Я — произнесение моего имени".[20]

Чёрная Мадонна почти вылечивает разрыв в сердцевине западной патриархальной культуре — разрыв между делом и душой, телом и разумом, женским и мужским, сексуальностью и духовностью, природой и человечеством, космосом и индивидуальностью. Если это окажется правильным, она может стать предвещающим символом трансформации, которую западный мир проходит во время нынешнего переходного периода.

Св. Бернар Клервосский: возлюбленный Чёрной Мадонны

Бернар, основатель цистерианского монашеского ордена, рассматривается как одна из наиболее влиятельных персон XII века. Он родился в Фонтейне, возле Дижона, во Франции, где была церковь Чёрной Мадонны. Будучи мальчиком, он получил своё призвание, согласно легенде XIV века, от "трёх капель молока Чёрной Мадонны" в Сан-Варле возле Шатильон-сур-Сен, во Франции. Необычное призвание должно указать нам на то, что здесь не обошлось без тайных традиций. "Три капли молока девственницы" — одно из традиционных названий мистического "materia prima" (сырой материал) алхимиков.

Бернар, воодушевлённый этим, взял цистерианский орден, к тому времени сократившийся до кучки монахов, и превратил его в "огромное многонациональное предприятие цивилизации"[21], включающее сотни монастырей от России до Иберийского полуострова, каждый из которых был посвящён Деве Марии. Он также является автором Regula (устав с правилами) ордена тамплиеров, а его дядя Андре де Монтбард был среди тех девяти рыцарей, что основали орден. В противоположность современным христианским традициям, все официальные документы храма, включая Правила, всегда ставили имя Девственницы перед именем Христа. Среди доказательств того, что Святой Бернар занимался исследованием тайного — то, что цистерианцы имели группу книжников, переводивших древнееврейские тексты Востока и исламские тексты алхимиков из Испании, которые, возможно, не считались Римом "католическими".[22] Он написал две сотни изумительных проповедей о Соломоновой "Песне песней", поэмы, почитавшейся евреями как один из самых важных текстов. Эта "Песнь" начинается со слов: "Дщери иерусалимские, черна я и прекрасна".[23] Он весьма поощрял путешествия пилигримов в Сантьяго де Компостела[24], и называл ее "Дорогой Млечного Пути" (намёк на переполненную грудь Хатор, или ссылка на Исиду?), которая связывает святилища Чёрной Мадонны и буквально усеяна местами, связанными с бенедиктинскими, цистерианскими и тамплиерскими орденами.

Заметьте, что не только Святой Бернар посвятил свою жизнь поклонению Чёрной Мадонне. К примеру, святой Игнатиус из Лойолы отдал свой меч Чёрной Мадонне из Монсеррата в Испании, когда решил организовать орден иезуитов. Жанна д"Арк молилась Чёрной Мадонне, известной как Notre Dame Miraculeuse, а её мать молилась Чёрной Мадонне за свою дочь, заключенную в Ле Пуй.[25] Гёте использовал её образ для раскрытия смысла "вечной женственности" в своём "Фаусте".

Тайное против общедоступного

Все религии имеют общедоступные и тайные традиции.[26] Первые относятся к официальным, публично проповедуемым учениям, в то время как последние являются "тайным" знанием, доступным только для инициированных. Каждая религия содержит обе формы знания. К примеру, тайные традиции иудаизма включают "Кабаллу", ислам — "Суфизм", индуизм и буддизм — "Tантры". Для христианства были традиции орденов Бенедикта, цистерианства, августинства и тамплиеров.

Существует невероятное политическое напряжение, порой даже враждебность между общедоступными и тайными традициями внутри одной религии. Одна из причин — тайное знание среди разных религий не было отделено так, как хотели бы официальные церкви.

Всё указывает на то, что наша Чёрная Мадонна была частью борьбы за влияние в X-XIII веках между Римом и тремя христианскими орденами (бенедиктинским, цистерианским и тамплиерским). Иными словами, Чёрная Мадонна заставляет нас исследовать спрятанную часть официальной церкви.

Среди тринадцати черт, которые у "оригинальных" Чёрных Мадонн общие, есть связь между всеми её святилищами и тремя орденами. Поэтому мы должны изучить значение некоторых любопытных статуй.

Чёрная Мадонна Эйзидельна и её неортодоксальное святилище

Наиболее известная статуя в Швейцарии — Чёрная Мадонна Эйзидельна. Готическая статуя — стоящая Чёрная Мадонна, датированная поздним XV веком, она заменила оригинальную римскую Чёрную Мадонну, погибшую в разрушительном пожаре в 1465 году. Есть юмористическое историческое свидетельство, когда и кто сделал замену скульптуры.[27] Оригинальная статуя была сидящей, как это показано на некоторых старых резьбах по дереву. Она относилась к IX веку, когда святой Мэйнрад взял её с собой в убежище отшельника, в тёмный Фистервальдский лес. После смерти Мэйнрада святой Конрад — епископ Констанцы с 934 по 975 год н. э. — пришёл освятить часовню в Эйзидельн в 948 году. Легенда утверждает, что он видел в ночь перед официальной церемонией самого Иисуса Христа в окружении четырёх евангелистов, стоящих перед Чёрной Мадонной и поклоняющихся статуе и часовне со своим собственным святым благословением. В своей книге "О секрете секретов" Конрад утверждает, что молитва, которую он слышал во время этой церемонии, забавно напоминала ему "Святой Бог в царстве славной девственницы" вместо традиционной "Святой, Святой, Святой Бог Дух Святой". Теологические психотерапевты комментируют эту уникальную историю так: "эти альтернативы важны, поскольку они и сейчас находятся в ритуалах церковной службы сегодняшних монастырей... Видение Конрадом Иисуса перед алтарём своей Матери — есть акт почитания в высокой степени. То, что Иисус сопровождался четырьмя евангелистами, предполагает чувство целостности, но целостности, основанной в своих отношениях к этому женскому принципу... Теологически патриархальный глава церкви признаёт и освящает место матери всевышнего... Это изменяет акцент с "Бога призрака" на его отношение к славной девственнице... Бог, как только Отец, не желаем. De secretis secretorum говорит, что женское начало должно рассматриваться как жизненная реальность в отношениях Бога с человечеством. Психика требует больше, чем патриархальный взгляд и перспективы на мир. Это также нуждается в женском начале".[28]

В папской булле 964 года папа Лео VIII официально объявил правдой видение Конрада. Конрад позже, в 1123 году, был канонизирован, и до сих пор поминается в церковном календаре в годовщину его смерти (26 ноября).

(Легенда о ритуалах, связанных с Чёрной Мадонной, могут оказаться ближе к исходной вере, чем те результаты, к которым христианство пришло с отходом от женского начала. Значение факта, что весь этот процесс произошел между X и XII веками, станет ясным к концу данной главы.)

Первая необычная черта легенды, приписываемая большинству Чёрных Мадонн — и только этим типам статуй — заявление, что статуя не была сделана, а обязательно найдена поблизости или даже в самом древнем языческом символическом месте. Например, Чёрная Мадонна из Авиота была найдена в древнем полом дереве; Чёрная Мадонна Болоньи — на корабле без команды; Чёрная Мадонна Лак де ля Мэйкс — возле кельтского святого источника; Чёрная Мадонна Чартреза была обнаружена в "пещере друидов". Эти последние оказались дольменами, относящимися ко временам мегалита.

Более того, эти статуи оказываются важными пометками на дороге в Сантьяго де Компостела. Эта дорога – одна из старейших дохристианских путей в Европе, как было доказано пометками, относящимися к каменному веку. Для немецкого ученого Дитмара Кампера это "всё означает, что культ Чёрной Мадонны относится к древнейшим религиозным культам, известным человеку".[29] Французский автор Жак Бонвин заключает: "Только Чёрная Мадонна была способна кристализировать все поверья языческих традиций с христианской верой, без фальсификации хоть одного из всех бесчисленных поверий. В этом Чёрная Мадонна уникальна".[30]

Уникальность по 13 направлениям

Жак Хайнен[31] проанализировал изображения сотен Чёрных Мадонн и составил описание так называемой истинной Чёрной Мадонны, которая имеет 13 характерных черт. Статуи, которые датируются поздним периодом, копируют только некоторые из оригинальных черт. 13 черт — следующие:

- История оригинальных святилищ Чёрной Мадонны всегда имела связь с Бенедиктинцами, цистерианским или тамплиерским орденами. Эти три ордена имели по меньшей мере одну хорошо документированную связь. Св. Бернар реформировал орден Бенедектина, создав цистерианский орден, и был автором "Правил храма".

- Все они датируются одним и тем же периодом (X–XIII века). "Ни одна оригинальная Чёрная Мадонна не датируется позже XIII века".

- С небольшой долей ошибки все они одного размера, около 70 см высотой и с основанием 30х30 см. Что ещё более удивительно, размеры тела Матери колеблются между 63 и 68 см, что, согласно Бонвину, есть точная приближённость к святой египетской "Coudee" высотой 63,5666 см.[32] Нет другого примера в романской искусстве, где размер был бы настолько стандартизирован; это нехарактерно для распятий, статуй "нормальных" Дев или других святых.

- Хотя все Чёрные Мадонны — очень маленькие объекты, "они, кажется, были сделаны по одним специфическим стандартам". Они всегда представлены "Девственницей в величии", где сидящая Мать и Ребёнок смотрят в одну точку в далёкой перспективе. Лик Девственницы с восточным налётом выражает священную строгость, который контрастирует с типичными романскими Девственницами, представляющих женщин этой области. Лицо Девственницы вырезано более тщательно, чем лицо Ребёнка, и этим подчеркивается большая важность фигуры Матери, нежели Ребёнка. В случаях, когда оригинальное многоцветие всё еще заметно, облачения всегда в трёх изначальных цветах: белом, красном и зелёном. Иногда целиком или частью статуя покрыта драгоценными металлами: серебром и золотом.

- Скульптура всегда неизменно размещается в месте дохристианского культа кельтской или другой языческой Матери Богини. Даже когда целый собор строился для Неё, она всегда хранилась в склепе[33] под собором.

- Святилища часто располагались возле святых источников или колодцев, или же возле камней -оисторических культов.

- Скульптура часто была вырезана из фруктового дерева или драгоценного кедра, что также было не типичным для того периода. Оба эти дерева имели важный символизм (хотя довольно спрятанный, поскольку дерево не было видно под многоцветной покраской). Символизм фруктового дерева очевиден; кедр был более пророческим деревом в Египте, связанным с легендой Исида-Осирис, фруктовое же дерево связано со смертью — возрождением и творческими силами.[34]

- Статуя всегда располагалась на пути паломников, дорога вела либо к самому святилищу, либо к основному пилигримскому пути Средних веков в Сантьяго де Компостела. Сантьяго – самая западная страна континентальной Европы, которая рассматривалась как святая область даже до христианства. Это — "FinisTerrae", конец мира. FinisTerrae также отделяет Сантьяго от моря, где встречаются символически четыре космических элемента: земля, вода, воздух и огонь заходящего солнца.

- Легенда, связанная со статуей, обычно имеет ясный восточный элемент: крестоносец, принесший статую с востока, пилигримы на святую землю, спасённые, разбуженные Ею, и т.д. В некоторых случаях даже имя Её ясно. Во время Французской революции Чёрная Мадонна города Чартес была сожжена под лозунгом "смерть египтянке". Та же кличка "египтянка" приписана Чёрной Мадонне Меймака, статуе, датированной XII веком.[35]

- Легенды всегда ссылаются на чудеса, которые Она совершает. Например, спасённые жизни трёх крестоносцев или трёх заключённых в Египте или трёх моряков. Она часто имеет репутацию умеющей воскрешать детей, рождённых мертвыми, по крайне мере на время, необходимое для их крещения. Она также может помочь бесплодным женщинам стать матерями, а беременным — иметь здоровых детей.

- Она сидит в прямом кресле, называемом кафедрой (от греческого kathedra, также являющегося основой слова cathedral – собор). Это кресло — точная копия прямого кресла, которое идентифицируется в Египте с Исидой, и оно дало этим Девственницам титул "Место мудрости, один из главных титулов Исиды".[36]

- Официальный титул, прилагаемый к этой статуе — Альма Матер "Благородная мать", титул, которым американцы называют университеты, в которым они учились.

- И последнее. Лицо Девственницы всегда и Её руки почти всегда — чёрные, таким образом, оправдывается Её имя – "Чёрная Мадонна".

Почему она чёрная?

Наиболее удивительная черта Чёрной Мадонны — разумеется, её чёрный цвет.

Эта чёрнота систематически уменьшалась римской церковью. До сегодняшнего дня церковь пыталась объяснить черноту как случайную, как результат дыма от свечей. Но если лицо и руки Девственницы и Ребёнка были изначально чёрными, почему их многоцветная одежда не была также обесцвечена, и почему аналогичный процесс не случился с другими статуями того же периода?[37] В ряду исторически доказанных случаев священники, подвластные Риму, перекрасили лицо и руки святыни в белый цвет.[38] Пауль Бонвин перечисляет среди таких прямых перекрасок случаи Мадонн Чапс (Аллиер), Лимокс (Ауде), Лаурие (Кантал), Авиот (Меус), Чайлоу (Пуй-де-Доме), Тоурнус (Сане-ет Лоре).[39] Немецкий автор Урсула Кроль описывает картину перед реставрацией Чёрной Мадонны из Тонгерена (Бельгия), которая была перекрашена в белый цвет лишь в 1990 году. Когда она спросила, почему статуя изменена, то получила ответ, что просто она "более прекрасна в этом виде".[40] С нашей архетипической перспективы сам факт, что такие сильные противоречия возникли вокруг цвета статуи Мадонны, является знаком эмоционального (и потому архетипического) требования.

Почему чернота должна что-то значить?

Здесь наши исследования значения Чёрной Мадонны разбиваются на три пути, и все три противоречат установившейся точке зрения римской церкви.

1. Древние чёрные богини были теми, кто представлял силу и могущество Женщины, но не как супруги или мило-послушного женского влияния. Среди хорошо известных — индуистская Кали (буквально — "чёрная" на санскрите), Чёрная Анат из пантеона в восточной части Средиземноморья или Чёрная Аннис с Британских островов. Общее между ними то, что они представляют женское начало в виде Воина, способного использовать силу разрушения. Некоторые детали каждой иллюстрируют эту точку зрения.[41]

Кали — наиболее мощная форма Деви, первобытной женской силы в пантеоне хинди. На западный взгляд, она может быть ужасной, потому что трансформирует жизнь в танец смерти. Её язык выступает из её чёрного лица, её руки держат мощное оружие, а её ожерелье и серьги сделаны из нескольких голов. Многие мифы рассказывают, насколько энергия Кали может быть неконтролируема, как только отпущена на свободу.

Анат, называемая также Анит и Аната, наиболее властная богиня Угаритской традиции. "Мать наций" — она была повсюду призываема, как мощный Воин Среднего Востока. Даже древние евреи призывали её на битву.

Чёрная Аннис, британская форма Уэльской Cailleach, которая жила в пещере в Аргилле. Она появлялась среди ветвей старого подстриженного дуба, последнего остатка огромного леса, который рос из расщелин возле её пещеры. Она была тёмной стороной Нежной Анни из сказок, которая приносила хорошую погоду и урожай, что могло быть уничтожено Аннис.

Можно представить себе с патриархальной точки зрения, что это не было комфортным — жить с силой любой из этих богинь.

Архетипический характер самой черноты иллюстрирован его значением во многих различных культурах.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 331 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...