Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

То же, что абсолютная идея. — Г. П



Читатель не забыл вышеприведённого выражения Гегеля: «сова Минервы начинает летать только вечером». — Г. П.

Бруно Бауэр — старший брат упоминавшегося выше Эдгара Бауэра, автор знаменитой в своё время «Kritik der evangelischen Geschichte der Synoptiker»(«Критика евангельской истории синоптиков». — Ред.).

«»129

Абсолютным духом, а себя самого — критикой. Подобно тому как элемент критики изгоняется из массы, — элемент массы изгоняется из критики. Поэтому критика видит себя воплощённой не в массе, а в маленькой горсточке избранников, в г. Бауэре и его учениках. Далее, г. Бауэр устраняет другую непоследовательность Гегеля: он уже не довольствуется ролью гегелевского духа, творящего историю лишь в области фантазии и post festum: он сознательно играет роль всемирного духа, в противоположность к массе остального человечества; он уже в настоящем становится к ней в драматическое отношение; он сочиняет и творит историю по зрелом размышлении, с заранее обдуманным намерением. По одну сторону стоит масса, этотматериальный, пассивный, неодухотворённый и неисторический элемент истории; по другую сторону — дух, критика, г. Бруно и комп., в качестве активного элемента, от которого исходит всякое историческое действие. Акт общественного преобразования сводится к мозговой деятельности критической критики» 1.

Эти строки производят странную иллюзию: кажется, что они написаны не пятьдесят лет, а какой-нибудь месяц тому назад, и направлены не против немецких левых гегельянцев, а против русских «субъективных» социологов. Иллюзия ещё больше усиливается по прочтении следующего отрывка из статьи Энгельса:

«Самодовлеющая критика естественно не должна признавать историю, как она действительно совершалась, потому что это значило бы именно признать пошлую массу в её совершенной массовидности, между тем как дело идёт как раз об искуплении массы от массовидности. Поэтому история освобождается от её массовидности,

Die heilige Familie oder Kritik der kritischen Kritik. Gegen Bruno Bauer und Consorten»; von F. Engels und K. Marx. Frankfurt am Main 1845, S. 126–128. («Святое семейство или критика критической критики. Против Бруно Бауэра и Компании» Ф. Энгельса кК. Маркса. Франкфурт-на-Майне, 1845, стр. 126–128. — Peд). Книга эта представляет собою сборник статей Энгельса и Маркса, направленных против различных взглядов «критической критики». Цитированное место заимствовано из статьи Маркса против статьи Бруно Бауэра. У Маркса же взята приведённая в предыдущей главе страница.

«»130

И критика, свободно относящаяся к своему предмету, кричит истории: ты должна была идти так и так! Законы критики имеют обратное действие; до её декретов история шла совсем иначе, чем она оказывается шедшей после них. Поэтому так называемая действительная, массовидная история значительно отличается от критической» 1.

О ком говорится в этом отрывке? О немецких писателях сороковых годов, или же о некоторых современных нам «социологах», с апломбом рассуждающих на ту тему, что, дескать, католик представляет себе ход исторических событий на один лад, протестант — на другой, монархист — на третий, республиканец — на четвёртый и что поэтому хорошему субъективному человеку не только можно, но и должно придумать для себя, для своего душевного обихода такую историю, которая вполне соответствовала бы наилучшему из идеалов? Неужели Энгельс предвидел наши российские благоглупости? Нисколько! Он, разумеется, и не думал о них, и если его ирония на расстоянии полувека попадает не в бровь, а в глаз нашим субъективным мыслителям, то дело объясняется тем простым обстоятельством, что в нашем субъективном вздоре нет решительно ничего оригинального: он представляет собою не более как лубочный «суздальский» снимок с карикатуры той самой «гегельянщины», против которой он так неудачно воюет…

С точки зрения «критической критики» все великие исторические столкновения сводились к столкновению идей. Маркс замечает, что идеи«посрамлялись» всякий раз, когда они не совпадали с реальными, экономическими интересами того общественного слоя, который является в данное время носителем исторического прогресса. Только понимание этих интересов и может дать ключ к пониманию действительного хода исторического развития.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 278 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...