Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Теория разделения властей в государстве



Разделение властей исторически известно давно, его использовали еще древние греки, чтобы обезопасить государственный строй от из­менений. Например, в Афинах законодательная власть принадлежала Народному Собранию, исполнительная — Совету пятисот и коллегии стратегов и архонтов, судебная — ареопагу как верховному судебному органу. Древние мыслители Аристотель, Эпикур (341—270 до н.э.), Полибий (210—123 до н.э.) и др. обосновывали именно такое устрой­ство. Однако большая заслуга в теоретической разработке принципа разделения властей принадлежит Д. Локку (1632-1704) и Ш. Мон­тескье (1689-1755). Учение о разделении властей стало быстро разви­ваться в период разложения феодальных отношений и развития капи­тализма в Западной Европе в XVII—XVIII вв.

Содержание теории разделения властей состоит в следующем: вся полнота власти не может находиться в руках одного человека или одного органа. Если такое происходит, неизбежно злоупотребления властью, нарушение прав человека. Поэтому необходимо разделение власти на несколько составляющих.

Марсилий Падуанский (1275—1343). Народ, согласно Марсилию, — это источник всякой власти (и светской, и духовной), носитель суверенитета и верховный законодатель. Правда, под "наро­дом" он имел в виду лучшую, просвещенную часть общества, которая печется об общем благе.

Одним из первых в истории политической мысли Марси­лий Падуанский в работе "Защитник мира" обосновывает кон­цепцию разделения в государстве законодательной и исполни­тельной властней на основе верховенства законодательной вла­сти и связанности исполнительной власти обязательным для всех законом.

Особо выделяются взгляды на государство и право англий­ского философа материалиста Дж. Локка (1632—1704) и французско­го философа, просветителя Ш Монтескье (1689—1755).

Основным трудом Джона Локка (1632-1704) является «Два трактата о государственном правлении» (1689-1690).

Дж. Локк — непоследовательный материалист, он допускал существование Бога как некоей основы мира. Дж. Локк был по­следователем естественно-правовой теории. Он утверждал, что феодальный строй противоречит естественному праву. Среди основополагающих ценностей естественного состояния Дж. Локк называл свободу и равенство.

По мнению Дж. Локка, собственность как естественное право возникает до государства и существует независимо от государства. Свобода включает свободу на действия, свободу на труд и его результаты. Именно из труда проистекает частная собственность.

Господство, основанное на началах абсолютизма, не может быть признано государством, по мнению Дж. Локка. Над абсо­лютным монархом нет суда, он по отношению к своим поддан­ным как бы остается в естественном состоянии.

Дж. Локк также разрабатывает учение о разделении властей: нужно различать три ветви власти: исполнительную, законода­тельную, союзную (федеративную). Последней должны быть подведомственны вопросы внешней политики. Дж. Локк не вы­делял судебную власть из исполнительной, не отделяя таким образом суд от администрации.

Каждая власть должна принадлежать отдельному органу:

-за­конодательная — парламенту (представительному учреждению всей нации);

-исполнительная — монарху или кабинету министров;

-союзная — специальным органам.

С другой стороны, исполни­тельную и союзную власти может совмещать монарх. Власти не являются равноправными.

Верховными полномочиями обладает законодательная власть, хотя и она имеет определенные огра­ничения. Так, даже парламент не может покушаться на частную собственность граждан. Парламент не должен заседать постоян­но, дабы он не узурпировал всю полноту власти. Законодатель­ными полномочиями не могут быть наделены монарх или прави­тельство (кабинет).

Исполнительными полномочиями не может быть наделен парламент. Разделение властей не исключает их единства под верховенством законодательной власти. Также единству государственной власти способствует монарх, явля­ющийся главой государства. Он созывает и распускает парламент, имеет право законодательной инициативы, утверждает законопро­екты, обладая при этом правом вето. Монарх имеет право смяг­чить силу закона, если последний может причинить вред народу. Со своей стороны народ имеет право на восстание против мо­нарха, злоупотребляющего своими прерогативами.

В обществе люди вынуждены частично отказаться от своей природной свободы. Гарантом естественных прав и свобод явля­ется государство, издающее законы, снабженные определенны­ми санкциями. Люди, частично отказываясь от своих естествен­ных прав и свобод, передают их обществу в целом.

Среди произведений видного французского просветите­ля, юриста и политического мыслителя Ш.Л. Монтескье (1689-1755) можно упомянуть «Персидские письма» (1721), «Размышления о причинах величия и падения римлян» (1734), «О духе законов» (1748), «В защиту «О духе законов» (1750).

Главная тема всей политико-правовой теории Ш.Л. Монтес­кье и основная ценность, отстаиваемая в ней, — политическая свобода. К числу необходимых условий обеспечения этой сво­боды относятся справедливые законы и надлежащая организа­ция государственности.

Объединение людей в общество необходимо, только в об­щественном состоянии они утрачивают сознание своей слабос­ти. Исчезает существовавшее между ними в естественном со­стоянии равенство, начинаются войны двоякого рода — между отдельными лицами и между народами. «Появление этих двух видов войны, — писал Ш.Л. Монтескье, — побуждает установить законы между людьми». Далее Ш.Л. Монтескье отмечает: «Об­щество не может существовать без правительства. Соединение всех отдельных сил образует то, что называется политическим состоянием (государством). Позитивные законы обязательно должны соответствовать естественному праву».

Решающее влияние на законы, согласно Ш.Л. Монтескье, оказывают природа и принцип правительства, учреждаемого в гражданском состоянии. Он различает три образа (формы) прав­ления: республиканский, монархический и деспотический. При республиканском правлении верховная власть находится в руках или всего народа (демократия), или его части (аристократия). Монархия — это правление одного человека, но посредством верно установленных законов. В деспотии все определяется золей и произволом одного лица вне всяких законов и правил.

Применительно к демократии Ш.Л. Монтескье отмечает, что здесь народ является государем только в силу голосований, которыми он изъявляет свою волю. Поэтому основными для демократии он считает законы, определяющие право голосова­ния (избирательные законы).

Законодательная власть в демо­кратии принадлежит народу.

К основным законам аристократии Ш.Л. Монтескье относит те, которые определяют право части народа издавать законы и следить за их исполнением. Аристократия тем лучше, чем бли­же она приближается к демократии.

К основным законам монархии Ш.Л. Монтескье относит за­коны, определяющие «существование посредствующих каналов, по которым движется власть» (в частности, власть дворянства).

Без таких каналов монархия вырождается в деспотию, где, собственно, нет законов, их место занимают произвол и прихоть деспота. В деспотии все же основным законом является нали­чие должности полновластного визиря.

Природе каждого вида правления соответствует и свой прин­цип, приводящий в движение механизм человеческих страстей, — особый для данного политического строя. В республике (и особенно в демократии) таким принципом является добродетель, в монар­хии — честь, в деспотии — страх.

Основная цель разделения властей — избежать злоупотреб­ления властью. Взаимное сдерживание властей — необходимое условие их правомерного и согласованного функционирования в законно очерченных границах. Разделение и взаимное сдер­живание властей являются, согласно Ш.Л. Монтескье, главным условием для обеспечения политической свободы в ее отноше­ниях к государственному устройству.

Ведущие и определяющие позиции в системе различных вла­стей занимает, согласно Ш.Л. Монтескье, законодательная власть.

Ш.Л. Монтескье так излагает свою теорию разделения влас­тей: «Если власть законодательная и исполнительная будут со­единены в одном лице или учреждении, то свободы не будет, так как можно опасаться, что этот монарх или сенат станет создавать тиранические законы для того, чтобы также тиранически приме­нять их. Не будет свободы и в том случае, если судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она соединена с законодательной властью, то жизнь и свобода граждан окажутся во власти произвола, ибо судья будет законо­дателем. Если судебная власть соединена с исполнительной, то судья получит возможность стать угнетателем….».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 708 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...