Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Значение типологии государств
В общетеоретическом и политико-практическом плане значение процесса типологии состоит в следующем.
1) вырабатываемые идеи о типах государства и права дают ключ для правильного понимания процесса естественно-исторического развития рассматриваемых явлений и последовательного перехода их от одной качественной ступени к другой, от одного типа к другому. Смена исторических типов государства и права является одним из узловых, наиболее важных исторических моментов, без учета которых невозможно правильно понять ни развитие их сущности, ни социально-политическое содержание и назначение, ни изменение их форм, функций, места и роли в структуре политической системы общества.
2) типология вооружает пониманием внутренней логики и закономерностей процесса исторического развития государства и права, выступает как основа научного предвидения будущности государства и права Россия, равно как и других стран.
3) процесс типологии государств и правовых систем позволяет органически сочетать исследование общих закономерностей развития государственно-правовых явлений, свойственных всем без исключения типам государства и права, с их особенностями, присущими лишь отдельным типам государства и права, изучать весь процесс естественно-исторического развития государства и права в целом и одновременно процесс развития его отдельных составных частей, конкретных исторических ступеней.
4) в процессе типологии государств и правовых систем создаются все необходимые предпосылки и возможности для широкого обобщения, систематизации и анализа всего фактического и научного материала, который касается практически всех сторон процесса возникновения и развития общества, государства и права, их последовательного перехода от одной ступени к другой.
5) процесс типологии государств и правовых систем создает объективную основу для научного проникновения в глубинные слои процесса естественно-исторического развития государства и права, позволяет проводить четкое различие между научными и псевдонаучными государственно-правовыми теориями, дает возможность осуществлять государственно-правовое строительство в различных странах на строго научной, подтвержденной жизнью основе.
Проблема выработки критериев типологии государств (теоретические основы)
Типология государств и правовых систем должна производиться на строго определенной основе, в соответствии с подтвержденными самой жизнью, социально-политической практикой объективными критериями.
1) В настоящее время некоторыми западными авторами предлагается использовать в качестве своеобразного критерия группирования и классификации государств так называемый региональный принцип. Смысл его, в трактовке немецкого исследователя Карла Шмидта (концепция «Большого пространства»), заключается в очерчивании географических регионов, в рамках которых существуют и гармонично функционируют различные, сходные между собой государства и правовые системы.
2) Своеобразную позицию по отношению к государственно-правовым явлениям и их классификации занимал немецкий ученый-юрист Г. Еллинек. Отстаивая так называемую дуалистическую теорию государства и права, пытавшуюся соединить юридическую концепцию государства и права с социологическим направлением в государствоведении и правоведении. Г. Еллинек выделяет (конструирует) идеальный тип государства и эмпирический.
Идеальный тип государства не есть нечто сущее, а лишь «долженствующее существовать». Он является мерилом для оценки существующего государства и права. То, что соответствует этому мерилу, «имеет право возникнуть и существовать, что не соответствует ему — должно быть отвергнуто и упразднено».
Подразделяя идеальный тип государства на два подвида, один из которых является продуктом «отвлеченной спекуляции» (возникает как утопия), а второй конструируется «по образцу существующих государств или их отдельных учреждений», автор подчеркивает, что искать и находить идеальные типы государств является «глубокой и неотъемлемой потребностью человеческой природы, имеющей огромное практическое значение».
Практическая значимость идеального типа государства и права усматривается в том, что он выступает в качестве некоего эталона для подражания и совершенствования.
Эмпирический тип - так же как и идеальный тип государства, имеет субъективный характер, является «таким соединением признаков явлений, которое вполне зависит от точки зрения, занимаемой исследователем», в отличие от первого он не претендует на то, чтобы «представлять собою высшее, объективное бытие».
3) В зависимости от степени участия «воли индивидов» в создании и укреплении правопорядка Г. Кельзен предлагает различать два типа власти и государственно-правовых явлений — демократию и автократию.
В условиях демократии имеет место полное соответствие, идентичность «воли, представленной (заключающейся) в правопорядке государства», воле всех субъектов права или индивидумов, поскольку последние принимают активное участие в его создании и укреплении.
В условиях автократии нет и не может быть соответствия, гармонии между волей, «заложенной» в правопорядке, и волей всех других субъектов права или индивидуумов, поскольку они из процесса его создания и укрепления полностью исключены.
Слабость и уязвимость позиции Г. Кельзена, по его собственному признанию, заключается в том, что названные им «типы» государства и права в чистом виде никогда не существовали. Демократия и автократия выступают скорее как «идеальные типы» государства и права, нежели как «исторически существовавшие» или существующие, реальные типы. «Каждое государство, — подчеркивает автор, — содержит в себе комплекс элементов, свойственных обоим типам».
В силу этого одно из них стоит ближе к демократии, другое — к автократии. Между ними, вполне естественно, «существует множество промежуточных стадий или ступеней развития» государства и права, большинство из которых не имеет своих ярко выраженных особенностей.
4) Распространенной в западной политологии и социологии является классификация политических систем, государств и правовых систем:
- в зависимости от уровня общего развития: на примитивные, традиционные и современные;
- от уровня развития их структуры: на централизованные, децентрализованные, и др.
Анализируя критерии, на основе которых проводится современными западными и некоторыми отечественными политологами и социологами типология политических систем, нельзя не обратить внимание:
- во-первых, на чрезмерно политизированный и идеологизированный характер ряда предлагаемых критериев;
- во-вторых, на неизбежный элемент субъективизма при оценке характера тех или иных политических и государственно-правовых систем;
- в-третьих, на некоторую искусственность и оторванность от реальной действительности некоторых критериев, касающихся, в частности, тех, на основе которых политические и государственно-правовые системы подразделяются на «абстрактные», «полуабстрактные» и пр.
5) Наиболее общим критерием типологии государств и правовых систем, широко использовавшихся в рамках теории государства и права и других наук, до недавнего времени считалась общественно-экономическая формация.
Общественно-экономическая формация представляет собой исторический тип общества, основанный на определенном способе производства и выступающий как важнейшая ступень поступательного развития человечества.
Каждая общественно-экономическая формация характеризуется определенным типом производственных отношений. Каждая из них имеет наряду с общими для всех свои особые, неповторимые законы возникновения и развития. Над экономическим базисом каждой общественно-экономической формации возвышается соответствующая надстройка в виде совокупности идей, теорий, взглядов, представлений, различных организаций и учреждений, а также системы возникающих между ними отношений. Каждой социально-классовой формации соответствует определенный исторический тип государства и права. Смена одной общественно-экономической формации другой знаменует собой смену системы производственных отношений — экономического базиса, возникающей на его основе надстройки, а вместе с тем соответствующего типа государства и права.
Недостатки данного критерия:
-во-первых, кроме него, существуют и другие, хотя и менее общие критерии типизации государства и права, комплексное использование которых помогает провести более четкую, строго обоснованную классификацию рассматриваемых явлений.
-во-вторых, данный критерий нуждается в серьезных уточнениях, поскольку в мире всегда существовало и существует множество так называемых переходных государств и правовых систем, которые «не вмещаются» в рамки той или иной формации.
Из всего сказанного об общественно-экономической формации как критерии типизации (классификации) государств и правовых систем следует сделать вывод о том, что данный, общий по своему характеру критерий должен использоваться не только сам по себе, но и дополняться другими, менее общими, а точнее — частными критериями. Последние соотносятся с такими важнейшими сторонами и аспектами государства и права, как их сущность, содержание, политический режим и назначение.
6) Довольно широкое распространение в научной литературе за последние годы наряду с формационным получил также цивилизационный подход. Суть его заключается в том, что вместо «общественно-экономической формации» как критерия типологии государства и права и других критериев предпринимаются попытки использования в качестве такового «цивилизацию».
Понятие цивилизации принадлежит к числу тех явлений и понятий, которые не поддаются сколько-нибудь строгому и однозначному определению.
Цивилизация есть не что иное, как определенный тип человеческих сообществ, вызывающий «определенные ассоциации в области религии, архитектуры, живописи, нравов, обычаев — словом, в области культуры» - А. Тойнби.
Термин «цивилизация», употребляется в самых разных и далеко не всегда совпадающих друг с другом смыслах. В одних случаях он применяется к государству, которое называют цивилизационным, когда оно «пользуется хорошими манерами и обеспечивает за собой самоконтроль». В других случаях «цивилизация» используется для характеристики определенной стадии развития человеческого общества. В третьих же случаях «цивилизация» применяется для характеристики определенного уровня развития общечеловеческой культуры. (Например, говорят о европейской цивилизации, американской, древней («ранней») цивилизации, современной цивилизации и др.)
Неоднозначность термина и понятия «цивилизация», его внутренняя противоречивость и разноплановость, неопределенность его содержания делают на современном уровне исследования «цивилизации» весьма проблематичным ее использование в качестве критерия типологии государств и правовых систем.
В настоящее время для глубокого и всестороннего понимания процессов, происходящих в мире, весьма важно, как представляется, не замыкаться в ограниченном кругу пусть даже самых проверенных и оправдавших себя подходов и идей, а идти дальше, открывая и закрепляя новые критерии типологии государств и правовых систем и подходы.
Факторы определяющие тип государства:
Особенности государства конкретного исторического (типа) периода определяется:
- состоянием и уровнем развития общества.
-национальный состав,
-своеобразие его культуры,
- размер территории,
-географической положение,
-укоренившиеся обычаи и традиции народа,
-религиозные воззрения и другие факторы.
Под типом государства понимаются общие, системообразующие сущностные признаки, присущие конкретной совокупности(группе) государств и раскрывающие закономерности их организации и развития (это система существенных признаков государства, характеризующих общность экономической основы, классовой сущности, социального назначения).
Типология государства – это классификация государств, отражающих логику их исторического пути и позволяющая объединить их в группы на основе определенных критериев.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1615 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!