Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Происхождение государства и права. 1) Восточный (азиатский) путь возникновения государства



+ см. вопрос 3.

1) Восточный (азиатский) путь возникновения государства.

Самые древние государства возникли около 5 тыс. лет назад в долинах крупных рек: Нила, Тигр, Ефрата, Ганга и др. (Др. Восток, Африка), то есть в зонах поливного земледелия, которое позволило за счет повышения урожайности резко повысить производительность труда.

Поливное земледелие требовало огромных по объему работ: строительство каналов, дамб и других иррагационных сооружений. Все это определяло необходимость объединения общин под единым началом и централизованного управления.

Все производимое обобществление, а затем перераспределение осуществляется вождями и старейшинами и именно в их руках скапливается общественное достояние. Возникает родоплеменная знать и такие социальные явления, как «власть – собственность», то есть право распоряжаться общественной собственностью в силу нахождения на определенной должности. Это постепенно приводит к дальнейшему закреплению должностей за определенными лицами, а потом к появлению наследования должностей.

Одной из главных предпосылок государствообразования по восточному типу было использование властвующими слоями и группами сложившегося аппарата управления, контроля над экономическими, политическими и военными функциями.

Экономика основывалась на государственной и общественной формах собственности. Частная собственность не оказывала серьезного влияния: верхушка государственного аппарата имела дворцы, драгоценности, рабов, однако она (част. соб.) не оказывала существенного влияния на экономику. Решающий вклад в общественное производство вносился трудом «свободных» общинников. Частная собственность купцов и ремесленников, как и ее владельцы в безраздельной власти монарха. Собственность купцов была связана со сферой не производства, а распределения.

Основное средство производства: земля – формально находилась в собственности общин, общинники считались свободными, однако фактически, реально все являются государственной собственность.

Восточные государства в некоторых своих чертах существенно отличались друг от друга. Например, в Китае рабство носило домашний характер (семейный); в Египте было много рабов, которые наряду с общинниками вносили значительный вклад в экономику, однако, отличие от европейского рабства, основанного на частной собственности, в Египте рабы в подавляющем большинстве были собственностью государства (фараона) или храмов.

Общие черты:

ü все восточные государства были абсолютными, деспотичными монархиями,

ü обладали мощным чиновничьим аппаратом,

ü в основе экономике лежала государственная собственность, а частная собственность имела второстепенное значение.

Здесь очень устойчивыми, традиционными оказались социально-экономические отношения и структуры родового строя – земельная община, коллективная собственность. Управление общественной собственностью становилось важнейшей функцией родоплеменной знати, которая постепенно превращалась в обособленную социальную группу (сословие, касту), а ее интересы все более обособлялись от интересов остальных членов общества.

Главная особенность: родоплеменная знать, исполнявшая общественные должности, плавно трансформировалось в государственный аппарат, а общая (колле6ктивная) собственность также постепенно превращалась в государственную.

Восточное общество было застойным, стагнационным, на протяжении веков оно практически не менялось.

2) Западный путь возникновения государства.

Ведущим государствообразующим фактором на территории Европы было классовое разделение общества. Это обусловилось тем, что здесь на стадии протогосударства (форма т- военная демократия) происходило интенсивное формирование частной собственности на землю, скот, рабов.

Древние Афины: государство развивалось преобразование органов родового строя и внедрением новых государственных органов власти. Уже на раннем этапе разложения общинного строя наблюдается экономическое неравенство: у аристократов земельных наделов, рабов, скота больше, чем у общинников. Наряду с рабством, носившим преимущественно патриархальный характер, когда рабы использовались в качестве домашний прислуги и не были основной производительной силой, появляется наемный труд, батрачество безнадельных общинников. Наиболее богатые собственники стали занимать ответственные государственные должности – господство родовой знати было ликвидировано (борьба за власть).

В Древней Спарте: Спартанская община завоевала соседние территории, население которых стало общинными (а не личными) рабами – илотами, численность которых многократно превышала численность спартанцев. Необходимость руководить и держать в повиновении требовала создания новой организации власти. Вместе с тем стремление не допустить имущественного неравенства среди «коренных» спартанцев, недопущение в этих целях частной собственности на рабов и землю, которые оставались в государственной собственности, делилась на равные участки по числу полноправных жителей. Постоянная угроза восстания илотов привели к тому, что Спарта стала аристократической республикой с весьма жесткими методами управления и сохранившимися значительными пережитками первобытно общинного строя.

В Риме: процесс формирование классов и государства в силу ряда причин тормозился. В длившейся 200 лет борьбе между 2-мя группами свободных членов римского родоплеменного общества плебеи вырывали у патрициев одну уступку за другой, в результате этого общественная организация Рима стала обладать значительной демократичностью.

Утвердилось равенство свобод граждан, сельская община оставалась собственником земли, любой гражданин был одновременно и земледельцем и воином. Все это замедляло развитие имущественного и социального неравенства и формирование частной собственности.

К концу 2 в. до н.э. с началом массового обеземелевания крестьян-общинников и непрекращающихся завоеваний в городах и с/х местностях скапливается огромная масса рабов. Необходимо было усмирять столкновение различных социальных групп, все это вело к возникновению государства.

Несколько иным путем шло становление Франкского государства. Германские племена долгое время служили поставщиками рабов для Рима. Разорявшиеся общинники попадали в зависимость от богатых, а не в рабство, что способствовало длительному сохранению коллективной собственности хозяйствования. Военные потребности, а также полукочевое земледелие способствовали сохранению коллективной формы общественно-хозяйственной организации. Завоевание франками значительных территорий Римской империи показало неспособность родоплеменного строя обеспечить господство на них, а это подстегнуло образование государства раннефеодального типа.

ФАКТОРЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРАВА

1) Возникновение несовпадающих интересов как след­ствие сегментации общества. Общность интересов обусловила сходство представлений о должном и допустимом, правильном и ошибочном поведе­нии. Отсюда вполне достаточны были и простейшие меха­низмы, обеспечивающие действие таких норм, как сила привычки, авторитет институтов власти, а также и прину­дительных мер - порицание, остракизм (изгнание из рода) и др. Особых органов для применения такого рода мер пер­воначально не существовало. Изменившиеся условия жиз­ни, обособление специфических интересов, несовпадающих с общими интересами, которые уже не могли быть урегули­рованы обычаями, возникающие конфликтные ситуации, ранее не известные родовому укладу, требовали новых регу­ляторов, основывающихся на иных механизмах действия. Первоначально они были направлены на то, чтобы препят­ствовать разжиганию борьбы между сородичами, которая очень часто заканчивалась кровной местью. Право, как и государство возникает, из необходимости возвыситься над борьбой частных интересов.

2) Переход общества от присваивающей к производящей экономике. Становление новых типов производственной де­ятельности, увеличение числа связей в сфере потребления материальных благ, их присвоение и распределение потребовало нормирования и учета трудового вклада каждого участника производства. Обусловленная этими об­стоятельствами необходимость урегулировать повторяющие­ся изо дня в день акты производства, обмена и распределе­ния продукта с помощью общих правил поведения и обес­печить подчинение поведения отдельного человека этим условиям производства. Прежние социальные регуляторы уже не отвеча­ли новым условиям производства и общения людей.

Осуществление такого рода деятельно­сти предъявляло к участникам производства определённые требования, неоднократное воспроизведение которых стано­вилось обычным поведением, его эталоном, образцом. Таким образом, из деятельности, активности людей «вырастали» обычные (фактические) нормы, имевшие общий, обязатель­ный и типичный, т.е. правовой, характер.

Из фактически складывающихся отношений возникает право - принципиально новая система нормативного регу­лирования, которая требовала государственной власти. Воз­никает обычное право, а затем - законодательство, форми­руется правовая система. Вслед за этим должно было воз­никнуть государство, которое всей своей мощью и ресурсами призвано было создать условия для действия новой системы нормативного регулирования. Главное достоинство права зак­лючалось в установлении и поддержании единого для всей страны правового порядка с целью создания единого рынка, условий владения и распоряжения собственностью, обмена товарами, для сохранения патриархально-семейного уклада сельской общины, а также, что немаловажно, для обеспече­ния единой власти в государстве. С развитием таких связей между различными народами шло одновременно становле­ние и развитие международного права, вытесняя тем самым агрессию и силу как средство решения межэтнических (меж­племенных) проблем.

3) Эволюция сознания человека. Осознание правовой дей­ствительности. Право обязано своим появлением изменив­шемуся сознанию человека, формированию у него способно­сти осознавать регулятивные свойства социальных регуля­торов, осознавать правовую действительность и отражать ее в специфических правовых понятиях. Появление таких уни­версальных правовых систем, как мораль и право, исследо­ватели связывают с тем периодом, когда человек стал осознавать внешний характер обращен­ных к нему норм, стал понимать, как он должен поступать. Речь идет о том этапе социализации, когда человек стал «узнавать» мораль и право и выделять их (вначале неявно, неосознанно) среди других регуляторов. С этим было связана сформировавшаяся спо­собность человека различать и понимать операторы модаль­ности «можно», «нельзя», «разрешено», «запрещено».

4) Политогенез, или завершение процесса образования го­сударства. Возникшие и окрепшие политические структу­ры государства поставили под свой контроль процессы правообразования, активно занялись правотворчеством. Все древ­ние кодексы (Законы Хаммурапи, т.н. варварские Правды) представляют скрытую перепись существовавших до этого обычаев и уже действовавших в качестве юридических регуляторов.

5) Появление письменности. Вслед за этим появляются та­кие разновидности правовых актов, как акты нормативные и индивидуальные. Письменность способствовала развитию нормативного договора как источника права. Без письмен­ности не мог бы возникнуть публичный правовой договор. Заключаемые между правителями и народом публичные до­говоры (определявшие обязанности народа перед царской властью, формы вознаграждений и пределы наказаний, обя­зательные для царя) содержали часть права всей страны. Считается, что по типу договора был составлен библейский Ветхий Завет - договор Бога с народом Израиля. Письмен­ность способствовала утверждению в качестве источника права судебного прецедента и т.д.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 380 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...