Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Содержательная сторона Серебряного века: 3 точки зрения



^ I. Точка зрения II. Точка зрения III. Точка зрения
Только поэзия модернизма: Символизм, Акмеизм, Футуризм Все модернистские направления и течения. ^ ДЕКАДАНС + -ИЗМЫ: Символизм, Акмеизм, Футуризм, Экспрессионизм (Л.Андреев), Кубизм (живопись), Супрематизм (живопись), Дадаизм (живопись), Фовизм (живопись), Экзистенциализм (философия). Все искусство рубежа веков: 2 т.з. + реализм (Куприн и Бунин в литературе).


Ученики заносят в тетради таблицу, спроецированную на экран, учитель группирует на доске портреты в соответствии 3-м точкам зрения.

Творчество нейтральных поэтов:
«Нейтральные» поэты, те, кто официально не относил себя ни к одной из модернистских групп: Бунин, Цветаева, Волошин. Но если Волошина сегодня все чаще относят к символистам, основанием для чего служат и личные контакты и художественные особенности его поэзии, то с Буниным и Цветаевой все обстоит сложнее.

На первый взгляд Бунин кажется самым последовательным продолжателем традиций XIX века. Нобелевский лауреат не раз открещивался от всех модернистских веяний эпохи и считал их растлением литературы, но если провести скрупулезный анализ, то можно убедиться, что, например, цветовая палитра Бунина во много совпадает с блоковской.

Марина Цветаева даже в эпоху авангардного века сумела опередить свое время, и ее традиции отозвались во второй половине XX века в творчестве Арсения Тарковского и др. (Учитель указывает на портреты Цветаевой и Волошина).
Диалог искусств:
Если в XIX веке у писателей были одни объединения, у художников – другие, у музыкантов – третьи, то в начале XX века в общие группы объединяются представители разных видов искусств. Поэту-символисту становится проще найти общий язык с художником-символистом, нежели с поэтом акмеистом, и это порождало очень интересные творческие союзы и противоборства, о которых мы поговорим позже.
Временные рамки Серебряного века:
Начало поэтического Серебряного века непосредственно связано с хронологически первым направлением – символизмом. Точкой отсчета здесь можно считать дебютный сборник Д.С.Мережковского «Символы» (1892), который дал название всему направлению, а также три сборника «Русских символистов (1894-1895), где центральной фигурой был В.Я. Брюсов.
Сложнее дело обстоит с датировкой конца Серебряного века. Традиционно называется 1917 год. Что произошло в этом году? (Две русские революции). Но революция не завершила в одночасье русский модерн, а даже усилила упаднические настроения многих поэтов. Ориентироваться на даты жизни основных поэтов эпохи также не представляется возможным, потому что многие из них только заложили основы творческих методов, другие же застали их самоистощение; кого-то не стало в первое десятилетие (Анненский), а кто-то дожил до второй половины XX века (Бунин).
Сами представители Серебряного века признавались, что для них он закончился с распадом творческого и жизненного единства, начало которому положила Октябрьская революция. Но с эмигрантскими пароходами, расколовшими русскую культуру на эмиграцию и метрополию, в силу единства эмиграции, Серебряный век тоже не заканчивается. Когда из России отплыли эмигрантские пароходы? (В 1922 году).
Наиболее логично будет обратиться к сакральному отрезку времени, когда с 1921 по 1922 года оказались обезглавленными три главные поэтические направления: умер Блок, расстрелян Гумилев, скончался Хлебников. Данная граница тоже весьма условна, но она явно показывает бесповоротность гибели Серебряного века.
^ На пороге символизма
Вам известно, что в литературном процессе не бывает резких скачков, переход от одного творческого метода происходит плавно, поэтому всегда есть такие люди, которые в своем творчестве осуществляют этот плавный переход. Были такие предтечи и у модернизма, и в частности у первого направления – символизма.
^ Иннокентий Федорович Анненский
Поэт, которого признавали своим учителем и символисты и акмеисты. Утонченный поэт и медитативный лирик, он бережно относился к наследию XIX века и не открещивался от модернистских новшеств века XX. (Учитель указывает на портрет Анненского).
Один из учеников читает стихотворение Анненского «Тоска мимолетности». Мотивы творчества каких поэтов вы услышали в этом стихотворении? (Элегические интонации Пушкина, импрессионистическое восприятие мгновенья Фета, эсхатологическая тоска Тютчева).
^ Владимир Сергеевич Соловьев
Сын знаменитого историка, его племянник С.М.Соловьев будет очень тесно контактировать с символистами. Если русская литература, по известному выражению вышла из «Шинели» Гоголя, то русская религиозная философия вышла из идей Софии, Премудрости Божьей. Его лекцию о «Конце всемирной истории» не обошел в своих воспоминаниях ни один символист. Блок назвал Соловьева «Рыцарем-Монахом», доказавшим своим поэтическим и религиозным творчеством, что в России не только литература философична, но и философия «литературна». (Учитель указывает на портрет Вл. Соловьева работы Крамского).
Ученик читает стихотворение Вл.Соловьева «Три дня тебя не видел, ангел милый…». Чьи интонации вы услышали в этом стихотворении? (Любовная тоска Фета и А.К.Толстого).
^ Михаил Васильевич Нестеров
Художник, работавший во вполне реалистичной манере, после революции, чтобы не создавать агитационных плакатов, пишет портреты великих людей: Горького, Павлова, Л.Н. Толстого, Шадра, В.М. Васнецова, Юдина, Корина, Мухиной (Учитель показывает Автопортрет Нестерова).
Но религиозные мотивы раннего творчества Нестерова оказали влияние не только на художников-символистов, но и на один из периодов творчества Блока, получивший название «нестеровский» (Учитель показывает репродукции картин Нестерова).
Разговор о символизме как о первом поэтическом направлении Серебряного века:
Два направления развития русского символизма

^ Диалог с западной культурой Диалог с русской культурой прошлого
Переводы стихов и поэм Верлена, Верхарна, Маларме, Рембо, постановка пьес Метерлинка. Считали первыми символистами Пушкина, Достоевского, Чехова. Занимались литературоведением, появление «символистской критики».


Два поколения символистов

Старшие символисты Младшие символисты
Москвичи: Брюсов, Бальмонт, Сологуб. Отталкивались от западноевропейского символизма, занимались переводами, изучали историю, не придавали особого значения религиозным идеям эпохи. Петербуржцы: Мережковский, Гиппиус, Философов, Минский. Шли от традиций русской литературы XIX в., занимались литературоведением, пытались сформировать Новое религиозное сознание. ^ Младосимволисты, демиурги, аргонавты: А.Белый, Блок, Вяч. Иванов, С.М.Соловьев, П.А.Флоренский. Уже нет деления на петербуржцев и москвичей, учет опыта старшего поколения символистов, большое значение религиозной стороны творчества, детальная разработка теории символа, попытка создания универсального символического словаря.
     

Ученики заносят таблицы в тетради, учитель группирует портреты символистов по поколениям.

Теория символа, разрабатываемая символистами гораздо глубже обыденного понимания символа как некого индикатора глубинного смысла. Каждый из символистов трактовал символ по-своему.
Вяч. Иванов:
«Из символа вырастает искони существовавший в возможности миф, это образное раскрытие имманентной истины духовного самоутверждения народного и вселенского».
Ученик читает 9-ую часть мелопеи «Человек», иллюстрируя теорию Вяч. Иванова.
Андрей Белый:
«Музыка идеально выражает символ… Символ поэтому всегда музыкален… Современное человечество взволновано приближением внутренний музыки к поверхности сознания. Оно захвачено не событием, а символом иного».
Ученик читает стихотворение «Менуэт», иллюстрируя теорию А.Белого.
^ Символизм в других видах искусства:
Символизм оказался очень продуктивным направлением, которое не ограничилось одним видом искусства, но заявило о себе и в живописи, и в музыке, и в театре.
^ Голубая Роза
Группа художников (Купреянов, Сарьян, Сапунов, Судейкин, скульптор Матвеев), синтезировавшие традиции Нестерова, Борисова-Мусатова, Врубеля и сумевшие открыть новую манеру живописи. На первой провинциальной выставке Голубой Розы выступал Бальмонт, после чего молодых художников окрестили символистами от живописи. «Голуборозовцы» проявляли себя очень многогранно: были декораторами, художниками по костюмам, иллюстраторами.

Учитель показывает репродукции картин художников Голубой Розы.
А.Н.Скрябин
Композитор, принципиально исполнявший только свои произведения (Учитель указывает на портрет Скрябина). Философ А.Ф.Лосев считал, что христианину грешно слушать музыку Скрябина из-за демонической силы, в ней заложенной. Скрябин пытался синтезировать музыку и свет, проводя аналогию между семи нотами и цветовым спектром. Существует легенда, что Скрябин создал особый свето-музыкальный инструмент. В партитуре одной из его симфоний есть отдельная строка для этого инструмента, которую до сих пор не удалось расшифровать.
Учитель включает фрагмент «Поэмы Огня» А.Н.Скрябина.
В.Э.Мейерхольд
Ученик Станиславского, который позже основал самостоятельную театральную студию (учитель указывает на портрет Мейерхольда), так как в МХТ ему не хватало художественных средств для постановки символистских пьес Метерлинка и Блока. Мейерхольд пользуется приемами кукольного театра, придумывает различные технические средства для постановок, гениально синтезирует слово, живопись и музыку.
Учитель показывает репродукции декораций к спектаклям Мейерхольда.
^ Спад символизма:
Век символизма был недолог. Он уничтожил себя сам. Символисты не учли, что для понимания символа читателю и зрителю необходимы устоявшиеся культурные коды. Символизм в конечном своем варианте допускал абсолютно свободную трактовку символа, что привело к утрате базового смысла. Именно поэтому на смену символизму приходит акмеизм, представители которого проповедовали четкость, ясность и последовательность в поэзии.
Итог урока: Сегодня мы с вами убедились, что Серебряный век стал светлым умыслом и творческим вымыслом его же создателей. А в том, что символизм – это лучший способ познания мира, мы убедимся на следующих уроках, посвященных отдельным представителям первого направления русского модерна.
Домашнее задание: Сделать доклад об одном из представителей русского символизма (поэты, художники, музыканты, театральные режиссеры, философы).

обозначьте место цикла «Стихи о Прекрасной Даме» в лирике А.А.Блока и определите историко-культурный контекст его создания:

первый период блоковского творчества и мироощу­щения теснейшим образом связан с идеями символистов. Блок в это время находился под огромным влиянием идеалистического учения Владимира Соловьева — предтечи русского символизма Молодой Блок воспринимает от Соловьева не только эту веру в высший смысл мира, но и надежду на скорое избавление его от зла, от греха. Избавительницу мира Блок, вслед заСоловьевым, видит в мудрой Мировой Душе, воплощенной в женском начале — Вечной Женственности. В воображении Блока возвышенные функции Вечной Женственности, Спасительницы мира воплощаются в его вполне реальной невесте — Любе Менделеевой. Она для него — не просто любимая. Она — Светлая, Вечная, Царевна, Хранительница-Дева, Несравнен­ная Дама. Таков ее идеальный образ в блоковской ранней лирике. И любовь к ней — не просто земное, пусть и огромное чувство, но озарение, приобщение к высшему смыслу миря.

Ныне, полный блаженства,

Перед божьим чертогом

Жду прекрасного ангела

С благовестным мечом.

Ныне сжалься, о боже,

Над блаженным рабом!

Вышли ангела, боже,

С нежно-белым крылом!

А объяснение в любви и ее согласие — величайшее косми­ческое событие, от которого зависят судьбы мира:

Я скрыл лицо, и проходили годы.

Я пребывал в Служеньи многолет.

И вот зажглись лучом вечерним своды.

Она дала мне Царственный Ответ.

(«Я их хранил в приделе Иоанна...», 1902)

В лучших стихах цикла нет холодного рационализма. Мы воспринимаем их как прекрасное одухотворенное человеческое чувство, устремленное к идеалу. Это великое чувство ясно, чисто и строго. А ощущение предчувствий и надежд полно неясного, весеннего очарования.

объясните значение образов-символов в стихотворении «Вхожу я в тёмные храмы»:

Все произведение построено на метафоре. Герой входит в «темные храмы». Мне кажется, что это метафора любви. Интересно сочетание этих слов, оно отражает отношение героя к своему чувству. «Храмы» - что-то святое, божественное, «темное» же – непознанное, таинственное, маняще-загадочное и пугающее.
Герой не знает, сомневается, его возлюбленная действительно Она – женщина его жизни, его судьба, его Богиня и Муза. Или же он ошибается? Но, несмотря на это, он ждет, дрожит от волнения, потому что любит:
В тени у высокой колонны
Дрожу от скрипа дверей.
А в лицо мне глядит, озаренный,
Только образ, лишь сон о Ней.
Важен здесь, на мой взгляд, эпитет «озаренный», отнесенный к образу, сну, мечте о Ней. Этот образ озарен каким-то высшим светом, предчувствием. Герой внутри себя знает, что она – это Она.
Дальнейшее развитие стихотворения подтверждает это:
О, я привык к этим ризам
Величавой Вечной Жены!
Высоко бегут по карнизам
Улыбки, сказки и сны.
Сначала герою было не по себе от мысли, что его возлюбленная – Величавая Вечная Жена, то есть олицетворение высшей женственности, силы и слабости, гармонии, которая и спасет мир. Но постепенно он привык к тому, что каждый раз соприкасается с таким чудом. Поэтому он говорит, что «привык к этим ризам». Теперь они не мешают ему, а вдохновляют на «улыбки, сказки и сны». Вдохновляют на мечты о любимой как о земной женщине.
Последняя строфа завершает размышления лирического героя. На первый план он выводит духовную высшую сущность своей возлюбленной. Он «верит», что она и есть воплощение Высшей гармонии:
О, Святая, как ласковы свечи,
Как отрадны Твои черты!
Мне не слышны ни вздохи, ни речи,
Но я верю: Милая - Ты.
Таким образом, стихотворение условно можно разделить на три части: вступление, развитие мысли, заключение.
Язык произведения ярок, насыщен средствами художественной выразительности. Особенно много здесь эпитетов (темные храмы, бедный обряд, Прекрасная Дама, озаренный образ, Величавой Вечной Жены, ласковы свечи, отрадны черты) и метафор (глядит образ, ризы Жены, бегут улыбки, сказки и сны).

Разработайте систему методических приёмов по формированию читательской мотивации к восприятию сложного художественного текста по теме «Русский авангард. Раннее творчество В.В. Маяковского» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Охарактеризуйте эстетические основы и поэтику футуризма как авангардистского направления; выявите черты поэтики футуризма в поэме В.Маяковского «Облако в штанах»; определите место данного фрагмента в художественном целом; охарактеризуйте лирического героя В.Маяковского.

Методические приемы - система последовательных взаимосвязанных действий педагога и обучающихся, обеспечивающих усвоение содержания образования по данной области знаний; точно следующий установленному плану, способ действий по усвоению содержания образования; детали метода, элементы, составные части или отдельные шаги той учебно-познавательной деятельности, которая происходит в процессе обучения. Методические приемы тесно связаны с рефлексией собственных действий педагога. Осуществление рефлексии приводит к появлению новых приемов обучения, определяющие конкретные действия педагога, давшие ему открытия на занятии.

Под читательской компетентностью будем понимать необходимые знания, умения и навыки, позволяющие ребенку свободно ориентироваться в разнообразии книг, библиографическую грамотность, позитивное отношение к чтению.
Основные компетентности в литературной сфере, необходимые школьнику:
– общекультурная литературная компетентность – восприятие литературы как неотъемлемой части национальной культуры, понимание принадлежности литературы к сфере художественной культуры (искусства), осознание ее специфики как искусства слова; знание и понимание содержания и проблематики отечественных и зарубежных художественных произведений, обязательных для изучения; представление о важнейших этапах развития литературного процесса, об основных фактах жизни и творчества выдающихся писателей;
– ценностно-мировоззренческая компетентность – понимание нравственных ценностей и мировоззренческих категорий, отраженных в литературе, умение определять и обосновывать свое отношение к этим ценностям, отстаивать гуманистические нравственные позиции;
– читательская компетентность – способность к творческому чтению, освоению литературного произведения на личностном уровне; умение вступать в диалог «автор – читатель», погружаться в переживания героев; понимание специфики языка художественного произведения;
– речевая компетентность – знание норм русского литературного языка; владение основными видами речевой деятельности; способность к написанию сочинений разных типов и литературных творческих работ различных жанров.
Формирование названных компетентностей достигается в результате освоения следующего содержания образования, которое состоит из четырех частей.
Первая часть включает в себя основные темы, проблемы и образы, к которым обращается литература.
Вторая – основные теоретико-литературные понятия.
Третья – основные виды деятельности по освоению литературных произведений и ведущих теоретико-литературных понятий.
Четвертая – перечень литературных произведений, обязательных для изучения (при этом художественное произведение является эстетически самоценным и не может рассматриваться лишь как средство изучения указанных проблем или освоения знаний по теории литературы.)

Прочтение творчества В. Маяковского в каком-либо одном ключе существенно обедняет истинный масштаб дарования и значимости поэта в культурном контексте эпохи. Адекватность прочтения творчества В. Маяковского напрямую зависит от определения координат его поэтической системы. В современном литературоведении выделяется ряд оригинальных концепций, интерпретирующих особенности художественного метода поэта. Перспективным является экспрессионистическое прочтение раннего творчества В. Маяковского, представленное в работах Р. Спивак, В. Смирнова, Т. Пономаревой. Исследователи отмечают типологическую общность художественных систем дооктябрьской лирики В. Маяковского и экспрессионизма: созвучие повторяющихся и взаимосвязанных тем, мотивов, образов: богооставленность мира, абсурд социальной действительности, бездуховность, уродство плоти и ее гипертрофированные проявления, безликость толпы, агрессивность мира по отношению к человеку, страх и одиночество, страдание и искупление, приближение социального взрыва, решительных общественных перемен и катастроф, богоборчество, мотив безумия.Типологически общим, центральным образом, объединяющим творческие системы В. Маяковского и экспрессионизма, исследователи считают образ деструктивного, распадающегося на части, потерявшего устойчивость, ассиметричного, алогичного мира. Этот "распадающийся" мир получает свое выражение и в элементах словесной образности (неустойчивая подвижная композиция произведений, монтажность образов, графический сдвиг и т.д.).Актуальной представляется мифопоэтическая концепция раннего творчества В. Маяковского. Основные представители: К. Петросов, Семенова, Чернышев, И. Смирнов, И. Деринг-Смирнова, М. Полехина, В. Топоров. Данный подход базируется на одной из фундаментальных особенностей культуры XX века - мифологическом восприятии технократического мира. Исследователи опираются на древнее мифологическое представление об антропоморфности мира. Творчеству В. Маяковского в высшей мере свойственно мифопоэтическое представление о тождестве макрокосма и микрокосма.Довольно близок предыдущим концепциям космистский подход. Он представлен в работах В. Альфонсова, И. Иванюшиной, Ю. Карабчиевского, американской исследовательницы К. Поморска. Подобный взгляд является непременным компонентом многих других исследований. Литературоведы обращают внимание на такие темы поэзии раннего Маяковского духовное и физическое бессмертие, неудовлетворенность физической формой и психическими возможностями человека, метафизическая проблема новых форм существования человечества, тождество человека как микрокосма с макрокосмом - городом. Их привлекает масштаб философских обобщений, космичность создаваемых поэтом образов.Оригинальной является экзистенциальная концепция, представленная в работах В, Заманской, Н. Панфиловой. Ученые рассматривают творчество молодого поэта как художественное исследование пограничных ситуаций и пределов психических возможностей человека. В ранней поэзии В. Маяковский подходит к предельным граням человеческого существования: предельное одиночество лирического героя, его "вселенское сострадание" ущербному миру, грань между разумом и безумием, сумасшествием. Основные мотивы раннего творчества: ощущение мира как хаоса, его обреченность на трагедию, дисгармонию и катастрофичность, развоплощение мира и обезличивание человека. в 90-х годах XX века появились концептуальные исследования А. Жолковского, И. Смирнова, М. Золотоносова, рассматривающие творчество В. Маяковского "в структуралистско-фрейдистской постмодернистской парадигме" (Л. Кацис). К ним примыкает и скандальное эссе Ю. Карабчиевского. Внимание исследователей к "психотипологическому содержанию" поэтической системы В. Маяковского знаменует собой новый этап изучения творческого наследия поэта.Нельзя обойти вниманием и исследования, посвященные религиозному аспекту творчества молодого поэта. М. Вайскопф, М. Пьяных, Ломинадзе уделяют этой проблеме повышенное внимание. В исследованиях выделяется несколько позиций: от огульного атеизма до глубокой религиозности.Очень много сопоставительных работ, рассматривающих особенности поэзии В. Маяковского в контексте творчества писателей и поэтов. Исследования, посвященные влиянию творчества Ф.М. Достоевского, Л.Н. Толстого на идейно-образную систему поэта, ставят вопрос о соотношении традиции и новаторства у Маяковского, о психологизме его лирики. Одиночество лирического героя Маяковского, неприятие окружающей действительности, необыкновенный масштаб личности и бунтарство позволяет А. Метченко, А. Субботину, К. Петросову, Ломинадзе и другим исследователям вести разговор о романтической тенденции в творчестве поэта. Чаще всего сравнивают лирического героя М.Ю. Лермонтова и В. Маяковского. Существуют работы, посвященные сопоставлению творческих систем Маяковского и М. Цветаевой, О. Мандельштама, В. Шершеневича, Д. Мережковского, А. Блока, Б. Пастернака, А. Платонова и др. Совсем недавно появилось фундаментальное исследование Л.Ф. Кациса, который рассматривает творчество поэта в интеллектуальном контексте эпохи. Розанов, Анненский, Гейне, Чуковский, Блок, Философов, Ховин, Достоевский, Северянин, Евреинов, Карсавин - вот неполный перечень персон, которые, по мнению автора работы, своими идеями оказали существенное влияние на мотивно-образную структуру произведений В. Маяковского. в контексте футуризма Маяковский начал изучаться еще в 60-70-х годах XX века. В исследованиях Г. Черемина, В. Перцова, Ф. Пицкель намечались черты футуристической эстетики В. Маяковского. Плодотворные изыскания В. Альфонсова, Н. Харджиева, В. Тренина доказали, что пространство русского авангарда является наиболее органичным контекстом для изучения ранней лирики Маяковского. Так творчество В. Маяковского представлялось в зарубежных исследованиях В. Маркова, К. Поморской, Л. Сталбергера.Русский художественный и литературный авангард является наиболее естественным культурологическим контекстом раннего творчества В. Маяковского. В раннем творчестве В. Маяковского обозначились характерные особенности авангардной эстетики, определились тенденции развития русского авангарда. Не без влияния В. Маяковского в русском авангарде складывается особый тип художника-универсума, появляются произведения с качественно новыми характеристиками и возможностями. Сотрудничество художников и поэтов, совместные акции и выступления, постановка спектаклей, иллюстрирование поэтических книг художниками - авангардистами, создание манифестов свидетельствует о реальном воплощении в жизнь идеи "синтеза искусств" (Н. Бердяев), об универсальной природе искусства начала XX века. Наиболее интересным явлением становится глубинное созвз^ие творческого поиска живописного и поэтического авангарда. Русский художественный авангард должен осмысиваться как единый феномен художественного сознания XX века, яркое тому подтверждение - культурологические работы Д. Сарабьянова, А. Якимовича, Ю. Гирина, Е. Бобринской, Е. Вязовой, Т. Горячевой, В. Турчина и др.Исследование природы художественной парадигмы русского авангарда, глубинных причин взаимосвязи авангардной поэзии и живописи, определение типологической общности и меры индивидуальности каждого явления представляются актуальными задачами литературоведения. Революционным прорывом в этой области можно назвать работы Н. Харджиева, В. Альфонсова, И. Васильева, В. Сарычева, И. Сахно, В. Кобринского, Бирюкова, Р. Дуганова, Е. Тырышкиной. Однако вопрос о роли Маяковского в становлении авангардной картины мира остается недостаточно проясненным. Исследование художественной природы русского авангарда, выявление глубинных причин взаимосвязи авангардной поэзии и живописи, определение их типологической общности - все это представляется нам актуальным.Характерной особенностью русского авангарда является идея художественного синтеза, определившая характерные жизнетворческие проекты авангарда. Русская авангардная культура как явление футурологии ориентирована на активно-творческое пересоздание мира. В новой картине мира пересмотрено содержание основных ее составляющих (Человека, Пространства, Времени), по-новому осмыслен образ жизни "будетлянина". Представление о безграничных психических возможностях человека приводит к коренному пересмотру этико-эстетических позиций. Новое мировосприятие воплощается в художественных идеях бессмертия, жизни вне телесной оболочки и пространственновременного континуума. Футурологическая направленность авангардного искусства выводит его проективную деятельность за пределы истории, где постисторическое время смыкается с доисторическим, мифологическим временем.Это определило "двуипостасную архаически-футуристическую природу авангарда" (Е. Штейнер). Поэзия Маяковского являлась не только художественным претворением идей авангардной футурологии, но и во многом формировала ее черты.

Выявите черты поэтики футуризма в поэме В.Маяковского «Облако в штанах»; определите место данного фрагмента в художественном целом; охарактеризуйте лирического героя В.Маяковского.

Основной конфликт лирическо­го героя раннего Маяковского — противостояние «я» и мира (отсюда и появление сатиры). Вот некоторые при­меры символических мотивов, выражающих этот кон­фликт: утрата человеческого языка («Вот так я сделался собакой»); похороны смеха («Чудовищные похороны»);

поэт распродает свои душевные богатства «за одно толь­ко слово, ласковое, человечье» («Дешевая распродажа»). Вот примеры образов, немедленно вызывающих в памя­ти произведения русских писателей XIX в.: герой состя­зается с Наполеоном («Я и Наполеон»); толпа именуется «стоглавой вошью» («Нате!»). Медный Петр, конь и змея отправляются гулять по городу («Последняя Петербург­ская сказка»). (Прочитайте эти стихотворения. Какие произведения русских писателей вы вспомнили?)

Поэма «Облако в штанах». «Я над всем, что сделано, ставлю nihil», — сказано в поэме Маяковского. (В каком произведении русской литературы вы встречали тему тотального отрицания — «нигилизма»?) Поэма задумы­валась как «четыре крика четырех частей»: «долой вашу любовь», «долой ваш строй», «долой ваше искусство», «долой вашу религию». Масштаб отрицания с каждой главой нарастает. От личных мотивов лирический моно­лог-исповедь переходит к мотивам общественным (как потом будет в поэме «Хорошо!»: «по личным мотивам об общем быте»). Первая часть: герой ждет возлюбленную в замкнутом, давящем пространстве гостиницы. Она при­ходит и говорит, что собирается выйти замуж. Поэт пе­реживает метафорический «пожар сердца», который изо­бражается посредством метафоры горящего здания (эта тема восходит к поэту К. Бальмонту). Вторая часть: в го­роде волнения, улица сначала томится без «языка», а по­том начинается что-то вроде бунта. Поэт говорит о сво­ем желании дать «улице» язык, выразить мысли, чувства, устремления толпы. Третья часть: герой мечется по ули­цам в поисках аудитории, но никто не отвечает ему, все оставили его так же, как и возлюбленная. Четвертая часть: герой обращается к Богу с угрозами, но никто не отвечает ему: должно быть, Бога нет; «вселенная спит, положив на лапу с клещами звезд огромное ухо» (по­следняя фраза поэмы). В поэме проникновенный ли­ризм совмещается с публицистическим пафосом и соци­альной сатирой, в ней много емких суггестивных мета­фор и эпитетов, необычных запоминающихся образов и выражений. Мысль героя развивается ассоциативно, охватывая бытие индивидуума и стремительно растущего художественного пространства. В этих и других строках — демонстративный анти­эстетизм, стремление поразить читателя, столь свойст­венные футуристическому искусству. Поэт отстаивает право смотреть на мир по-своему.

Это стихотворение Маяковский не без вызова на­звал "Исчерпывающей картиной весны». Так автор с помощью футуристской словесной живописи рисует весенний пейзаж. Маяковский, занимаясь формальным поиском, произвольно делит слова на слоги, нарушает привычную конструкцию стихотворной строки. Он час­то прибегает к различным приемам звукописи ("а с се­вера — снега седей»; "отравим кровью воды Рейна»; "стихами велеть истлеть ей»). Он ломает правила грам­матики:

Где роза есть нежнее и чайнее? Или:

Душу вытащу, растопчу, чтоб большая!

Своего рода визитной карточкой Маяковского мож­но считать неологизмы. Словотворчество поэта, несо­мненно, имеет своим истоком поэтику футуристов. В его стихах — "адище города», "земли отощавшее лонце», "декабрый вечер».

Художественные метафоры и сравнения автора ча­сто усложнены и требуют особо тщательного прочте­ния, расшифровки:

Если б быть мне косноязычным,

Как Дант

Или Петрарка!

Душу к одной зажечь!

27. Разработайте методические рекомендации к изучению творчества С.Есенина на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися. Определите место творчества С.Есенина в литературном процессе XX века; охарактеризуйте лирического героя С.Есенина; охарактеризуйте основные образы, мотивы и средства художественной выразительности, присущие данному тексту; объясните своеобразие художественного осмысления темы деревни и противостояния города и деревни в предложенном произведении.

Исходными в определении того нового, что имеется и что должно быть в нормативных материалах, являются, с одной стороны, цели литературного образования в школе, с другой - новейшие научные разработки в изучении истории литературы XX века и, в частности, жизни и творчества Есенина (например, Полное собрание сочинений С.А. Есенина, о котором так основательно пишет Ю.Л. Прокушев).

В настоящее время имеется множество самых разнообразных, в том числе вариативных и экспериментальных, программ по литературе. Учителю очень сложно ориентироваться в них и выбрать для себя наиболее подходящую. На это обращают свое внимание Н.И. Шубникова-Гусева и М.А. Бондаренко.

Шубникова-Гусева в своей статье говорит о том, что "жизнь и творчество Есенина даже в самых авторитетных, утвержденных Министерством Российской Федерации, программах представлено довольно скупо и невыразительно. В этих условиях успех преподавания во многом зависит от личности учителя, его литературного вкуса, его умения анализировать художественное произведение и подготовить школьника к самостоятельному эстетическому восприятию. В обязательном, минимуме содержания общеобразовательных программ по литературе, утвержденных Министерством РФ (2002), перечислено несколько лирических стихотворений Есенина и ни одной большой поэмы ("Русь", "Письмо матери", "Не бродить, не мять в кустах багряных... ", "Спит ковыль. Равнина дорогая... ", "Сорокоуст", "Русь советская" и "Шаганэ ты моя, Шаганэ!." из "Персидских мотивов"). По сравнению с обязательным минимумом, который был принят в 1999 году, стоит отметить существенно новый момент, который состоит в том, что за счет стихов "О красном вечере задумалась дорога... ", "Мы теперь уходим понемногу..." и "Пушкину", где особенно жаль сокращения последнего стихотворения, в обязательный школьный минимум включены "Сорокоуст" и "Страна советская". Досадно, что в этом минимуме не нашлось места "Анне Снегиной".

Шубникова-Гусева обращается к программе под редакцией В.Я. Коровиной (2001). "Здесь на уровне первой ступени первого концентра учащиеся знакомятся только с четырьмя стихотворениями; в V классе - по теме "О родине и родной природе" рекомендуется "Береза" С.А. Есенина. В VI классе - "Мелколесье. Степь и дали", "Задремали звезды золотые…" и "Пороша".

Шубникова-Гусева обращает внимание на то, что "стихотворение, изучаемое в VI классе, называется не "Задремали звезды золотые... ", а "С добрым утром!". Название, указанное в программе, не встречается в автографах поэта. Приводить же вместо авторского заглавия первую строчку произведения неуважительно по отношению к есенинскому тексту."

К сказанному она добавляет, что "стихотворение "С добрым утром!", довольно слабое, автор не включил в трехтомное, подготовленное им в 1925 году Собрание стихотворений. Гораздо уместнее предложить учащимся V и VI классов стихи "Поет зима - аукает..." ("Воробышки", 1910), "Сыплет черемуха снегом..." (1910), "Вот уж вечер. Роса..." (1910), "Черемуха" (1915) или "Закружилась листва золотая..." (1918), которые еще при жизни поэта вошли в состав ряда сборников, антологий, книг для чтения и детских альманахов".

Знакомство с творчеством Есенина в V классе начинается со стихотворения "Береза" (1913): "Белая береза / Под моим окном / Принакрылась снегом, / Точно серебром". Это первое из известных печатных выступлений поэта. Оно было опубликовано в первом номере детского журнала "Мирок" за 1914 год и подписано псевдонимом - "Аристон". Так назывался получивший распространение механический музыкальный ящик. Источниками происхождения псевдонима являются стихотворения Г.Р. Державина "К лире" и А.С. Пушкина "К другу стихотворцу". В обоих этих стихах авторы называют Поэта, Певца "Аристоном" или "Аристом". С пушкинским стихотворением есенинскую "березу" роднит и то, что это дебюты двух великих поэтов в печати. В 1914 году, когда было опубликовано первое стихотворение Есенина, исполнилось ровно сто лет со дня первого печатного выступления Пушкина. А Есенин, как известно, очень хорошо знал жизнь и творчество своего великого предшественника.

Шубникова-Гусева рекомендует шестиклассникам, - "Вот уж вечер. Роса... ". Она говорит, что "Есенин обозначил его в Собрании, которое готовил во второй половине 1925 года, как "самое первое". На беглый взгляд оно действительно кажется простым и безыскусным, но рассчитано на внимательного и чуткого читателя. Перед нами знакомые приметы деревенской природы, увиденные глазами влюбленного в нее человека. Он стоит у дороги, "прислонившись к иве", а его взор падает то на блестящие капельки росы на листьях крапивы, то на крышу родной избы или уходит вдаль за реку. Кажется, время остановилось и все замерло вокруг. Но едва заметным штрихом, первыми словами: "Вот уж вечер" - намечено движение времени. Поэтому вся зарисовка в целом воспринимается как картина наступающей летней ночи.

В этом большом природном мире, похожем на большой светлый храм ("свет большой", "березы стоят, как большие свечки"), человек чувствует себя как дома: "Хорошо и тепло, / Как зимой у печки". Все эти сравнения не только религиозны, но и естественно "природны", даже живописны. Например, белый цвет березовой коры и кудрявая листва действительно напоминает большие свечки.

Поэт как будто играет повторами: повторяет определение "большой", а также "как зимой" и "как свечки"; "за рекой", "за опушкой"; использует тавтологию "где-то", "вдали", "вдалеке" и тем самым естественно создает спокойное умиротворенное настроение. Особенно своеобразна последняя строфа стихотворения, на которую стоит обратить внимание. Неожиданное определение "мертвая" к слову "колотушка" (деревянный молот или закругленная палка), которой машет сонный сторож. И еще более неожиданное, казалось бы, несовместимое по смыслу сочетание наречия и глагола "видно" - "стучит" (разве можно видеть стук?), которое расширяет панораму мира, увиденную глазами художника. Человек, стоящий у дороги, с трудом может увидеть сторожа, машущего колотушкой, и он как бы довоображает картину и звук колотушки кажется ему мертвым на фоне живой песни соловья.

Одновременно школьников стоит кратко познакомить с жизнью и творчеством великого поэта XX века. В настоящее время в программе, изданной "Просвещением" (2001), рассказ о жизни и творчестве Есенина ни в V, ни в VI классе не запланирован, хотя был бы очень уместен и имел большое воспитательное значение (особенно детство, любовь к природе, страсть к чтению, учеба в Спас-Клепиковской учительской школе и на академическом отделении историко-философского цикла Народного университета им. А.Л. Шанявского в Москве и т.д.).

В VII классе в разделе по литературе XX века, где дается краткий рассказ о Маяковском (2 часа), а также "Необычайное приключение..." и "Хорошее отношение к лошадям", уроки о Есенине также не запланированы, но в разделе "Тихая моя родина. Стихотворения о родине" (1 час) Есенин встречается в перечне предлагаемых имен среди А. Прокофьева, М. Исаковского, Н. Заболоцкого, А. Яшина и Н. Рыленкова. Очевидно, что творчество Есенина, для которого чувство родины было главным, должно быть дано здесь гораздо полнее.

Знакомство с жизнью и творчеством поэта, "штрихи к портрету" впервые кратко обозначены лишь в IX классе. Слово о поэте (2 часа, одинаково с А. Блоком, В. Маяковским и М. Цветаевой): "Вот уж вечер. Роса... ", "Гой ты, Русь, моя родная... ", "Край ты мой заброшенный... ". "Разбуди меня завтра рано... ", "Отговорила роща золотая... ", "Письмо к женщине", "Шаганэ ты моя, Шаганэ!", "До свиданья, друг мой, до свиданья...". Тема любви в лирике поэта. Народно-песенная основа лирики поэта. Сквозные образы в лирике Есенина".

"В XI классе для изучения творчества Есенина отведено пять часов и названы следующие произведения. "Русь", "Песнь о собаке", "Не бродить, не мять в кустах багряных... ", "Я покинул родимый дом... ". "Я последний поэт деревни... ", "Не жалею, не зову, не плачу... ", "Письмо матери". "Мы теперь уходим понемногу…", "Заметался пожар голубой... ", "Собаке Качалова", "Возвращение на родину", "Персидские мотивы" (другие стихотворения по выбору учителя или учащихся). Поэмы "Анна Снегина" и "Черный человек".

В соответствии с программами литературного образования "Просвещения" построены учебники по русской литературе XX века и методические советы, подготовленные этим издательством [Русская литература XX века: Учебник для 11 класса / Под ред.В.П. Журавлева: В 2 ч. - М.: Просвещение, 2001; Русская литература XX века: Практикум / Под ред.В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2000; Литература в 11 классе: Методические советы / Под ред. В.П. Журавлева. - М.: Просвещение, 2000.].

Между тем принцип концентризма, осуществляемый в этой программе, предполагает последовательное возвращение к творчеству Есенина и даже к одному и тому же произведению в разных классах. Так, школьники IX класса должны знакомиться не только с романом "Евгений Онегин", но и с поэмой Есенина "Анна Снегина" (1925).

В программе, изданной "Мнемозиной", творческое наследие Есенина рекомендуется для чтения, бесед и изучения еще в меньшем объеме. В XI классе предлагается только лирика: "Не бродить, не мять в кустах багряных... ", "Не жалею, не зову, не плачу... ", "Мы теперь уходим понемногу... ", "Письмо матери", "Письмо к женщине", "Русь советская", "Неуютная жидкая лунность... ", "Спит ковыль. Равнина дорогая..." и другие стихотворения (по выбору учителя пять-шесть стихотворений). Лучшая и единственная из обозначенных в этой программе поэм Есенина "Анна Снегина" дается лишь для самостоятельного чтения [Программы общеобразовательных учреждений: Литература: 5-11 классы. - М.: Мнемозина. 2001.].

"Единственной программой, где упоминается поэма "Пугачев", которая принесла Есенину европейскую известность, является программа издательства "Дрофа" ["Программно-методические материалы: Литература: 5-11 классы / Сост. Т.А. Калганова. - М.: Дрофа, 2000. С.286. В Программе 2002г. (издательство "Просвещение") также рекомендована поэма "Пугачев"]. Можно согласиться с доводами многих возможных оппонентов, что "Пугачев" довольно сложен для восприятия, метафорически насыщен, очень своеобразен и требует от учителя особого умения говорить о сложном доступно и понятно. Но если в теории литературы творчество Есенина изучается в рамках темы "Имажинизм", то без краткого рассказа об этой поэме не обойтись. В целом программа издательства "Дрофа" выгодно отличается от программ, подготовленных "Просвещением", по содержанию и структуре в части изучения жизни и творчества Есенина. Здесь поэт изучается в VII, IX и XI классах более основательно".

28. Разработайте проблемные вопросы для урока-диспута при изучении романа Е.Замятина «Мы» на основе использования психологических механизмов и педагогических закономерностей усвоения знаний учащимися.Обозначьте основные черты жанра антиутопии, назовите истоки жанра и причины его активизации в ХХ веке; укажите жанровые признаки антиутопии в предложенном произведении; определите место данного фрагмента в художественном целом и объясните его значение в художественно-философской концепции романа; охарактеризуйте образ рассказчика и средства художественной выразительности, присущие данному тексту.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 654 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...