Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Истоки духовной культуры и возникновение религиозных представлений



Неандертальские погребения. Положение тела погребенённых, т.е. его отношение к странам света. Подавляющее большинство погребений открыты в Европе, Передней и Средней Ащаии и все они ориентированы с небольшими отклонениями по линии восток-запад,а отклонения легко объясняются удобством рытья могильной ямы, топографией пещер и.т.д Такой характер трупоположения безусловно говорит об осознании движения солнца по своей оси и какого-то представления о связи движения светила с покойником. Погребение в Тешик-Таш часто использовалось и используется для доказательства наличия у неандертальца солнечного культа – вокруг погребения в определённом порядке более или менее кругообразно были положены рога горного козла, на которого неандертальцы охотились в этой местности. Строго говоря, с археологической точки зрения доказательство этому выглядит довольно слабо, но логически рассуждая, можно высказать предположение, что связь положения покойника с движением солнца является неслучайной и отражает формирование каких-то представлений о связи мира светил с миром мёртвых, о центральном положении солнца среди светил ит.д Каковы же были конкретные формы этих представлений, сейчас трудно сказать. Погребальные ямы, в которые покойники положены чаще всего в позе свящих на боку, присыпаны землёй и камнями, располгаются на периферии пещер, но всё же в их пределах. Таким образом, покойник был отодвинут у неандертальцев от мира живых, но не исключён из него, между двумя этими мирами была какая-то связь, о покойнике заботились, а не бросали его, покойнику подкладывали какие-то вещи, возможно нет, которыми он пользовался при жизни, одним словом, существовала какая-то сумма представлений и действий, из которой как из истока развился культ предков, столь характерный для многих обществ первобытности.Но зачатки какие-то видимо, весьма аморфные, культа мёртвых и небесных светил не составляли изолированного явления в духовной жизни неандертальцев. Весьма вероятно, что они владели начатками магии, как об этом свидетельствуют отдельные наблюдения, сделанные во французских пещерах, представлявших собою убежища неандертальцев: в них обнаружены какие-то напоминающие животных лепные фигуры, в которых похоже бросались камни. Не следы ли это магических действий, направлегнных на овладение зверем во время охоты? В свете сказанного выше о погребениях неандертальцев такое предположение не кажется невероятным. Некоторые учёные не без основания считают, что воплощению форм внешнего мира в камне и глине (богатые образцы этого мы застаём в верхнем палеолите) предшествовала падающая на мустьерскую эпоху стадия так называемого натурального макета т.е трупа или чучела животного, укреплённого глиной. Над этим чучелом совершались магические обряды. Такой макет – прообраз изобразительного творчества и одновременно предмет магии, он представляет собою каждую перечисленную структуру, с которой начинается то и другое.

Накапливавшиеся в духовной культуре людей раннепервобытной общины элементы рационального и эмоционального миропонимания были всё же ещё только островками знания в море незнания. Между тем люди уже достигли такой ступени развития интеллекта, когда появилась потребность объяснить и подчинить себе всё то, с чем им приходилось сталкиваться и что нередко заставляло чувствовать своё бессилие. Поэтому рядом с другими формами общественного сознания возникла религия. Главной особенностью религиозного миропонимания людей раннепервобытной общины было то, что они пока не выделяли себя из окружающей естественной среды. Промысловая территория, её животные, растительные и минеральные богатства, действующие на ней стихийные силы и живущая здесь человеческая группа – всё это мыслилось как единое целое, в котором люди были тождественны с природой. Природе преписывались человеческие свойства вплоть до дуальной организации и общинного устройства, людям – свйоства природы вплоть до возможости воспроизвести её стихийные явления. Это сказалось на всех ранних видах религиозных представлений.

Тотемизм – это вера в существование тесной связи между сородичами и их тотемом, которым мог быть определённый вид животных, реже растений, ещё реже других предметов или явлений природы. Род носил имя своего тотема, и верил, что находится с ним в кровном родстве. Тотему не поклонялись, но считали его “отцом” “старшим братом” и.т.п, помогающим сородичам. Последние, со своей стороны, не должны были убивать тотем, причинять ему вред, принимать в пищу. В целом тотемизм был идеологическим отражением связи рода с природной средой, что в то время могло осознаваться в единсвтенно понятной форме родства.

Анимизм – вера в сверхъестественные существа, заключённые в какие-либо тела (души) или действующие самостоятельно (духи). Анимистические представления связаны с одушевлением природы.

Фетишизм – вера в сверхъестественные свойства некоторых неодушевлённых предметов, например пещер, камней, деревьев, опредлённых орудий труда и.т.д.

Магия – вера в способность человека особым образом воздействовать на других людей, животных, растения, даже явления природы, а также и сами эти действия. Не понимая настоящей взаимосвязи наблюдаемых фактов и превратно истолковывая случайные совпадения, человек полагал, что с помощью определённых действий и слов он может помогать или вредить людям, обеспечивать успех или неуспех в промысле, вызвать или прекращать бурю. Белая и чёрная магия.

18)Материальная культура, открытия и достижения эпохи неолита. Сущность «неолитической революции».

Возникновение земледелия и скотоводства сопровождалось другими сдвигами в развитии производительных сил. Прежде всего значительно прогрессировала техника изготовления каменных орудий труда. Ещё более усовершенствовалась техника отжимной ретуши. Местами известные уже в мезолите шлифование, или полирование, а также пиление и сверление камня в неолите получили намного большее распространение, так как для расчистки леса под поля и огороды потребовались более эффективные топоры и тёсла. Наряду с прежними стали обрабатываться новые, более твёрдые породы минералов – нефрит, жадеит, обсидиан. Началась разработка подземных отложений камня, появились крупные “матерские” каменных орудий, распространявшихся далеко от места своего производства. Нужды земледелия потребовали усовершенствования не только топоров, но и других орудий труда. Применявшиеся собирателями палки-копалки и примитивные жатвенные ножи эволюционировали в настоящие мотыги серпы, а зернотёки и ступки с пестами широко вошли в хозяйственный быт. Местами стали практиковаться простейшие приёмы мелиорации почв. Там, где развивалось высокоспециализированное охотничье-рыболовческо-собирательское хозяйство, орудия труда также приобрели намного более совершенный облик. В сухопутной охоте стали применяться изощрённые ловушки, капканы, силки, в морской охоте и рыболовстве – более усовершенствованные гарпуны, сети, удочки с крючками. Широкое распространение получили средства передвижения: лодки-долбленки, волокуши, в которе со временем стали запрягать собак, на севере – сани и лыжи. Для изготовления многих из этих орудий труда и транспортных средств также нередко применялись шлифованные топоры. Теперь примитивые хижины стали сменяться более долговременными землянками или полуземлянками, а затем и прочными наземными домами. Одежда в разных широтах варьировала от набедренной повязки до глухого мехового комбинезона; с изобретением в неолите прядения и простейшего ткачества стала появляться также одежда из растительного волокна, а позднее и шерсти. Домашняя утварь пополнилась одним из крупных нововведений – изобретённой теперь керамикой. Керамики не знали лишь относительно немногие общества. Изготовляли керамику чаще всего методом налепа, или спирально-жгутовым: глиняные жгуты толщиной 2-3 см накладывали по спирали друг на друга, сдавливали и заглаживали. Обожженная огнеупроная посуда позволила улучшить способы приготовления пищи и расширить ассортимент пищевых продуктов.

Возникновение производящего хозяйства было величайшим достижением первобытной экононимики, фундаментом всей дальнейшей социально-экономической истории человечества, важнейшей предпосылкой получения регулярного избыточного, а затем прибавочного продукта. В перспективе именно оно повело к разложению первобытного и складыванию классовых обществ. В этом значение и сущность неолитической революции.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1232 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...