Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Охарактеризуйте духовную культуру казахов XVI-XVIII веков



В казахских обычаях нашло отражение празднование таких событий, как рождение ребенка, свадьба, избрание хана, победа над врагом, религиозные праздники. На праздниках устраивали игры: скачки - байге, борьба – күрес, борьба двух всадников - сайыс, қызқуу - догони девушку, борьба за тушу козла – көкпар. Праздники сопровождались музыкой, айтысами - состязанием акынов-импровизаторов! Важное место отводилось празднованию нового года - Наурыз, который отмечался в день весеннего равноденствия - 22 марта. В этот день поздравляли друг друга, готовили специальное блюдо наурыз көже, символ изобилия. В семейных отношениях были распространены калым, аменгерство, родительское право, внутри рода брак запрещался между родственниками до седьмого колена. Супружеские узы скреплялись одобрением народа и хоровым пением обрядовой песни «Жар-Жар».

Казахи пользовались своим традиционным календарем. Годы объединялись в 12-летние циклы, как у многих народов Азии, они имели названия определенных животных. Были люди, занимавшиеся счетом времени и предсказанием погоды - есепші. В ХV1-ХVII веках казахи официально исповедовали ислам. Центрами его распространения были Туркестан, Хорезм, Бухара. Ислам сочетался с доисламскими верованиями, основанными на культе Неба - Тенгри. Казахи придерживались шаманских верований, почитали культ предков, поклонялись животным. Шаманы - баксы носили ритуальный костюм, навешивали на себя различные предметы (амулеты, непременно имели посох). Баксы занимались лечением (были травники, костоправы), изгоняли злых.

В ХVI-ХVII веках в Казахстане развивалось устное народное творчество и письменная литература. Устное творчество представлено поэтами-импровизаторами - акынами, сказителями – жырау, в то время, например, творил жырау Шалкииз Тленши-улы (1465-1562, был приближенным правителя Ногайской Орды Темира), согласно воззрениям которого главное, к чему должны стремиться человек и народ, - это честь и свобода. Из дошедших до нас 30 произведений Шалкииз, наиболее показательными являются – два «Обращения к Тимуру». Также были известны имена Доспамбет-жырау (XVI век) – создатель толгау, имеющих в некоторой степени биографический характер, Жиембет-жырау (XVII век), который был наместником хана Есима в Младшем жузе. Из наследия Жиембета сохранились три толгау – обращения к Есим-хану и два лирических стихотворения о состоянии ссыльного поэта, тоскующего по родным местам. Умбетай Тлеулы (XVIII в.) – воспевал богатырские качества защитников родной земли, прославлял их подвиги и деяния в годы джунгарских нашествий, также известен как один из соратников Абылай-хана. Крупные его произведения – «Извещение хана Абылая о смерти Богенбая», «На смерть Богенбая», «Обращение к Бекболат бию» и др. Бухар Калкаманулы (1693-1787) – выдающийся жырау XVIII в., чье творчество вобрало в себя и обобщило всю предшествующую поэтическую традицию. Советник хана Абылая. Творчество Бухар-жырау делится на два периода: доаблаевский и аблаевский. Произведения первой группы преимущественно философско-назидательного характера. Вторая группа – это высокая поэзия государственного служения, пропагандирует идею сильной государственности и ханской власти, и призыв к единству народа и сохранению мира с другими государствами.

В эпических произведениях того времени рассказывалось о ратных подвигах батыров, защищавших народ от набегов чужеземцев: «Ер-Таргын», «Камбар», «Алпамыс», «Кобланды». К социально-бытовым поэмам относятся «Козы-Корпеш и Баян Слу» - степная «Ромео и Джульетта». Не менее известны «Кыз-Жибек». «Кульше кыз», «Макпал», «Слушаш». На начальном этапе становления и развития Казахского ханства жил и творил, по словам Ч. Валиханова, «кочевой философ» Асан-Кайгы, Асан-горемычный, печальный, скорбный, мечтавший «о земле обетованной». Он был при дворе хана Жанибека. Асан-Кайгы воспевал любовь и сострадание. Главные ценности - это искренность и честь, противоположные источникам зла - дурному слову и лжи.

Казахи использовали арабский алфавит, образование носило религиозный характер. Письменная литература существовала в виде религиозных и исторических книг. Создались исторические генеалогии - шежире. Важным памятником является книга «Джами ат-таурих» («Сборник летописей»), который посвящен истории казахов XV-XVI веков. Автор книги - бий Кадыргали из рода жалаир (Кадыргали осымулы Жалаири). В XVI веке жил и творил историк Мухаммед Хайдар Дулати, его произведение «Тарих-и Рашиди» содержит бесценные факты из жизни Казахского ханства.

В жизни кочевников большую роль играло вокальное и инструментальное музыкальное искусство. Они использовали струнные, смычковые, духовые, ударные, шумовые инструменты, среди которых особенно популярны были домбра, кобыз, сыбызгы. В период позднего средневековья, в ХVI-ХVII веках, сложились и закрепились главные элементы культуры казахов.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 378 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...