Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Основные виды бытия



Объективное бытие и Я-бытие. Онтология как учение о бытии разрабатывалась и разрабатывается в двух формах: объективного бытия и субъективного бытия. Онтологические концепции объективного бытия характеризуются стремлением познать универсальные связи и отношения и место в них человека, в то время как в онтологических концепциях субъективного бытия внимание акцентируется на исследовании психики, интимных душевных и духовных процессов.

В осмыслении того, что такое бытие в истории философской мысли выделились две тенденции – материалистическая и идеалистическая. Материалистически ориентированные философы отождествляют бытие с чувственно воспринимаемой материей, с фактическим существованием чего бы то ни было материального. В идеалистической философии говорят о чистом существовании (Абсолюта, Логоса, Бога) и причастных ему сущностях.

Идея единства, целостности бытия позволяет утверждать, что существуют и природное, и духовное начала. Поэтому бытие нельзя сводить либо к материально-предметному миру, либо к идеальной реальности в ее объективной или субъективной форме. Первоначально нерасчлененное бытие может проявляться как в форме объективной реальности, так и в форме реальности субъективной. В данном случае под объективной реальностью понимается не только материально-предметный мир, но и объективизированный мир человеческого духа, мир культуры. Субъективная реальность как факт онтологии во многом формируется через гносеологическое отношение субъекта к объекту. Способность отражать мир как объективную реальность предопределяет появление человеческой субъективности (психики, сознания). С развитием компьютерной техники особым миром измененного состояния человеческого сознания становится виртуальная реальность.

Разными видами форм реальности выступают материальное бытие, идеальное бытие, бытие человека и социальное бытие. Материальное бытие – это бытие природы, ее состояний, явлений и процессов; это мир вещей, созданных человеком. Идеальное бытие порождено интеллектуальной деятельностью человека. Это мир человеческих мыслей и идей, это феномены личного и общественного сознания. Бытие человека представляет собой субъективную реальность – тот внутренний мир, который он сам создает, – а также все то, с чем он взаимодействует: природные и социальные условия его жизни, отношения с другими людьми, те идеи, которые “витают в воздухе”. Социальное бытие включает в себя как индивидуальное бытие человека в обществе и историческом процессе, так и общественное бытие.

Каждая из основных форм бытия в человеческом опыте предстает в виде конкретных типов бытия: механического, физического, химического, биологического, социального. Основание и внутреннее содержание этих типов составляют простейшие формы бытия, т.е. формы бытия отдельных предметов, явлений, процессов, состояний. Онтологические категории – это наиболее общие и первоначальные определения бытия объектов познания. Они с различных сторон характеризуют содержание и всевозможные проявления бытия и представляют собой единую систему, в которой фиксируется всеобщая связь, взаимодействие и развитие всего существующего.

59. Категория «материя» в Ф.ии. Онтологическое, гносеологическое и специально-научные представления о материи.

М. – фундаментальная исходное понятия Ф.ии, от того или иного ее понимания зависит решение практически всех др. Ф.ских проблем.

В понятии «материя» сконцентрирован весь опыт практического и теоретического основания мира человеком. Materia – лат вещво. Суть латинского определния сводится к том, что материя есть объективная реальность, сущая независимо от человечексого сознания и отображаемая им. Материя неисчерпаема, сущетсвует в бесконесчном числе видов и свойств. Главное ее свойство – «сущетсвовать независимо от сознания».

Материя в единстве и многообразии всех форм ее проявления можно осмыслить, подойдя к ее анализу только исторически, обобщая опыт развития научного и Ф.ского понятия. Первой ступенью в сознании материального мира был стихийный материализм. Началом формирования понятия материи явился переход от качественного многообразия существующих вещей к понятию единой, объемлющей. Это качественное многообразие основы мира – первоматерия. Зародилась дискретная картина мира, по которой бытие мыслилось состоящим из особым образом взаимодествующих мельчайших и обособленных частичек вещества.

Механика Ньютона позволявшая объяснить большую часть явлений и событий мира на основе взаимодействия атомов утвердила механико– атомистическую картину мира. и явилась образцом научной точности для других наук.

Но в науке постепенно назревал кризис атомизма. Атомистическая концепция строения мира «дискредитировала» себя тем, что атом оказался делим. Далее кризис усугубился и введением в физику нового фундаментального понятия – поля, описывающего принципиально отличное от вещ–ва состояние материи. Причем было неопровержимо доказано, что поле есть не только атрибут объекта, но и самостоятельная физическая реальность, способная существовать в пространстве независимо от вещественного объекта, следовательно поле вместе с вещ–вом превратилось в новый и особый вид материи, вместо дискретности (прерывности) основным свойством является континуальность (непрерывность).

Диалектически материализм развивает представление о субстанциональности материи, рассматривая бесконечно развивающееся многообразие единого материального мира.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 395 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...