Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Глава 10 НОВАЯ ИНСТИТУЦИОНАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА
ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ
Государство
Власть
Потенциал насилия
Анархия
«Бандит-гастролер» (кочующий бандит)
«Оседлый бандит» (стационарный)
Общественный договор (социальный контракт)
Конституционный социальный контракт
Постконституционный социальный контракт
Коррупция
НАСИЛИЕ И ВЛАСТЬ В ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ТЕОРИИ
Чем выше степень неоднородности и больше размер группы, тем выше значение формальных — универсальных, безличных — правил. Координационный эффект таких правил является примером общественного блага, для производства которого необходимо участие большинства членов группы. В соответствии с выводами предшествующей главы наиболее эффективным способом решения проблемы коллективных действий в этом случае является создание отрицательных селективных стимулов. В настоящей главе речь пойдет об основном производителе таких стимулов в современном обществе — о государстве1.
Производство отрицательных стимулов подразумевает наличие особого типа ресурса — возможности принуждения. Принуждение базируется на естественном стремлении людей избежать ущерба для жизни, здоровья, свобод, имущества, эмоционального благополучия и т.д. Когда индивид А способен нанести подобный ущерб индивиду
1 Прежде чем начать главу о государстве, представляется важным подчеркнуть необходимость аккуратного использования данного термина. В русском языке государство одновременно может означать и территорию страны, и совокупность ресурсов этой территории, и население — совокупность граждан, и действующие органы власти. За неимением более подходящего термина и во избежание путаницы подчеркнем, что в данной главе и во всем учебнике под государством понимается специфическая организация, реализующая властные полномочия на определенной территории. Непосредственно определение государства с позиций новой институциональной экономической теории (НИЭТ) приведено в тексте главы ниже.
206
В, влияя тем самым на процесс принятия решений последнего, считается, что А обладает властью над В. Понятие власти не получило должного отражения в экономической теории. Йорам Барцель1 предложил следующее определение феномену власти: в широком смысле слова, власть — это способность налагать издержки.
Данное определение позволяет говорить о различных типах власти: духовной, рыночной, политической, каждый из которых имеет собственную основу в виде конкретных способов наложения издержек на объекты власти (способность переложить издержки на контрагента фирмой-монополистом или предание анафеме со стороны церкви).
Силовой ресурс, способность применять насилие являются важнейшим (хотя и не единственным2) источником власти. Очевидно, что все люди изначально обладают разными физическими возможностями использования насилия для достижения своих нужд — в древние времена первостепенное значение имела разница в физической силе, позднее — владение тем или иным видом оружия, психологическая готовность перешагивать через моральные установки. Насилие может проявляться в форме как непосредственного физического воздействия, так и упреждающей угрозы его применения (достоверной готовности осуществить определенные действия). Естественно, нас будет интересовать, в основном, экономические аспекты осознанного применения насилия.
Относительный масштаб находящихся в распоряжении индивида средств силового принуждения мы будем называть потенциалом насилия. Разница в потенциале насилия является базовым и крайне важным видом неравенства между индивидами и (или) группами индивидов. Его важность определяется тем, что силовой ресурс, находящийся в распоряжении индивида, равно как и любой другой, может быть использован для получения дохода, т.е. увеличения собственного благосостояния. Любой экономический агент, по сути дела, может, помимо производства или покупки экономических благ, отнимать их у других членов общества и, более того, специализироваться на этом виде деятельности.
Именно поэтому, по словам Мансура Олсона, недостаточно понимать теорию добровольного обмена, необходимо понимать логику использования силы в обществе. Более того, обращаясь к класси-
Barzel, Y. A Theory of the State: Economic Rights, Legal Rights and the Scope of the State. (Political Economy of Institutions and Decisions). Cambridge University
Press, 2002.
В качестве иных источников власти можно выделить авторитет, обычаи и традиции, обладание ресурсами и т.д. Несмотря на то, что с развитием цивилизации эти альтернативные насилию источники власти приобретают все большее значение, насилие по-прежнему играет крайне важную роль в любом обществе.
207
ческим экономическим моделям, мы увидим, что монополия силы и контроль применения насилия являются неявными, фоновыми предпосылками моделей конкуренции, позволяющими решать вопросы оптимального объема производства с помощью ценового механизма. Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что любое сообщество индивидов, с одной стороны, испытывает потребность в применении силового ресурса для обеспечения правил, а с другой — сталкивается с объективной проблемой контроля насилия. От того, насколько успешно реализуется этот контроль, будет критическим образом зависеть структура стимулов в обществе, а следовательно, и его долгосрочное развитие. Однако для начала мы рассмотрим специфический, но очень интересный случай равномерного распределения потенциала насилия в обществе — случай спонтанного экономического порядка.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 1906 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!