Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

1 страница. Инков, населявших земли в районе нынешнего государства Перу, за их военные успехи называли «римлянами Нового Света»



Инки

Инков, населявших земли в районе нынешнего государства Перу, за их военные успехи называли «римлянами Нового Света». В процессе обучения молодежи они заботились и о подготовке бойцов. Физическая подготовка обучающихся ежегодно контролировалась в ходе различных состязаний в ловкости, силе и стойкости, в том числе в беге на четыре километра. По достижении шестнадцатилетнего возраста дети представителей высших слоев племен инков должны были выдержать специальное испытание. В его про­грамму входил бег на дистанцию около 8 километров, метание камня и копья, прыжки в высоту и длину. Кроме того, эта программа дополнялась стрельбой из пращи, из лука и борьбой. Победители этих состязаний полу­чали соответствующее звание и вступали в общество взрослых, уже имея определенные преимущества. Остатки площадок для игры в мяч после кру­шения империи инков еще долгое время сохраняли племена, находившиеся под их господством. В отличие от ацтеков и майя в состязании человека с человеком здесь уже появляются более организованные формы коллектив­ной борьбы52.

Среди северных и южных племен, живших в условиях первобытно­общинного строя, были распространены военизированные игры с ракеткой, особый способ владения копьем под названием «снежная змея», состязания в беге, борьбе на суше и на воде, игра в мяч на льду и спуск на санях. Большин­ство из массовых игр продолжалось с утра до вечера, таким образом, для участия в них требовалась не только более высокая техническая, но и лучшая физическая подготовка, чем у европейцев. Грубая и беспощадная манера игры прекрасно способствовала развитию качеств, необходимых для участия в боевых действиях.

#6

Физическая культура в странах Древнего Востока: Вавилоне, Египте, Месопотания Персии Первые известные нам следы физической культурыДревнего мира были обнаружены в районе, примыкающемс востока к Средиземному морю, а также в Месопотамии вIV тыс. до н.э. К сожалению, сохранились лишь разрознен-ные сведения о физической культуре государственных об-разований, часто сменявших друг друга в результате войн.Активное участие в поддержании и развитии физическойкультуры принимало свободное сельское население, из ко-торых набирали простых воинов. Важную роль в развитии физической культуры Месопо-тамии, а затем и в странах Ближнего Востока сыграло изо-бретение во втором тысячелетии до н.э. колесницы на кон-ной тяге. Среди памятников, свидетельствовавших об этомсобытии, основное место занимает «Книга тренинга» ми-таннийца Киккули, которая является самым древним изизвестных методических пособий по тренингу лошадей. Из различных источников было установлено, что в Ме-сопотамии изготавливали палки из очищенного стержнялиста финиковой пальмы, в дальнейшем служившие дляигры в мяч с битой, а затем и в конное поло. Этому же району принадлежит самый древний памят-ник культа борьбы на поясах, в основе которой лежали бое-вые приемы пленения противника, – бронзовая статуя, из-готовленная примерно в 2800 году до н.э. (сейчас она вы-ставлена в Багдадском музее). О развитии физической культуры Вавилона свидетель-ствуют терракотовые изображения охоты, загона живот-ных, стрельбы из лука, кулачного боя и состязания на ко-лесницах. Из древней Персии до нас дошли записки древнегрече-ских историографов Геродота и Ксенофонта, которые крас-норечиво свидетельствуют о том, что они обучали своихдетей (в возрасте 7-16 лет) в воспитательных домах, дейст-вовавших при дворах сатрапов, борьбе, бегу, верховой езде,метанию копья, стрельбе из лука и правдивости. (В даль-нейшем из этих заведений образовались так называемыедома развития силы, которые сохранились вплоть до рас-пространения современного школьного физического воспи-тания и спортивных организаций Ирана.) Последующей подготовке юношей служили обязатель-ные охотничьи испытания на смелость, состязания по кон-ному пол и игра индийского происхождения «шатрангшахматнах», воспитывавшая способность к стратегическо-му мышлению.В Древнем Египте примерно в 3000 году до н.э. мифи-ческий царь Менес основал первую единую империю. Наи-более древний из известных рельефов на спортивную тема-тику изображает победу Джосера (2778 – 2723 гг. до н.э.) вкультовом состязании по бегу. Бег древнеегипетского царя-бога объясняется желанием победить и быть достойнымизбранником. Затем испытания в беге были вытеснены борьбой, луч-ше показывающей превосходство в силе и ловкости. Требо-вание, чтобы цари обладали всесторонней физической под-готовкой, соответствовало сущности примитивного классо-вого государства, где фараоны обладали безграничной цен-трализованной властью. По мере распространения рабовладения в физическойкультуре происходили важные изменения. Магический об-ряд уходил на второй план, все большее значение стал но-сить эстетический аспект зрелищности. Фараоны Среднего царства (2040 – 1730 гг. до н.э.), что-бы повысить уровень развития физических качеств у слу-жащих им людей, стали создавать училища для подготовкии отбора храмовых танцовщиц и акробатов. К этому периоду относятся и описания парных игр смячом. Все вышесказанное свидетельствует о том, что фа-раоны и знать меньше стали уделять внимание собственнойспортивной форме, но с большим удовольствием наблюда-ли за ловкостью движений своих рабов. В период Нового и Позднего царства (1562 – 332 гг. дон.э.) физическая культура обогащается новыми чертами.Появляются изображения с соревнованиями гребцов и вои-нов, бегущих за колесницами, а также состязания лучникови кулачных бойцов. На праздниках царя Рамзеса II (1290 – 1223 гг. до н.э.)проводятся соревнования по борьбе и фехтованию на пали-цах с нубийцами, ливийцами и др. народами, результатэтих соревнований оценивали судьи. Египтяне не следовали обычаям других народов. Этотфакт подтверждается тем, что среди памятников физиче-ской культуры Древнего Египта не встречается следов, сви-детельствовавших о соревнованиях на колесницах, играх впешее и конное поло, получивших распространение почти увсех народов Древнего мира.

#7

Физическая культура в странах Древнего Востока: Индии, Китае, Население Древней Индии располагало наиболее цен-ными традициями в области ритуальной оздоровительнойгимнастики, танца и самообороны без оружия. Советы поснятию боли в различных частях тела с помощью нажимови растирания свидетельствуют о развитом искусстве мас-сажа. В древнеиндийских описаниях впервые встречаютсяупоминания и о таких формах поединка и единоборства,стиль которых характеризуется нанесением ударов рукойили ногой по чувствительным к боли частям тела против-ника, а также проведением удушающих приемов и созданиесистемы йоги. Установить точно происхождение йоги покане удалось. В то же время является фактом, что в ходе рас-копок в окрестностях Гаранны в Пенджабе была найденакаменная пластина-печатка, изготовленная в III тыс. до н.э.,в центральной части которой изображена фигура человека,сидящего строго в соответствии с позой «лотос» (падма-сана). Характерной особенностью физической культурыДревней Индии является ее деление по кастовой принад-лежности – каста арийцев (привилегированные касты):брахманов (священников), кшатриев (военное дворянство),вайтья (занимавшиеся почетными ремеслами). Неарийцы(сельские жители) – каста шудров. Потомки рабов парии(неприкасаемые) не принадлежали ни к одной касте. Так, для неарийских каст стали «неприкосновенными»верховая езда, все упражнения с оружием, йога. Кшатриипочитали неприемлемыми для себя танцы шудров, упраж-нения с чучелами, кубиками, обручами и др. видами состя-заний. О физической культуре арийских каст больше всегоможно узнать из Вед и древнеиндийских эпосов, свидетель-ствующих об атлетических соревнованиях, состязаниях посамообороне, с оружием и без него, скачках и соревновани-ях на колесницах, игре в мяч с битой, игре на доске чату-ранга (чатур – 4 и анга – боевой порядок). Ходы шахматныхфигур из этой игры – раджи (короля), боевых колесниц (ла-дьи), кавалериста (коня), пехотинца (пешки) – осталисьнеизменными до наших дней. Система философии йоги основана на том, что челове-ческий организм есть уменьшенная копия вселенной, рав-новесие которой обеспечивается праной (дыханием, жиз-ненной силой). Внутри человеческого тела находятся семьрасположенных один над другим центров праны (чакры), внижнем, в одном из нервных узлов поясничного отделапозвоночника, свернувшись, дремлет «источник жизненнойсилы», так называемая «змея кундалини». Она под влияни-ем упорно выполняемых человеком умственных и физиче-ских упражнений просыпается и ползет вверх от чакры кчакре, достигая макушки. В этот момент йог достигает ста-дии самадхи, т.е. состояния физического и психическогоравновесия, покоя, далекого от земных забот. После этогоостается лишь одна ступень, на которой кундалини покида-ет последнюю чакру, в результате чего йог – через поки-нувшее его тело «второе-Я» – приобретает сверхъестест-венную оккультную силу и начинает свое слияние с боже-ством. В Китайских хрониках, относящихся к периоду VIII –VI вв. до н.э., сообщалось, что первые ростки физическойкультуры, получившие развитие в долине Хуанхе и Янцзы,появились в начале III тыс. до н.э. В 2698 г. до н.э. была написана книга «Кунфу», в кото-рой впервые систематизированы распространенные срединарода, различные упражнения лечебной гимнастики, боле-утоляющего массажа, ритуальных танцев, исцеляющих отболезней, бесплодия, а также боевых танцев. Записи в хрониках свидетельствуют о том, что в этотпериод мальчиков воспитывали в специальных заведениях. Судя по письменным памятникам и результатам раско-пок, можно сделать вывод, что древняя китайская физиче-ская культура достигла расцвета во время господства дина-стии Чжоу (XI – III вв. до н.э.). Народ, за исключением рабов, играл в игру – предшест-венницу современного футбола – «чжу кэ». Эта игра ис-пользовалась как дополнительное средство для развитияскорости, ловкости и находчивости в подготовке пешихвоинов. В центре игровой площадки, на расстоянии 4 мдруг от друга, в землю вкапывались 2 бамбуковые палкивысотой около 4 м, между которыми натягивали сетку. Вверхней части сетки вырезали отверстие диаметром 60 см.Это были «ворота». Игроки передавали друг другу мяч,нанося по нему удары ногами и руками, используя при этомоколо 70 различных видов ударов по мячу. Существовало иоколо 10 правил игры. Проходили также соревнования поборьбе, кулачному бою, поднятию тяжестей, перетягива-нию каната, танцам и соревнования на воде. В Древнем Китае сложилась своя система идеалов в об-ласти физической культуры, которая нашла выражение впринципе «сань мэй». В этом принципе, как и в различныхжанрах искусства, нашли отражение требования принесе-ния пользы для общества, обладая способствующей мо-ральному воспитанию волей и развитым вкусом. В соответ-ствии с принципом «цзинь и цзянь» «сань» выражал внут-реннее, а «мэй» – внешнее совершенство. Особый упор де-лался на формирование воли и характера. Если участникигры в мяч или борец грубили, судьи и зрители клеймилиего как «сяо цзянь», что означало высокую степень общест-венного презрения. Во время кулачного боя, носившегохарактер борьбы теней, высоко ценилось не само попаданиев противника (цзянь), а ловкое увертывание от ударов про-тивника с тем, чтобы вызвать у него внутреннее смятение(цзинь).

№8

Развитие физической культуры в Древней Греции. Особенности спартанской и афинской систем физического воспитания рабовладельцев в классический период Наивысшего развития физическая культура и спорт дос-тигли в VIII – IV вв. до н.э. во время расцвета рабовладель-ческих отношений в Греции. В зависимости от экономического, политического икультурного развития, военной организации и системы вос-питания в том или ином греческом государстве определя-лись задачи, средства, формы и методы физического воспи-тания. Наиболее типичными в этом отношении были Спар-та и Афины. Физическая культура Спарты, упорно державшейся заплеменные традиции, достигла апогея в VI в. до н.э. Цен-тральной задачей физического воспитания было формиро-вание подрастающего поколения, способного победить влюбых условиях, отважного, настойчивого и слепо подчи-няющегося взрослым. Спартанец-отец должен был показатьноворожденного ребенка совету старейшин. Растить егодальше разрешалось только в случае, если совет находилего жизнеспособным. Слабых детей сбрасывали в ущелье сгоры Тайгет. Детей с рождения не пеленали, чтобы они вы-росли закаленными. Систему физического воспитанияСпарты освещают заметки Платона (427 – 347 гг. до н.э.).Детей, достигших 7-летнего возраста, отнимали у родите-лей и передавали в распоряжение государственных воспи-тателей. Воспитатели закаляли детей, приучали переноситьхолод, голод, жажду, выносить боль, осуществляли общуюфизическую подготовку. В этих условиях к 14 годам каж-дый ребенок привыкал к физическим и душевным испыта-ниям и получал представление об основах гимнастики иорхестрики. Чтобы убедиться в том, что дети растут удальцами, уст-раивались состязания перед открытыми могилами героевпрошлого, воспитывая тем самым чувство ответственностиперед свершениями предков. Из ужесточенных форм испытаний перед посвящениемв подростки в 15-летнем возрасте был выработан обычай –криптий. Он означал испытательный год, в течение которо-го 30-40 будущих посвящаемых проходили боевые учения врайоне мятежных деревень. В ходе таких акций молодежьвместе с руководителем совершала ночные налеты, убиваяи уводя намеченные жертвы. По истечении испытательногосрока подростки попадали в группы эйренов. В основу ихобучения были положены строевые занятия по овладениюоружием, пятиборье, кулачный бой (спартанская гимнасти-ка). Достигших 20-летнего возраста снова подвергали испы-таниям и переводили в группу эфебов. Систематическоевоенное обучение длилось до 30 лет. До достижения 20-летнего возраста девушек обучали,как и юношей, чтобы они в отсутствие мужчин обеспечива-ли порядок, а также для того, чтобы от них рождалоськрепкое потомство. По иному осуществлялось физическое воспитание в Ат-тике с центром в Афинах. Воспитательная и образователь-ная системы в Афинах в V – VI вв. до н.э. не ограничива-лись только военно-физической подготовкой молодежи, какв Спарте, а давали разностороннее воспитание. Афинянесчитали, что гармоническое развитие человека должно со-стоять из умственного, нравственного, эстетического и фи-зического воспитания. Дети до 7 лет воспитывались в семье под наблюдениемраба или рабыни. После 7 лет девочки продолжали воспи-тываться дома, а юноши до 16 лет посещали государствен-ную или частную школу. Они проходили обучение в муси-ческой (от слова «муза»; давала умственное, эстетическое инравственное воспитание) и гимнастической школах (гим-нос – обнаженный). В гимнастических школах – палестрах(пале – борьба) – обучались с 12 лет, с 14 лет продолжалиобучение в мусической школе. С 16 – 18 лет юношей после гимнастических и мусиче-ских школ определяли в гимнасий. В Афинах было тригимнасии: Академия, Ликей и Киносарг, где помимо заня-тий физической культурой изучались политика, философияи литература.С 18 лет молодых людей определяли в государственнуювоенную организацию эфебию, где они несли военнуюслужбу. Содержание греческой гимнастики и агонистики В Древней Греции различали два метода примененияфизических упражнений: гимнастику, или общее физиче-ское воспитание, и агонистику – специальную подготовку иучастие в состязаниях. Гимнастика состояла из палестрики, орхестрики и игр. В палестрику входили разнообразные упражнения,обеспечивающие всестороннюю физическую подготовку.Основу палестрики составляло пятиборье (пентатлон), ко-торое включало: бег на одну стадию – стадиодром (около200 м), прыжки в длину, метание копья и диска, борьбу. Впалестрику также входили: панкратион (соединение борьбыс кулачным боем), плавание, кулачный бой, верховая езда,фехтование, стрельба из лука и др. В орхестрику входили различные ритуальные упражне-ния и танцы для развития пластики и грации, формирова-ния осанки, красивых форм тела, красивых телодвижений,выполняемых обычно под музыку. Игры, в основном подвижные, использовались главнымобразом при занятиях с детьми. Были игры с мячом (сфе-ристика), колесом, клюшкой, палкой, в кости, перетягива-ния, игры с преодолением сопротивления партнера, удер-живанием равновесия, качели и др. С юных лет эллины познавали вкус победы в состязани-ях. Одной из задач физического воспитания было привитиенавыков борьбы, состязания в силе, ловкости, быстроте,выносливости. Этот подход лежал в основе стройной сис-темы соревнований, которую греки называли агонистикой. Агонистика распадалась на гимнастические игры и со-стязания, а также мусические соревнования (музыка, танцы,поэзия). Соревнования – агоны – проводились ежегодно во всехгреческих полисах. Они были непременной частью любогопраздника и всегда проводились в присутствии зрителей.Некоторые из агонов переросли местное значение и приоб-рели общегреческий – панэллинский – статус. Древние греки были язычниками и посвящали агонысвоим любимым богам. Из гимнастических агонов большойпопулярностью пользовались Истмийские игры (в Дельфах)в честь бога морей Посейдона, Панафинейские игры (вАфинах) посвящались богине Афине Палладе. Однако извсех игр наибольшее значение имели Олимпийские игры,проводившиеся в честь главного бога – Зевса Олимпийско-го.

№9

Олимпийские игры проводились в Олимпии, располо-женной в западной части Пелопоннесского полуострова.Здесь, у подножия горы Кронос, в долине реки Алфей, досих пор зажигается олимпийский огонь современных Игр. Происхождение Олимпийских и других игр ДревнейГреции определялось материальными условиями жизни об-щества, его политическим, культурным, военным развити-ем. Одна из главных причин возникновения игр – потреб-ность в воспитании воинов, демонстрация превосходствавоенной и аристократической знати в области военно-физи-ческой подготовки. Первые известные истории Олимпийские игры отмече-ны 776 г. до н.э. Эта дата взята за основу потому, что уда-лось установить с этого времени первого и последующихпобедителей на играх. Некоторые авторы отмечают, что в776 г. до н.э. состоялись уже 28-е игры. По версии ученых,между Ифитом царем Элиды и Ликургом из Спарты былзаключен договор об обязательном сохранении божествен-ного мира во время Олимпийских игр, продолжительностьдоговора 27 Олимпиад. Договаривающиеся стороны объя-вили Олимпию священным местом, а месяц проведениясостязаний – обязательным периодом мира. На вопрос отом, почему из всех союзов городов выдвинулась именноОлимпия, можно дать в общих чертах следующий ответ. 1. Алтий был ритуальным местом избрания царей. 2. Святилище Геры считалось одним из древнейшихмест, где совершались культовые ритуалы плодородия. Со-стязания по бегу на звание «девушки года», победительни-ца олицетворяла собой плодородие. 3. Олимпия была связана с культом предков, именноздесь, по преданиям, находились могилы Пелопса и Тарак-сиппа. 4. Это место связано с культом Зевса, наиболее автори-тетного греческого божества. 5. Олимпия была расположена в легкодоступном и за-щищенном месте. 6. Ввиду малочисленности жителей Пизы не грозилаопасность, что в области отправления культовых обрядовони попытаются достичь политической гегемонии. 7. В эпоху расцвета игр Олимпия пользовалась под-держкой Спарты – одного из наиболее могущественных по-лисов. В Олимпии к тому времени было построено пять ста-дионов. Два первых – древнего периода игр и ипподром дляконных состязаний. В 776 году до н.э. зафиксировано имя только одного по-бедителя – Короибоса, атлета из города-полиса Элиды, ко-торый выиграл состязания по бегу. На Олимпийских играх древнего периода не могли уча-ствовать в состязаниях женщины, неполноправные гражда-не, варвары и те, против которых было возбуждено уголов-ное дело. В преддверии проведения Игр прекращались все расприи войны. Никто не имел права вступить на территориюОлимпии с оружием. Нарушителя ждал суровый штраф –две мины серебром (около 27 кг чистого серебра). Нострашней разорительного штрафа было проклятие, котороебоги посылали на нарушителя олимпийского перемирия.Строгому наказанию подвергались и люди, оскорбившиепутника, идущего на олимпийский праздник, их ждало от-лучение от Игр на две Олимпиады! Выступать на Играх – это была большая честь и ответ-ственность. Каждый атлет должен был 10 месяцев гото-виться дома и еще месяц тренироваться в Олимпии. Да некак-нибудь, а очень упорно. За будущими олимпийцамивнимательно и строго наблюдали элладоники – судьи ираспорядители Игр. Они не только отвечали за подготовкуатлетов, но и следили за тем, чтобы места соревнованийбыли в надежном порядке. Элладоники награждали побе-дителей и налагали штрафы на провинившихся. Программа Игр была интересной и разнообразной. Напервых Олимпийских играх атлеты состязались только вбеге на дистанции 192,27 м. Она называлась «стадий». Отэтого слова произошло и название «стадион». От столетия кстолетию программа Игр пополнялась другими видами:прыжки в длину, метания, кулачный бой и борьба. Победи-тели награждались венком из оливковой ветви. Самымтрудным и популярным было пятиборье-пентатлон. Методы подготовки и стиль состязаний определялисьособенностями тогдашнего военного искусства и мистифи-цированными представлениями о физических возможно-стях человека. Состязания по бегу проходили не по круговой дорожке,а по прямой туда и обратно между местом старта и нахо-дящимся в конце дистанции алтарем. Вначале вся программа соревнований укладывалась водин день. Но постепенно, по мере того как Игры станови-лись все более важным делом в жизни Греции, соревнова-ния стали длиться пять дней. В храмах перед открытиемИгр все участники давали олимпийскую клятву и приноси-ли жертвы. Римская эпоха принесла Олимпийским играм многона-циональный характер, семь веков в Играх участвовалитолько греки, а затем в них получили право соревноватьсяатлеты из Сирии, Александрии, Вавилона и др. Олимпийские игры проводились непрерывно 1170 лет.На эти соревнования спортсмены собирались 293 раза. Признаки изменений в физической культуре в Афинахобнаружились уже в V в. до н.э. Именно тогда впервые ока-залось поколебимым господство главной классовой базыОлимпизма – аристократии и его системы требований. Все большее число городов начали нанимать за деньгиатлетов, чтобы поддерживать ореол прежней славы. На98-й Олимпиаде (388 г. до н.э.) разразился скандал, связан-ный с подкупом спортсменов. Обнаружилось, что соперни-ки фессалийского кулачного бойца Евнола за различныеденежные вознаграждения уступили ему дорогу к олим-пийскому венку. Позднее подкуп получил широкое распро-странение. В обиход вошло новое понятие для обозначенияучастников соревнований. Теперь их стали называть атле-тами (участвующие в состязаниях за вознаграждение). По-явление и распространение христианской религии, боров-шейся против языческой веры и проповедовавшей аске-тизм, повлекло за собой прекращение Олимпийских празд-ников. В 394 году Римский император Феодосий первымиздал эдикт о запрещении Олимпийских игр. Спортсоору-жения были разрушены, а землетрясение стерло Олимпию слица Земли. Идея Игр была предана забвению на 1000 лет.

№10

Развитие физической культуры в Древнем Риме. Особенности ее развития История физической культуры в Древнем Риме, достиг-шем наивысшей ступени развития в эпоху Древнего мира,относится к числу наиболее противоречивых проблем исто-рии культуры. Римский господствующий класс не чувствовал жизнен-ной потребности в том, чтобы активно заниматься спортом.Спорт вызывал интерес, но тех, кто участвовал в соревно-ваниях, презирали. Это связано с рядом причин. 1. Физическая подготовка юношей до 16 – 17 лет дослужбы в армии являлась задачей семьи. И только в IV в.до н.э. было создано учебное заведение под названием «лу-дус», где велась физическая подготовка. Это была попыткаскопировать греческие учебные заведения. 2. Для народных масс Римской империи основным раз-влечением были бои гладиаторов и состязания колесниц. 3. Физические упражнения были средством удовлетво-рения личных потребностей и формой индивидуальногоразвлечения. 4. Греческая гимнастика и агонистика, предназначав-шиеся служить образцом, утратили свои ценности. Римлянене переняли из них ничего. Древний Рим подарил миру классическую систему во-енно-физической подготовки, которую перенимали во мно-гих армиях. В римской армии существовала суровая высокооргани-зованная система тренировки легионеров. Физическая под-готовка римских воинов достигалась главным образом впроцессе полевых учений и специально организованныхзанятий в лагерях, где воинов обучали выполнению техупражнений, приемов, действий, которые применялись вбоевых условиях. В систему подготовки легионеров вклю-чались бег по местности с преодолением препятствий, раз-личные прыжки, в том числе и с подручными средствами,действия с холодным оружием и без него – рукопашнаясхватка, борьба, скалолазание, преодоление водных рубе-жей. Воины совершали марш-броски, продолжительные по-ходы в полном боевом снаряжении, учились возводить ук-репления, пользоваться осадными машинами и катапульта-ми, что требовало большой физической силы и выносливо-сти. Для обучения воинов применялись своеобразные тре-нажеры – штурмовые лестницы, чучела для фехтования,деревянная лошадь для обучения приемам верховой езды. Физическая и духовная подготовка воинов были раз-дельными. Каждому периоду истории существования ДревнегоРима были присущи свои особенности развития физиче-ской культуры. Царский период (VIII – VI вв. до н.э.). Название этого периода обусловлено названием правя-щей верхушки в Древнем Риме, в этот период государствомправили короли этрусков. Приблизительно в VIII в. до н.э. Рим и окружающие егоселения заключили союз городов, который имел общиехрамы, предположительно здесь устраивались общие состя-зания, сопровождавшиеся ритуальными церемониями. Спортивные игры были связаны с родовыми культами,поклонением семейным божествам и почитанием предков,с ритуалами, призванными обеспечить плодородие, успех вбою. В состязания входили бег, гонки колесниц, фехтова-ние и борьба. Образ главного бога-покровителя, ритуал исами игры с изменением соотношения сил приобреталипостепенно все более «римский» характер. По мере отмирания праздников, устраивавшихся сою-зом городов, стали устраиваться демонстрации военнойсилы. Постоянное место проведения конных скачек и со-стязаний колесниц в долине между Палантином и Авенти-ном получило название «цирк». Здесь проводились троян-ские игры, устраивались боевые пляски. Период республики (VI – I вв. до н.э.). Этот период получил свое название в связи с тем, что вконце VI в. до н.э. власть этрусков ослабла, Рим прогналпоследнего короля этрусков и стал республикой. Во времена завоевательных походов менялся характерримской физической подготовки. Гимнастические традициибыли начисто забыты и стали элементами военной подго-товки. Но тем не менее, граждане Рима не полностью предализабвению все формы физической культуры. Они занима-лись бегом, прыжками, упражнялись с гантелями, плавали.В сферистериумах, построенных рядом с дворцами патри-циев, проводились игры с мячом. Наряду с представлениями в цирках в III в. стали уст-раиваться поединки гладиаторов. Вначале они являлисьисключительно составной частью культа жертвоприноше-ния усопшим. Со временем превратились в одно из средствборьбы за власть. Поскольку в этот период бои гладиаторовбыли самыми жестокими, то именно в этот период про-изошло восстание Спартака. Бытовавшие в эпоху республики беспощадные методыподготовки (владелец – мясник) и постоянная боязнь смер-ти не раз приводила гладиаторов к восстанию. Императорский период (71 г. до н.э. – 476 г. н.э.). Название этого периода обусловила смена правления вРиме, теперь во главе государства встал император. Физическая культура из средств военных баталий пре-вратилась в предмет «заботы» императорской власти и ста-ла носить репрезентативные функции. Императоры строили громадные купальни, посреди ко-торых размещались площадки для посетителей, где знатныеримляне могли танцевать, бегать, бороться, поднимать тя-жести, играть в мяч и настольные игры. Император Август попытался возобновить троянскиеигры в цирке. Но только Доминициану удалось с 86 годавозобновить Капитолийские игры. Для удовлетворения потребностей народа в развлечени-ях после Колизея был построен цирк Максимус, трибуныкоторого в IV веке были расширены до 350 тыс. мест. Вконце эпохи Римской империи продолжительность развле-кательных представлений достигала 175 дней в году. Гро-мадные цирковые сооружения и амфитеатры воздвигалисьне только в Риме, но и в Помпее, Капуе, Вероне и Сираку-зах. В начале эпохи Римской империи поединки гладиато-ров были оттеснены на задний план цирковыми представ-лениями и различными состязаниями. Для того чтобы сделать народные зрелища разнообраз-ными, арены крупнейших амфитеатров переоборудовали вбассейны, которые можно было заполнять водой, где уст-раивались затем всевозможные поединки на воде с участи-ем судов. Обычно воспроизводились те или иные наиболеезапомнившиеся морские сражения (в Саламисе), в ходе ко-торых зрители могли полюбоваться тем, как в этом боюрабы душили друг друга и сталкивали в воду. Римская знать, утратившая потребность в военно-физи-ческой подготовке в связи с наличием наемной армии, пре-давалась забавам и развлечениям, которые использовалисьдля достижения своих целей, т.е. в борьбе за власть.

№11





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 293 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...