Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Функциональная («равновесная») модель



Гербер­т Спенсер, Эмиль Дюркгейм, Т. Парсонс

Социальный конфликт рассматривается как патология в существовании социальных систем (временное негативное явление), он деструктивен, дис­функционален и разрушителен.

Общество понимается как система, которую нельзя объяснить на основе индивидуального поведения и взаимодействия; наоборот, индивидуальное поведение и отдельные процессы объясняются на основе системных закономерностей и структурных особенностей. Однако теоретическая трудность при этом заключается в невозможности раскрыть источники системных закономерностей и конкретные механизмы их влияния на поведение.

В конце XIX в. Герберт Спенсер сделал вывод о том, что общество отбирает в процессе естественного отбора лучших из лучших.

Основателем конфликтологической традиции в социологии принято считать создателя органической школы Герберта Спенсера. Спенсер полагал, что конфликты в обществе представляют собой проявление процесса естественного отбора и всеобщей борьбы за выживание. Конкурентная борьба и неравенство ведут к отбору сильнейших, обрекая на гибель более слабых. Спенсер считал возможным избежать революционного пути разрешения конфликтов и отдавал предпочтение эволюционному развитию человечества.

Виднейшим представителем натуралистической ориентации в социологии был английский ученый Герберт Спенсер (1820-1903). Его социологический труд – «социальная статистика» (1850). В 60-70 гг. Г.Спенсер, создавая систему синтетической философии, пытался объединить все теоретические науки того времени. Основой его взглядов являлась аналогия между биологическими и социальными организмами. Именно эволлюция переводит материю из неопределенной, бессвязной однородности в определенную связанную определенность, т.е. социальное целое, где, однако, это целое (общество) не может и не должно поглощать отдельную личность.
Общие черты спенсеровской социологии:
1) широкое использование историко-сравнительного метода в исследовании и обосновании своих социологических взглядов, что было весьма характерно для социологии второй половины XIX – начала XX века;
2) трактовка общества как организма, под которую он пытался подвести определенные логические основания. Для этого Спенсер подводит целый ряд аналогий между биологическими и социальными организмами:
общество как биологический организм (в отличие от неорганической материи), растет, увеличивается в объеме;
по мере развития общества его структура, так же, как структура организма в процессе биологической эволюции, усложняется;
с социологических организмах, как и в биологических, прогрессивная структура сопровождается аналогичной дифференциацией функции, что, в свою очередь, усиливает их взаимодействие.
Согласно его идее о закономерной эволюции общества процесс социальных изменений совершается по естественным законам, независимо от желаний людей. В связи с этим Спенсер выступал не только против идей социальной революции, но и против каких бы то ни было социальных реформ. Более того, Спенсер был даже против любого вмешательства государства в общественную жизнь, в том числе против заботы о сиротах, обездоленных, нищих, которые, по его мнению, выживут в силу своих жизненных сил.
В отличие от Конта, который считал, что социальное целое предшествует индивиду и последний не является самостоятельной ячейкой общества, Спенсер, наоборот, под обществом понимал лишь совокупность индивидов. А коль общество создается составляющими его индивидами и коль его природа определяется природой самих людей, то, по мнению Спенсера, каков характер индивидов, таков и характер общества.
По Спенсеру, эволюция физических и интеллектуальных способностей членов общества находится во взаимозависимости с эволюцией социальной. Поэтому любые попытки искусственно подтолкнуть социальную эволюцию с помощью, например, экономических мер или радикальных реформ в политической сфере без учета свойств членов, составляющих общество, с точки зрения ученого, должны обернуться катаклизмами и непредсказуемыми последствиями: «Если вы однажды вмешаетесь в естественный порядок природы, то никто не сможет предсказать конечных результатов. И если это замечание справедливо в царстве природы, от оно еще более справедливо по отношению к социальному организму, состоящему из человеческих существ, соединенных в единое целое».
Труд Г.Спенсера «Основания социологии» (1877) был одним из первых в плане построения целостной социологической системы на этнографическом материале.
Большое внимание Спенсер уделил уточнению и разработке понятийного аппарата социологии – он анализирует понятия общества, социального роста, социальной структуры, социальных функций различных систем и органов общественной жизни. Можно сказать, что Спенсер заложил фундамент понятийной системы социологии, а также структурно-функционального метода.

· Позитивистская традиция (Дюргейм, Спенсер)- " соц. факты надо изучать как вещ и" Дюргейм. Также как и вещи они сущ-ют независимо от нашего сознания и они оказывают на сознание принудительное воздействие. " К соц. Явлением применим принцип причинности " Дюргейм- на основе знания законов можно вывести причину.

9. Классовый конфликт. Марксистский анализ и современные подходы





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 344 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...