Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 11. Прометей - первооткрыватель всех благ цивилизации: он не только научил людей обращаться с огнем, но также открыл им счет и письмо



Прометей - первооткрыватель всех благ цивилизации: он не только научил людей обращаться с огнем, но также открыл им счет и письмо, науку строительтва жилья и кораблей, приручения диких животных и добычи полезных ископаемых и т.д. он не токо как олицетворение цивилизации, но также как всеведущий знаток мира. + провидец, и он знал об уготованных Зевсом страданиях, но сознательно пошел навстречу великой опасности ради людей. +непокорный мученик, человеколюбца, противника деспотии, защитника идеи гордой, свободной личности. +похищает с Олимпа огонь, дал людям мудрость,научил их думать и понимать. + бог, решивший служить людям, решительно встречает свою судьбу, смело идет на муки. Знание делает титана свободным. Он свободен, так как осознает объективные мировые законы, а также свое место и свою миссию. В прологе Власть утверждает, что Зевс тоже свободен, однако далее становится очевидным, что он не может быть свободным, потому что не видит будущего, не знает своей судьбы и скован этим незнанием. Конфликт трагедии состоит в столкновении знания Прометея и незнания Зевса. Прикованный к скале бесстрашный титан знает имя женщины, от которой родившийся сын Зевса будет сильнее отца, а Зевс пытается выведать эту тайну. Царевна Ио,превращенная в корову – антипод Прометея, возлюбленная Зевса. Зевс обратил ее в корову, чтобы скрыть от ревности своей супруги, богини Геры. Гера догадалась об этом и потребовала корову себе в подарок, а потом наслала на нее страшного овода, который погнал несчастную по всему свету. Так попала она, измученная болью до безумия, и к Прометеевым горам. Титан, «защитник и заступник человеческий», ее. Скитания пока она не дойдет до Египта,где родит сына от Зевса, а потомком этого сына в двенадцатом колене будет Геракл, стрелок из лука, который придет сюда спасти Прометея — хотя бы против воли Зевса. Гефес т – приковывает Прометея к скале, страдая сам и проклиная свою покорность, бессилие и ремесло.

Вопрос 12

Антигона - дочь Эдипа и Иокасты. решает, презрев приказ владыки, почтить погибшего брата похоронами и делится замыслом со своей сестрой. Совершает обряд погребения, Креонт приказывает стражам отыскать виновника. Спор между правителем (произносящим немало справедливого, но ошибающимся в главном) и А. - одна из напряженных сцен в греческ трагедии. На слова Креонта, уверенного, что вражда сохраняется и после смерти, А. отвечает своей знаменитой репликой: «В моей природе — делить любовь, а не вражду». Сестра Исмена не пожелавшая разделить с А. опасность, хочет теперь разделить кару. А. в этом ей отказывает, и ее гордый и непреклонный нрав еще более раздражает Креонта, которому требуется вся его надменность, все высокомерие, вся жестокость, на которые он, отнюдь не будучи тираном по природе, способен, чтобы не допустить позорной уступки. Сын Креонта Гемон -жених А. — пытается (понимая трудность положения отца и ведя свою речь как можно мягче) переубедить его, сообщая, что народ жалеет приговоренную деву. Чем дальше правитель упорствует, тем глубже и последовательнее он вязнет в сетях собственной неправоты: А. уводят; она оплакивает свою участь. Финал трагедии — наказание Креонта, которого удается переубедить слепому прорицателю Тиресию: конец дня уже не застает в живых ни его сына, ни жены, и его гордый дух сломлен навсегда. Старый Креонт - свойственник советник Эдипа.Для него главное – порядок и дисциплина, анархия губит госва, граждане должны исполнять законы. Этеокл и Полиник – сыновья Эдипа и Иокасты, после отречения от власти и изгнания отца стали править под надзором Креонта. Этеокл изгнал Полиника после ссоры. тот собрал на чужой стороне большое войско и пошел на Фивы войной. Был бой под стенами Фив, в поединке брат сошелся с братом, и оба погибли. Об этом Эсхил написал трагедию «Семеро против Фив». Стал править Креонт, издал закон: Этеокла, законного царя, павшего за отечество, похоронить с честью, а Полиника, приведшего врагов на родной город, лишить погребения и бросить на растерзание псам и стервятникам. Это было не в обычае: считалось, что душа непогребенного не может найти успокоения в загробном царстве и что мстить беззащитным мертвым — недостойно людей и неугодно богам. Но Креонт думал не о людях и не о богах, а о государстве и власти. Исмена – дочь Эдип и Иокасты, с разговора с Антигоной начинается трагедия. Отказалась помочь Антигоне с братом. Чтет Богов,но против гос-ва не идет.

Вопрос 13

Эдип – носитель трагич вины.прекрасный правитель и идеальный гражданин: он все время думает об интересах полиса, живет во благо госва. не знает, почему в Фивах начался мор. Когда Креонт приносит ответ Дельфийского оракула, Эдип старается узнать, кто убил Лая, и начинает углубляться в тайну своего рождения, проявляет настойчивость в достижении цели. В трагедии Софокл прямо сталкивает свободную волю чела с волей богов. Перед нами уже совершенно другой образ правителя: ответственный, распорядительный, искренне озабоченный положением граждан, прислушивающийся к их мнению. Таким предстает Эдип в начале трагедии. Народ надеется найти опору и спасение в Эдипе. Кара Богов- страшная болезнь.Креонт в Фивы к жрецам Аполлона едет. Эдип проклинает убийцу и принимается за его поиски. В этот момент Эдипу неведомо, что он проклинает самого себя и сам является виновником мора. Он зряч, но в то же время слеп. С возмущением встречает он первые предвестники истины, например, слова рассерженного им прорицателя Тиресия, будто убийца он сам. Поначалу в подобном обвинении Эдипу чудятся козни желающих у него отнять власть. Однако полученные вскоре в ходе расследования описания покойного царя и места происшествия вносят тревогу в его сознание, заставляют вспомнить события далекой молодости, когда он в пылу дорожной ссоры убил неизвестного путника. Желая успокоить Эдипа, вестник из Коринф говорит ему, что Полиб и Меропа - его приемные родители. И таким образом за кратким моментом ослабления тревоги следует этап возрастающего страха. Чем дальше, чем яснее для героя, что проклятый убийца - это он сам. Герой потерпел поражение в борьбе с роком, с волей богов. Однако он не выглядит жалкой игрушкой в их руках. Свое достоинство Эдип утверждает с новой силой в заключительном акте самонаказания. Он карает себя сам за невольно совершенные преступления, карает жестоко и одновременно символично. Он выкалывает себе глаза, глаза, кот были слепы и не помогли ему вовремя разглядеть истину. Он также считает для себя невозможным лицезреть тех, кого он осквернил своим преступлением. Завершает трагедию горестное прощание Эдипа с дочерьми, за которым следует последняя песня хора. В ней звучит горестная мысль об ограниченности человеческого знания, непостоянстве человеческого счастья. Горестный жребий Эдипа становится для хора основанием того, что никого нельзя назвать счастливым, пока он не достиг предела жизни.

Вопрос 14

До тех пор, пока оскорбленная Медея вынашивает план мести Ясону, готовясь умертвить его самого, его невесту и будущего тестя, ее поведение вполне согласуется с традиционным представлением греков о женском "нраве": греческая мифология и трагедия знали достаточно примеров страшной мести покинутых жен своим неверным мужьям. Точно так же независимый, неукротимый и до дерзости отважный нрав Медеи напоминает нам эсхиловскую Клитемнестру из "Орестеи", кот в ненасытной жажде мести без колебания наносит смертельные удары мужу и готова схватиться за оружие, чтобы вступить в поединок с собственным сыном. В то же время между этими двумя фигурами греческой трагедии есть существенное различие: Клитемнестре незнакомы какие- либо колебания, она не отступает от однажды принятого решения, ее образ как бы вырублен из цельной каменной глыбы; Медее на пути к мести приходится вступить в мучительную борьбу с самою собой, когда вместо первоначального плана умертвить Ясона ей приходит в голову мысль убить собственных детей: лишив Ясона одновременно и старой и новой семьи, она обречет на гибель и вымирание весь его род. Замысел убить собственных детей поражает Медею не менее сильно, чем ненавистного ей Ясона, и соединение в ее образе коварной мстительницы с несчастной матерью ставило перед Еврипидом совершенно новую художественную задачу в античной драме. Мотив этот возникает неожиданно в монологе Медеи после ее встречи с бездетным афинским царем Эгеем, и зритель вправе предполагать, что именно горе остающегося без наследника Эгея внушило Медее мысль лишить Ясона продолжателей его рода. Сама Медея этого не объясняет, и ее материнские чувства не играют на первых порах никакой роли; на вопрос хора: "И ты отважишься убить своих детей?" - она без колебания отвечает: "Да, ибо так больше всего удастся уязвить супруга". Смерть детей служит для Медеи в это время только одним из средств осуществления мести. Положение, однако, меняется, когда наступает время привести план в исполнение: отравленные дары доставлены сопернице, пройдет еще несколько мгновений, и всем станет ясно новое преступление Медеи - дети обречены. Здесь, в центральном монологе героини, и раскрывается то новое, что внес Еврипид в античную трагедию: изображение не только страдающего, но и мятущегося среди противоречивых страстей человека. Материнские чувства борются в Медее с жаждой мести, и она четырежды меняет решение, пока окончательно сознает неизбежность гибели детей. Медея – колхидская царевна, внучка бога Солнца Гелиоса, волшебница и брошенная возлюбленная аргонавта Ясона, страстная, эмоциональная, движимая чувствами и инстинктами, гордая, резкая, несдержанная и безмерная. Медея безмерна во всем: в любви, ненависти, мести. ею движут только собственные чувства и собственные желания. со стороны Ясона это был брак по расчету, поэтому-то ему было так легко отказаться от Медеи и детей ради царского престола Коринфа. Еврипид изобразил душевную драму оскорбленной женщины. Материнская любовь в центр сцене показывает,что в глазах Еврипида она была страдающей женщиной. любовная страсть - движущий мотив событий. В жертву своей страсти она принесла близких, родину, доброе имя. Героиня не считает свою участь исключительной, она высказывает горестные размышления о подчиненной, зависимой судьбе женщины, ее беззащитности и бесправии. Ясон - наследный царь города Иолка в Север Греции, но власть в городе захватил его старший родственник, властный Пелий, получить Иолкское царство Ясону не удалось: народ возмутился против чужеземной колдуньи, бежал в Коринф.Коринфск царь предложил свою дочь и с нею царство,чтоб он развелся с колдуньей.

Вопрос 15

Тесей – положительный герой, правитель Афин, убил в лабиринте Минотавра и освободил Афины от дани ему, трижды был женат: первая жена – критская царевна Ариадна (забрал в жены Дионис), вторая – воительница-амазонка (оставила сына Ипполита), третья – Федра. Был ненавидим богиней любви Афродитой за то, что обещал взять в жены Ариадну, но ее забрал Дионис. Ипполит – сын Тесея от амазонки, не считался законным и воспитывался не в Афинах,а в Трезене, гордец, независимый, не признает женщин, жалеет, что без них невозможно продолжить человеческий род (глупая жена – в тягость, умная – опасна). считал себя служителем девственной богине-охотницы Артемиды; считает себя чистейшим непорочным человеком. Дикость от матери. Афродита его не возненавидела. Сам себе пожелал смерти, чтобы не быть в изгнании и чтобы отец узнал правду. В конце пр-я прощает отца. Федра – третья жена Тесея с Крита, младшая сестра Ариадны, хитрая, жестокая (сваливает вину на сына, почти удается умереть непорочной). Тесей взял ее в жены, чтобы иметь законных детей-наследников. И здесь начинается месть Афродиты: Федра влюбляется в Ипполита. Позже доносит на сына Тесею, говорит,что он хотел ее обесчестить.Ипполит погибал, а когда раскрылась правда, Федра убивал себя. Др версия: когда Федра бредит, та упоминает имя Ипполита, кормилица рассказывает Ипполиту о любовь Федры к нему, проклинает кормилицу, Ипполита просит молчать. 1 сред-во: повеситься, в руке писчие дощечки: Ипполит виновен, посягнул на ее ложе и она убила себя. Ипполит поражен всем этим, не понимает, его изгоняют, он взлетает на колесницы, из воды морск бык,кот напугал лошадейàколесница о скалу, юношу поволокло по камням, умирающего несут во дворец. Афродита – жестокая, мстительная. Мстит Тесею за то, что он отдал Ариадну Дионису; мстит Ипполиту за то, что тот поклонялся Артемиде. Артемида в кнце пьесы обещала отомстить Афродите, убив Адониса – ее любимца охотника стрелой. «Это гнев Афродиты, это она погубила Федру, а Федра Ипполита, а Ипполит оставляет безутешным Тесея: три жертвы, одна несчастнее другой. Кормилица – рассудительная, рациональная (пытается спасти Федру от необдуманных шагов).

Вопрос 16

Смысл: поклонение разным богам – Вакху и Дионису. Следует почитать Диониса (что и делают Кадм и Тиресий). Дионис мстит сначала Пенфею, кот дерзостно с ним обошелся, затем – Агаве, кот в безумии разрывает сына на куски. Дионис – сын Зевса и земной женщины, но бог.

· Дионис – бог вина, рожден от смертной женщины и Зевса, вырос на бедре у Зевса; не устанавливает справедливость на земле. Его религия – впадение в состояние экстаза, он бог-воитель, жесток на расправы, его воплощение – бык; его «чудеса» напоминают проказы Воланда.

· Кадм – бывший царь фиванский, поклоняется верному богу, положительный герой. Однако в конце получает наказание.

· Тиресий - слепой старик, прорицатель =Кадм, но без наказания (упоминается только в 1ом действии)

· Пенфей – юноша, внук Кадма, новый царь, сильный, самоуверенный, безрассудный, совершает глупые поступки (унижает Диониса, переодевается женщиной, лезет на ель); легко попадается на обман Диониса, быстро соглашается с его планом.

· Агава – мать Пенфея, дочь Диониса, с самого начал пр-я поклоняется богу Вакху до безумия. Это безумие приводит ее к убийству собственного сына и другим многочисленным жертвам. В конце пр-я она приходит в себя благодаря Кадму и раскаивается (кусок «Плач Агавы», который был утерян). Справедливо наказана и отправляется в скитания. Сильная, гордая, верующая, одновременно слабая (когда признает сына), неуверенная, чистая (раскаивается), искренняя.

Вопрос 17

Всадники — это не просто конники: так называлось в Афинах целое сословие — те, у кого хватало денег, чтобы держать боевого коня. Это были люди состоятельные, имели за городом небольшие поместья, жили доходом с них и хотели, чтобы Афины были мирным замкнутым сельскохозяйственным государством. Демос (воплощение суверенного афинского народа) попал под обаяние своего нового раба Клеона (ремесленник-кожевник), пафлагонца, который умеет льстить хозяину, но делает невыносимой жизнь своих сотоварищей-рабов, Никия и Демосфена (два прославленных полководца). Те крадут у Клеона табличку с предсказанием, согласно которому Клеона может одолеть лишь тот, кто еще хуже его самого. Такая задача возлагается на торговца колбасами, выходца из низов. Хор всадников (молодые аристократы) поддерживает этот план, и Колбасник с помощью подкупа легко склоняет на свою сторону Совет. Дальше следуют шумная перепалка Клеона и Колбасника, достигающая кульминации, когда соперники вытаскивают из своих мешков подарки и вручают их Демосу, желая снискать его благосклонность. Тем не менее Демос не желает прогонять Клеона, пока Колбасник не убеждает его, что Клеон присвоил себе часть даров, в то время как он сам до дна опустошил свой мешок. Одержав победу, Колбасник возвращает Демосу молодость и вручает Спонд (греч. «мирное соглашение») – двух девушек, символизирующих мир. Всадники – наиболее политизированная и в то же время наиболее язвительная из пьес Аристофана. Комедия отличается жестким реализмом и циничностью тона; слабое ее место – непоследовательность в выведении характера Колбасника. Кроме того, остается открытым вопрос, к лучшему или к худшему подобная перемена для Демоса. Фантазия не играет в этом произведении особой роли, главная его пружина – личная ненависть поэта к Клеону. Его изображение было столь карикатурным, что, по некоторым источникам, никто из актеров не отважился сыграть эту роль и автору пришлось исполнить ее самому.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 247 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...