Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творческая история «Война и мира». Принципы работы автора над историческими источниками



В 1863 г. Толстой приступил к реализации нового творче­ского замысла, работа над которым продолжалась до 1869 г. Это был роман-эпопея «Война и мир». Новое произведение пуб­ликовалось частями в журнале «Русский вестник», а в 1868— 1869 годах вышло отдельным изданием. Во время работы над этим романом Толстой признавался в одном из писем: «Я ни­когда не чувствовал свои умственные и даже нравственные силы столько свободными и столько способными к работе... Я теперь писатель всеми силами своей души, и пишу и обдумы­ваю, как еще никогда не писал и не обдумывал». Этот период жизни писателя действительно был временем расцвета его творческих и физических сил, когда первые литературные про­изведения принесли заслуженный успех, счастливо склады­валась семейная жизнь (первые дети), благополучно шли хозяйственные дела в Ясной Поляне (+ за плечами уже 11 лет писательского мастерства).

В работе над новым произведением Толстой отталкивался от событий 1856 г., когда была объявлена амнистия участни­кам восстания 14 декабря 1825 г. Оставшиеся в живых декаб­ристы возвращались в центральную Россию, это были пред­ставители поколения, к которому принадлежали и родители писателя. Из-за раннего сиротства он не мог хорошо знать их, но всегда стремился понять, проникнуть в суть их характеров. Интерес к людям этого поколения, в том числе к декабри­стам, среди которых было немало знакомых и родственников Толстых (С. Волконский и С. Трубецкой — двоюродные бра­тья его матери), диктовался не только их участием в восстании 14 декабря 1825 г. Многие из этих людей были участниками Отечественной войны 1812 г. Большое впечатление на писате­ля произвело знакомство с некоторыми из них.

Толстой задумал поначалу повесть о бывшем декабристе Петре Лабазове, вернувшемся с женой из Сибири. Сквозь приз­му его восприятия писатель хотел показать современное состояние России (неудачное окончание Крымской войны, ско­ропостижная смерть Николая I, общественные настроения накануне реформы крепостного права, нравственные утраты общества), сравнить своего героя, не утратившего нравствен­ной цельности и физической силы, с его сверстниками. Очень скоро Толстой, для которого всегда была важна достоверность психологической характеристики персонажей его произве­дений, понял, что невозможно рассказывать о возвращении бывшего декабриста, не рассказав об «эпохе заблуждений и несчастий» героя. Однако в 1825 г. его герой был уже вполне сложившимся человеком, логика исследования характера влекла автора к эпохе его молодости и формирования. Это было время Отечественной войны 1812 г. Толстой признавался, что, дойдя до описания этих событий, личность его героя отошла на задний план, «а на первый план стали, с равным интересом для меня, и молодые и старые люди, и мужчины и женщины того времени». Рассказывать же о победе русской армии, не описав периода ее неудач, писатель не решился «по чувству, похожему на застенчивость».

На этом этапе работы его буду­щий роман предполагался под названием «Три поры» и дол­жен был в каждой из трех частей последовательно описывать события 1805—1812, затем 1825 и, наконец, 1856 г. Писателя увлек замысел монументального произведения, на первом пла­не которого оказывалось множество исторических и вымыш­ленных лиц той эпохи (в окончательном варианте романа их более пятисот) и исторические события, потрясшие всю Ев­ропу. Осуществлена была лишь первая часть задуманного произведения, хронологически обнимающая события с лета 1805 г. до начала 20-х годов в эпилоге. В центре повествова­ния события Отечественной войны 1812 г. и судьба русского народа в этот период. Таким образом определилась ведущая героическая тема произведения и масштаб изображения, по­зволившие рассматривать новое творение Толстого как нацио­нально-историческую, героическую роман-эпопею.

В литературоведении очень долго держалось мнение, что Толстой задумал первоначально написать семейную хронику нескольких дворянских родов, что легко подтверждается вы­бором прототипов главных героев произведения. Действитель­но, среди прототипов членов семей Ростовых и Болконских много родственников писателя с материнской (князья Волкон­ские) и отцовской стороны, однако уже первая завершенная редакция романа обнаруживает совершенно иной подход ав­тора, при котором первенство отдано изображению характера исторических событий.

С момента возникновения замысла исторические события не рассматривались Толстым лишь в качестве фона, на котором разворачивается действие. Задолго до начала работы у писателя

формировался осознанный подход к изображению истории в художественном произведении. Он много и увлеченно читал исторические сочинения, например, «Историю государства Российского» Н.М. Карамзина и «Русскую историю» Н.Г. Уст- рялова. Это чтение сопровождалось серьезными размышления­ми, зафиксированными в дневниковых записях еще за 1853 г., где определены некоторые принципы художественного изо­бражения истории: «Каждый исторический факт необходимо объяснять человечески». История увлекала Толстого не как безличное описание крупномасштабных событий или деятель­ности одной выдающейся личности. Ему были интересны судь­бы целых народов, а значительные события не мыслились вне связи с конкретной человеческой судьбой. В равной мере писа­тель стремился постичь и правду каждого человеческого ха­рактера, и правду совершающихся событий. В том же дневнике есть еще одно знаменательное признание: «Эпиграф к Исто­рии я бы написал: "Ничего не утаю"».

Работа над историческим в своей основе произведением тре­бовала от писателя глубокого изучения исторических источников, на которых за время писания романа у него сложилась, по собственному признанию, целая библиотека. Это были сочинения русских и французских историков, произведения художественной литературы того времени, частные докумен­ты, воспоминания участников событий. Среди использованных Толстым источников «Описание Отечественной войны 1812 го­да» и «Описание войны 1813 года» А. Михайловского-Дани­левского, «История консульства и империи» А. Тьера, записки Д. Давыдова. И. Лажечникова, С. Глинки, Ф. Глинки, И. Радожицкого, Н. Тургенева, П. Шаликова и других, сочинения В. Жуковского, М. Загоскина, И. Крылова. Во время работы над романом Толстой посетил также Бородинское поле, чтобы на месте изучить ход главного сражения той войны.

Рано сформировавшийся интерес к истории, изучение ис­точников и материалов времен войны 1812 г. позволили Тол­стому выработать не только подход к изображению историче­ских событий в художественном произведении, но' и свой взгляд на эти события, на их причины, ход и движущие силы. В течение нескольких лет работы над произведением эти взгляды уточнялись и оттачивались. В 1868 г. в письме к М.П. Погоди­ну Толстой написал: «Мой взгляд на историю не случайный парадокс, который на минутку занял меня. Мысли эти — плод всей умственной работы моей жизни и составляют нераздель­ную часть того миросозерцания, которое Бог один знает, ка­кими трудами и страданиями выработалось во мне и дало мне совершенное спокойствие и счастье».





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 882 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...