Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Евангелие от Иоанна о предвечном рождении Сына Божия (Ин. 1; 8; 17)



Ин. 1 гл. – Пролог; 8 гл. – спор с иудеями во время праздника Кущей; 17 гл. – Первосвященническая молитва.

Пролог Ин. (1, 1): «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». Под Богом здесь понимается Отец, а Словом именуется Сын, т.е. Сын был вечно с Отцом и вечно был Богом [Давыденков].

Предвечное рождение сына Божия – основная тема Пролога Ин., равно как и всего Ев. С этой темой мы встречаемся с первых строк (Ин. 1, 1-2), где говорится о пребывании Слова «в начале», т.е. при начале творения, а, следовательно, и о пребывании Его «в начале у Бога», т.е. о единосущии Богу Отцу, с чем неизбежно связано предвечное рождение Слова. В Ев. неоднократно говорится о божестве Иисуса Христа и о Его единосущии Богу Отцу, а также об их едином действовании: «…Отец Мой доныне делает, и Я делаю» (Ин. 5, 17-26). В этом ответе фарисеям, которые обвиняли Его в нарушении субботы в связи с исцелением расслабленного в купальне Вифезда, Господь, во-первых, приписывает себе Божественное сыновство, во-вторых, усвояет Себе власть, равную с властью Отчей, и, в-третьих, указывает на Свое соучастие в промыслительном действии Отца. Здесь слово «делаю» стоит не в смысле «создаю из ничего», а как указание на промыслительную деятельность Бога в мире [Давыденков].

Господь неоднократно прямо указывает на Свое единство с Отцом: «Я и Отец – одно» (10, 30), «…Отец во Мне и Я в Нем» (10, 38), «И все Мое Твое, и Твое Мое» (17, 10).

Сам Господь указывает на вечность Своего бытия: «…Истинно, истинно говоря вам, прежде, нежели Авраам был, Я есмь» (8, 58). В Первосвященнической молитве Господь говорит: «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у тебя Самого славою, которую Я имел у тебя прежде создания мира» (17, 5) [Давыденков].

Утверждение о единосущии Отца и сына является центральным догматическим утверждением Ин: «Я и Отец одно» (10, 30); «Видевший Меня, видел Отца» (14, 9), что необходимо предполагает предвечное рождение. Но само это предвечное рождение также получает догматическое подтверждение: «Истинно, истинно говоря вам, прежде, нежели Авраам был, Я есмь» (8, 58), «И ныне прославь Меня Ты, Отче, у тебя Самого славою, которую Я имел у тебя прежде создания мира» (17, 5). Эта одна из центральных догматических тем Ин. получает многочисленные логические обоснования в раннем святоотеческом письменном Предании.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 294 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...