Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вход Господень в Иерусалим. Богослужение недели Вайи (Мф. 21, 1-11; Мк 11, 1-11; Лк. 19, 29-44; Ин. 12, 12-16). (131 Синопсис)



В сознании Церкви Вход Господень в Иерусалим был Вход Мессии на Страсти. В отличие от первых двух синоптиков, вифанское помазание (12, 1-8; ср. Мф. 26, 6-13; Мк. 14, 3-9) поставлено в Ин. прежде Торжественного Входа. Но так же как и у синоптиков, помазание понимается в Ин. как помазание на погребение. Готовый к погребению, Господь совершает Свой Торжественный Вход. Стечение народа еще во время трапезы, значит, до Входа, – для того чтобы видеть не только Иисуса, но и воскрешенного Им Лазаря, – привлекает тогда же внимание первосвященников: свое решение убить Иисуса (ср. 11, 53) они готовы распространить теперь и на Лазаря: «убить и Лазаря» (Ин. 12, 10-11). В момент Входа свидетельство народа о воскрешении Лазаря вызывает тревогу фарисеев: за Иисусом идет мир (Ин. 12, 17-19). Этому успеху надо положить предел.

Обстоятельства Входа Господня в Иерусалим: отвязывание молодого осла, постилание одежд на осла и на дорогу; мессианское приветствие, нарезание и бросание на дорогу ветвей деревьев; ропот фарисеев; желание еллинов видеть Христа (Ин. 12, 20-22); обращение Закхея (Ин. 19, 3-10).

Во время входа исполнилось пророчество Захарии (9, 9): «Не бойся, дщерь Сиона, се Царь твой грядет к тебе, праведный и спасающий, кроткий, сидящий на ослице и на молодом осле, сыне подъяремной»; и Исаии (62, 11): «Вот Господь объявляет до конца земли: скажите дщери Сиона: грядет спаситель твой; награды его с ним и воздаяние его пред ним».

Толкование входа на осле. Матфей говорит об ослице и осленке (Мф. 21, 2), остальные только об осленке: «И привели осленка к Иисусу, и возложили на него одежды свои; [Иисус] сел на него» (Мк. 11, 7). Ехал Господь на осленке (Мк., Лк., Ин.), а ослица, по-видимому, шла рядом. В Палестине было мало коней, и они употреблялись почти исключительно для войны. Для домашнего обихода и путешествий употреблялись ослы, мулы и верблюды. Сесть на коня было тогда эмблемой войны, сесть на мула или осла – эмблемой мира. В мирное время и цари, и вожди народные ездили на этих животных. Таким образом, Вход Господа Иисуса Христа в Иерусалим на осле был символом мира. Это было последнее обращение Христа к народу и начальникам, к их разуму и сердцу.

Народ обращается ко Христу с мессианским приветствием: «Оссана сыну Давидову, благословен грядущий во имя Господне, Оссана в вышних». Согласно Луке, это приветствие провозглашало «все множество учеников» (Лк. 19, 37), а Матфей и Марк говорят, что многие воздавали честь Ему, не только ученики (Мф. 21, 8-9; Мк. 11, 8-10). Слова «Благословен грядый во имя Господне», по мнению еп. Аверкия, означают: «достоин прославления тот, кто приходит от Иеговы с его повелениями, с его властью...». Иоанн объясняет в качестве причины радости встречи Господа великое чудо воскрешения Лазаря, только что Им совершенное, а Лука – все вообще чудеса. В Лк. приветствие учеников пытаются помешать «некоторые фарисеи из среды толпы» (Лк. 19, 39). Это определение звучит как противоположение: Лука как бы предостерегает против отождествления фарисеев с народом: фарисеи враждебны, народ сочувствует Иисусу. Сочувствие народа получает объяснение в Ин. Толпа привлечена к Иисусу свидетельством тех, кто были при воскрешении Лазаря (Ин. 12, 17-18). Эту связь сознают и иудейские начальники (ср. ст. 9-11). Иоанну было известно, что народное движение захватило и эллинов, пришедших в Иерусалим на праздник. Они тоже выразили желание видеть Иисуса (Ин. 12, 20-22). Правда, мы не знаем, получило ли оно осуществление [Кассиан].

На негодование фарисеев по поводу ликования народа Христос ответил: «Сказываю вам, что если они умолкнут, то камни возопиют» (Лк. 19, 40). Еп. Аверкий говорит, что Церковь видит в этих словах также иносказательное указание на язычников, бывших сначала как бы каменносердечными, но потом заменивших собою Израиль, отвергший Христа.

Но враждебны были не только фарисеи. Упоминание первосвященников в Ин 12, 10:11 возвращает нас к решению Синедриона убить Иисуса, принятому вслед за воскрешением Лазаря (Ин. 11, 53). В Мф. (21, 15-16) отмечается негодование членов Синедриона после очищения храма, но негодуют они не только по поводу очищения храма, но и по поводу криков «осанна», возглашаемых сыну Давидову. Члены Синедриона упоминаются и в Мк. 11, 18. Они ищут погубить Иисуса, влияние Которого на толпу вызывает их тревогу.

В течение Страстной Недели Господь жил в Вифании в доме Марфы и Марии и их брата Лазаря: «Днем Он учил в храме, а ночи, выходя, проводил на горе, называемой Елеонскою. И весь народ с утра приходил к Нему в храм слушать Его» (Лк. 21, 37-38). Вифания была расположена на возвышенности, которая оканчивалась против Иерусалима горою Елеонскою. Лука употребляет географические термины Вифания и гора Елеонская как синонимы (ср. Лк. 24, 50 и Деян. 1:12). Из приведенного указания Лк. вытекает, что во время Свого последнего пребывания в Иерусалиме Господь только ночью оставался один, точнее говоря в обществе своих учеников (ср. Мк. 11, 11). Целыми днями Он был окружен народом. Явившись как Мессия, Он являл Свою власть в учении [Кассиан].

Плач над Иерусалимом, содержащийся в Лк. 19, 41-44 содержит пророчество о разорении Иерусалима войсками императора Тита в 70-м году, а также явное указание на постепенную потерю иудеями своей богоизбранности. Мф. замечает, что после этого события весь город пришел в движение (10 ст.).





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 280 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...