Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Конец Закона в смерти Христа, психология греха (Рим. 7 гл.)



Закон духовен как по своему происхождению от Св. Духа, так и по требованию от человека духовной жизни.

Тело, душа и дух. Сам человек – плотян, т.е. всем своим настроением желающим служить для услаждения плоти. Плоть – тело и его потребности. Душа – совокупность способностей: мышления, представления, воображения, памяти и результатов их деятельности. Дух – все проявления внутренней жизни, которые ведут человека от земного к небесному. Норма жизни человека – жить духом и им одухотворять душу и тело.

Состояние греха. С падением прародителей все изменилось к худшему. Человек стал жить без Бога, сам своими душевными силами устраивать свою жизнь, т. о. во главе всего стали душа и тело, подчиняя себе дух. В таком состоянии человек волей неволей грешит, удовлетворяя потребности тела не для него самого, а для страстей.

Значение закона. Закон Моисеев имел временное значение, чтобы обнаружить всю силу греха, и привести человека к мысли, что спасение невозможно без особой благодатной помощи Божией. Закон давал понять и увидеть человеку свои грехи, но не давал возможности их исцеления. Возможно, было лишь сознавать свое бессилие, и невозможность исполнения всех заповедей Закона. Несправедливо было бы обвинять врача, который больному горячкой, готовому непрестанно пить воду, не дает пить. И тем усиливает в нем желание пить; ибо дело врача запретить, а не пить должен сам больной.

Так и Закон имел ввиду научением отвлечь человека от похоти. Но грехолюбивая воля усилила пожелание и произвела не одно, но всякое пожелание, с напряжением делая зло. Ибо когда кому запрещают что-либо, тогда он более неистовствует. Итак, грех тогда был обнаружен, когда закон был нарушен.

Жало греха – закон. Без закона грех мертв, т.е. не почитается существующим. Когда же есть закон, предписывающий должное, то грех живет и представляется грехом тем, которые преступают закон, грешат сознательно. Цель заповеди вести к жизни, если и произошла из того смерть, то виною этого не заповедь: ибо меня обольстил и умертвил через заповедь грех. Христиане освобождаются от закона, чтобы служить Богу в обновлении Духа, а не по ветхой букве.

Причина греха в человеке. Но вывод, что будто бы в законе лежит причина греха, неверен. Причина греха не в Законе, а в человеке. Сам Закон свят, и заповеди Его святы и направлены к добру. Закон обнаруживает грех, коренящийся в природе человека, вследствие грехопадения первых людей.

Упразднение от закона. Избавление от греха осуществилось в Лице Иисуса Христа. Христианин, освободившись от рабства греху, освобождается и от закона Моисеева. «Закон имеет власть над человеком, пока он жив». Что бы не огорчить иудеев не сказал: «упразднися закон», но: мы «упразднихомся от закона», т.е. отрешились, упразднились, освободились, умерли и стали мертвы по отношению к той связи, на которой нас держали. А связь эта есть грех.

Теперь силой, влекущей нас от греха к святости, является благодать, дарованная Христом. Человек, ранее удерживаемый законом, и приучившийся жить в его рамках, способен услышать призыв Бога к святости, и воспользоваться Его благими дарами.

Помощь в доброделании. В древности добродетель была трудна потому, что Адам получил в смертном теле своем множество недостатков; а теперь благодатью Христовой природа наша получила помощь от Духа, который соделал нас новыми и юными, и освободил от ветхости и немощи буквы.

Отношение к греху. Греховная развращенность характеризуется словами: «не то делаю, что хочу, а что ненавижу, то делаю». Человек не в состоянии побороть живущий в нем грех своими силами, без Божией помощи. Человек не одобряет греха после его совершения, но жаждет его до того как согрешит. Порабощение греху настолько велико, что человек творит не то, что хочет, а то, что не хочет. Господь избавляет нас от власти греха, и избавление это происходит через искупительный подвиг Спасителя.

P.S. До крещения для человека не представляется чем-то запретным грешить. Он чувствует, может быть, что делает что-то неправильно. После же крещения состояния греха становится для человека аномальным.

[Кассиан] Грех и закон. Психология греха. В гл. 7 Апостол возвращается к мысли о связи греха и закона, которой он касался раньше (5:20-21, ср.3:20, Гал. 3:19). Мы имели случай отметить соотносительность Павловых понятий веры и благодати, а, с другой стороны, принципиальную противоположность веры и закона. Из гл. 6 вытекает, что домостроительство благодати заступило место домостроительству закона (ср. стт. 14-15). В гл. 7, еще раз отметив конец закона в смерти Христовой (стт. 1-4), Павел показывает, в чем состоит связь греха и закона (стт. 5-25). То, что Апостол пишет о психологии греха: «Что же скажем? Неужели [от] закона грех? Никак. Но я не иначе узнал грех, как посредством закона. Ибо я не понимал бы и пожелания, если бы закон не говорил: не пожелай. Но грех, взяв повод от заповеди, произвел во мне всякое пожелание: ибо без закона грех мертв. Я жил некогда без закона; но когда пришла заповедь, то грех ожил, а я умер; и таким образом заповедь, [данная] для жизни, послужила мне к смерти, потому что грех, взяв повод от заповеди, обольстил меня и умертвил ею» (стт. 7-11), как влечения к запретному, о двух законах, которые борются в человеке, о власти тела, восстающего против ума: «Ибо по внутреннему человеку нахожу удовольствие в законе Божием; но в членах моих вижу иной закон, противоборствующий закону ума моего и делающий меня пленником закона греховного, находящегося в членах моих. Бедный я человек! кто избавит меня от сего тела смерти? Благодарю Бога моего Иисусом Христом, Господом нашим. Итак тот же самый я умом моим служу закону Божию, а плотию закону греха» (стт. 22-25), отражает личный опыт пишущего, пережитый им в подзаконном состоянии, но знакомый и каждому христианину. Эта страница в Рим. принадлежит к самым сильным словам, которые когда-либо были сказаны ап. Павлом. Она имеет, поистине, общечеловеческое значение. В ст. 25б Павел подводит итог сказанному. Но ему предшествует победный клич, которым Апостол отвечает в ст. 25а на вопль раздвоенности (ст. 24). Спасение от раздвоенности – в благодати. В некоторых рукописях ст. 25а прямо говорится о благодати Божией. Но даже в лучшей форме текста, которая лежит в основании и русского перевода, мысль Павла, несомненно, о благодати. Греху, отягченному законом, противостоит благодать. Благодать и спасает человека от греха. Грех и благодать – несовместимы.

25. Преодоление власти плоти и усыновление верующих Богу (Рим. 8:1-27).

1 Итак нет ныне никакого осуждения тем, которые во Христе Иисусе живут не по плоти, но по духу,

2 потому что закон духа жизни во Христе Иисусе освободил меня от закона греха и смерти.

3 Как закон, ослабленный плотию, был бессилен, то Бог послал Сына Своего в подобии плоти греховной [в жертву] за грех и осудил грех во плоти,

4 чтобы оправдание закона исполнилось в нас, живущих не по плоти, но по духу.

5 Ибо живущие по плоти о плотском помышляют, а живущие по духу – о духовном.

6 Помышления плотские суть смерть, а помышления духовные – жизнь и мир,

7 потому что плотские помышления суть вражда против Бога; ибо закону Божию не покоряются, да и не могут.

8 Посему живущие по плоти Богу угодить не могут.

9 Но вы не по плоти живете, а по духу, если только Дух Божий живет в вас. Если же кто Духа Христова не имеет, тот [и] не Его.

10 А если Христос в вас, то тело мертво для греха, но дух жив для праведности.

11 Если же Дух Того, Кто воскресил из мертвых Иисуса, живет в вас, то Воскресивший Христа из мертвых оживит и ваши смертные тела Духом Своим, живущим в вас.

12 Итак, братия, мы не должники плоти, чтобы жить по плоти;

13 ибо если живете по плоти, то умрете, а если духом умерщвляете дела плотские, то живы будете.

14 Ибо все, водимые Духом Божиим, суть сыны Божии.

15 Потому что вы не приняли духа рабства, [чтобы] опять [жить] в страхе, но приняли Духа усыновления, Которым взываем: 'Авва, Отче!'

16 Сей самый Дух свидетельствует духу нашему, что мы – дети Божии.

17 А если дети, то и наследники, наследники Божии, сонаследники же Христу, если только с Ним страдаем, чтобы с Ним и прославиться.

18 Ибо думаю, что нынешние временные страдания ничего не стоят в сравнении с тою славою, которая откроется в нас.

19 Ибо тварь с надеждою ожидает откровения сынов Божиих,

20 потому что тварь покорилась суете не добровольно, но по воле покорившего ее, в надежде,

21 что и сама тварь освобождена будет от рабства тлению в свободу славы детей Божиих.

22 Ибо знаем, что вся тварь совокупно стенает и мучится доныне;

23 и не только [она], но и мы сами, имея начаток Духа, и мы в себе стенаем, ожидая усыновления, искупления тела нашего.

24 Ибо мы спасены в надежде. Надежда же, когда видит, не есть надежда; ибо если кто видит, то чего ему и надеяться?

25 Но когда надеемся того, чего не видим, тогда ожидаем в терпении.

26 Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными.

27 Испытующий же сердца знает, какая мысль у Духа, потому что Он ходатайствует за святых по [воле] Божией.

Способ преодоления. Закон, ослабленный плотью, был бессилен принести оправдание. Поэтому Бог послал Сына Своего в жертву за грех и осудил грех во плоти. Теперь те, кто живет во Христе по духу, не имеют никакого осуждения. Если в нас живет Дух Божий, то мы живем по духу и преодолеваем власть плоти, а если кто не имеет Духа Христова, тот и не его. Живущие по духу имеют духовные помышления, а они суть жизнь и мир. Этот же Дух воскресит и наши тела.

Усыновление Богу. Все водимые Духом Божиим суть сыны Божии, потому что приняли Духа усыновления. Дух взывает: «Авва, Отче!». Дух Божий свидетельствует нашему духу, что мы – дети Божии. Следовательно, и наследники Его, наследники Его славы.

Спасение в надежде. Итак, мы уже сейчас спасены в надежде, но ожидаем откровения Славы Божией, в которой будем освобождены от тления.

Подтверждение примером твари. Тому, что будет откровение Славы Божией, подтверждением служит (а) стенание бездушной твари – она подчинена тлению из-за человека, (б) неудовлетворенность людей им не хватает искупления плоти, и (в) свидетельство Духа, ибо Он нас подкрепляет.

Подкрепление от Духа. Мы нуждаемся в подкреплении от Духа, потому что в ожидании откровения Славы мы претерпеваем скорби. Эти скорби ничего не стоят в сравнении с будущей Славой, но Дух нам помогает их преодолеть, молясь о нас.

Иной путь. Если же мы окажемся столь неразумными, что будем жить по плоти, то и помышления будем иметь плотские, а плотские помышления – вражда против Бога. Плотские помышления не могут покориться Богу. Посему живущие по плоти Богу угодить не могут, и ни о каком оправдании речи быть не может. Такая жизнь, конечно же, кончится тлением...

[Кассиан] К учению о благодати, как основании христианской нравственности, принадлежит и гл. 8. В главе 8 ап. Павел осмысливает то раздвоение, о котором была речь в гл. 7, как борьбу духа и плоти. Смысл спасительного дела Христова и есть осуждение греха во плоти. Духу человеческому сообщается дар Св. Духа, который соединяет нас со Христом (ср. ст. 10). В Духе Святом преодолевается власть плоти, и верующий усыновляется Богу (стт. 1-16). Но в нынешней жизни мы имеем только начаток Духа (ст. 23). С обладанием начатком связано ожидание полноты. Мы уже имели случай сближать «начаток» Рим. 8:23 с «залогом» других посланий ап. Павла. Цель верующего есть приобщение к божественной славе (стт. 17-30). Это приобщение есть вступление со Христом в полноту наследственных прав Сына. Но условие вступления есть участие в страданиях Христовых. В отличие от гл. 6, слава, о которой здесь идет речь, есть слава будущего века, та самая, которую человек утратил чрез грехопадение (ср. 3:23). Она распространяется и на тело (ср. ст. 23), и на всю тварь, которая тоже участвует в человеческом страдании и порабощена тлением (стт. 19-22). В этой надежде, которая, как и в гл. V, есть надежда славы, Павел старается утвердить читателей (стт. 24-30). Он указывает на помощь Духа (стт. 26-27), Который влагает в наши уста слова молитвы. Очень возможно, что в ст. 26 Павел имеет в виду дар языков. Но с особою силою он говорит о Божественном изволении спасения (стт. 28-30).

26. О божественном изволении спасения (Рим. 8, 28-31). Два ходатайствующих о христианах: Христос и Святой Дух. Гимн божественной любви (Рим. 8, 28-39).

О божественном изволении спасения (Рим.8, 28-31).

«Притом знаем, что любящим Бога, призванным по Его изволению, все содействует ко благу».

В послании к Римлянам апостол Павел затрагивает догматический вопрос об изволении (предопределении) спасения. Некоторую проблему может вызвать толкование слова «произволение». Древние отцы Церкви – Свт. Иоанн Златоуст, бл. Феофилакт Болгарский, Феодорит Киррский слово «произволение» понимали как согласие призываемых. Однако здесь, безусловно, речь идет о том, что Бог изволил нас спасти.

В стихе 28 он говорит о призвании «любящих Бога» к вере во Христа, в Церковь Христову по Его божественному изволению. В данном случае речь идет только о божественном предначертании, тем более что далее в Евр. 9, 11 он называет избрание и изволение «Божиим».

Божие произволение. Апостол Павел как бы утешает своих адресатов в том, что они не могут быть оставлены Богом. т.к. Он Сам призвал их к Себе. Это призвание основано на изволении – божественном предопределении. А изволение в свою очередь основано на предведении.

Предведение же означает не что иное, как вытекающую из божественного всеведения способность Бога предзреть человеческие судьбы еще до их исполнения.

Последовательность предопределения. Апостол выстраивает цепочку, порядок, по которому осуществляется предопределение:

1) Призвание есть таинственное действие Божией благодати на сердце человека, побуждающее его к вере и творению воли Божией.

2) Оправданием, по словам блж. Феофилакта, является освобождение от грехов и соделание праведными чрез баню возрождения.

3) А прославление и есть осуществление предопределения – «быть подобными образу Сына» (8, 29), т.е. войти в Славу, которую получил Христос по совершении дела искупления. Говоря о прославлении, апостол использует форму прошедшего времени, актуализируя тем самым эсхатологическую реальность.

Ложные учения о предопределении. На учении ап. Павла о божественном изволении спасения блж. Августин и Кальвин основывали свои ложные учения о предопределении, будто Бог помимо воли людей одних предопределил ко спасению, а других к погибели.

Во-первых, это невозможно, т.к. Милостивый Бог «всем человеком хощет спастися и в познание истины приити».

Во-вторых, Бог предопределяет вечную участь человека не безусловно, а в зависимости от личного произволения каждого. «Избрание не есть дело безразличного суда, но сделано различие по оценке заслуги» (Иларий Пиктавийский).

В-третьих, ап. Павел говорит только о спасении, и ничего не говорит о предопределении осуждения. Да и невозможно, чтобы Бог, даровавший свободу человеку, Сам стал стеснять ее безусловным предопределением.

Два ходатайствующих о христианах: Христос и Святой Дух (Рим. 8, 26).

« Также и Дух подкрепляет нас в немощах наших; ибо мы не знаем, о чем молиться, как должно, но Сам Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными». Мы уповаем на спасение, и должны к нему стремится, «со страхом и трепетом совершайте свое спасение» – сказано в послании к Филиппийцам. Это спасение будет спасительным для всего мира. Ибо мы спасены надеждой, надежда же когда видит, не есть надежда, ибо если кто видит, чего надеяться. Когда надеемся, то чего не видим, того ожидаем. Можно быть уверенным в таком грандиозном замысле, если этому какое-то подтверждение? Есть – говорит апостол. Он использует законные основания, свидетельства Духа и истины. «Дух Святый подкрепляет нас в немощех наших… Дух ходатайствует за нас воздыханиями неизреченными» (ст. 26). Это первый ходатай – Дух Святый, а второй ходатай Иисус Христос. Если Бог за нас, кто против нас. Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас. Он умер, Он воскрес, Он одесную Бога, Он и ходатайствует о нас. Такая надежда не может быть посрамлена. Дух подкрепляет нас в немощех наших, потому что мы не знаем, о чем молиться, но Сам Дух ходатайствует о нас воздыханиями неизреченными. Мы сами себе и помыслить не можем. Без действия Духа Святого мы не знаем, о чем молиться. Молитва, которую священник читает на утрени об этом. Без Духа Святаго и молиться не можем. Дух Святый Сам молится в нас и молится за нас.

Гимн божественной любви (Рим. 8, 28-39).

28 Притом знаем, что любящим Бога, призванным по [Его] изволению, все содействует ко благу.

29 Ибо кого Он предузнал, тем и предопределил быть подобными образу Сына Своего, дабы Он был первородным между многими братиями.

30 А кого Он предопределил, тех и призвал, а кого призвал, тех и оправдал; а кого оправдал, тех и прославил.

31 Что же сказать на это? Если Бог за нас, кто против нас?

32 Тот, Который Сына Своего не пощадил, но предал Его за всех нас, как с Ним не дарует нам и всего?

33 Кто будет обвинять избранных Божиих? Бог оправдывает [их].

34 Кто осуждает? Христос Иисус умер, но и воскрес: Он и одесную Бога, Он и ходатайствует за нас.

35 Кто отлучит нас от любви Божией: скорбь, или теснота, или гонение, или голод, или нагота, или опасность, или меч? как написано:

36 за Тебя умерщвляют нас всякий день, считают нас за овец, [обреченных] на заклание.

37 Но все сие преодолеваем силою Возлюбившего нас.

38 Ибо я уверен, что ни смерть, ни жизнь, ни Ангелы, ни Начала, ни Силы, ни настоящее, ни будущее,

39 ни высота, ни глубина, ни другая какая тварь не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе, Господе нашем.

Сила любви. Восьмая глава Послания к Римлянам заканчивается своеобразным славословием Божественной любви (8, 35-39). Сказав о том, что и как предуготовляет для верующих божественный промысел, апостол и нас призывает столько же любить Бога. Он говорит, что от любви Божией не могут оторвать никакие насильственные действия или скорбные обстоятельства: ни скорбь, ни теснота, ни гонение, ни голод, ни нагота, ни меч.

Прелести мира и скорби. Свт. Иоанн Златоуст подмечает, что апостол не говорит о прелестях мира, которые так же сильны отлучить от любви к Богу, а только о скорбях и теснотах. Свт. Феофан Затворник толкует, что прелести мира не имеют влияния на тех, кто устоял против натиска скорбей.

Усиление выражения чувства. В стихах 38-39 апостол еще раз перечисляет то, что не способно отлучить от божественной любви. На этот раз его перечень состоит из более возвышенных понятий, т. е. сил и состояний, как то: смерть и жизнь, настоящее и будущее, высота и глубина, Ангелы, Начала, Силы и тварь вообще. Говоря о небесных силах, апостол Павел не имеет в виду, что они способны отлучить от Бога, но желает лишь в высшей степени изобразить свою любовь ко Христу. «Он любил Христа не ради принадлежащего Христу; напротив, все Христово любил ради Самого Христа, к Нему одному устремлял взор свой, но одного страшился – отпасть от сей любви. Отпасть от любви Христовой для него было ужаснее самой геенны, равно как пребывать в любви вожделеннее царства» (Свт. Иоанн Златоуст).

[Кассиан] Гл. 8 заканчивается в стт. 31-39 славословием Божественной любви. Она проявилась в служении Сына Божия, и от любви Христовой (такова лучшая форма текста в ст. 35) верующего во Христа не может отлучить никакое страдание и никакая тварь. В таком понимании гл. 8 оказывается кульминационной точкой Рим., и при том его догматического учения. Учение о спасении не исчерпывается пониманием спасения в смысле оправдания верою, но в согласии с Гал. (3 и 4 гл.) и Ефес. (1, 5) возвышается до провозглашения усыновления спасаемых Богу. Вступление сына в полноту наследственных прав есть эсхатологическое исполнение усыновления.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 408 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...