Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Христос и Адам (Рим. 5, 12-21)



Смысл первородного греха (Рим. 5, 12-21).

1. Грех – всякое, как свободное и сознательное, так и несвободное и бессознательное действие, слово, сердечное расположение или помышление свободно – разумного тварного существа представляющее собой нарушение, установленного Богом нравственного закона. Грех есть беззаконие (1Ин.3:4).

Грех, вошедший в человеческую природу через грехопадение прародителей, распространился и всех их потомков. Всеобщность греха в человеческом роде обусловлена способом его распространения. Царь Давид связывает нашу греховность с самим способом нашего появления на свет: «Вот я в беззакониях зачат и во грехе родила меня мати моя» (Пс. 50). Очевидно, что здесь нельзя иметь в виду ни личного греха царя-пророка, ни греха его родителей, поскольку отец Давида – Иесей и его жена состояли в законном браке и принадлежали к числу В.З. праведников. Следовательно, под беззаконием и грехом, о которых говорит пророк, необходимо понимать некую наследственную греховность, которая от Адама преемственно распространяется на всех его потомков посредством физического рождения.

2. Сам грех Адама и Евы нередко именуется грехом – первородным, потому что он появился в первом роде людей и потому что был первым грехом в мире человеческом.

3. Первородный грех – не полностью тождественен в Адаме и его потомках. В Адаме уклонение от закона Божия было свободно, а в его потомках оно наследственно необходимое. Адам и Ева, свободно преступив заповедь, сделались лично виновными пред Богом. А мы лично не согрешили, но мы получаем в наследство от родителей, греховное состояние нашей природы.

4. Поэтому под первородным грехом Адама и Евы понимают и сам грех их, и греховное состояние природы, в которое они вошли через этот грех.

Следует различать два момента:

(а) Сам факт нарушения заповеди. У ап. Павла это греховное деяние прародителей, так же как и всякий греховный поступок человека, обозначается терминами преступление (Рим. 5:14), прегрешение (Рим.5:12).

(б) Греховное состояние естества – хамартия (Рим.5:13), которое стало результатом этого преступления. Это состояние преемственно переходит от прародителей на всех их потомков посредством физического рождения.

5. Впервые в истории термин «первородный грех» встречается у бл. Августина – как преступление, за которое все люди несут юридическую ответственность, как за свои личные грехи. Этот термин он ввел во время борьбы с пелагианами, отрицавшими наследственную поврежденность человеческой природы как таковую.

На Православном востоке этот термин точного аналога не имеет. Но термин «хамартия», в определенном контексте, очень четко соответствует понятию первородный грех.

6. Учение Павла. Подробное учение о первородном грехе предлагает св. ап. Павел. Это по существу единственное место в Н.З – 5 глава послания к римлянам, стихи с 12 по 21.

Человеческое естество переходит в греховное состояние. Апостол учит, что вследствие личного греха прародителей, человеческое естество переходит в греховное состояние, которое вместе со своими последствиями, в том числе и смертью, переходит на все потомство Адама и Евы. «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12).

После Адама смерть царствовала и над несогрешившими. В этих словах Апостола утверждается и всеобщность первородного греха и его родовой характер. Не правильно было бы понимать мысль св. ап. Павла, в том смысле, что все люди являются грешными и смертным, по причине личных грехов, в силу того, что грешат в подражание Адаму. Апостол утверждает: «Смерть царствовала и над не согрешившими подобно преступлению Адама, который есть образ будущего» (Рим.5:14).

Греховным становится нравственное состояние человека. Сущностью первородного греха является не только природное повреждение человеческого естества – тление и смерть. Следует учитывать духовно-нравственный аспект этого явления. У св. ап. Павла говориться, что грех Адама не только повредил наше естество, но «непослушанием одного человека, сделались многие грешными» (Рим.5:19), и в связи с этим мы все стали по природе «чадами гнева Божия» (Еф.2:3).

8. Сущность первородного греха. Для уяснения сущности первородного греха обратимся к толкованию блж. Диадоха Фатикейского на таинство святого крещения. Для святого действие греха и действие сатаны в естестве человека практически тождественны. Для блж. Диадоха греховность (хамартия) есть некое проявление того единения диавола и человека, которое произошло после грехопадения. В таинстве крещения происходит как бы перестановка сил в естестве человека: «До святого крещения благодать из вне предрасполагала душу к добру, а сатана скрывается в глубинах ее… Но с того самого часа, в который возрождаемся, демон выходит наружу, а благодать входит во внутрь». Таким образом, мы видим, что по учению блж. Диадоха грех – хамартия либо сам диавол, владычествующий над человеком, либо состояние души человека, находящегося во власти диавола.

Т.е. первородный грех это не просто повреждение человеческой природы, которое произошло в Адаме, и наследуется потомками прародителей. Это еще и особое духовное состояние, порабощенность человека князем тьмы.

9. Христос и Адам. Как и в 1Кор.15, св. ап. Павел противополагает двух Адамов: первого, которым грех вошел в мир, и второго, Который принес благодать.

Мысль о праотце Адаме, как о началоположнике человеческого греха и виновнике смерти, со всей очевидностью вытекает из выше цитируемого 12 стиха: «Как одним человеком грех вошел в мир и грехом смерть, так и смерть перешла на всех человеков, потому что в нем все согрешили» (Рим.5:12). Последствия греха Адама наследственно распространились на всех потомков Адама, лично не участвовавших в преступлении, а с дарованием закона грех стал преступлением, что означало его отягчение.

Ответом на умножение греха, в связи с дарованием закона, и было преизобильное излияние благодати, утверждающей жизнь вечную через Господа нашего Иисуса Христа. Жизнь вечная противополагается смерти, как последствию греха: «дабы, как грех царствовал к смерти, так и благодать воцарилась через праведность к жизни вечной Иисусом Христом, Господом нашим» (Рим. 5:21). Искупительный подвиг Христов заглаждает не только первородный грех Адама, но и все личные грехи его потомков.

Единому началу греха, в лице Адама, противостоит единый преизобильный источник благодати в лице Иисуса Христа: «Ибо, как непослушанием одного человека сделались многие грешными, так послушанием одного сделаются праведными многие» (Рим.5:19), к Которому приобщаемся не наследственно, а по вере в Него.

[Кассиан] Первое толкование вычитывает в ст. 12 законченную теорию первородного греха, как соучастия потомков в грехе предков. Эта теория находится в согласии с Новозаветным учением в целом (ср., например, Евр. 7: 9-10). Очень возможно, что Павел, говоря об Адаме, действительно думал о первородном грехе. Но даже если он о нем и не думал, его мысль в контексте отрывка ясна. Что грех действовал в роде человеческом и до Моисея, чрез которого был дарован закон, очевидно из того, что и в это время царствовала смерть, являющаяся наказанием за грех. Последствия греха Адама, который, как нарушение заповеди, был преступлением, распространялись на многих, не совершивших его преступления. С дарованием закона, грех стал преступлением, что означало его отягчение. Но единому началу греха, в лице Адама, противостоит преизобильный источник благодати, в лице Иисуса Христа. Ответом на умножение греха, в связи с дарованием закона, и было преизобильное излияние благодати, утверждающей жизнь вечную чрез Господа нашего Иисуса Христа. Жизнь вечная и противополагается смерти, как последствию греха. Надежда на жизнь вечную, к которой приводит Апостола третья хвала, есть, таким образом, та же надежда славы, о которой он говорил в первой и во второй хвале. Надежда славы в скорбях и в отдании себя Богу и есть, для ап. Павла, основание христианской нравственности.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 487 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.009 с)...