Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Эсхатология 1 и 2 Фесс. (сходство и различие)



1 и 2 Фесс. являются первыми по времени написания посланиями ап. Павла, дошедшими до нас. Считают, что они были написаны ок. 54 г. в Коринфе, одно за другим, в достаточно малый промежуток времени, относящийся ко второму путешествию ап. Павла. Он, проповедовав три недели в Фессалонике (Солуни) и будучи гоним иудеями, через Верею, где расстался с Силой и Тимофеем, и Афины, где держал речь в ареопаге (Деян. 17) и откуда послал Тимофея с поручением поддержать веру в только что родившейся солунской общине, дождался в коринфском доме Акилы и Прискиллы пришедших с новостями Силы и Тимофея (Деян. 18. 1-5), в ответ на которые и отправил свое первое послание к Солунянам. Наряду с радостными известиями выяснилось, что некоторые солунские христиане имеют некоторые нравственные недостатки несмотря на атмосферу гонения, воздвигнутого иудеями, а также испытывают серьезное беспокойство в связи с вопросами сроков Парусии и возможности спасения для тех христиан, которые умрут, не дождавшись Второго Пришествия Христова.

Апостол говорит о наших смерти и воскресении в связи со Смертью и Воскресением Христовыми, как и в Рим. 8; 1Кор. 15; 2Кор. 4, и что участь христиан, умерших до Второго Пришествия Христова и тех, христиан, что доживут до этого момента, не отличаются, и что прежде воскреснут мертвые, а затем и живые будут «восхищены… на облаках в сретение Господу на воздухе…» (4, 16-17). Об образе Пришествия Христова апостол говорит, что оно будет (в отличие от первого, тихого, уничиженного) всем видимым схождением с неба при возвещении гласом Архангела Михаила и звуке ангельских труб. Пришествие Христово будет неожиданным и неотвратимым, поэтому не стоит говорить «о временах и сроках», а необходимо «бодрствовать и трезвиться… облекшись в броню веры и любви и в шлем надежды спасения». Он придет, когда будут говорить «мир и безопасность», но жизнь христианина должна быть жизнью со Христом, независимо от того «бодрствуем ли, или спим» (5.1-10).

Во 2Фесс. апостол продолжает тему Парусии, и, обещая солунянам воздаяние за скорби, претерпеваемые в результате гонения от иудеев, описывает явление Христа во славе «могущества Его», «с Ангелами силы Его».

Но не надо смущаться «ни от духа, ни от слова, ни от послания» (видимо, у солунян ходило какое-то подложное послание, именованное как Павлово) и думать, что день Господень уже наступает.

Признаки Второго пришествия: усиление зла и отступление от веры (2 Фес. 1, 11-12); отъятие «Удерживающего» (2 Фес. 2, 7); появление антихриста (2 Фес. 1, 3-4, 9-10); воскресение мертвых (1 Фес. 4, 16).

Признаки приближения последних дней следующие: должно «придти отступление» – отступление от веры. Причем, отступление, по толкованию свв. отцов, и внутреннее (связанное с потерей того сердечного строя и устремленности к Богу, которым должны обладать истинные христиане), и внешнее, разнузданное, связанное с умножением ересей и сект и с формальным исполнением обрядовой стороны богослужения у именующихся христианами. Завершением этого отступления явится поклонение «человеку греха», пришествие которого тоже должно предшествовать Христову Пришествию. Черты антихриста, приводимые ап. Павлом, следующие: «Сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего», именующийся Богом «В храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога», человек, получивший от сатаны «всякую силу» «Знамениями, и чудесами ложными, и со всяким неправедным обольщением» уловляющего тех, кто не принял «любви истины для своего спасения». Таковым, «не принявшим любви истины, но возлюбившим неправду» Богом будет попущено впасть в «действие заблуждения, так что они будут верить лжи».

И «тайна беззакония уже в действии», но Фессалоникийцы знают от ап. Павла еще со времени его пребывания у них, что именно «не допускает открыться ему (антихристу (прим. П.Д.)) в свое время). По толкованиям этот удерживающий фактор – законная государственная власть, не допускающая хаоса и анархии в мире. Т.о., пока не будет проповедано Евангелие по всему миру и «пока не будет взят от среды удерживающий теперь», – по толкованию свв. отцов – Дух Святой, – время Парусии не пришло. Когда же Христос явится во славе, Он убьет антихриста «духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего» (2 Фесс. 2).

Сходство и различие [Польсков].

В I-ом послании к Солунянам, когда апостол Павел говорит о воскресении: «не хочу вас, братия, оставить в неведении об умерших» – он говорит «мы, оставшиеся в живых». Исследователи считают, что апостол Павел в это время верил, что он доживет до второго пришествия. Мы, кто останемся в живых, будет изменены и вознесены в сретение Христу. Напряженность эсхатологических ожиданий в этих ранних посланиях во всем. В более поздних эта напряженность не исчезнет, примет только иные формы. По-видимому, учение о воскресении, которое апостол Павел преподал христианам, оказалось не совсем верно понятым. Это понятно, для язычников учение о воскресении было радикально новое, что было привнесено и дано христианством. Чисто практический момент – христиане начали умирать, и было не совсем понятно, как они дождутся второго пришествия, если они уже умерли, видимо, было об этом смущение у солунских христиан. И они написали апостолу Павлу письмо с вопросом. Апостол вновь объясняет самое главное – о воскресении Христовом. Чувствуется напряженность эсхатологических ожиданий, есть ответ на поставленный вопрос и в условиях гонений, учение о Воскресении сконцентрировано на радостной встрече с Господом «итак с Господом будем». Вот цель воскресения. Это, в условиях гонений, утешение для молодой Церкви. Апостол Павел продолжает линию, которую Христос наметил в своих эсхатологических беседах. Призыв бодрствовать и оставаться бдительным, несмотря на то, что пришествие Христово произойдет очень скоро, тем не менее, надо бдеть и бодрствовать. Он говорит: «итак, не будем спать, как и прочие, но будем бодрствовать и трезвиться» (1 Фес. 5, 6). Как говорил Сам Христос, сроки пришествия неизвестны. «О временах же и сроках нет нужды писать к вам, братия, ибо сами вы достоверно знаете, что день Господень так придет, как тать ночью» (1 Фес. 5, 1-2). Христос отказался говорить ученикам, когда произойдет второе пришествие. Придет неожиданно, внезапно, так что надо бодрствовать.

Во II послании к Солунянам, которое либеральная критика учит полагать не Павловым, мы найдем отрывки, которые слово в слово повторяют отрывки из первого послания. Потрясает схожесть выражений. Но вдруг в I послании апостол Павел говорит: придет день Господень как тать в нощи, неожиданно придет. Во II послании описывает этапы, которые будут предшествовать эсхатологичскому свершению – не настанет все сие, пока не будет этого и этого. Кроме того, есть упоминание огненного крещения, как не характерного для апостола Павла. Либеральная критика говорит, что это псевдоэпиграф: автор цитирует первое послание, но эсхатологическая картина другая. Там неожиданность, а здесь этапы, открытие последнего свершения. Но послание не только иную эсхатологическую картину нам преподносит, а значительно уточняет эсхатологическую картину I послания. В I-ом сказано: придет день господень, как тать в нощи. Солуняне сделали такой вывод, что нужно все оставить и ждать Господа. Но апостол провозгласит во II-ом послании: кто не работает тот и не ест. Наверное, перестали и работать. Он пишет «не спешить колебаться умом и смущаться ни от духа, ни от слова, ни от послания, как бы нами посланного, будто уже наступает день Христов. Да не обольстит вас никто никак: [ибо день тот не] [придет], доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели» (2 Фес. 2, 2-3). Апостол Павел говорит: не спешите колебаться умом, когда вам говорят, что все свершилось и ничего не отделяет нас от второго пришествия. Да, он настанет, но, апостол Павел говорит, что не придет день Господень, пока не совершится этих событий. Он говорит об этапах эсхатологического свершения. Первый этап уже начался – Церковь уже гонима, сатана действует в мире через своих слуг. Второй этап будет в том, что день тот не придет «доколе не придет прежде отступление и не откроется человек греха, сын погибели, противящийся и превозносящийся выше всего, называемого Богом или святынею, так что в храме Божием сядет он, как Бог, выдавая себя за Бога» (2 Фес. 2:3-4). Апостол Павел использует слова из книги пророка Даниила 7-11 глава. Наконец, апостол Павел говорит, что тайна беззакония уже в действии, только она не совершится, пока не будет взят от среды удерживающий теперь. Третий этап есть то, о чем говорится в I Послании к Солунянам. Это и есть апокалипсис конечный. Тогда откроется беззаконник, которого Господь убьет Духом уст Своих и истребит явлением пришествия Своего. В антихриста уверуют те, кто не примет любви истинной. Любовь подает Христос. Кто отвергнет дар Христовой любви, те окажутся в опасности принять антихриста за Христа. В I послании апостол ублажал Христа как Подателя любви. В этом отношении II послание к Солунянам дополняет и развивает I.

План Послания Рим., время и место написания, адресаты Послания, основные темы.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 550 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...