Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Ни одна культура не является статичным образованием — и ней все всегда находится в движении, вся она — постоянно длящийся бесконечный поток событий и процессов. Определить культурную динамику на каком-то отрезке времени значит выделить в той или иной ее области такие изменения, которые приобрели упорядоченный, векторный характер, с присущими им общими темпо-ритмическими качествами, содержательной определенностью и сходной направленностью основных тенденции.
Типы культурной динамики на разных этапах исторического и социального развития. Раскроем сущность исторических стадии культурной эволюции человечества. В соответствии с этим представлением выделяется несколько стадий и модификаций культурной практики разных народов: культура архаического типа (как правило, это бесписьменные культуры); культура традиционного типа, культура современного типа. В свою очередь традиционные и современные культуры дополнительно членятся в зависимости от ведущих форм хозяйственных занятий и степени развития экономики.
Среди традиционных культур известны землепашенная, скотоводческая кочевая или полукочевая, скотоводческая оседлая культуры. Все эти разновидности объединяются под названием культуры доиндустриального общества. В культуре современного типа выделяются следующие стадии: культура индустриального и культура постиндустриального общества.
Выделение указанных исторических типов человеческой культуры помогает понять особенности общественной эволюции человека. Так, каждому типу и стадии соответствуют собственные разновидности хозяйствования; формы социальной регуляции и коммуникативных связей, а также виды и глубина духовного освоения мира. В современном мире сосуществуют различные типы культурной динамики, т. е. оказывается возможным синхронное существование исторически разнотипных культур. В современной российской культуре, например, одновременно развиваются этнические культуры, сохраняющие черты архаики (малочисленные народности Севера), народы с традиционной культурой (ряд коренных этносов Сибири и Дальнего Востока, Северного Кавказа.
Под факторами культурных изменен ий понимаются те движущие силы, источники и условия их реализации, которые лежат в основе данных изменений. Иx длительное взаимодействие между собой создает эффект исторической самоорганизации культуры. В определенных условиях действие тех или иных факторов выходит на первый план, что в рамках научного анализа рассматривается как причина конкретных изменений и сдвигов. Ниже выделим типы факторов, лежащих в основе культурных изменений.
Природно-ресурсные факторы связаны с наличием или истощением необходимых для общества ресурсов окружающей среды. Речь идет о тесной связи между природными ресурсами, климатом с такими областями культуры, как хозяйственные занятия, развитие орудий труда, образ жизни населения в целом. Нарушение равновесия между природно-ресурсной средой и указанными областями неизбежно сопровождается транс формациями внутри культуры.
Фактор пространственного размещения культурных форм связан с тем, что более плотное их размещение на территории (на пример, в городах), насыщенность культурных признаков в исторических центрах предполагают интенсивные изменения в обществе. Периферия культурного ареала связана с разреженностью культурных форм, с относительно слабым освоением территории, что вызывает замедленный темп социального развития и сравнении с центральными и урбанизированными регионами.
Фактор взаимодействия разных культур порождает диффузию достижений одного культурного сообщества в другое. При этом процессы взаимодействия культур не следует упрощать — они осуществляются через сложные механизмы освоения одних достижений и отталкивание других, через уничтожение традиций и созидание новых культурных форм, что может порождать конфликтное напряжение социальных сил как в культуре, транслирующей свои достижения, так и в принимающей культуре.
Фактор социальных институтов и отношений динамизирует одни культурные изменения и тормозит другие. Действие этого фактора проявляется в таких разнообразных социальных явлениях и процессах, как деления; смена поколений; социальные столкновения и революции, общественные движения, выступающие за что-то или против чего-то; социальная политика, поддерживающая активность одних социальных групп, нейтральная по отношению к другим группам и репрессивная по отношению к третьим, и т.п.
Духовно-идейный фактор включает в себя идеи, ценности целостные программы культурной активности. В наше время ни один исследователь не рискнет трактовать действие данного фактора в том смысле, будто «идеи правят миром». Часто духовные изменения происходят вслед за инновациями в материально-технических областях практики. Но есть немало свидетельств того, что духовные регулятивные программы определяли развитие важных сторон жизнедеятельности людей на протяжении длительных периодов времени, подчиняя себе практические сферы. Речь идет о мощных по силе воздействия религиозных программах действия (например, комплекс идей буддизма, христианства, ислама); о политических идеологиях (либеральная идеология, марксизм), о философско-нравственных идеях (конфуцианство в странах Дальнего Востока, философия Просвещения или модерна в Западной Европе).
Социальная значимость фактора рационального исследования и управления приобрела особую очевидность в современных условиях на фоне возрастания роли научной деятельности, информационных сетей, а также социальной политики, которую осуществляют органы власти, производственный менеджмент. Ярким проявлением действия данного фактора можно считать политику целенаправленной модернизации экономических и Политических отношений, осуществляемую государством.
Социологи выделяют несколько основных закономерностей в развитии культуры.
1) Зависимость типа культуры от природных и искусственных условий жизни общества и ее обратное влияние на их изменение.
2) Преемственность в развитии культуры. Она может быть временной (вертикальной) и пространственной (горизонтальной), позитивной (продолжение той или иной культурной традиции) и негативной (отрицание прежнею культурного опыта).
3) Неравномерность развития культуры, которая выражается в двух аспектах: а) расцвет и упадок культуры не совпадают с эпохами расцвета и упадка и других сферах общественной жизни, например, в экономике; б) сами виды культуры развиваются неравномерно. Так, сегодня при более или менее приличном уровне развития художественной культуры мы говорим об отсутствии политической культуры или катастрофическом состоянии культуры экологической.
4) Особая роль личности, человеческой индивидуальности в культурном процессе.
Большое значение для развития и функционирования культуры имеют качественные изменения в науке и технологии, открывающие новые возможности для производства и распространения культурных ценностей. Можно выделить три качественных скачка: появление письменности, позволившее сохранять многие произведения культуры и обмениваться ими; изобретение книгопечатания, благодаря которому резко увеличился объем распространения культурной продукции; современные достижения науки и техники (телевидение, видео- и звукозапись, голография, новые материалы в архитектуре и пр.).
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1619 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!