Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Типикон, его состав



Книга, называемая теперь Типиконом (от греческого слова типос – образец), носит и другие названия, например: «Устав». По преданию, автором ныне действующего у нас Устава, так называемого Иерусалимского, принято считать св. Савву Освященного (V в.). Представителем другой формы Церковного Устава, долго имевшей гораздо более широкое распространение, является св. Феодор Студит (IX в.). Его Устав был назван «отобраз, очерк». Церковный Устав (типикон) – книга, излагающая порядок совершения богослужения суточного круга (утреня, часы, литургия, вечерня, повечерие), седмичного (Октоих), месячного (Минеи), богослужений св. Четыредесятницы и св. Пятидесятницы, а также различные чины соединения этих служб при их совпадениях.

Типикон – содержит дисциплинарную и богослужебную части.

СОДЕРЖАНИЕ ТИПИКОНА (его состав)

По своему содержанию Типикон разделяется на два отдела, каждый отдел включает в себя 60 глав.

Причем, первый отдел в свою очередь можно разделить на три части:

I часть (1-46 гл.) – «Общая», содержащая общие указания, о богослужении в воскресные (Тип. 1-8 гл.), седмичные (9-11) и субботние дни (12-15 гл.);

указания о некоторых песнопениях (гл. 16-21), о священнодействиях (22-23), излагаются правила, как стоять в храме (26-31), указывается на образ жизни монашествующих (32-46).

II-я часть (47-51) – «Частная» содержит в себе указания о «знамениях» (знаках) праздников и исследования богослужений (указания) для всех дней в году как неподвижных, так и под­вижных.

III-я часть (52-60) – «Дополнительная» содержит в себе:

1) указания на краткие изменяемые молитвословия, устав которых неодинаков в разные дни оной и той же седмицы;

2) самые молитвословия, на которые в ней есть указания.

Второй отдел Типикона (60 глав) составляет так называемые «Храмовые главы», где указывается, каким образом должно совершать службу в храмовый праздник или святому при совпадении с другими праздниками. Храмовые главы в Типиконе имеют свой счет и расположе­ны так же, как последования во 2-й части Типикона, а именно:

С 1 до 25-й находятся главы о праздниках, какие быва­ют во время пения Минеи с Октоихом, т.е. с 1 сентября до не­дели Мытаря и Фарисея.

С 25 до 48 гл. – о храмовых праздниках, которые случатся во время пения Постной Триоди.

С 48 по 58 гл. — о храмовых праздниках, случившихся во время пения Цветной Триоди.

59 гл. – припевы, которые поются на 9-й песни канона в Гос­подские и Богородичные праздники.

60 гл. – Индиктион, Зрячую пасхалию и Лунник.

А в Типиконе, изд. 1954 г., в 60 гл. содержится Прило­жение с тропарями святых, службы которых содержатся в Допол­нительной Минее.

ПАСХАЛИЯ (краткие сведения)

В Типиконе, Следованной Псалтири, Требнике и в некоторых молитвословах есть таблица, называемая Пасхалией. В Типиконе и Псалтири годы Пасхалии выписаны на весь так называемый великий Индиктион (период времени в 532 года, в котором все календарные вычисления начинаются с 1-го года). Там в 9 столбцах стоят цифры: в 1-й графе – годы от Адама, т.е. от сотворения мира, во 2-й графе – лета от Рождества Христова, далее в графе идет круг солнца, круг луны, вруце – лето, основание и (обозначение уже не цифрами, а буквами) ключ границ.

ВРЕМЯ ПРАЗДНОВАНИЯ ПАСХИ

В продолжение первых двух веков после Рождества Христо­ва Церковью установлено строго определенное время празднова­ния христианской Пасхи. На Вселенском Никейском Соборе, бывшем в 325 г., святыми от­цами было согласовано и постановлено: «Праздновать Пасху пос­ле Пасхи еврейской, в первый воскресный день за полнолунием».

ОСНОВАНИЕ ПАСХАЛИИ

В пасхальных таблицах, помещенных при Уставе (Типиконе) и Следованной Псалтири, встречаются следующие термины: индиктион, индикт, круг солнца, вруцелето, круг луны, основа­ние, эпакта, ключ границы.

Индиктион – это великий пасхальный круг в 532 года. С 1941 г. начался 15-й Индиктион.

Сначала слово «индикт» – это 15-летний период сбора податей у римлян, разделявшийся на 3 срока по 5 лет. В память о Константине Великом даровавшего христианской вере полную свобо­ду, Церковь оставила счет времени по индиктам.

Кругом солнца называется период временив 28 лет, че­рез который все седмичные дни возвращаются на те же числа месяцев.Простой год содержит в себе 52 седмицы и 1 день, а високосный 52 седмицы и 2 дня, поэтому дни седмичные не приходятся в одни и те же числа месяцев, а каждый год переменяются. чтобы все дни седмичные возвратились на те же числа месяцев, надлежит пройти 7 простым годам и 7 високосным, который бывает через 3 года.

Вруцелетными буквами называются 7 начальных букв славянского алфавита: А,В,Г,Д… обозначающие последовательно семь целых чисел от 1 до 7 и соответствующие дням седмицы. Буквы располагаются так, что А соответствует первому воскресенью первого года творения и все воскресные буквы этого года совпадают с тою же самою буквою. Например: в 1957 году в Пасхальной таблице указано вруцелето – 3, это значит, что с марта 1957 года до марта 1958 года все числа месяцеслова, около которых стоит буква З, будут приходиться в воскресные дни.

Основание, есть число, показывающее возраст луны к 1-му, марта, например, 1957 г. имеет основание II, т.е. к 1 марта 1957 года, луна будет иметь возраст 11 дней.

Эпакта -в нашей Пасхалии называется число, дополняющее основание до 21, когда основание меньше этого числа, или до 51, когда основание более 21, это делается для того, чтобы узнать конец ветхозаветной Пасхи.

Ключом границ, или ключевыми буквами, назыв. 35 букв славянской азбуки, соответствующие тридцати пяти дням, которые заключаются между ранним и поздним пределами Пасхи, т.е. меж­ду 22 марта и 25 апреля. Ключевые буквы указывают на сколько дней Пасха удалена от 21 марта и служит как для определения самой Пасхи, так и всех зависящих от нее праздников и постов.

Православную Пасху должно праздновать:

1) после иудейской,

2) в воскресный день,

3) этот воскресный день должен приходиться после первого полнолуния, которое наступит после весеннего равноденствия,

4) если случится, что в то же воскресенье совпадет и иудей­ская пасха, то христианская Пасха должна праздноваться в следующее за ним воскресенье. Эти условия, которым должна удовлетворять Православная Пасха, категорически предписаны следующими правилами. Апостольские 7, 70, определением 1-го Вселенского собора, Антиохийского поместного собора I, Лаодикийского поместного собора 37. Примечание: Чтобы отыскать по пасхальной таблице в Сле­дованной Псалтири или Типиконе день празднования Пасхи, надо в первом отделе (Обращение индиктиона), против данного года, заметить ключевую букву и потом отыскать эту букву во втором отделе (Пасхалия зрячая); под этой буквой и указан день празд­нования Пасхи со всеми, зависящими от него праздниками и вре­менами церковными. При этом необходимо помнить, что церковный год начинается с 1 сентября, т.е. прежде гражданского четырь­мя месяцами, а потому вычисленный под ключевою буквою искомого года седмичный день праздника Рождества Христова в граждан­ском счислении будет относиться не к этому, а к предшествую­щему году.

13. Пение библейских текстов за богослужением: псалмы, библейские песни, прокимен, антифон.

Библейские тексты – тексты Св. Писания. Крупные отрывки Св. Писания, которые входят в богослужение – чтения: Четвероевангелие (на литургии, на утрени: воскресной и полиелейной, утрене Великого Пятка – «Двенадцать Евангелий»; на вечерне: вечерня первого дня Пасхи, вечерня в Великий Пяток; на царских часах в Навечерия Рождества и Крещения, а также в Великий Пяток, на часах в первые три дня Страстной седмицы); Апостольские деяния и послания (чаще всего и в основном читаются на литургии, еще на царских часах). Евангельские тексты составляют еще и некоторые неизменяемые части богослужения: на вечерне молитва прав. Симеона Богоприимца Ныне отпущаеши, Отче наш – молитва Господня; на великой вечерне, входящей в состав бдения – Богородице Дево начальные слова обращения Архангела Гавриила ко Пресвятой Деве; на утрени шестопсалмие начинается песнью Ангелов Слава в вышних Богу; по 8-ой песни канона поется песнь Пресвятой Богородицы Величит душа Моя Господа; на великопостной и будничной утрени в заключительной части также читается Отче наш; на литургии, хотя и не во все дни года, но, как правило, третий антифон Во Царствии Твоем, так называемые «Блаженны» («Во Царствии Твоем помяни нас, Господи...», – первые слова построены по образу молитвы благоразумного разбойника, а дальше – «Блажени плачущии...» – заповеди Блаженств из Нагорной проповеди).

Крупными текстами Ветхого Завета являются паримии (греч. – притча, образ). Они читаются на великой вечерне, в первой ее части, и образуют некие циклы (Богородичные, на Господские праздники, преподобнические, святительские и т.д.; в Великую Субботу на вечерне читаются 15 паримий с пророчествами о тридневном Воскресении Спасителя, в будние дни Великого поста на вечерне читаются паримий из книги Бытия и книги Притчей).

Самой широко применяемой при богослужении частью Ветхого Завета является Псалтирь. Псалтирь читается кафизмами (их в Псалтири двадцать); по одной кафизме, по две, по три. Основа службы, практически все неизменяемые тексты взяты из Псалтири. Устав предписывает усердно, часто и много читать Псалтирь. В обыкновенное время года Устав распределяет чтение Псалтири так. Каждую седмицу Псалтирь должна быть прочитана полностью один раз. От начала чтения Псалтири в субботу вечером на вечерне – поэтому поется Блажен муж, первая кафизма, – до субботы утра. Во время Великого поста за каждую седмицу Псалтирь прочи­тывается дважды.

Прокимен – (греч. предлежащий) – краткое изменяемое молитвословие, состоящее преимущественно из строк псалмов (за исключением литургийного прокимна «Величит душа Моя Господа» (Лк. 1; 46-48), читаемого в праздники, посвященные Богородице). В IV-V вв. прокимном являлся псалом, предварявший богослужебное чтение из Нового Завета. Впоследствии текст прокимна сократился и в настоящее время малый прокимен состоит из двух строф, а великий – из пяти строф.

Великий прокимен возглашается священником (или дьяконом) на вечерне. Они положены только на великие праздники Господни, а также на воскресенья Великого поста, кроме недели Ваий.

Малый прокимен возглашается: а) священником (или дьяконом) перед чтением Евангелия на воскресной и праздничной утрене; б) чтецом перед чтением Апостола или паримии на литургии и на других богослужениях, содержащих чтения Апостола или паримии. Прокимен поется таким образом: после возглашения каждой строфы хор повторяет первую, после последней строфы возглашается половина первой, которую хор поет до конца. В прокимнах, обыкновенно заимствованных из Св. Писания, выражается кратко смысл или последующего чтения или службы дня.

Из текста Псалтири берутся аллилуиарии. Чтец на литургии возгласил прокимен со стихами, хор пропел, затем читается Апостол, чтец объявляет: «Аллилуйя, глас вторый...»; хор поет Аллилуйя. Чтец читает стихи-аллилуиарии, а хор поет Аллилуйя к каждому стиху.

Из Псалтири обычно берется еще один краткий богослужебный текст, он называется киноник, – причастный стих. Это текст поется на литургии после того, как священник возглашает: «Святая святым», хор поет: «Един свят...» и затем – краткий стих, который меняется в зависимости от дня седмицы или праздника. Этот стих и называется киноник, или причастен. Берется из Псалтири. Каждому прокимну соответствует свой киноник.

Текстами из Св. Писания являются библейские песни, которые во все дни года, кроме Страстной и Пасхальной седмиц, а также четверга 5-й седмицы Поста должны сопровождать пение канона. На приходах повсеместно их употребляют лишь в будни Великого поста.

Песни Священного Писания или библейские песни – тексты Ветхого и Нового Заветов. Первая песнь – из книги Исход (гл. 15), та песнь, которую воспел древний Израиль, выйдя из волн Чермного моря «Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море...».

2-й песнь -взят из книги Второзаконие (гл. 32). Она исчезла не сразу. Выдвигаются разные теории о причинах исчезно­вения второй песни. 3-я песнь – из первой книги Царств (гл. 11), песнь пророчицы Анны, матери пророка Са­муила; она имеет хвалебный характер. 4-я песнь – из книги пророка Аввакума (гл. 3). 5-я – из книги пророка Исайи (гл. 26). 6-я – песнь пророка Ионы (гл. 2), молитва во чреве ки­та, это вопль к Богу о помиловании. 7-я и 8-я – из книги пророка Даниила, это слова, которые говорили три отрока в пещи огненной. 9-я – песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46-55) Песнь эта, по Уставу, должна петься не с тропарями канона, а с особым припевом, который и дал название этому тексту – Честнейшую. 10-я песнь - Захарии о рождении сына – Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79) – эта песнь связана с 9-й песней канона.

Библейские песни бывают вседневные, праздничные и великопостные. Они стихословятся точно так же, как псалмы со стихи­рами. Сначала поется сплошь текст песен, потом к каждому стиху – тропарь канона.

Антифон (греч. звучащий в ответ) – песнопение, которое попеременно постишно поется двумя хорами. Антифонное пение, по-видимому, стало употребляться в церкви с II в. Поются на праздничной вечерне, праздничной или воскресной утрене, на литургии Иоанна Златоуста и Василия Великого (а также на изобразительных). На вечерне антифоном служат стихи из 1, 2 и 3 псалмов. На утрене поются так называемые степенные антифоны, темой которым послужили степенные псалмы 119-133. На литургии антифонами являются: в будние дни – стихи 9, 92, 94 псалмов, в воскресные и праздничные дни так называемые изобразительные антифоны 102, 145 псалмы и блаженны, а в праздничные дни, посвященные Иисусу Христу – особые, праздничные антифоны.

14. Жанры христианской гимнографии: отпустительный тропарь, седален, ипакои, ексапостиларий, стихира, кондак, канон.

Гимнография – церковное песнотворчество.

Тропарь – особая песнь, прославляющая праздник святого или события.

Тропарь (греч.) – вращаю, обращаю. Это значит, что тропарь – это строфа, которая должна пе­ремежаться с другими текстами. И название «тропарь» говорит о том, что этот текст должен быть «удобообращательным». Должно быть удобно перемежать (обращать) его с другими текстами.

Содержит: основное песнопение праздника (суть его содержания); -из них составляют канон; -припеваются на блаженных.

Тропарь исходно представлял собой краткое песнопение музыкально-поэтический комментарий к богослужебным чтениям Ветхого и Нового Заветов. С развитием церковной гимнографии возникло несколько типов тропарей: ирмос и тропари канона, стихира, ипакои, кондак и др. В настоящее время тропарем называется краткое песнопение, посвященное празднику, к.л. святому, данному богослужению и т.п. Мелодия тропарей подчиняется гласом.

Тропарь отпустительный – краткое заключительное песнопение, прославляющее праздник, святого или иконы. В 52-й главе, 3-й части Типикона, содержатся указания об опустительных тропарях и кондаках, как они поются на вечерне, на повечерие, на утрене, на часах и на Божественной Литургии. В 55-й главе Типикона находятся отпустительные тропари, кондаки и светильны, а также – прокимны, Апостолы (т.е. указания на зачала) и причастны для каждого дня седмицы.

СЕДАЛЕН есть текст, следовавший за кафизмой, при чте­нии или пении которого раньше, как и во время кафизм, дозво­лялось садиться. По своей сути является разновидностью тропаря. Читается по кафизмех на утрени, По 3-й песни канона, По полиелее.

Седальны соответственно указаниям Типикона берутся или из Октоиха, или из Минеи, или из Триоди. После седальна последней кафизмы читается 50 псалом. За 50 псалмом следует канон.

ИПАКОИ – (греч. внимание, послушание) – краткое изменяемое песнопение, поется или читается на воскресной утрене (перед антифонами), повечерии и полунощнице (вместо тропарей), на праздничных утренях праздников Рождества Христова, Богоявления, Пасхи и др. (после третьей песни канона), а также в составе пасхальных часов. Ипакои посвящены Воскресению Христову или событиям праздников.

В те воскресные дни, когда празднуется святой, которому полагается петь полиелей. Богородичный праздник или Сретение Господне, за ипакой полагается читать или петь седальны святого или праздника. За седальными (или ипакои) поются или читаются особые антифоны, называемые степенны.

ЕКСАПОСТИЛАРИЙ (или светилен) – от (греч.) «посылаемый» – особое песнопение на утрене, содержание которого по большей части заимствовано из Евангелия (соответствующего). На православном Востоке светильнами называются только светильны Октоиха, используемые в Великий Пост (соответ­ствующие тексты Минеи там называются ексапостилариями). В этих великопостных светильнах по­стоянно используеся образ света, божественного просвещения («Свет возсияй, Господи, душу мою очисти…»). С точки зрения формы – светилен звучит в конечной части утрени, в той части, когда близок возглас «Слава Тебе, показавшему нам Свет». В разных системах закрепились разные названия. В системе Миней – светилен. В системе Октоиха – ексапостиларий (в Октоихе есть и светильны, они употреб­ляются в Великий пост). Порядок пения светильнов и экзапостилариев регулируется 16-ой главой Типикона.

СТИХИРА – вид тропаря – краткое песнопение, поется на стих псалма. Первая половина стиха возглашается канонархом, вторая поется хором, после чего поется стихира. Различаются стихиры: на «Господи воззвах» – на псалмы 140, 141, 129, 116, поются на вечерне после кафизмы: на стиховны, т.е. на стихи разных псалмов, поются в конце вечерни и в конце вседневной утрени; на хвалитех – на псалмы 148, 149 и 150, поются на утрене перед Великим славословием. Стихиры псалмов посвящены воспоминаниям дня. Существуют: евангельские стихиры, которые поются в воскресные дни после стихир на хвалитех, посвящены Евангелию, читаемому на утрене; литийные стихиры (см. лития) и стихиры отпевания, которые поются без стихов псалмов. По уставу псалмы полагается читать перед пением стихир, в настоящее время тексты псалмов не читаются, за исключением тех стихов, на которые поются стихиры. Мелодия стихир подчинена гласом.

Виды стихир:

Ст. на «Господи воззвах»: (вечерня; 140,141, 129, 116 Пс. – эта неизменяемая часть есть в Часослове) – к ним препеваются стихиры (10, 8, 6, 4 – в зависимости от значимости праздника по месяцеслову). Исключение: среда 5-й седмицы В.П. – 30 стихир, Благовещание – 11 стихир, стихиры на Славу и Ныне в счет не входят.

Ст. на литиии: (вечерня) – поются без стихов (от 1-9); Поются при выходе на праздничную литию.

Ст. на стиховне: (в чинопоследовании утрени бывают только на будничной) для них нет постоянных стихов Пс. И каждый раз выбираются особенные стихи. Их как правило 3, но бывает и 4.

Ст. по 50-м Пс. (утреня; праздничная утреня, когда совершается полиелей или бдение). На всенощной всегда: «Воскресе Иисус от гроба …»

Ст. на хвалитех: (утреня; нач.148, 149, 150 Пс. – в Часослове) – их может быть 8, 6, 4.

Евангельская стихира: (поется только на воскресном всенощном бдении; находится в Октоихе, в приложении). Зависит от Евангельского чтения. Поется на Славу в цикле стихир на хвалитех.

КОНДАК – Основоположник Роман Сладкопевец (Мелод) (1 пол. VI в.). Древние кондаки – многострофные (ок. 20-30) поэмы. С VIII в. кондак как жанр вытесняется каноном. В современном богослужении сохранились две строфы, называемые кондаком и икосом, которые читаются или поются после шестой песни канона. Этот же кондак читается на часах. Исключение составляет сохранившийся полным кондак, который поется и читается при отпевании священника или архиерея. Кондаками также называются строфы акафиста.

КАНОН (греч. правило) – жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.л. праздника или святого. Входит в состав богослужений утрени, повечерия, полунощницы и некоторых других. Канон делится на песни, каждая песнь состоит из ирмоса и 46 тропарей (в песнях некоторых канонов тропарей больше, напр., в Великом каноне св. Андрея Критского до 30). Темой каждой песни являются библейские песни (которые в древности читались перед песнями канона, а в настоящее время читаются только на богослужениях утрени Великого поста). Число песен канона может быть 3, 4, 8 и 9. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы (по их имени названа такая книга, как Триодь – трипеснец). Девятипесенный всего один – Великий канон св. Андрея Критского. Восьмипесенные – это девятипесенные каноны, в которых пропущена вторая песнь. Ирмос является связующим смысловым звеном между содержанием библейской песни и основной темой канона, выраженной в тропарях. Между 8 и 9 песнями канона утрени поется песнь Богородицы «Величит душа Моя Господа...» (Лк. 1; 46-55) и припев, прославляющий Богородицу «Честнейшую Херувим...». В некоторые из двунадесятых праздников вместо песни Богородицы поются особые праздничные песнопения. В славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии. Как жанр канон появился в середине VII в. и к VIII в. вытеснил древний кондак.

15. Гимнографический канон: структура, связь библейских песен и песней канона. Употребление канонов за богослужением.

КАНОН (греч. правило) – жанр церковной гимнографии: сложное многострофное произведение, посвященное прославлению к.-л. праздника или святого. Канон состоит из песен. Максимальное и нормативное число песен – девять, но вторая песнь практически всегда отсутствует и поэтому большинство канонов состоит из восьми песен. Такие каноны, называются полными. Бывает, что канон состоит из 2-х, 3-х или 4-х песен. Слово трипеснец дало назва­ние книге Триодь, но существуют и другие неполные каноны: двупеснцы и четверопеснцы. Не­полные каноны встречаются в системе Триоди, но есть они и в Минее. Трех и четырехпесенные каноны употребляются в богослужениях Великого поста и Пятидесятницы. Девятипесенный всего один – Великий канон св. Андрея Критского. Как жанр канон появился в середине VII в. и к VIII в. вытеснил древний кондак. Первые каноны были написаны св. Андреем Критским и св. Иоанном Дамаскиным.

Построение: Каждая песнь состоит из ирмоса и тропарей канона. Слово «тропарь» в данном случае означает не центральное и главнейшее песнопение праздника, а имеет более широкое значение: это некая гимнографическая строфа из службы. Буквально значение слова «ирмос» «сцепление», «соединение» или «связь». Ир­мос связывает песни канона и играет моделирующую, определяющую роль. Во-первых, канон по пра­вилам должен петься весь целиком (как мы поем канон на Пасху или молебный канон Божией Мате­ри), и ирмос определяет напев: как поется ирмос, так же, на этот напев, поются и тропари соответствующей песни канона.

Существуют и библейские тексты, связанные с каноном. Это песни Священного Писания или библейские песни – тексты Ветхого и Нового Заветов

Песни Священного Писания или библейские песни – тексты Ветхого и Нового Заветов. Первая песнь – из книги Исход (гл. 15), та песнь, которую воспел древний Израиль, выйдя из волн Чермного моря «Поим Господеви, славно бо прославися. Коня и всадника вверже в море...».

2-й песнь -взят из книги Второзаконие (гл. 32). Она исчезла не сразу. Выдвигаются разные теории о причинах исчезно­вения второй песни. 3-я песнь – из первой книги Царств (гл. 11), песнь пророчицы Анны, матери пророка Са­муила; она имеет хвалебный характер. 4-я песнь – из книги пророка Аввакума (гл. 3). 5-я – из книги пророка Исайи (гл. 26). 6-я – песнь пророка Ионы (гл. 2), молитва во чреве ки­та, это вопль к Богу о помиловании. 7-я и 8-я – из книги пророка Даниила, это слова, которые говорили три отрока в пещи огненной. 9-я – песнь Пресвятой Богородицы «Величит Душе Моя Господа» (Лк. 1; 46-55) Песнь эта, по Уставу, должна петься не с тропарями канона, а с особым припевом, который и дал название этому тексту – Честнейшую. 10-я песнь - Захарии о рождении сына – Иоанна Крестителя (Лк. 1; 68-79) – эта песнь связана с 9-й песней канона.

Библейские песни бывают вседневные, праздничные и великопостные. Они стихословятся точно так же, как псалмы со стихи­рами. Сначала поется сплошь текст песен, потом к каждому стиху – тропарь канона. В славянских переводах единство метрики нарушено, поэтому ирмос поется, а тропари читаются. Исключение составляет пасхальный канон, который поется целиком. Мелодия канона подчиняется одному из восьми гласов. В воскресения и праздники на утрене после песен поются катавасии.

В ирмосе той или иной песни может пересказываться содержание ветхозаветного события, соответствующего этой песне. Ирмо­сы 6-й песни – это часто покаянные ирмосы, обращение из глубины греховной. Ирмос 9-й песни посвящен Божией Матери, там говорится о воплощении Бога-Слова.

Ирмосы многих великих праздников, например. Рождества: «Христос раждается, славите, Христос с небес, срящите...» – 1-я песнь канона (нет ни слова о переходе через Красное море), но все равно, внутренне все ирмосы коренятся в песнях Св. Писания. Ирмос - связка: по содержанию он связан с песнями, а по форме с тропарями канона.

Канон занимает центральное место на утрени; без канона нет утрени. Каноны также поются на повечерии, воскресной полунощнице (это богослужения времени), а из богослужений Требника – на Елеосвящении, панихиде, отпевании, молебне.

16. Ектении: их виды и место в богослужении. Священнические молитвы и возгласы вечерни, утрени и Литургии.

Ектения (букв. по-гречески – «распространение», также значит «усердный», т.е. усердное моление) – название ряда молитвенных прошений, составляющего существенную часть всех церковных богослужений; возглашается диаконом (или священником, если служба церковная совершается без диакона) и заключается возгласом священника; каждое прошение сопровождается со стороны клироса одним из припевов: «Господи, помилуй», «подай, Господи», «Тебе, Господи». Широкое распространение ектений началось с устава Софии Константинопольской. Екте­ньи произносит дьякон, поэтому ектенья редко содержит саму молитву. Можно выделить одно прощение: «Заступи, спаси, помилуй и сохрани нас, Боже, Твоею благодатию» – это, собственно, сама молитва. Главные виды ектений: великая, просительная, сугубая и малая.

Великая ектения, начинающаяся словами: «Миром (т. е. в мире друг с другом и со всеми) Господу помолимся», – самая древняя: основной текст ее читается еще у Климента Александрийского (ум. 217). Она состоит обычно из 11 прошений. Великая – Мирная, всегда неизменна + прошения по случаю. Возглас священника: «Яко подобает …» (совершается в начале вечерни, утрени и Литургии).

В ектении просительной «Исполним (утреннюю или вечернюю) молитву нашу» молящиеся просят дня сего (или вечера) совершенна, свята, мирна в безгрешна; ангела мирного, верного наставника, хранителя душ и телес; всего доброго и полезного душам, мира всему миру; чтобы кончина жизни была безболезненна, непостыдна, мирна; чтобы иметь добрый ответ на суде Христовом. В Великой и сугубой ектений, по распоряжению высшего церковного управления, нередко на время присоединяются другие, имеющие отношение к каким-либо чрезвычайным обстоятельствам времени (напр. во время эпидемий).

Сугубая ектения (двойная, усиленная) начинается словами: а) полная: «Рцем вси…». Припев: «Господи, помилуй»; б) сокращенная: «Помилуй нас, Боже…» (на мал. вечерне, в нач. утрени, на двупсалм., на Пасхальной полунощн.). Припев: «Господи, помилуй» 3-жды.

Малая ектения состоит лишь из трех прошений и начинается словами: «Паки и паки Господу помолимся». Кроме исчисленных четырех главных ектений есть еще ектении: 1) об оглашенных (остаток глубокой древности) и 2) об умерших. Обе ектении произносятся на литургии, а последняя, кроме того – на панихидах и при погребении умерших. Наконец, на всех чинопоследованиях (при совершении таинств и т. д.) произносятся особые ектении, содержание которых приспособлено к предмету священнодействия.

СВЯЩЕННИЧЕСКИЕ МОЛИТВЫ.

Эти молитвы в основном читаются тайно. Это молитвы литургии, но и богослужение времени содер­жит тайные молитвы священника. На вечерне это молитвы светильничные, которые читаются во время чтения 103-го псалма на будничной службе (священник выходит на солею и стоит перед Царскими вра­тами), а на бденной – во время пения 103-го псалма (ныне на практике это происходит в алтаре). Светильничные молитвы древнее предначинательного псалма, сначала они относились к «антифонам вечерни», т.е. к псалмам, которые пелись по стихам с припевами, аналогично припевам нового времени к «антифонам на литургии». Число этих молитв - есть священное число, соответствующее семи дням творения и промышления. Зажигание в это время светильников – прекрасный символ ветхозаветных упований.

На утрени – особые молитвы: во время чтения шестопсалмия, по прочтении трех псал­мов, священник выходит и молится перед Царскими вратами. Шестопсалмие – это покаянный вопль о помиловании, и священник зримо является нам как ходатай о наших согрешениях пред Богом.

Возгласы. Возглас – начало богослужения – всегда произносит священнослужитель. В нашем богослужении ис­пользуются три возгласа. Самый торжественный: «Благословенно Царство...» – этим возгласом начина­ются только три таинства: Евхаристия, Крещение и таинство Брака, а, кроме того, новогодний молебен. Следующий по торжественности возглас: «Слава Святей, и Единосущней, и Животворящей, и Нераздельней Троице, всегда, ныне и присно и во веки ве­ков» (кратко его называют Слава Святей). Этот возглас звучит на утрени и в начале всенощного бде­ния, а также благодарственного молебна. Все остальные богослужения (малая вечерня и др.) и чинопоследования начинаются возгласом «Благословен Бог». Каждый из этих возгласов имеет свою особенность. Возглас «Премудрость», то по контексту «Свете Тихий» и «Премудрость» относились к Господу Иисусу Христу. В практике древнерусской Церкви здесь произош­ло такое изменение. Тогда диакон произносил слова: «Премудрость, прости. Свете Тихий», а певцы или чтец продолжали, начиная от слов «Святыя славы» до конца, почему и сама песнь в ХVI в. на­зывалась «Святыя славы».

Возгласа: «Мир всем», то он является при­ветствием, происходящим от Самого Господа Иисуса Христа («Мир вам» Ин. 20,19-26).

Возглас: «Вонмем» – встречался уже в памятниках IV века. Возглас: «Премудрость» – сравнительно более позднего происхож­дения. Он встречается в памятниках VIII-Х вв.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 2549 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...