Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Болконские. 6 страница



Люблю дымок спаленной жнивы,

В степи ночующий обоз

И на холме средь желтой нивы

Чету белеющих берез.

Поэт ненавидел самовластие и тиранию, презирал свое поколение, не способное к борьбе. Эти мысли звучат в "Думе":

К добру и злу постыдно равнодушны,

В начале поприща мы вянем без борьбы:

Перед опасностью позорно малодушны

И перед властию - презренные рабы.

Лермонтов был в отчаянии, так как не видел правильного и благополучного пути, по которому могла бы пойти Россия. Его не удовлетворяло ее настоящее, но и не менее безотрадным представлялось будущее. Страдания поэта усиливались в связи с тем, что современники не понимали главного:

Провозглашать я стал любви

И правды чистые ученья:

В меня все ближние мои

Бросали бешено каменья.

Он сознавал свою отчужденность и одиночество. Эти мотивы воплотились в ряде основных образов его поэзии: парусе, пустыне, пальме, утесе и многих других. В стихотворении "Листок" Лермонтов сравнивал свою судьбу с судьбой одинокого листка, обреченного, как и он сам, на скитания:

Дубовый листок оторвался от ветки родимой

И в степь укатился, жестокою бурей гонимый;

Засох и увял он от холода, зноя и горя

И вот наконец докатился до Черного моря.

О своей неприкаянности поэт говорил в стихотворении "Парус". Он предпочитал жизнь, полную радостей и страданий, спокойному, равнодушному существованию:

Под ним струя светлей лазури,

Над ним луч солнца золотой...

А он, мятежный, просит бури,

Как будто в бурях есть покой!

Разлад между мечтами и действительностью был слишком велик. В результате Лермонтов перестал верить во взаимопонимание между людьми и в любовь. Она приносила ему не радость, а грусть:

Я жить хочу, хочу печали

Любви и счастию назло:

Они мой ум избаловали

И слишком сгладили чело.

Жизненная трагедия поэта, его внутреннее одиночество определили драматичность его творений и романтическое видение мира. Лирический герой Лермонтова очень похож на него самого. В молодости его сравнивали с Байроном, так как он начал с подражания ему. Поэт вовсе не отказывался от внутреннего родства с ним, но всегда хотел быть иным:

Нет, я не Байрон, я другой,

Еще неведомый избранник,

Как он, гонимый миром странник,

Но только с русскою душой.

Судьба Лермонтова была более трагична. Он считал себя прежде всего национальным поэтом, обличителем и понимал, что выбранный им путь правдивого художника российской действительности неизбежно повлечет за собой его смерть, которая окончательно довершит разочарование в жизни и поставит точку в поединке Лермонтова с нею.

Итак, все творчество поэта - это его размышления о смысле существования, судьбе своей Родины, о смерти и вечности. Темы, к которым он обращался, очень актуальны в наше время, когда Россия находится на историческом перепутье, когда разрушилось все то, что в течение почти восьмидесяти лет считалось непоколебимым и в чем большинство людей даже не сомневалось. Сейчас особенно остро встали вопросы о путях выхода из экономического и политического кризиса и ответственности каждого человека за судьбу России. Поэтому неудивительно, что к стихам Лермонтова обращаются очень многие. Ведь это поэт и гражданин, который глубоко любил свою Родину и учил не только своих современников, но и потомков справедливости, доброте и умению понимать и чувствовать прекрасное.

17. В чем своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова? (Билет 23)

Вариант 1

Патриотические мотивы занимают значительное место в лирике Лермонтова. Родина, ее история всегда интересовала поэта. Героичес­кое прошлое России нашло отражение во многих стихах Лермонтова.

Стихотворение «Бородино» написано в 1837 году, в год 25-ле­тия Отечественной войны 1812 года. Несмотря на торжественность и значимость даты, стихотворение лишено помпезности. О Боро­динском сражении рассказывает обыкновенный солдат-артиллерист. Лермонтову удается в стихотворении достоверно рассказать о про­исходившем на поле боя. Яркая, живая речь рассказика, пересыпан­ная солдатскими словами и выражениями, рисует живую картину боя. На поле сражения мы не видим полководцев, но чувствуем еди­нение русского войска от генерала до солдата. Нельзя не отметить, что, говоря о славных победах прошлого, рисуя портреты «богаты­рей», Лермонтов с досадой замечает:

Да, были люди в наше время,

Могучее, лихое племя: Богатыри - не вы.

В этих словах слышатся нотки сожаления о былой славе Рос­сии, нынешнее поколение не вызывает такого восхищения у поэта.

Стихотворение «Родина» (1841) - попытка поэта собрать все, что ему дорого в родной стране. В отличие от знаменитой триединой формулы величия России (в 1830 г. министр просвещения С. С. Уваров сформулировал это так: «православие, самодержавие, народность»), он любит «её степей холодное молчанье». Наверное, внутреннее одиночество побуждает его особенно ценить суровость родной при­роды. Горячая душа поэта, зовущая к безграничности, заметит что-то родное в «лесов безбрежных колыханье». Любовь к морю, мятеж­ному, изменчивому, волнуемому, бесконечному, переходит и в лю­бовь к «разливам рек её, подобным морям». Жизнь поэта была веч­ным скитанием и поисками родного тепла, которое где-то брезжило, но не приближалось.

Усталость странника заставляет любить простой и надежный лад деревенской мирной жизни. При одиночестве поэта ему дорога «чета белеющих берез», при его горечи радостна «пляска с топаньем и свис­том», при его сложности - «говор пьяных мужичков».

Россия Лермонтова - это русская народная жизнь и природа. Лермонтов выделяет то, на что до него никто из поэтов не обращал свои взоры: «чета белеющих берез», «заветные преданья», «пляска с топаньем и свистом», «говор пьяных мужичков». Лермонтову уда­ется поэтизировать простой крестьянский быт.

Стихотворение «Родина» - это объяснение в любви:

Люблю отчизну я, но странною любовью.

Странность любви заключается, видимо, в ее простоте и чело­вечности, когда отметается все «высокое»: «слава, купленная кро­вью» (самодержавие), «полный гордого доверия покой» (народ­ность), «заветные преданья» (православие). Ираклий Андронников в книге «Лермонтов. Исследования и находки» (1964 г.) пишет: «Лер­монтов все яснее понимал, что его любовь - в любви к народу, к демок­ратической России. Об этом он и говорит в своем удивительном стихотворении «Родина», образы которого зародились у него во время путешествия на Кавказ весною 1840 года».

Стихи Лермонтова, несмотря на глубину и серьезность темы, можно скорее назвать лирическими размышлениями, раздумьями. Это больше походит на объяснение в любви.

Вариант 2

М.Ю.Лермонтов горячо любил свою Родину, народ, историю. Он, подобно другим русским поэтам, часто обращался к истории своей страны, описывал в поэтической форме те ее эпизоды, которые говорят о вольности и бунтарстве, так, в ранней своей поэме "Последний сын вольности" он воспевает гордого славянина, вызвавшего на бой варяжского пришельца Рюрика. Любовь к Родине чувствуется во многих стихах поэта. В "Тучах" он говорит, что ему жаль уезжать "с милого севера". Но эту любовь Михаил Юрьевич понимает иначе, чем представители светского общества. Он не объединяет родину с теми, кто держит народ в рабстве и невежестве, с самодержавием.

Я считаю, что лучше всего патриотические мотивы у Лермонтова выражены в стихотворении "Родина". Здесь поэт в лирической, задушевной форме повествует о том, что же он любит в отечестве, о своей к нему "странной любви".

Странная она потому, что не "шевелят отрадного мечтанья" в нем

...ни слава, купленная кровью,

Ни полный гордого доверия покой,

Ни темной старины заветные преданья...

За славу на Кавказе Лермонтов сам проливал кровь, он знает ее цену. Покой, обещанный царем, не радует его мятежную душу, потому что навевает "холодный сон могилы!", а темная старина, заполненная угнетением и бунтом, не дает надежды на будущее.

Однако любовь поэта к родной стране искренна и чиста. Ему близки русская природа, мощь и ширь отчизны:

Ее степей холодное молчанье,

Ее лесов безбрежных колыханье,

Разливы рек ее, подобные морям...

И любит он до боли бедный свой народ. Выросший в усадьбе, знающий крепостных крестьян, корнями связанный со срединной Русью, может быть, поэтому он так радуется крестьянскому нечастому празднику:

С отрадой, многим незнакомой,

Я вижу полное гумно,

Избу, покрытую соломой,

С резными ставнями окно;

И в праздник, вечером росистым,

Смотреть до полночи готов

На пляску с топаньем и свистом

Под говор пьяных мужичков.

Стихотворение написано с большим художественным мастерством, использован разный размер строк, чтобы подчеркнуть то необъятность, то быстроту. Слова просты, понятны, но, как и в случае с размером, используется разный стиль. Добролюбов говорил о стихотворении "Родина", что в нем поэт наиболее полно и точно высказал свою любовь к отечеству, большего от поэта и ожидать нельзя.

18. Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря? (Билет 18)

Вариант 1

Замысел создать образ юноши, рвущегося на волю из монастыря или тюрьмы, зародился у М. Ю. Лермонтова еще в 1830-1831 годах. В одной из заметок времени мы читаем: «Написать записки моло­дого монаха 17 лет. - С детства он в монастыре... Страстная душа томится. Идеалы..» И только в 1837 году после встречи в Мцхете со стариком-монахом, который рассказал поэту историю своей жиз­ни, Лермонтову удалось осуществить этот замысел.

Тема поэмы «Мцыри» - изображение сильной личности юноши, рвущегося на волю, на родину из чуждой ему монастырской среды. Образ Мцыри сложен: это и бунтовщик, и чужестранец, и беглец, и человек, жаждущий познания и мечтающий о доме. Мцыри - эмо­циональная, страстная натура. Его сознание пробудилось, но не имеет пищи. Желание «взглянуть на дальние поля, // Узнать, прекрасна ли земля,// Узнать, для воли иль тюрьмы // На этот свет родимся мы» -движет героем и заставляет его совершить побег из монастыря.

Жить для героя поэмы - значит испытывать сильные чувства, ненавидеть и любить. Жизнью в своей исповеди Мцыри называет три дня, проведенные им за стенами монастыря: он любовался жен­щиной, сражался с барсом, блуждал в лесу, искал дорогу к дому. Душа Мцыри переполнена стремлением найти родной дом, вернуться на родину. Для Мцыри потерянный и обретенный рай Родины доро­же рая монастырских молитв. Для героя возвращение на утрачен­ную отчизну сопоставимо с возвращением к первозданному безгреш­ному состоянию. Но попытка Мцыри обречена на провал. Ему не удалось одержать победу над судьбой.

Лермонтов в финале поэмы делает открытие о высшей свободе. Герой не случайно возвращается к монастырским стенам. Ворота, ведущие в монастырь, открывают герою дорогу в «небесную отчиз­ну», куда он уходит, не вынеся земных испытаний, неспособный жить «скучными песнями земли».

Вариант 2

"Мцыри" - пламенная поэма М.Ю.Лермонтова о грузинском мальчике, потерявшем свободу и родину. Почти всю свою юность Мцыри провел в монастыре. Им безраздельно овладела огромная тоска по родному дому, где он провел недолгое, но счастливое детство. Единственной его мыслью была мысль о побеге. Часто он

Бродил безмолвен, одинок,

Смотрел, вздыхая, на восток,

Томим неясною тоской

По стороне своей родной.

И Мцыри убежал. Три дня он бродил средь лесов, прятался, как зверь, от людей, испытывал недостаток в пище, но именно здесь, на воле, он был по-настоящему счастлив.

Но не только тоска по земле родной томила его сердце. Мечты юноши также были устремлены к свободе. Родившись в горах и будучи от природы свободолюбивым и независимым, Мцыри не мог жить в неволе. Попав в плен, юноша почувствовал боль и тоску. Жизнь в монастыре была для него равносильна заключению в тюрьме, его сердце жаждало совсем другого:

Я мало жил, и жил в плену.

Таких две жизни за одну,

Но только полную тревог,

Я променял бы, если б мог.

Мцыри был очень одинок, и в этом его бессилие. Он сравнивал себя с листком, оторванным грозою. Здесь у него не было ни матери, ни отца, ни братьев, ни сестер, ни хороших, надежных друзей. В душе я клятву произнес:

Хотя на миг когда-нибудь

Мою пылающую грудь

Прижать с тоской к груди другой,

Хоть незнакомой, но родной.

А также Мцыри совершил побег с целью "узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родимся мы". Он видел, как монахи добровольно отреклись от всех радостей жизни. И поэтому Мцыри стремится также "узнать, прекрасна ли земля". И когда, увидев, что проблуждав три дня, он опять вернулся к своей тюрьме - монастьфю, юноша испытывает огромное чувство горечи и разочарования. Про звон монастырского колокола, по которому он узнал, что вернулся обратно, Мцыри говорит:

Казалось, звон тот выходил

Из сердца - будто кто-нибудь

Железом ударял мне в грудь.

Убедившись, что ему уже никогда не вернуться на родину, Мцыри умер, умер от тоски по своему краю и по свободной жизни.

В думах и мечтах Мцыри, в его стремлении к вольной, свободной жизни Михаил Юрьевич Лермонтов выразил мысли, волновавшие передовых людей того времени, к числу которых относился и сам автор поэмы. Известный русский критик В. Г. Белинский так писал об этом: "...что за могучий дух, что за исполинская натура у этого Мцыри! Это отражение в поэзии тени его собственной личности. Во всем, что ни говорит Мцыри, веет его собственным духом, поражает его собственной мощью..."

19. Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 6)

Вариант 1

«Герой нашего времени» - произведение сложное по замыслу и ре­шению темы. Его принято определять как первый русский реалисти­ческий психологический роман в прозе. А по определению В. Г. Белин­ского - этот роман «представляет собой несколько рамок, вложенных в одну большую раму, которая состоит в названии... и единстве героя».

В предисловии к «Журналу Печорина» Лермонтов пишет: «Ис­тория души человеческой, хотя бы самой мелкой души, едва ли не любопытнее и не полезнее истории целого народа...».

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти частей, пяти повестей, имеющих каждая свой жанр, свой сюжет и свое заглавие. Объединяет все эти повести в нечто цельное - главный герой, Печо­рин. Если изложить сюжетную линию романа, сохраняя хронологи­ческую последовательность жизни Печорина, то история главного героя должна быть рассказана автором следующим образом. Бывший гвардейский офицер, Печорин, за что-то переведенный на Кавказ, едет к месту своего назначения. По дороге он заезжает в Тамань. Здесь с ним случается та история, о которой рассказано в повести «Тамань». Отсюда он переезжает в Пятигорск («Княжна Мери»). За дуэль с Грушницким он сослан на службу в крепость. Во время его службы в крепости происходят события, рассказанные в повестях «Бэла» и «Фаталист». Проходит несколько лет. Печорин, вышедший в отставку, уезжает в Персию. По дороге туда он встречается после­дний раз с Максимом Максимовичем («Максим Максимыч»).

Лермонтов нарушает этот порядок повестей и располагает их в следующем порядке: «Бэла», «Максим Максимыч», «Тамань», «Княж­на Мери» и «Фаталист».

Такое композиционное решение помогает автору решить одну из самых главных задач - шире и глубже раскрыть сложную натуру Печорина. Кроме этого, в каждой повести автор меняет рассказчи­ков. В «Бэле» Печорин дается в восприятии Максима Максимыча -простого, цельного по своей натуре армейского штабс-капитана, плохо разбирающегося в душевной сложности Печорина. В «Максим Мак-симыче» мы уже не только слышим рассказ о Печорине, мы видим его. О нем нам говорит проезжий офицер, вымышленный автор по­вести, который стоит с Печориным на одном социально-культурном уровне. Он сам рисует внешность Печорина; на наших глазах проис­ходит встреча Печорина с Максимом Максимычем. А последние три повести входят в «Журнал Печорина», который представляет собой дневниковые записи, перед читателем самые искренние размышле­ния и рассказ героя о себе и своей жизни. Печорин подчеркивает, что является самому себе строгим судьей и «беспощадно выставляет на­ружу собственные слабости и пороки».

Какой же он, главный герой романа?

Печорин отличается глубоким умом, сильными страстями и сталь­ной волей. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о лю­дях, о жизни, критически относится к самому себе. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глу­боко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спокойно.

Печорин - сильная, волевая натура, жаждущая деятельности. Но при всей своей одаренности и богатстве духовных сил он, по соб­ственному определению, — «нравственный калека». Его характер и все его поведение отличаются крайней противоречивостью.

Эта противоречивость отчетливо сказывается уже в его внешно­сти» отражающей, как у всех людей, по мнению Лермонтова, внут­ренний облик человека. Эта противоречивость Печорина раскрыва­ется в романе со всей полнотой через взаимоотношения с другими персонажами. По определению Лермонтова, в этом состоит «болезнь» поколения того времени..

«Целая моя жизнь, - указывает сам Печорин, - была только цепь грустных и неудачных противоречий сердцу или рассудку»..В чем же они проявляются?

Во-первых, в его- отношении к жизни. С одной стороны, Печо­рин - скептик, разочарованный человек, который живет «из любо­пытства», с другой - в нем огромная жажда жизни, деятельности.

Во-вторых, в нем борется рассудочность с требованиями чувства, ум и сердце. Печорин говорит: «Я давно уж живу не сердцем, а голо­вою. Я взвешиваю, разбираю свои собственные страсти и поступки с строгим любопытством, но без участия». Но у Печорина горячее сердце, способное понимать и любить природу. От соприкосновения с ней, «какая бы горесть ни лежала на сердце, - говорит он, - какое бы беспокойство ни томило мысль, все в минуту рассеется, на душе станет легко».

Противоречия в натуре Печорина сказываются и в его отноше­нии к женщинам. Свое внимание к женщинам, желание добиться их любви он сам объясняет потребностью своего честолюбия, ко­торое, по его определению, «есть не что иное, как жажда власти, а первое мое удовольствие, - говорит он далее, - подчинить моей воле все, что меня окружает: возбуждать к себе чувство любви, пре­данности и страха - не есть ли первый признак и величайшее тор­жество власти?»

Но Печорин не такой бессердечный эгоист. Он способен на глу­бокую любовь. Об этом говорит его отношение к Вере. Получив ее последнее письмо, Печорин, «как безумный, выскочил на крыль­цо, прыгнул на своего Черкеса... и пустился во весь дух, по доро­ге в Пятигорск».

Вот эти противоречия и не дают возможность Печорину быть счастливым. Вся история его жизни - это перечень несчастий, ко­торые он приносит другим людям. Черкешенка Бэла, познавшая счастье быть любимой, познает и горечь разочарования, так как Печорин лишен способности испытывать какие-либо чувства дол­гое время. «Честные контрабандисты» после встречи с Печори­ным вынуждены изменить свое «обжитое место». Княжна Мери -трудный путь пришлось преодолеть душе этой девушки - от не­нависти к любви, а затем Печорин пытается вернуть чувства Мери в начальное состояние, то есть своим отказом он вновь заставляет себя возненавидеть. Да и сам герой страдает не меньше. В своей исповеди Мери Печорин обвиняет общество в том, что он сделал­ся «нравственным калекой». Печорин неоднократно говорит о сво­ей двойственности, о противоречии между его человеческой сущ­ностью и существованием. Доктору Вернеру он признается: «Во мне два человека: один живет в полном смысле этого слова, дру­гой мыслит и судит его...». Жить для Печорина, а именно такова функция первого человека, - «быть всегда настороже, ловить каж­дый взгляд, значение каждого слова, угадывать намерения, разру­шать заговоры, притворяться обманутым и вдруг одним толчком опрокинуть все огромное и многотрудное здание из хитростей и замыслов...». Интереснее узнать, каков же в Печорине второй че­ловек, мыслящий и осуждающий прежде всего самого себя. В «Жур­нале Печорина» раскрывается характер как бы «изнутри», в нем обнажаются мотивы его странных поступков, его отношение к себе, его самооценка.

Мир героев романа предстает как система образов, в центре ко­торой находится Печорин, и его личность во всех противоречиях вырисовывается из картины отношений, е которые он вступает с ок­ружающими. Печорин стремится любыми средствами прорваться за внешнюю маску героев, увидеть их истинные лица, понять, на что каждый из них способен.

Грушницкий - типичный представитель «нашего времени»: по­зер, любит пышные фразы и мечтает стать героем романа. Притязания Грушницкого приводят его к трагедии: он становится предателем, всту­пает в грязную игру, в итоге которой погибает. Нравственный урок, который дается автором, состоит в том, что предательство, начинаясь с самой малой и незначительной уступки своей совести, рано или по­здно приводит к душевной, а затем и к физической гибели.

Драматизм взаимоотношений Печорина и Вернера состоит в не­состоявшейся дружбе. Оба героя похожи: интеллектуально и по взгля­дам на жизнь. Однако, защищаясь от века, Печорин и Вернер скры­вают свою способность любить и сострадать, учатся равнодушию и эгоизму. И Печорин, и Вернер панически боятся нормальных чело­веческих чувств- Они несут на себе крест своей эпохи, подавляющей в людях все человеческое, становясь свидетелями жизни, но не её участниками.

«Герои нашего времени» - роман о самореализации личнос­ти, путях нравственных исканий, об ответственности личности перед людьми и своим собственным «я». Попытки автора прибли­зить своего героя к людям, найти для него некое гармоническое равновесие в отношениях с ними оказываются не состоятельны­ми. Глубина пропасти между героем и другими людьми оказыва­ется непреодолимой. Печорин, опережая свое время, исполнен бунтарского неприятия устоев существующего общества. А, сле­довательно, главной проблемой романа можно назвать несоответ­ствие мировосприятия Печорина условиям его жизни. Отсюда вытекают все другие проблемы - непонимание героя в светском обществе:

- проблема одиночества и озлобленности;

- поиск ответа на вопрос: «Для чего я жил».

«Герой нашего времени» - это грустная дума о нашем поколе­нии», - писал В. Г. Белинский. Сам же автор в предисловии к роману пояснял: «Герой нашего времени... точно портрет, но не одного че­ловека: это портрет, составленный из пороков всего нашего поколе­ния». Лучше Лермонтова, пожалуй, уже и нельзя объяснить смысл названия и основную проблему романа. Писатель создает образ глав­ного героя не как предмет для подражания, не как идеал, а рисует обобщенный портрет своего современника, выбирая наиболее яркие и характерные черты. И можно предположить, что, выбирая такое название, автор хотел, чтобы читатель задумался над тем, что «геро­ем» своего времени становятся неслучайно, «герой» будет именно таким, какого заслуживает это время.

Вариант 2

М. Ю. Лермонтов жил и творил в период жесточайшей реакции, на ступившей в России после разгрома декабрьского восстания.

Лермонтов написал роман о человеке, постоянно ищущем себя.

"Герой нашего времени" - первый психологический роман в русской литературе, произведение, в котором повествование определяется не хронологией развития событий, а логикой развития характера главного героя - Григория Александровича Печорина.

Роман состоит из пяти повестей, каждая из которых представляет собой этап в раскрытии образа главного героя.

Лермонтовский Печорин имеет сходство с пушкинским Онегиным. Они оба устали от пустоты светской жизни. Но Печорин, в отличие от Онегина, не плывет по течению, а ищет свой путь в жизни, он "бешено гоняется за жизнью" и постоянно спорит с судьбой.

Всю историю жизни Печорина мы не знаем. Лермонтов повествует лишь о событиях, произошедших с ним на Кавказе. Как он попал туда, мы тоже не знаем. Но известно, что Кавказ во времена Лермонтова был местом ссылок, а также там проходили военные действия.

Скорее всего, Печорин, уехав на Кавказ, надеялся найти в постоянных опасностях и риске тот смысл жизни, отсутствие которого вынудило его покинуть высший свет.

На протяжении всего повествования мы видим человека, который окунается в жизнь, что называется, с головой. Но в то же время эта жизнь не представляет для него особого интереса. Решая завести новую любовную интрижку или ввязываясь в какое-нибудь приключение, он заранее знает, чем все кончится. Но он все равно не сидит на месте, потому что ужаснее всего для Печорина бездействие.

Он часто причиняет боль окружающим. Будучи сосланным в крепость за дуэль с Грушницким, он знакомится там с дочерью местного князька Бэлой. Печорин уговаривает ее брата похитить сестру в обмен на краденого коня. Добившись любви девушки, герой романа охладевает к ней и вновь начинает скучать.

Примерно такая же ситуация и с княжной Мери. Он ради развлечения влюбляет ее в себя, заранее зная, что она ему не нужна.

Максим Максимыч также обижен на него за то, что он был холоден при встрече с ним после долгой разлуки. Он далек по своему духовному развитию от Печорина. Для него последний просто "странный человек". Максим Максимыч представляет собой тип добросовестного служаки, которому не дано понять ненасытную душу Печорина.

Лермонтов постоянно помещает своего героя в разные среды: в крепость, где он знакомится с Максим Максимычем и Бэлой, в пеструю среду "водяного общества", в лачугу контрабандистов. Даже смерть настигает Печорина в пути.

Главный герой романа неустанно искал себя, свое место в жизни, но ему не суждено было ее найти.

Из исповеди Печорина мы узнаем, что его "душа испорчена светом", что ему с детства не верили и он научился скрывать свои чувства, в нем видели несуществующие пороки, которые поэтому и появились.

Печорин - это человек, которому интересна жизнь, его привлекают горцы и их обычаи, привлекает мир "честных контрабандистов", он рад иметь приятеля доктора Вернера.

Герой тянется к людям, но он не находит у них понимания. Эти люди были далеки в своем духовном развитии от него, они не искали в жизни того, чего искал он.

Печорин - энергичная натура, но свою энергию он направляет не в то русло. Среда, в которой он жил, не давала возможности проявить себя. По своей сути Печорин не был плохим человеком,, хотя его поступки часто приносили людям несчастья.

Читая роман, надо глубже заглянуть в душу главного героя, чтобы понять, насколько Печорин заслуживает упрека или достоин сочувствия. У него немало хороших качеств. Он храбрый и мужественный человек, умеет по-настоящему любить: к Вере он испытывает вполне искренние чувства, хотя прослеживается странность в его поведении.

В "Герое нашего времени" Лермонтов проводит ту мысль, что отсутствие полноценной общественной жизни приводит личность к нравственному опустошению.

Итак, в романе "Герой нашего времени" М. Ю. Лермонтов показал нам человека, представляющего тип "лишних людей", который в своих поисках смысла жизни так ни к чему и не пришел.

20. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (Билет 15)

Вариант 1

Роман «Герой нашего времени» состоит из пяти самостоятель­ных повестей, которые объединены общими героями и общим назва­нием. Каждая из пяти повестей имеет свой жанр. Например: «Та­мань» - остросюжетная и в.то же время лирическая повесть; «Княж­на Мери» - дневник; «Фаталиста -.записки, сделанные героем по прошествии некоторого времени после описываемых событий.

Автор ставит перед собой задачу всесторонне и глубоко раскрыть образ героя своего времени. Интерес Лермонтова не к личности как таковой, а к «истории души человеческой» отражает проблематику романа. Наряду с этим автор размышляет о предопределении судьбы человека, о соотношении свободы, воли и необходимости, о цели и смысле человеческой жизни.

В основе повествования лежит конфликт Печорина с обществом и с самим собой: «Зачем я жил? для какой цели родился? А, верно, она существовала, и, верно, было мне назначение высокое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные; но я не угадал этого назначения». Напряженные раздумья Печорина, его постоянный ана­лиз и самоанализ можно назвать этапом становления личности.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 352 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.018 с)...