Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Болконские. 2 страница



Фигура Чацкого близка автору. Именно его автор наделяет силь­ным словом, делает его убедительным, жизненным. Монологи, в ко­торых он высказывает свои взгляды и убеждения, пылки и даже стра­стны. С гневом и болью говорит он об отсутствии таких понятий, как честь, гордость, патриотизм:

И точно начал свет глупеть,

Сказать вы можете вздохнувши;

Как посравнить да посмотреть

Век нынешний и век минувший.

И далее:

Прямой был век покорности и страха

Все под личиною усердия царю.

В каждом новом монологе или диалоге Чацкого его пыл и него­дование усиливаются. Чувства Чацкого накалены ещё и потому, что он безуспешно пытается разгадать поведение Софьи, которую нежно любит, но не находит в ней прежнего чувства к себе. Может быть, из-за этого настроение Чацкого воспринимается окружающими как не­адекватное: он пугает всех прямотой и резкостью своих суждений. Общество «защищается» от пугающей их правды Чацкого тем, что объявляет его сумасшедшим. (Кстати, источником этих нелепых слу­хов становится Софья). Общество за слух о сумасшествии Чацкого хватается, как за соломинку. Все, что нельзя понять, - ненормально.

Какова же роль Чацкого? Какое место в комедии занимают моно­логи главного героя?

«Чацкого роль - роль страдательная: оно иначе и быть не мо­жет». «Чацкий породил раскол, и если обманулся в своих личных целях, не нашел прелести встреч, живого участия, то брызнул сам на засохшую почву живой водой, увез с собой «мильон терзаний», этот терновый венец Чацких - терзаний от всего: от «ума», а ещё более от «оскорбленного чувства» - пишет о Чацком и его месте в комедии А. И. Гончаров.

Проблематично в пьесе и само понятие «ум». В XVIII веке поня­тие «ум» раскрывалось через образованность, просвещенность, уме­ние видеть жизнь во всех ее противоречиях. Ум противопоставлялся тупости и скотоподобию необразованных невежд. В «Горе от ума» все сложнее. В самом названии пьесы Грибоедов «зашифровывает» несколько смыслов. Горе от ума? Кто пострадавший в этой пьесе? Чацкий, чей ум становится проклятием? А может, горе тем, кто стол­кнулся с этим умом? Но противники Чацкого не все глупцы. Просто в понятие «ум» они вкладывают разное значение, смысл. Так Софья, сравнивая Чацкого и Молчалина, говорит: «Этакий ли ум семейство осчастливит?..» Она как бы - классифицирует эту категорию, разли­чая житейскую хватку, практичность, то есть умение жить. С другой стороны, можно считать умным человека, который умеет приспосаб­ливаться к «общему мнению». Развивая дальше эту тему, можно на­звать умом и ловкость в обхождении. И все это будет не так уж плохо в повседневном общении. Каждый из героев комедии обладает од­ной из перечисленных выше характеристик. Значит ли это, что все они умны?

Все многообразие вопросов, возникающих после прочтения пье­сы, можно свести к одной проблеме: столкновение в сознании людей истины и лжи. Но дать однозначный ответ на это вопрос вряд ли можно.

Вариант 2

"Безумным вы меня прославили всем хором..."

И все-таки сложная штука жизнь. Иногда она бывает легкой, иногда тяжкой; для кого-то счастливой, для кого-то несчастной. Комедия Грибоедова - о человеческих отношениях, без которых этой жизни не было бы. Хотя человеческими отношения между героями "Горя от ума" назвать трудно. А трудно потому, что в ней противопоставляются совершенно разные люди. Люди честные, правдивые, смелые, умные и глупые, эгоистичные, лживые.

Ярким и единственным представителем людей честных в этой комедии является Александр Андреевич Чацкий. Он единственный, кто достоин уважения среди тех, кто его окружает. Тяжело ему пришлось в жизни, много довелось пережить издевательств, "обзывательств", предательств. Но среди ненавидящих его людей были и те, которые понимали и ценили душевную красоту этого прекрасного человека. Именно так отозвалась о поклоннике своей хозяйки Лиза:

Кто так чувствителен, и весел, и остер,

Как Александр Андреич Чацкий!

Но ее хозяйка так совсем не думала и тем нанесла Чацкому самую большую душевную рану. Она не любила его, говорила о нем с огромным презрением, для нее он был "не человек, змея". Знала бы она, как этот "ненавистный" человек любил ее, как спешил, мечтая ее увидеть. Но, мне кажется, в глубине души он понимал, что София холодна к нему, и просто не хотел этому верить. Ведь как тяжело узнать, что твой любимый человек занес тебя в список врагов!

Если уж София, "подруга детства", так относилась к Чацкому, то что уж говорить о других. Например, Фамусов, ее отец. По его словам, Чацкий был и "карбонари", и "опасным человеком", и самым большим глупцом на свете:

Строжайше б запретил я этим господам

На выстрел подъезжать к столицам.

Может, Чацкий и был "мотом, сорванцом", но вот насчет глупца Фамусов ошибся. По крайней мере, он не боялся высказать всю правду о власти, о лжецах, о подхалимах, о всем обществе Фамусова. А кто, если не умный человек, мог увидеть всю эту правду, весь этот беспорядок, царивший вокруг?

Не везло Чацкому, очень не везло! После всего, что свалилось на его плечи, его еще обвинили в сумасшествии. И вот здесь София показала себя, свою "благодарность" Чацкому за его настоящую любовь. Ведь именно она, та, которую он любил, та, которую боготворил и которой верил, распространила слух о том, что Чацкий сумасшедший. Чацкий был просто потрясен:

Зачем меня надеждой завлекли?

Зачем мне прямо не сказали,

Что все прошедшее вы обратили в смех?!

Чацкий решил уехать из Москвы навсегда. И правильно сделал. Разве это жизнь среди глупых, жестоких людей? Нет, ее нельзя назвать жизнью.

...С кем был! Куда меня закинула судьба!

Все гонят! Все клянут! Мучителей толпа...

Бывают на свете такие места, где люди живут, подчиняясь строгим законам этой сложной жизни. День за днем жизнь их проходит бессмысленно. Глаза их всегда закрыты на правду, и горе тому, кто попытается их открыть...

5. Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала? (Билет 19)

Вариант 1

Ответить на поставленный вопрос можно очень коротко, если рассмотреть композицию комедии. Безусловно, 3 акт является куль­минацией пьесы. Противостояние Чацкий - фамусовское общество здесь достигает наивысшей точки развития.

Нельзя не учитывать состояния Чацкого к этому моменту дей­ствия. Он крайне раздражен, намеревается добиться признания от Софьи, кто ее избранник:

Кто наконец ей мил? Молчалин! Скалозуб!

Эти слова открывают действие. Но Софья уходит от прямого ответа, а косвенное указание на достоинства Молчалина Чацкий воспринимает как эпиграмму на «приживала»: «молчит, когда его бранят», «от старичков не ступит за порог» и т. п. Разговор с Молчалиным лишь раздражает Чацкого еще больше и не разрешает его сомнений. В таком состоянии встречается Чацкий со множеством гостей в доме Фамусова во время бала. Неприязнь к Чацкому растет, он умудряется настроить против себя почти всех. Именно потому брошенная вскользь Софьей фраза «он не в своем уме» восприни­мается окружающими в прямом смысле. По словам Ю. Н. Тыняно­ва, «выдумка превращается в донос».

Парадоксально, но мотив сумасшествия начинается со слов са­мого Чацкого, который в разговоре с Софьей скажет: «От сумасше­ствия могу я остеречься». Эта реплика вызовет ответную в мыслях Софьи: «Вот нехотя с ума свела...», и мотив сумасшествия от люб­ви, перерастет в гораздо более опасный.

Гости в доме Фамусова и сам хозяин не только быстро принима­ют слух о сумасшествии Чацкого, но и стараются прибавить все но­вые подробности о признаках и причинах сумасшествия. Все эти люди понимают абсурдность высказанного обвинения, но никто даже не пытается остановить шквал слухов. Наоборот, ведь Чацкий уже успел настроить против себя каждого: кому-то ответил невпопад или высказал резкое суждение. Он ведет себя в этой гостиной не по правилам, которые давно установлены. Его появление нарушает привычный ход жизни фамусовского общества, вызывает раздраже­ние и озлобление. И вот все «обиженные» объединяются, чтобы дать достойный ответ. Обсуждая новость, они вполне серьезно доиски­ваются до причин несчастья, строят планы, как избежать подобного в будущем. По мнению собравшихся, основное зло содержат в себе образование, книги. Свободная мысль опасна для тупой покорности и безликости.

Сумасшествие от любви превратилось в весть о сумасшествии действительном. И это становится общественным приговором Чацкому, который посмел думать и жить не так, как все. Если пойти в рассуждениях еще немного дальше, то можно заметить, что обще­ство, не желающее видеть и признавать собственных пороков, само в какой-то степени безумно, так как оно отказывается от возможных изменений и лишает себе возможности позитивного развития.

Вариант 2

Сцена бала занимает важное место в комедии А. С. Грибоедова "Горе от ума". В ней происходит стремительное развитие действия, кульминация любовного и общественного конфликтов.

Сцена бала в комедии подготавливается заранее. С точки зрения идейного конфликта пьесы развитие действия предвосхищается монологами Чацкого и Фамусова, в которых противопоставляются идеалы и идейные убеждения "века нынешнего" и "века минувшего", выявляется неприятие обществом идей и мыслей Чацкого - представителя передовой дворянской молодежи 10-20-х годов XIX столетия.

Большое значение имеют картины и явления, предшествующие балу. Стремясь добиться у Софьи признания в начале третьего действия комедии, Чацкий сам подает ей повод для насмешек:

Я сам? не правда ли смешон?

Говоря о любви, которую он испытывает к Софье, герой отождествляет ее с безумием:

От сумасшествия могу я остеречься...

Реакция Софьи на эту реплику Чацкого и послужила основой для сплетни, столь быстро разнесшейся на танцевальном вечере у Фамусова:

Вот нехотя с ума свела!

Сцена бала - это типичная картина московских нравов того времени, так называемая "галерея типов" фамусовской Москвы. Каждая семья, приглашенная в дом к Фамусову, включает в себя типичных представителей этого общества, разыгрывает свою маленькую комедию с полной обрисовкой характеров.

Первой приезжает чета Горичей. Муж, Платон Михайлович, - старый друг и сослуживец Чацкого. В молодые годы он был веселым, подвижным и живым человеком, а теперь, по словам Чацкого, он "спокоен и ленив", им забыты "шум лагерный, товарищи и братья".

Думается, что Наталья Дмитриевна до замужества также хорошо знала Чацкого. Об этом можно судить по ее первой реакции при встрече с героем:

Не ошибаюсь ли!, он точно, по лицу...

Ах! Александр Андреич, вы ли?

Наталья Дмитриевна - яркий пример воплощения женской власти. Своими заботами о здоровье "нездорового" мужа она убила в Платоне Михайловиче ту живость, которая была присуща ему в молодости, сделав из него безвольного человека. Наталья Дмитриевна полностью подчинила себе мужа своими постоянными замечаниями, ложными волнениями о его здоровье:

Ах! Мой дружочек!

Здесь так свежо, что мочи нет,

Ты распахнулся весь и расстегнул жилет.

Показательна фраза Натальи Дмитриевны: "Мой муж - прелестный муж", - построена по тому же принципу, что и фраза Молчалива: "Ваш шпиц - прелестный шпиц". Это свидетельствует о том, что роль мужа в семейной жизни сведена до уровня игрушки, забавы в руках жены. Да и сам Платон Михайлович считает семейную жизнь скукой, так как уже несколько лет "твердит дуэт а-мольный" в одиночестве, замечая при этом, что теперь он "не то".

Вслед за Горичами появляется семья Тугоуховских: князь и княгиня с шестью дочерьми. Шесть княжон вместе с графиней-внучкой представляют, по словам Гончарова, "контингент невест" того времени. Их поведение полностью соответствует тому, как описывает Фамусов московских барышень в монологе "Вкус, батюшка, отменная манера...": княжны умеют "принарядиться" "тафтицей, бархатцем и дымкой", все их разговоры сводятся к разговорам о нарядах:

Нет, если б видели мой тюрлюрлю атласный!

Какой эшарп cousin мне подарил!

Поведение гостей на балу в доме Фамусова подтверждает тот факт,

что определяющими в обществе являются чин и деньги. Княгиня Тугоу-ховская уже было отправила мужа к Чацкому посватать дочерей, но, узнав, что молодой человек небогат и нигде не служит, стала звать князя обратно.

В комедии Грибоедов использует такой традиционный прием для классицистических пьес, как говорящие фамилии. Ярким примером тому может служить князь Тугоуховский, который считает глухоту единственным недостатком. Он сам плохо слышит и вынужден все переспрашивать по несколько раз, приставив к уху слуховую трубку. Он, как и Платон Михайлович, находится в полном подчинении у жены. Его роль в семье настолько незначительна, что в течение всего бала он не произносит никаких слов, кроме междометий "И-хм!", "О-хм!", "У-хм!" и т. д.

Старуха Хдестова, пережиток екатерининского века, ярая крепостница, своеобразный "Фамусов в юбке", уверенно держится в обществе, смело высказывает свои суждения, зная, что ей никто не смеет возражать. Она всеми силами старается защищать ".прошедшего житья подлейшие черты", выступая против образования и всего нового, что может изменить установившийся порядок.

Персонаж, без которого галерея типов фамусовской Москвы, представленная на балу у Фамусова, была бы неполной, - это Загорецкий, "отъявленный мошенник, плут". Все знают об этом, но тем не менее его всюду принимают, так как "мастер услужить". Он учтиво предлагает Софье билет на спектакль, поддакивает всем, во всем соглашается с окружающими.

Чацкий умудряется вызвать неприязнь и раздражение у всех гостей, присутствующих на балу, своими едкими замечаниями и резкими высказываниями в адрес членов фамусовского общества, чем приближает кульминацию и развязку общественного конфликта, столкновения "века нынешнего" с "веком минувшим".

Так, он успевает наговорить колкостей графине-внучке, сидящей "в девках целый век".

Согласие, единство, сплоченность - важная характеристика московского общества.. Это единство проявляется и в том, как это общество восприняло Чацкого и его речи. Столь же единодушна была фамусовская Москва и в распространении сплетни о сумасшествии главного героя, в том, как быстро эта сплетня разнеслась благодаря господам П. и N.. не имеющим даже полного имени.

Сплетня объединила всех героев комедии. Слух о сумасшествии Чацкого явился для фамусовского мира единственным оружием против смелых речей Чацкого, единственным выходом из создавшейся ситуации. Московский "свет" таким образом выразил свое отношение к поведению героя, расценив его как социальное безумие. Фамусов - идеолог этого общества - говорит:

Ученье - вот чума, ученость - вот причина,

Что нынче пуще, чем когда,

Безумных развелось людей, и дел, и мнений.

По тому, как быстро распространилась сплетня, можно судить о характерах людей, населяющих это общество. Сам Чацкий, услышав разговор Хлестовой и Репетилова, узнает о сути разносимой сплетни. Он даже дает оценку так называемому "механизму" ее распространения:

Поверили глупцы, другим передают,

Старухи вмиг тревогу бьют...

Софья, пустившая слух, не видит в этом ничего предосудительного:

Хочу - люблю, хочу - скажу.

Молчалив к сплетням относится негативно:

Ах! Злые языки страшнее пистолета.

Маленький чиновник знает, что сплетня может в один миг уничтожить человека или же помочь сделать карьеру.

Сплетня служит средством раскрытия характеров не только главных персонажей, но и второстепенных. Так, Платон Михайлович сначала не верит тому, что Чацкий "сошел с ума", но вынужден признать это, когда узнает, что так думают все.

Загорецкий уводит разговор, связанный со сплетней, в сторону немыслимых предположений. Он говорит о том, чего не могло быть:

Его в безумные упрятал дядя-плут...

Схватили, в желтый дом, и на цепь посадили...

Старуха Хлестова согласна с Фамусовым и считает, что можно сойти с ума от "пансионов, школ, лицеев", выступая тем самым против образования, видя в нем причину распространения свободомыслия. Дойдя до графини-бабушки, сплетня приобретает уже форму гротеска:

Что? к фармазонам в клоб? Пошел он в пусурманы?..

Итак, сплетня объединила общественный и любовный конфликты. А финал для самого Чацкого трагичен. Ему было тяжело узнать, что слух о его сумасшествии был пущен Софьей, в которую он влюблен.

Общественный конфликт достигает кульминации в монологе Чацкого о французике из Бордо "В той комнате незначащая встреча". Все гости отвернулись от героя и не обращают на него ни малейшего внимания: "все в вальсе кружатся с величайшим усердием... Старики разбрелись к карточным столам". Герой одинок среди толпы людей.

Итак, сцена бала играет важную роль в комедии "Горе от ума" Грибоедова. Здесь происходит кульминация общественного и любовного конфликтов. Сцена бала приближает и развязку. Кроме того, на балу перед зрителем проходит галерея типов московского барства первой четверти XIX века.

6. Как в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы? (Билет 24)

Вариант 1

Комедия А. С. Грибоедова «Горе от ума» имеет особое значение в развитии русской драмы.

Автор назвал свою пьесу комедией, но в ней сочетается смеш­ное и серьезное, комическое и трагическое. В «Горе от ума» сосуще­ствуют несколько литературных жанров: легкая классическая лю­бовная комедия, близкая реализму сатирическая «комедия нравов», лирическая поэма, подчиняющаяся законам романтизма.

В построении комедии нельзя не заметить черты классицизма: соблюдение в основном правил трех единств, наличие длинных мо­нологов, «говорящие» фамилии, в основе любовный конфликт. Все это соответствует требованиям классической комедии. Но по свое­му содержанию комедия Грибоедова является произведением стро­го реалистическим и тяготеет к драме.

Грибоедов черпал материал для своей комедии из подлинной жизни московского дворянства начала XIX века и воспроизвел ее как художник-реалист, вскрыв основные противоречия того истори­ческого периода.

Автор всесторонне обрисовал героев комедии. Каждый из них не является воплощением какого-то одного порока или добродете­ли, как требует классический жанр комедии. Герои Грибоедова -живые люди, наделенные свойственными им качествами. Грибое­дов показал человека и как личность, обладающую особой индиви­дуальностью, и как нечто типичное, выросшее в определенных об­щественных условиях. Оставаясь вполне индивидуальными, герои Грибоедова приобрели характер типического обобщения огромной силы. Поэтому имена героев стали нарицательными. Так, например, человека-подхалима, неискреннего называют «молчалиным», а гру­бого и невежественного - «скалозубом».

Создавая образы своей комедии, Грибоедов разрешил важней­шую для писателя-драматурга задачу речевой характеристики героев, то есть индивидуализировал язык действующих лиц. В комедии Гри­боедова каждый персонаж говорит свойственным ему живым раз­говорным языком, который отражает образовательный и культурный уровень героев, их род занятий и мировосприятие. Грибоедову уда­лось придать стиху комедии характер живой непринужденной бесе­ды. А. С. Пушкин о языке комедии писал: «О стихах я не говорю -половина из них войдет в пословицу».

Пьеса А. С. Грибоедова «Горе от ума» стала одной из первых реалистических комедий. Автор передает в ней дух своего времени, верно и многосторонне показывает основной конфликт, волновав­ший тогда русское общество, глубоко проникает в психологию ге­роя-современника. Все это позволяет сделать вывод, что произведе­ние А. С. Грибоедова носило новаторский характер, сочетая в себе признаки классической комедии и реалистической драмы.

Вариант 2

Комедия А. С. Грибоедова была написана в 1824 году. Автор обличает в ней такие пороки современности, как крепостное право, патриархальность, застойность общества, невежество, чинопочитание, угодничество перед вышестоящими, преклонение перед иностранным. Несмотря на то что пьеса была запрещена цензурой, она быстро разошлась в списках среди современников, что свидетельствует о том, что комедия была очень актуальной и злободневной.

Кроме новаторства в содержании комедии, автор вносит определенные новшества и в построение пьесы. Во время царствования классицизма с его жесткими рамками и правилами драматург во многом нарушает их, используя при этом некоторые нововведения. Во-первых, сохраняя необходимое для классицистических пьес единство времени и места, он отступает от единства действия. В комедии присутствуют два конфликта: любовный и общественный. Во-вторых, автор использует говорящие фамилии, сохраняет типичные амплуа актеров, при этом отсутствует четкое деление на положительных и отрицательных персонажей. Характеры героев выпуклы и многогранны, они не являются носителями какой-то одной определенной черты. Персонажи пьесы предстают перед нами как живые люди со своими достоинствами и недостатками. Комедия высмеивает не один какой-то порок, а целую общественную систему, весь уклад жизни барской Москвы первой четверти XIX века.

Называя свое произведение "сценической поэмой", Грибоедов оказался прав: мы не можем утверждать что "Горе от ума" - это только комедия. В ней присутствуют и другие родовые начала: признаки романа, основную тему которого - образ "лишнего человека" - разовьют впоследствии многие писатели, а также слышны и отголоски лирического произведения, которые прослеживаются в монологах Чацкого. А. С. Пушкин называл "Горе от ума" "высокой комедией", сравнивая ее с произведениями Шекспира и противопоставляя традиционным комедиям классицизма, так как, кроме комического, в ней присутствует и трагическое начало.

"Горе от ума" - первое реалистическое произведение русской литературы, построенное на смешении комических и трагических элементов.

Комедия написана вольным или, как его еще называют, разностопным ямбом, что делает речь героев гибкой, пластичной и наиболее приближенной к разговорной речи. Кроме того, речь каждого персонажа индивидуализирована. Она служит средством более полного раскрытия характера персонажей пьесы. Так, встречаются просторечия (в репликах Фамусова), галлицизмы (у представительниц женского пола) и военные термины (у Скалозуба). Пушкин сказал о языке комедии: "О стихах я не говорю, половина войдет в пословицы", - и оказался прав: "счастливые часов не наблюдают", "шел в комнату, попал в другую", "дома новы, а предрассудки стары", "минуй нас пуще всех печалей и барский гнев, и барская любовь".

В характеристиках и образах героев также заключается комизм произведения. Если в традиционной классической комедии смешное возникало вследствие комических ситуаций, в которые попадали герои, то в "Горе от ума" комизм заложен в несоответствии внешнего и внутреннего мира героя, в том, какой он есть на самом деле и каким хочет казаться.

Скалозуб со своим невысоким интеллектом, пытающийся шутить с претензией на оригинальность, выглядит просто смешно. От его шуток отдает военщиной: "Москва - дистанция огромного размера", "Мы с нею вместе не служили".

Грибоедов использует множество комических приемов для раскрытия образов своих героев. Один из них - это их поведение. Своими поступками и действиями они сами ставят себя в смешное положение. Фамусов сначала заигрывает со своей служанкой Лизой, а затем характеризует себя как человека, известного "своим монашеским поведением". Княгиня Тугоуховская посылает своего мужа пригласить Чацкого к себе, но, узнав, что он небогат и нигде не служит, кричит: "Князь, князь! Назад!". Кроме того, герои в своих речах самораскрываются, то есть речь служит средством раскрытия характера персонажа. Так, Скалозуб, мечтающий лишь о том, чтобы "досталось только в генералы", повествуя о путях повышения по службе, говорит:

Довольно счастлив я в товарищах моих,

Вакансии как раз открыты;

То старших выключат иных,

Другие, смотришь, перебиты.

Перед нами возникает образ военного, который добивается повышения не благодаря личным качествам или проявленной в бою храбрости, а лишь за счет удачно представившегося случая.

Помимо этого Грибоедов в комедию вводит мотив глухоты, которая выступает как реальный недостаток и как мнимая болезнь. Глухота реальная представлена в таких ситуациях, как момент приглашения Чацкого в дом к Тугоуховским, а также графиней-бабушкой. Глухота мнимая занимает большое место в произведении. Ею страдают большинство персонажей комедии: Чацкий, Фамусов, Молчалив. Они слушают друг друга, но не слышат, они слышат только то, что хотят услышать и истолковывают слова собеседника, как им хочется. Так, Софья прямо говорит Чацкому, что она любит Молчалина, а тот думает: "Обманщица, смеялась надо мной", - не в силах поверить в такое, прекрасно зная Молчалина. Так и разговор Фамусова и Чацкого, когда ни один из героев не слушает другого, пытаясь доказать свою правду.

Воссоздавая реальную картину жизни русского общества первой четверти XIX века, Грибоедов показывает власть женщин в обществе. Молча-лин советует Чацкому съездить к Татьяне Юрьевне, чтобы добиться покровительства, ведь "чиновные и должностные - все ей друзья и все родные". Комично выглядит и Платон Михайлович Горич, бывший некогда товарищем Чацкого, но со времени женитьбы превратившийся в безвольного человека, полностью подчинившегося своей жене, в послушного "мужа-мальчика, мужа-слугу", выполняющего роль игрушки при супруге. Показательны в этом отношении слова Натальи Дмитриевны: "Мой муж-прелестный муж", напоминающие фразу Молчалина о шпице Хлестовой: "Ваш шпиц - прелестный шпиц".

Наконец, Грибоедов в своей комедии использует такой литературный прием, как "кривое зеркало": автор вводит пародийного двойника Чацкого - Репетилова, в образе которого все недостатки Чацкого показаны в преувеличенном виде. У обоих прослеживается страстное желание говорить, причем им все равно, слушают их или нет. Оба считают себя представителями передовой дворянской молодежи, только Чацкий считает себя по праву таковым, а Репетилов выдает желаемое за действительное. Оба героя появляются в не совсем подходящее время: Чацкий - рано утром, а Репетилов - поздно вечером. Оба с порога объясняются в любви: Чацкий - Софье, а Репетилов - Чацкому. Оба падают на колени: Чацкий -перед Софьей, а Репетилов - перед Чацким.

Но в комедии, кроме комического, присутствует и трагический пафос, который связан, в первую очередь, с Чацким. Начало трагизма мы видим уже в названии самой пьесы, из которого следует, что ум несет человеку несчастье. В комедии показан кризис идей Просвещения, утверждается мысль, что ум не всесилен, что при помощи только передовых идей изменить общество невозможно. В реальной жизни приходится выбирать: либо счастье, либо ум, либо подчинение большинству и спокойная жизнь, без всяких тревог и забот, либо бунтарство и изгнание. Чацкий выбрал второе, за что и поплатился. Первая причина трагедии Чацкого заключается в том, что он слеп в своей любви к Софье. Он настолько увлечен своим чувством, что не видит очевидного: Софье нужен не умный, просвещенный человек, а Молчалив, из которого можно легко сделать "мужа-мальчика, мужа-слугу". Герой понимает это слишком поздно. Его любовная трагедия неразрывно связана с общественной, ведь это именно она явилась причиной возникновения общественного конфликта, заключающегося в столкновении идей "века нынешнего" и "века минувшего". Чацкий не замечает очевидных вещей и "мечет бисер перед Репетиловыми". Именно передовой разум Чацкого стал причиной трагедии общественной и сделал ее неизбежной. Он не мог быть понят застойным, косным обществом, ибо его идеи противоречили интересам этого общества, а его обличительные речи нарушили спокойное существование московского барства, которое выставило против героя свое оружие - сплетню о его сумасшествии, объявив его социальным безумцем, изгнало его из своей среды. И Чацкому ничего не оставалось делать, как бежать из Москвы.

Таким образом, в комедии "Горе от ума" на равных переплетаются комическое и трагическое. Этим же путем пойдет русская драматургия и в дальнейшем в произведениях Н. В. Гоголя и А. П. Чехова.

7. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 2)

Вариант 1

«Лирика Пушкина представляет нам автора таким, каков он есть, в самых разных качествах и проявлениях, в падении и взлетах; она представляет его человеком, который, может быть, умеет молчать, но лгать и прикидываться - никогда», - пишет В. Непомнящий в 1994 году в книге «Лирика Пушкина». Лирика Пушкина сочетает в себе высокую гуманность, глубину мысли, гармонию формы. В лириче­ских произведениях поэта проявляется духовное богатство его внут­реннего мира. Его лирика настолько многогранна и многожанрова, что, кажется, она охватывает весь творческий потенциал поэта. Все жан­ры представлены в творчестве поэта: оды, элегии, песни, романсы, эпиграммы, послания, сонеты и т. д. В то же время лирика Пушкина объединяет общечеловеческие ценности, является воплощением гу­манности и красоты. Еще одной особенностью пушкинской лирики является ее тематическое многообразие. Но преобладающими в ней стали темы свободы, поэта и поэзии, любви и дружбы, патриотизма, философская проблематика.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 367 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.017 с)...