![]() |
Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | |
|
Ответы на экзаменационные билеты по литературе 11 класс.
Содержание билетов полностью соответствует примерным экзаменационным билетам по литературе для образовательных учреждений, осуществивших переход на профильное обучение (письмо от 10.02.2006, "Вестник образования" март 2006) – БАЗОВЫЙ УРОВЕНЬ.
Источники:
1) Ответы на билеты по литературе 11 кл. – 25 билетов по 3 вопроса litexam.narod.ru - здесь можно открывать билеты по отдельности или скачать все сразу (186 Кб, разархивируется в 25 отдельных файлов).
2) Билеты с ответами по литературе за 11 класс 2006 (базовый уровень) school-108.com.ru (можно только скачать, 163 Кб). Это те же самые вопросы/билеты, но ответы другие. И, кроме того, не на все вопросы, а только на 57 из 75-ти.
Здесь эти билеты разбиты на отдельные вопросы, сгруппированные в хронологическом порядке. Ответы из первого источника представлены как "вариант 1", а второго – "вариант 2".
Желающие что-либо изменить или добавить (как преподаватели, так и сами учащиеся) могут, взяв за основу файл для скачивания, добавить свои материалы и прислать этот вариант на сайт. Ваша новая редакция ответов будет размещена взамен старой.
Это могут быть, например, ссылки на рефераты, сочинения, доклады, статьи, конкретные страницы книг или сайтов по теме каждого из вопросов, или добавленные к этому тексту материалы - другие варианты ответов, краткие фрагменты публикаций и др. Можно добавлять новые вопросы, увеличивая общий список.
Совсем не обязательно, чтобы Ваша редакция касалась всего списка вопросов. Рассматриваются любые полезные дополнения. Другие желающие смогут редактировать далее присланный Вами файл. В этом и есть основное отличие рождающейся глобальной информационной сети от всего того, с чем мы имели дело ранее.
По Вашему желанию будет размещена информация об авторах дополнений, например: имя, класс, школа, город, личный сайт (если он есть) и др. Вы сами можете сделать известными себя, свою школу, свой поселок.
1. Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве». (Билет 1)
2. За что и как наказана г-жа Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? (Билет 10)
3. Что сближает балладу В.А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора? (Билет 14)
4. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Билет 3)
5. Какую роль в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума» играет сцена бала? (Билет 19)
6. Как в пьесе А.С. Грибоедова «Горе от ума» совмещаются черты комедии и драмы? (Билет 24)
7. Образ поэта и тема творчества в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 2)
8. Своеобразие раскрытия любовной темы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 4)
9. Философские мотивы в лирике А.С. Пушкина (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 5)
10. В чем смысл противопоставления Петра Первого и «бедного» Евгения в поэме А.С. Пушкина «Медный всадник»? (Билет 22)
11. Каковы черты пушкинского идеала, воплощенного в образе Татьяны Лариной? (Билет 21)
12. Что привело отношения Онегина и Ленского к трагической развязке? (По роману А.С. Пушкина «Евгений Онегин».) (Билет 25)
13. Каковы нравственные уроки финальной сцены романа А.С. Пушкина «Евгений Онегин»? (Билет 17)
14. Образ Маши Мироновой и смысл названия романа А.С. Пушкина «Капитанская дочка». (Билет 7)
15. Что сближает Пугачева и Гринева и в чем они расходятся друг с другом? (По роману А.С. Пушкина «Капитанская дочка».) (Билет 16)
16. Лирический герой поэзии М.Ю. Лермонтова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 8)
17. В чем своеобразие патриотической темы в лирике М.Ю. Лермонтова? (Билет 23)
18. Почему побег лермонтовского Мцыри завершился у стен монастыря? (Билет 18)
19. Образ Печорина и тема поколения в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 6)
20. Почему так трагически одинок лермонтовский Печорин? (По роману М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени».) (Билет 15)
21. Печорин и Максим Максимыч в романе М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». (Билет 9)
22. Сатира на чиновничество в комедии Н.В. Гоголя «Ревизор». (Билет 11)
23. В чем смысл мистического финала повести Н.В. Гоголя «Шинель»? (Билет 20)
24. Сатира на помещичью Русь в поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души». (Билет 12)
25. Почему портрет Чичикова лишен ярких индивидуальных черт? (По поэме Н.В. Гоголя «Мертвые души».) (Билет 13)
26. Философские мотивы в лирике Ф.И. Тютчева (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 15)
27. Каковы главные причины «лежания» Ильи Ильича Обломова? (По роману И.А. Гончарова «Обломов».) (Билет 1)
28. Образ Ольги Ильинской и тема любви в романе И.А. Гончарова «Обломов». (Билет 17)
29. Конфликт поколений и его разрешение в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети». (Билет 14)
30. Почему встреча Базарова с Одинцовой не привела к счастью взаимной любви? (По роману И.С. Тургенева «Отцы и дети».) (Билет 3)
31. Изображение судеб народных в поэзии Н.А. Некрасова (на примере 3–4 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 16)
32. Чем отличается народное и барское представление о счастье? (По поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо».) (Билет 6)
33. Какова роль притчи «О двух великих грешниках» в поэме Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»? (Билет 9)
34. Судьбы «униженных и оскорбленных» в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 10)
35. Теория Родиона Раскольникова и ее развенчание в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 23)
36. Какова роль евангельского сюжета о воскрешении Лазаря в понимании идеи романа Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание»? (Билет 2)
37. Образ Петербурга в романе Ф.М. Достоевского «Преступление и наказание». (Билет 24)
38. Образ Катерины и драма «горячего сердца» в пьесе А.Н. Островского «Гроза». (Билет 13)
39. Почему для Катерины невозможен путь Варвары? (По пьесе А.Н. Островского «Гроза».) (Билет 5)
40. Что указывает на недолговечность самодурной власти в пьесе А.Н. Островского «Гроза»? (Билет 8)
41. Жизнь человека и мир природы в лирике А.А. Фета (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 18)
42. Герои и проблематика сатиры М.Е. Салтыкова-Щедрина (на примере одного из произведений писателя). (Билет 22)
43. Как в сатирических произведениях М.Е. Салтыкова-Щедрина сочетаются злободневное и вечное? (На примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого.) (Билет 7)
44. В чем секрет обаяния Наташи Ростовой? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 11)
45. «Диалектика души» героев романа Л.Н. Толстого «Война и мир» (на примере одного из персонажей по выбору экзаменуемого.) (Билет 20)
46. «Мысль семейная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 21)
47. «Мысль народная» в романе Л.Н. Толстого «Война и мир». (Билет 19)
48. Чем объясняется «пассивность» Кутузова во время Бородинского сражения? (По роману Л.Н. Толстого «Война и мир».) (Билет 4)
49. В чем смысл финала рассказа А.П. Чехова «Ионыч»? (Билет 12)
50. Тема гибели «дворянских гнезд» в пьесе А.П. Чехова «Вишневый сад». (Билет 25)
51. Романтический идеал Человека в рассказе М. Горького «Старуха Изергиль». (Билет 3)
52. Спор о человеке в пьесе М. Горького «На дне». (Билет 9)
53. Образ «дна» и проблема нравственного выбора человека в пьесе М. Горького «На дне». (Билет 4)
54. Своеобразие художественного мира одного из поэтов Серебряного века (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 25)
55. Тема России в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 13)
56. Тема «страшного мира» в лирике А.А. Блока (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 6)
57. Тема революции и ее воплощение в поэме А.А. Блока «Двенадцать». (Билет 1)
58. Образ Руси в поэзии С.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 10)
59. Философские мотивы лирики С.А. Есенина (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого) (Билет 22)
60. Тема противостояния героя и толпы в ранней поэзии В.В. Маяковского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 7)
61. Своеобразие сатиры В.В. Маяковского (на примере 2–3 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 24)
62. Философские вопросы в прозе И.А. Бунина (на примере 1–2 произведений по выбору экзаменуемого). (Билет 2)
63. Своеобразие лирического героя поэзии О.Э. Мандельштама (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 20)
64. Тема борьбы добра и зла в романе М.А. Булгакова «Белая гвардия» или «Мастер и Маргарита» (по выбору экзаменуемого). (Билет 5)
65. Мир человеческой души в лирике М.И. Цветаевой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 14)
66. Тема творчества в лирике Б.Л. Пастернака (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 17)
67. Интимное и гражданское в лирике А.А. Ахматовой (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 12)
68. Образ матери и трагедия народа в поэме А.А. Ахматовой «Реквием». (Билет 11)
69. Трагедия революции и Гражданской войны в романе М.А. Шолохова «Тихий Дон». (Билет 8)
70. Гражданственность и исповедальность лирики А.Т. Твардовского (на примере 2–3 стихотворений по выбору экзаменуемого). (Билет 19)
71. Образ «русского труженика-солдата» в поэме А.Т. Твардовского «Василий Теркин». (Билет 15)
72. Изображение народного характера в рассказе А.И. Солженицына «Матренин двор». (Билет 18)
73. Нравственная проблематика современной отечественной прозы (на примере произведения по выбору экзаменуемого). (Билет 16)
74. Герои и проблематика одного из произведений современной отечественной драматургии второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 23)
75. Особенности творчества одного из современных отечественных поэтов второй половины ХХ в. (по выбору экзаменуемого). (Билет 21)
1. Патриотическое звучание и нравственная проблематика «Слова о полку Игореве». (Билет 1)
Вариант 1
Вершиной поэтического искусства древней Руси является «Слово о полку Игореве». По выражению Белинского, «Слово» - прекрасный, благоухающий цветок славянской народной поэзии, достойный внимания, памяти и уважения». Действительно, «Слово» - удивительный памятник древней Руси. Прошло восемь веков с тех пор, как оно появилось. Но читатель входит в поэтический мир древнего текста так же свободно, как в эпос и лирику античности, не успевая освободиться от современных представлений и наполняя старые строки своими проблемами.
«Слово» написано в конце XII века, но стало известно нам лишь спустя 600 лет, в самом конце XVIII века.
Начиная с XI до конца XII века, когда было написано «Слово», Русь страдала от двух основных бедствий. Одним из них были княжеские междоусобицы, другим - набеги половцев. Поэтому лучшие люди страны, болевшие за Русскую землю, неустанно призывали к единодушному отпору половцам, к защите своей родной земли. «Если, - говорил Владимир Мономах князьям, - мы не прекратим междоусобий... то погибнет земля Русская и враги наши, половцы, возьмут землю Русскую».
Основная идея «Слова», которая заключается в призыве русских князей к объединению накануне татаро-монгольского нашествия, придает произведению особое патриотическое звучание. Неизвестный автор ставит перед собой задачу призвать и князей, и народ к сплочению для борьбы за единство Русской земли, направить мнение народа против междоусобных войн князей, осудить стремление князей к личной славе, преследование личных интересов.
Проникнутый глубокой любовью к своей родине, автор пронизывает этой идеей всё «Слово». Нравственная проблематика этого произведения раскрывается в образах героев, в картинах событий и в пейзажах, она определяет композицию произведения, его язык.
Автор пишет об обширных пространствах своей родины, о её реках, горах, степи, городах, селах, делает участниками событий разных птиц и зверей, населяющих его страну. Даже животные не остаются равнодушными к событиям, рассказанным на страницах произведения. Но Русская земля для автора «Слова» не только природа и русские города, это, прежде всего, русский человек.
Вдохновитель и руководитель похода - князь Игорь - уже с самого начала выступает перед нами как защитник Русской земли, который «навел свои храбрые полки на землю Половецкую за землю Русскую». Игорь - храбрый воин, у него сильная воля, мужественное сердце. Его боевого пыла не охлаждает неблагоприятное предзнаменование - солнечное затмение. Забота о защите государства руководит мыслями и действиями Игоря. Обращаясь перед выступлением в поход к своей дружине, Игорь говорит: «Братия и дружина! Лучше быть убитым, чем полоненными... Хочу поломать копье о конец поля половецкого, с вами, русские, хочу свою голову положить, либо напиться шлемом из Дона» Во время боя он стремится помочь брату Всеволоду.
Близок Игорю и его брат Всеволод. Отвага, мужество, храбрость, воинская честь отличают Всеволода даже в большей степени, чем Игоря. Оба князя становятся в «Слове» носителями патриотической идеи - их боевой поход не для личной славы и не для удовлетворения амбиций. Братья ведут свои войска, чтобы раз и навсегда избавить родную землю от вражеских посягательств, они стремятся сделать свою Родину свободной, сильной, сплоченной.
Особый светлый образ русской женщины дан в «Слове» в лице Ярославны, жены князя Игоря. «Плач» Ярославны передан в духе народной поэзии. Этот прием подчеркивает народность Ярославны. Этот удивительный образ стал символом русской земли, родины, матери, любви - так много объединяет в себе русская княгиня. Её устами говорит простая русская женщина, горячо любящая своего мужа, тоскующая в разлуке с ним и горюющая о том, что он ранен и в плену. Её обращение к природе за помощью придает плененным силы и помогает им бежать. Но Ярославна не только любящая жена, силе любви которой подчиняется сама природа, оберегающая Игоря во время бегства из плена. Она в то же время и патриотка, болеющая душой за воинов, которые ушли в поход с её мужем. Для Ярославны поражение русских воинов - большое личное несчастье.
Нельзя не сказать о таком герое «Слова», как Святослав, который произносит свое «золотое слово». В этом слове Святослава живет надежда объединить князей в борьбе за Русь, преодолеть поражение, которое потерпел князь Игорь. Обращение Святослава к князьям приобретает особое звучание - патриотического обращения.
Интересным может стать наблюдение за характером Русской земли как родины. Мир родины, общий русский мир оказывается не мстителен, а добр. Доброта как основа отношения русского народа к миру и к людям выявлены автором в «Слове» очень ярко.
И это всего лишь одна из круга нравственных проблем, которые поднимает автор в произведении. Добро становится нормой, коренным свойством жизни. Непреклонная вера в победу, которая звучит в финале произведения, основана не только на силе русских воинов, ратных доблестях Игоревой дружины, мужестве и самоотверженности бойцов. Прекрасный, наделенный чертами русского фольклора мир природы; необыкновенные русские характеры князей, бойцов, женщин; сам автор с его верой в мудрость и патриотизм князей и народа, с его уверенностью в том, что справедливость и доброта никогда не будут побеждены злобой и обманом. Добро для автора -. основа отношения к миру.
Наверное, именно поэтому так притягательно для нас «Слово», которое при всем своем эпическом могуществе наделено необыкновенным лиризмом.
«Слово о полку Игореве» имеет огромное идейное и художественное значение. Это глубоко патриотическое произведение. В нем выразилась горячая любовь автора к страдающей Русской земле, в нем звучит призыв к сплочению всех сил русского народа для защиты родины от внешних врагов, призыв к защите мирного труда народа. Эта патриотическая идея и сделала произведение бессмертным.
Д. С. Лихачев так оценил памятник древнерусской литературы: «Две темы сочетаются, переплетаются и противостоят друг другу в «Слове»: эпическая, государственная и лирическая, личная. С одной стороны, автор «слова» скорбит о судьбах всей Русской земли, опустошенной половцами и лишенной внутреннего единства. С другой, он пишет о личной судьбе потерпевшего жесточайшее поражение мелкого новгород-северского князя Игоря Святославича, его жены Ярославны,... и многих других».
2. За что и как наказана г-жа Простакова в комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль»? (Билет 10)
Вариант 1
Главное лицо комедии Д. И. Фонвизина «Недоросль» - помещица Простакова. Автор раскрывает в пьесе характер помещицы, степень ее умственного развития, показывает ее положение в доме отношение к окружающим людям.
Простакова - грубая и необузданная натура. Ее можно даже назвать наглой, если она не встречает сопротивления, но вместе с тем она труслива, если наталкивается на силу.
У Простаковой нет никаких нравственных понятий: чувства долга, человеческого достоинства, человеколюбия. Она готова унижаться перед теми, кто сильнее и от кого она зависит, при этом сама будет проявлять беспощадность и даже жестокость к тем, кто находится в ее власти. Простаковой невозможно угодить: ни Тришка, ни Еремеевна, никто другой никогда не услышат слов одобрения своим действиям. Тришку она называет «мошенником, вором, скотом, воровской харей, болваном», а преданная нянька Митрофана Еремеевна - «бестия». Крепостных людей она считает своей полной собственностью: с ними она может делать все, что угодно. Крестьян она совершенно обобрала и жалуется своему брату Скотинину: «С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже собрать не можем. Такая беда!»
Но не только крепостные страдают от деспотичного характера помещицы. Простакова ни во что не ставит своего мужа, помыкает им как хочет. Учителя Митрофана не получают жалования уже год.
Простакова невежественна, она не принимает просвещения: «Без наук люди живут и жили», - говорит она. Для Митрофана она нанимает учителей только потому, что хочет вывести его в люди и подчиняется необходимости дать сыну образование.
Простакова расчетлива. Любой ее поступок определяется расчетом личной выгоды. Ради личной выгоды она готова женить сына на Софье и даже готова ее похитить.
Только к своему сыну Простакова относится иначе. Она любит его, нежнее с ним, заботится о нем. Его счастье, благополучие - цель ее жизни. Но слепая, неразумная, уродливая любовь не приносит ничего кроме вреда и Митрофану, и самой матери.
Заключительная сцена комедии показывает полное поражение Простаковой. За сочувствием Простакова обращается к сыну: «Один ты остался у меня, мой сердечный друг», но Митрофан грубо отталкивает мать: «Да отвяжись, матушка! Как навязалась». Потерянная Простакова теряет сознание.
По справедливому замечанию Правдина, безумная материнская любовь довела Простакову до несчастья, и именно к ней обращены слова Стародума: «Вот злонравия достойные плоды».
Очнувшись от обморока, Простакова восклицает: «Погибла я совсем. Отнята у меня власть! Нет у меня сына!»
Наказание Простаковой в ней самой. По законам жанра порок наказан.
3. Что сближает балладу В.А. Жуковского «Светлана» с произведениями русского фольклора? (Билет 14)
Вариант 1
Баллада «Светлана» считается оригинальной балладой В. А. Жуковского. Повествование начинается картинами святочного гадания русских девушек, написанными с приукрашиванием крестьянского быта. На этом фоне дается образ Светланы. Она молчалива и грустна, разлука с милым делает ее тихой и печальной. Свое горе она пытается утешить, прибегая к молитве. За покорность, терпение и надежду автор награждает Светлану. Ужасы она переживает только во сне, а пробуждение готовит ей радость - возвращение жениха. Баллада заканчивается веселой свадьбой.
Если сравнивать балладу с произведениями устного народного творчества, то можно найти много общего. Во-первых, содержание баллады переносит нас в сказочный мир. Даже финал баллады - сказочный: многие русские народные сказки заканчиваются веселым свадебным пиром. Есть в балладе образы страшного и ужасного: образ мертвеца-жениха, скачка на конях ночью, карканье ворона, гроб в избушке, оживающий мертвец и т. п. В балладе часто встречаются слова с уменьшительно-ласкательными суффиксами: вечерок, башмачок, подруженьки и др. Уже с первых строк читатель погружается в мир народных поверий и ритуалов, сопутствующих русским зимним праздникам. Балладу отличает особая музыкальность.
Можно сказать, что Жуковский создает самостоятельную русскую народную балладу. Народность в начале XIX века понимается поэтами как приукрашенное изображение народного быта, как мир сказок и легенд, в котором добро всегда торжествует.
Вариант 2
В. А. Жуковский - известный поэт, мастер поэтического слова, тонкий знаток русской культуры и фольклора.
В балладе "Светлана" автор реалистично описал русский быт, народные обряды, раскрыл русскую душу, такую большую, щедрую, трепетную и горячую.
Жизнь русского человека раньше тесно была связана с традициями и обрядами. По знамениям судьбы или природы корректировалась жизнь и деятельность одного человека или целой семьи.
Раз в крещенский вечерок
Девушки гадали
Страх перед неизвестным, любопытство, желание узнать судьбу близких толкали к гаданию. Богатство или нищета,, замужество или одиночество, жизнь или смерть, вечные скитания или оседлая жизнь в кругу семьи - все расскажет гадание в праздничные дни.
В. А. Жуковский, сын помещика Бунина и пленной турчанки Сальхи, знал русскую душу, любил российскую глубинку, чувствовал природу. В балладе "Светлана" все это слилось воедино, и в результате обнажилась грусть души, страх потерь. Стих поэта наполнен музыкой, богат полутоками и нюансами.
Не зря ведь А. С. Пушкин считал Жуковского великим поэтом, проложившим много троп для русской поэзии. Жуковский обладал редким даром охватить в коротком стихотворении или балладе тревоги русского человека, окрасить их музыкой и звучанием, раскрыть их тайну, не нарушив целостности.
Баллада "Светлана" посвящена Сашеньке Протасовой, в которую был влюблен Жуковский. Гадание на зеркале девушки,, тревожащейся о судьбе своего жениха, традиционно для русских святочных обрядов. Светлана всматривается в зеркало, и перед ней проходит фантасмагория образов: и разбойничий притон, и "подменный" жених, который оказывается убийцей. Но светлой и ясной улыбкой разрешаются романтические ужасы: это лишь страшный сон.
Жизнь улыбается девушке, а автор заклинает судьбу:
О, не знай сих страшных снов
Ты, моя Светлана.
Будущее реальной Светланы оказалось трагичным, замужество - неудачным. Но в истории литературы осталась светлая, поэтичная красота баллады.
4. Образ Чацкого и проблема ума в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». (Билет 3)
Вариант 1
В комедии А. С. Грибоедова «Горе от ума» одной из основных проблем является положение человека в обществе, который по своему воспитанию, взглядам, мировоззрению отличается от всех остальных. Уже в самом названии комедии сформулирован основной конфликт - непонимание обществом человека, который превосходит своим умом других. Горе умного человека заключается в том, что он принужден жить в обществе, где лучшие человеческие качества, такие как ум, любовь, стремление человека к творчеству, гибнут. Чацкий оказывается в таком окружении, где он не может быть понят. А его взгляды не только не ценятся, но отвергаются, и более того, преследуются. Столкновение Чацкого - человека с волевым характером, цельного в своих чувствах, борца за идею с фамусовским обществом - неизбежно. Это столкновение принимает постепенно все более ожесточенный характер, оно осложняется личной драмой Чацкого - крушением его надежд на личное счастье.
На самом ли деле Чацкий - самый умный герой? А. С. Пушкин в своем письме к А. А. Бестужеву в конце января 1825 года замечает, что Чацкий «пылкий, благородный и добрый малый, проведший несколько времени с очень умным человеком (именно с Грибоедовым) и напитавшийся его мыслями и остротами...». И. А. Гончаров, наоборот, утверждает, что «Чацкий не только умнее всех прочих лиц, но и положительно умен». Каково бы ни было мнение современников Грибоедова о Чацком, для читателя очень важно понять одно - герой комедии попал в общество, где оказался непонятым. Он одинок и страдает, на его долю в течение одного дня выпадает «мильон терзаний».
Чацкий соединяет все линии противостояния в пьесе. Более того, можно сказать, что он сам становится причиной развития и движения действия в пьесе. История Чацкого - это история о том, какова судьба истины, искренности, подлинной жизни в мире обмана и лжи.
В сонную тишину дома Фамусовых Чацкий врывается, как вихрь, но его бурная радость, громкий и неудержимый смех, искренняя нежность и пылкое негодование неуместны в доме, где все построено на обмане и притворстве. Поведение Чацкого вызывает непонимание, перерастающее затем в раздражение. Он очень уязвим для осуждения, для косых взглядов, не защищен привычной для фамусовского общества формулой поведения «как все». Он искренен во всем: и в радости, и в негодовании.
Но при всей кажущейся последовательно положительной характеристике герой обладает некоторыми «нелепыми» чертами характера. Почти невозможно понять, почему, любя Софью, он покидает. Москву, отправляется в неизвестном направлении, и при этом от него нет никаких известий в течение трех лет. Также плохо поддается объяснению его уверенность в том, что после возвращения он найдет все оставленное без изменения: расположение к себе Софьи, симпатии и уважение со стороны Фамусова и т. п. Объяснение находим в специфике психологического рисунка героя, если лишить Чацкого этих «нелепостей», он станет похож на некоторую «положительную модель». Живым и неповторимым его делают такие черты характера, как юношеская увлеченность, легкомыслие, доверчивость, умение увлекаться.
Александр Андреевич Чацкий возвращается в Москву с большой надеждой найти, с одной стороны, то же отношение к себе со стороны Софьи, а с другой стороны, надеется, что в жизни и обществе произошли существенные изменения и его новые взгляды будут восприняты, по крайней мере, с пониманием. Позиция Чацкого в отношении наиболее острых и значительных проблем определяется не столько желанием разрушить, обличить. Он возвращается в дом, который считает для себя почти родным, он хочет любить и быть любимым таким, какой он есть - веселым острословом, не всегда «удобным».
Расходится Чацкий с представителями фамусовского общества в оценках гражданского долга, службы, армии, крепостничества, образования и воспитания, авторитетов прошлого, патриотизма и подражания иностранным образцам. Основное разногласие заключается в том, что Чацкий выступает против подмены действительного содержания таких понятий, как Отечество, долг, патриотизм, героизм, нравственный идеал, свободная мысль, искусство, любовь.
Служба для героя - это не способ добиться чинов и положения в обществе:
Служить бы рад, прислуживаться тошно
…………………………………………….
Кто служит делу, а не лицам...
Служить - значит приносить ощутимую пользу, что-то изменять в вековом укладе: Неслучайно он говорит Молчалину: «Когда в делах, я от веселий прячусь, \\ Когда дурачиться: дурачусь; \\ А смешивать два эти ремесла — \\ Есть тьма искусников, я не из их числа...». История Чацкого иллюстрирует этот тезис. Он порвал связь с министрами в прошлом, сейчас отвергает советы Фамусова и Молчалина.
Особое отношение у героя к крепостничеству. Чацкий уверен, что, если крепостничество лишает людей свободы, оно раскалывает нацию, отрывает дворянство от «умного, бодрого народа». Чацкий выступает и против пустого подражания всему иностранному. Он видит в этом предательство. Русские перестают быть русскими, они не становятся европейцами, скорее становятся шутами:
И танцы, и язык, и старину святую
И величавую одежду на другую
По шутовскому образцу.
Сам Чацкий ратует за верность России, своей истории, языку. Неслучайно многие современники Грибоедова видели в Чацком декабриста. Монологи Чацкого отвечали той культурной ситуации, в которой создавалась комедия. Для декабристов, составлявших тогдашнее петербургское и московское общество, прямое высказывание своих взглядов было почти обязательным, своеобразным выполнением просветительского долга перед современниками.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 280 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!