Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Временные рамки | 1840–90-е гг. (формируется в 1830-е годы) | ||
Идейная основа | Материалистический детерминизм; критика социальных порождений и противоречий самодержавно-крепостнического строя; обличительная направленность произведений | ||
Доминанта | Воссоздание жизни в ее закономерностях, типических чертах и свойствах; тяга к выдвижению на первый план типического в характерах и обстоятельствах | ||
Основа эстетики | Принцип верности действительности; стремление к непосредственной достоверности изображения, «воссозданию» жизни «в формах самой жизни»; признание за художником права освещать все стороны жизни без каких-либо ограничений | ||
Характерные черты | Стремление к широкому охвату действительности в ее противоречиях, глубинных закономерностях и развитии; исторически правдивое воспроизведение типичных характеров в типичных обстоятельствах; выявление общественных законов бытия; изображение диалектических взаимосвязей между человеком и миром, их глубокий социальный и психологический анализ; объективность мотивировок поведения персонажей; углубление индивидуализации образа-персонажа, психологизма в раскрытии его внутреннего мира; социальный и психологический детерминизм; историческая точка зрения на жизнь | ||
Идеальный герой | Деятельный человек прогрессивных убеждений | ||
Основной конфликт | Личность и общественный уклад (строй) | ||
Основные жанры | Эпос | Роман социально-философский, социально-бытовой, социально-психологический, исторический, сатирический, детективный | Ф. Стендаль. «Пармская обитель»; О. Бальзак. «Человеческая комедия»; Г. Флобер. «Госпожа Бовари»; Э. Золя. «Жерминаль»; У. Теккерей. «Ярмарка тщеславия»; Ч. Диккенс. «Холодный дом», «Посмертные записки Пиквикского клуба», «Тайна Эдвина Друда» |
Новелла | Г. де Мопассан, П. Мериме | ||
Лирика | Лирика гражданская, революционная, интеллектуальная | Г. Гейне, П.Ж. Беранже, Ш. Бодлер, Ш. Петефи | |
Драма | Драма для чтения | П. Мериме. «Театр Клары Гасуль» | |
Особенности русского критического реализма | Отражение центральных исторических противоречий эпохи; активное освоение социально-психологической, философской и моральной проблематики; ярко выраженный жизнеутверждающий характер; глубокий гуманистический пафос; обращение к истории русского народа; особый динамизм; синтетичность (тесная связь с предшествующими литературными эпохами и направлениями – Просвещением, сентиментализмом, романтизмом) | ||
Литературные формы русского критического реализма | Эпос | Роман | И.А. Гончаров. «Обыкновенная история», «Обломов»; Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» и др. |
Роман-эпопея | Л.Н. Толстой. «Война и мир» | ||
Повесть | И.С. Тургенев. «Ася» | ||
Рассказ | А.П. Чехов | ||
Цикл рассказов | И.С. Тургенев. «Записки охотника» | ||
Сказки | М.Е. Салтыков-Щедрин, Л.Н. Толстой, С.Т. Аксаков, В.М. Гаршин | ||
Лирика | Песня | Н.А. Некрасов | |
Элегия | Ф.И. Тютчев | ||
Сатира | А.К. Толстой | ||
Драма | Трагедия | А.К. Толстой | |
Комедия | Н.В. Гоголь. «Ревизор»; А.Н. Островский. «Свои люди – сочтемся» и др. | ||
Драма (вид) | А.Н. Островский. «Гроза», «Волки и овцы» | ||
Исторические хроники, сцены | А.С. Пушкин. «Борис Годунов» | ||
Лиро-драматические жанры | Драматические поэмы | Н.А. Некрасов. «Русские женщины» | |
Лиро-эпические жанры | Поэма | А.С. Пушкин. «Медный всадник»; Н.В. Гоголь. «Мертвые души»; Н.А. Некрасов. «Саша» | |
Роман в стихах | А.С. Пушкин. «Евгений Онегин» |
7) Литература рубежа веков (кон. 19 - нач 20 в.), литература 1-й пол. 20 в. и литература 2-й пол. 20 в. Первый из них — рубеж веков (или Серебряный век). Внутри «советского периода» можно выделить литературу 20—30-х (довоенных) годов — время реализации на практике принципов социалистического строительства, литературу военного времени, послевоенного десятилетия. Во второй названный период активно заявляют о себе модернисты и постмодернисты, углубляется гуманистический пафос, активизируется поиск общечеловеческих идеалов, усложняются форма и стиль произведений, происходит пересмотр прежних.
«Советский период» развития искусства открывается 1917 годом. 20—30-е годы явили собой новый этап по сравнению с Серебряным веком: романтический порыв литературы, вписывавшейся в 20-е годы отдельными чертами в рамки исканий Серебряного века, исчез в 30-е годы, когда упростились конфликты, искусство слова не замечало сталинских репрессий, создавало производственные романы, повести, поэмы. Но и в довоенный период, в условиях строгой идеологической цензуры, были созданы гуманистические произведения М. Булгакова, А. Платонова, М. Шолохова, А. Твардовского, лирика Д. Кедрина, в которых было сильно трагическое начало, раскрывались (порой иносказательно) противоречия и сомнения в целях социалистического строительства.
Характерные черты имела и литература 40-х — середины 50-х годов XX века — времени послевоенного десятилетия, когда остро переживалась победа, возвращались бывшие солдаты в сожженные родные гнезда. Литература носила военный характер. Но, литература послевоенного десятилетия постепенно начала упрощать явления, конфликты, становилась все более производственной, иллюстративной. Директивами сверху ей было предписано писать о борьбе «хорошего с лучшим», о достижениях, не существующих в природе.
Далее можно выделить литературу середины 50—60-х годов. В зарубежном литературоведении это время сразу же назвали (по заглавию повести Ильи Эренбурга «Оттепель») — «периодом оттепели». Литература стремилась в это время переосмыслить историю государства, ставя на первый план личность, ее миропонимание, глубже, с философских позиций осмыслить события Великой Отечественной войны, выдвинув как приоритет морально-этическую проблематику (трилогия К. Симонова, роман Ю. Бондарева «Горячий снег», повести Г. Бакланова «Пядь земли», В. Богомолова «Иван», В. Быкова «Мертвым не больно», «Сотников» и др.).
Окончательно сформировалась в это время «деревенская проза».
Середина 80-х годов XX — начало XXI века проходят под знаком дальнейшего осмысления вечных проблем, поиска выхода из сложной ситуации, создавшейся в результате перехода общества в постсоветский период развития, отказа от прежних утопических идеалов, соперничества реалистического (в том числе неореалистического) и постмодернистского искусства.
Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 1759 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!