Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Летом 1793 г. якобинцы отменили все оставшиеся феодальные повинности и феодальные связи



Франция стала мелкобуржуазной страной. Восторжествовал буржуазный принцип свободы договора, были ликвидированы феодальные монополии и откупа, цеховое устройство промышленности.

Буржуазные преобразования в семейном праве носили ограниченный характер. Брак воспринимается как гражданско-правовая сделка, однако с неравным положением сторон (муж выше жены). Революционное семейное право, в отличие от консервативного феодального, допускает развод просто по взаимному согласию сторон.

Не была установлена свобода завещаний, преобладает родственное наследование по закону, по завещанию можно было распоряжаться лишь небольшой долей наследственной массы.

Французское уголовное право стало первой кодифицированной отраслью. Уголовный кодекс Франции 1791 г. был предельно гуманизирован, отменена квалифицированная (с мучениями) смертная казнь и введена гильотина (считавшаяся безболезненной), которую широко потом использовали якобинцы Впервые появился раздел, посвященный преступлениям против конституционного строя.

В уголовно-процессуальном праве была важна рецепция английского института суда присяжных.

Право Великой французской буржуазной революции заложило основу для буржуазно-либерального развития европейского права.

55-

Причины перехода к абсолютной монархии
История государства и права зарубежных стран - Лекции
К XVI в. в странах Западной Европы происходят значительные изменения, связанные с переходом к капиталистическому укладу хозяйства. Это проявилось, прежде всего, в развитии промышленности и возникновении мануфактурного производства. Значительный прогресс наблюдался в текстильном ремесле, особенно в сукноделии. Большие успехи были достигнуты в горном деле, металлургии, судостроении. Появилась новая отрасль – типографское дело. Капиталистические отношения проникали и в сельское хозяйство. В условиях разложения феодализма личность держателя потеряла свое значение для земельного собственника, ценность представляла только земля. Землевладельцы отказывались от традиционных форм крестьянских держаний и предпочитали сдавать землю в аренду. Из различных форм сдачи земли в аренду появлялось фермерское хозяйство. Фермерство распространилось в Англии, Нидерландах и Северной Франции. Но на большей части Франции сохранилась феодальная форма держания земли – цензива. В то время как в Западной Европе проникали в сельское хозяйство капиталистические отношения, в Восточной и Центральной Европе расширялось барщинное хозяйство, основанное на крепостном труде. Основной социально политической силой оставалось дворянство, в то время как в Западной Европе была заметна усилившаяся буржуазия. Таким образом, в результате глубоких сдвигов в экономической и социальной структуре феодального общества, вызванных начавшимся разложением феодализма и зарождением в его недрах капиталистического уклада, изменилась форма феодального государства, в XVI в. в странах Западной Европы складывается абсолютная монархия. Абсолютная монархия (1) характеризуется тем, что вся полнота власти в государстве (законодательной, исполнительной, судебной) сосредоточена в руках наследственного главы государства. Королевская власть усилилась до такой степени, что смогла подчинить себе феодальную аристократию и править страной с помощью бюрократического аппарата. Созданные раннее сословно-представительные органы, потеряли свое значение или совсем перестали функционировать. Законодательство, обложение, внешняя политика стали неоспоримой прерогативой центральной власти и осуществлялись королем с помощью узкого круга придворной знати и высшего чиновничества. Король не только сосредоточил в своих руках высшую государственную власть, но и подчинил своему господству церковь, завладев в ряде случаев ее огромными богатствами. В распоряжении абсолютистских монархий оказались огромные финансовые средства, получаемые от обложения налогами крестьян, городского населения и в том числе буржуазии. Это давало королю возможность содержать чиновничий аппарат, постоянную армию и осуществлять экспансионистскую внешнюю политику. Вместе с тем абсолютистская монархия была в состоянии подавлять сопротивление крестьянства и городских масс, что отвечало интересам дворянства и зарождающейся буржуазии. Социальной базой абсолютной монархии служило дворянство, интересы которого она защищала, прежде всего. Но феодальная знать и дворянство не хотели допустить чрезмерного усиления королевской власти и ее бюрократического аппарата, боясь потерять свои экономические и политические привилегии. Чтобы парализовать это сопротивление, монархия искала опору в оппозиционной феодалам политической силе – зарождающейся буржуазии. Таким образом, главной предпосылкой абсолютизма являлось наличие определенного уровня развития капиталистического уклада и появление буржуазии как противовеса дворянства. Буржуазии давала абсолютной монархии кадры чиновничьей бюрократии и предоставляла ей финансовые средства взамен тех больших благ, которые она получала от протекционистской и меркантилистской политики абсолютизма. До поры до времени этот неравноправный союз вполне удовлетворял буржуазию. Он позволил ей встать на ноги и упрочить свои позиции. Абсолютная монархия сыграла в европейских странах положительную роль в развитии национальной промышленности и торговли, а также в завершении политической централизации. Но осуществить подобные задачи она смогла только при наличии необходимых предпосылок – определенного уровня экономического развития и территориального сплочения. Именно такие предпосылки существовали в Англии и Франции, ставших уже в XVI в. централизованными национальными государствами. В Испании, например, где зарождавшийся капиталистический уклад был крайне слаб и политическое объединение страны было незавершенно, абсолютизм не смог решить подобных задач в области хозяйственного развития и национально-территориального сплочения. В условиях таких территориально раздробленных стран, как Германия и Италия, абсолютизм мог утвердиться только в пределах отдельных территориальных образований. Этот территориально-княжеский абсолютизм создавал только преграды на пути национального объединения. Феодально-абсолютистская монархия недолго играла исторически прогрессивную роль. Когда буржуазия окрепла и начала заявлять притязания на политическую власть, абсолютизм перешел к политике подавления и ограбления буржуазии. В свою очередь буржуазия, выражавшая интересы прогрессивных слоев населения, повела открытую борьбу против абсолютизма и сил феодальной реакции. Этот конфликт нашел разрешение в революции.  

56- французская буржуазная революция 1789-1794 ГГ.: начало. Падение абсолютизма

- Взятие Бастилии

12 июля произошли первые столкновения между народом и войсками. 13 июля над столицей загудел набат. Рабочие, ремесленники, мелкие торговцы, служащие, студенты заполнили площади и улицы. Народ стал вооружаться; были захвачены десятки тысяч ружей.

Но в руках правительства оставалась грозная крепость - тюрьма Бастилия. Восемь башен этой крепости, окруженной двумя глубокими рвами, казались несокрушимой твердыней абсолютизма. С утра 14 июля толпы народа ринулись к стенам Бастилии. Комендант крепости отдал приказ открыть огонь. Несмотря на жертвы, народ продолжал наступать. Рвы были преодолены; начался штурм крепости. Плотники и кровельщики сооружали леса. Артиллеристы, перешедшие на сторону народа, открыли огонь и пушечными ядрами перебили цепи одного из подъемных мостов. Народ ворвался в крепость и овладел Бастилией.

Победоносное восстание 14 июля 1789 г. явилось началом революции. Королю и феодальной партии пришлось под давлением народных масс пойти на уступки. Неккера вернули к власти. Король признал решения Национального собрания.

В эти дни в Париже возник орган городского самоуправления - муниципалитет, составленный из представителей крупной буржуазии. Была сформирована буржуазная национальная гвардия. Командующим ее стал маркиз Лафайет, создавший себе популярность участием в войне североамериканских колоний Англии за независимость.

Падение Бастилии произвело огромное впечатление не только во Франции, но и далеко за ее пределами. В России, в Англии, в германских и итальянских государствах все передовые люди восторженно приветствовали революционные события в Париже.

- «Муниципальная революция» и крестьянские восстания

Революция стремительно распространялась по всей стране.

18 июля началось восстание в Труа, 19-го - в Страсбурге, 21-го - в Шербуре, 24-го - в Руане. В Страсбурге восставший народ был в течение двух дней полным хозяином города. Рабочие, вооруженные топорами и молотками, взломали двери городской ратуши, и народ, ворвавшись в здание, сжег все хранившиеся там документы. В Руане и Шербуре местные жители, вышедшие на улицу с возгласами: «Хлеба!», «Смерть скупщикам!», заставили продавать хлеб по пониженным ценам. В Труа восставший народ захватил оружие и овладел ратушей.

В провинциальных городах упразднялись старые органы власти и создавались выборные муниципалитеты. Нередко королевские чиновники и старые городские власти в страхе перед народными волнениями предпочитали без сопротивления уступать власть новым, буржуазным муниципалитетам.

Весть о восстании в Париже, о падении грозной Бастилии дала мощный толчок крестьянскому движению. Крестьяне вооружались вилами, серпами и цепами, громили помещичьи усадьбы, сжигали феодальные архивы, захватывали и делили помещичьи луга и леса.

Русский писатель Карамзин, проезжавший в августе 1789 г. через Эльзас, писал: «Везде в Эльзасе приметно волнение. Целые деревни вооружаются». То же наблюдалось и в других провинциях. Крестьянские восстания, начавшиеся в центре страны, Иль-де-Франсе, разливаясь непреодолимым потоком, в конце июля и в августе охватили почти всю страну. В провинции Дофинэ из каждых пяти дворянских замков было сожжено или разрушено три. В Франш-Конте было разгромлено сорок замков. В Лимузене крестьяне соорудили перед замком одного маркиза виселицу с надписью: «Здесь будет повешен всякий, кто вздумает платить ренту помещику, а также сам помещик, если он решится предъявить такое требование».

Охваченные страхом дворяне бросали свои усадьбы и бежали в большие города из бушующей огнем крестьянских восстаний деревни.

Крестьянские восстания заставили Учредительное собрание спешно заняться аграрным вопросом. В решениях, принятых 4-11 августа 1789 г., Учредительное собрание провозгласило, что «феодальный режим полностью уничтожается». Однако только так называемые личные повинности и церковная десятина упразднялись безвозмездно. Прочие феодальные повинности, вытекавшие из держания крестьянином земельного участка, подлежали выкупу. Выкуп устанавливался в интересах не только дворянства, но и той части крупной буржуазии, которая усиленно скупала земли, принадлежавшие дворянству, а вместе с ними приобретала и феодальные права.

- «Декларация прав человека и гражданина»

Крестьянские восстания и «муниципальная революция» в городах расширили и закрепили победу, одержанную народом Парижа 14 июля.1789 г. Власть в стране фактически перешла в руки буржуазии. Буржуазия главенствовала в муниципалитетах Парижа и других городов Франции. Вооруженная сила революции - национальная гвардия - находилась под ее руководством. В Учредительном собрании господство также принадлежало буржуазии и примкнувшему к ней либеральному дворянству.

Буржуазия была тогда революционным классом. Она боролась против феодально-абсолютистского строя и стремилась к его уничтожению. Идеологи буржуазии, возглавлявшиетретье сословие, отождествляли общественные идеалы своего класса с интересами всей французской нации и даже всего человечества.

26 августа 1789 г. Учредительное собрание приняло «Декларацию прав человека и гражданина»- важнейший документ Французской революции, имевший всемирно-историческое значение. «Люди рождаются и остаются свободными и равными в правах»,- говорилось в Декларации. Этот революционный принцип был возвещен в то время, когда в большей части мира человек оставался еще рабом, вещью, когда в Российской империи и в других феодально-абсолютистских государствах насчитывались миллионы крепостных крестьян, а в колониях буржуазно-аристократической Англии и в Соединенных Штатах Америки процветала работорговля. Провозглашенные Декларацией принципы были смелым, революционным вызовом старому, феодальному миру. Естественными, священными, неотчуждаемыми правами человека и гражданина Декларация объявляла свободу личности, свободу слова, свободу убеждений, право на сопротивление угнетению.

В эпоху, когда феодально-абсолютистский порядок еще господствовал почти во всей Европе, буржуазно-демократические, антифеодальные принципы Декларации прав человека и гражданина сыграли большую прогрессивную роль. Они произвели громадное впечатление на современников и оставили глубокий след в общественном сознании народов. Однако таким же «священным» и нерушимым правом Декларация объявила и право собственности. Правда, в этом заключался тогда и элемент прогрессивного - защита буржуазной собственности от покушений феодально-абсолютистского строя. Но прежде всего право собственности было обращено против неимущих слоев. Его провозглашение создавало на деле наилучшие условия для новой формы эксплуатации человека человеком - для капиталистической эксплуатации трудящихся.

Резкое несоответствие между гуманистическими принципами, широкими демократическими обещаниями Декларации и реальной политикой Учредительного собрания обнаружилось очень скоро.

В Учредительном собрании руководящую роль играла партия конституционалистов, выражавшая интересы верхушки буржуазии и либерального дворянства. Лидеры этой партии - блестящий оратор, гибкий и двуличный политический делец граф Мирабо, скрытный и изворотливый аббат Сиейес и другие - пользовались большим влиянием и популярностью в Учредительном собрании. Они были сторонниками конституционной монархии и ограниченных реформ, которые должны были упрочить господство крупной буржуазии. Поднявшись к власти на гребне народного восстания, крупная буржуазия сразу же обнаружила свое стремление не допустить глубоких демократических преобразований.

Через пять дней после того, как Учредительное собрание с воодушевлением приняло Декларацию прав человека и гражданина, оно стало обсуждать законопроект об избирательной системе. По утвержденному Собранием закону граждане делились на активных и пассивных. Пассивными объявлялись граждане, не обладавшие имущественным цензом,- они были лишены права выбирать и быть избираемыми. Активными считались граждане, обладавшие установленным цензом,- им предоставлялись избирательные права. В прямом противоречии с принципом равенства, провозглашенным в Декларации, буржуазия старалась узаконить свое господство и оставить трудящихся политически бесправными.

- Народное выступление 5-6 октября

Король и придворная партия отнюдь не были склонны мириться с завоеваниями революции и деятельно готовились к контрреволюционному перевороту. Король не утверждал Декларацию прав человека и гражданина и августовские декреты о ликвидации феодальных прав. В сентябре в Версаль были вызваны новые войска. 1 октября в королевском дворце произошла контрреволюционная манифестация реакционного офицерства. Все это свидетельствовало о намерении короля и его окружения разогнать Учредительное собрание и с помощью военной силы подавить революцию.

Осенью 1789 г. продовольственное положение в Париже снова резко ухудшилось. Беднота голодала. В широких массах трудящихся столицы, в особенности среди женщин, часами простаивавших в очередях за хлебом, росло недовольство. Оно усиливалось еще и под влиянием настойчивых слухов о контрреволюционных приготовлениях двора. 5 октября огромные толпы народа двинулись в Версаль. Народ окружил королевский дворец, а на рассвете 6 октября ворвался туда. Король вынужден был не только утвердить все решения Учредительного собрания, но и, по требованию народа, переехать со своей семьей в Париж. Вслед за королем туда же перенесло свои заседания и Учредительное собрание.

Это новое революционное выступление народных масс Парижа, как и в июльские дни, сорвало контрреволюционные замыслы двора и помешало осуществить разгон Учредительного собрания. Король после переезда в столицу оказался под бдительным надзором народных масс и уже не мог открыто сопротивляться революционным преобразованиям. Учредительное собрание получило возможность беспрепятственно продолжать свою работу и проводить дальнейшие буржуазные реформы.

- Конфискация церковных земель. Буржуазное законодательство Учредительного собрания

В ноябре 1789 г. Учредительное собрание, чтобы ликвидировать финансовый кризис и сломить власть церкви, являвшейся важной опорой феодального строя, постановило конфисковать церковные земли, объявить их «национальным имуществом» и пустить в продажу. Одновременно было принято постановление о выпуске так называемых ассигнатов - государственных денежных обязательств, стоимость которых обеспечивалась доходом от продажи церковных земель. Десигнатами предполагалось оплатить государственный долг, но в дальнейшем они превратились в обычные бумажные деньги.

В мае 1790 г. был узаконен порядок продажи «национальных имуществ» мелкими участками с рассрочкой платежей до 12 лет. Однако вскоре дробление земельных участков было отменено, а рассрочка сокращена до четырех лет. При таких условиях лишь зажиточные крестьяне имели возможность приобретать церковные земли. Вместе с тем законами, принятыми в марте и мае 1790 г., Учредительное собрание установило очень тяжелые условия выкупа крестьянами феодальных повинностей.

Крестьянство открыто выражало свое недовольство политикой буржуазного Учредительного собрания и вновь становилось на путь борьбы. Осенью 1790 г. опять начались крестьянские волнения, запылали помещичьи усадьбы.

Во многих местах крестьяне, нападая на замки и усадьбы, сжигали все архивные документы и прекращали феодальные платежи. Нередко крестьяне смежных деревень договаривались между собой, что «никто не должен уплачивать поземельного налога и что тот, кто уплатит таковой, будет повешен».

Учредительное собрание направляло в провинции, охваченные крестьянским движением, войска, национальную гвардию, чрезвычайных уполномоченных. Но все попытки потушить огонь крестьянских восстаний были тщетными.

В 1789-1791 гг. Учредительное собрание осуществило ряд других реформ, утверждавших во Франции основы буржуазного общественного строя. Оно отменило сословное деление, наследственные титулы дворянства, изъяло из ведения духовенства регистрацию актов рождения, брака, смерти, поставило церковь и ее служителей под контроль государства. Вместо прежнего средневекового административного устройства вводилось единообразное деление Франции на 83 департамента, упразднялись цехи, отменялась правительственная регламентация промышленного производства, уничтожались внутренние таможенные пошлины и другие ограничения,препятствовавшие развитию промышленности и торговли.

Все эти преобразования, имевшие исторически прогрессивный характер, соответствовали интересам буржуазии и призваны были обеспечить благоприятные условия для развития ее торговой и промышленной деятельности.

В то же время Учредительное собрание приняло законы, специально направленные против трудящихся. Так, вскоре после событий 5-6 октября 1789 г. был принят закон, разрешавший применять военную силу для подавления народных восстаний.

- Рабочее движение. Закон Ле Шапелье

Еще более отчетливо классовая сущность политики буржуазного Учредительного собрания проявилась в преследовании рабочего движения. Во Франции в конце XVIII в. не было крупной машинной индустрии и, следовательно, не было еще фабричного пролетариата. Однако имелись многочисленные категории наемных рабочих: рабочие централизованных и рассеянных мануфактур, ремесленные подмастерья и ученики, строительные рабочие, портовые рабочие, чернорабочие и т. д. Некоторые группы рабочих, особенно выходцы из деревни, были еще связаны с земельной или иной собственностью, и для них работа по найму часто являлась лишь подсобным занятием. Но для все большего числа рабочих наемный труд становился основным источником существования. Рабочие составляли уже значительную часть населения крупных городов. В Париже к моменту революции насчитывалось до 300 тыс. рабочих с их семьями.

Рабочие находились в бесправном положении и всецело зависели от хозяев. Заработная плата была низкой и отставала от роста цен. 14-18-часовой рабочий день являлся обычным даже для квалифицированных рабочих. Бичом для рабочих была безработица, особенно усилившаяся накануне революции в результате торгово-промышленного кризиса.

В Париже продолжались рабочие волнения. В августе 1789 г. около 3 тыс. работников портняжных мастерских устроили демонстрацию, требуя повышения заработной платы; демонстрантов рассеял отряд национальной гвардии. Возникали волнения и среди безработных, занятых на организованных муниципалитетом землекопных работах. Рабочие грозили даже сжечь ратушу.

В 1790-1791 гг. создались рабочие организации, частично связанные своим происхождением с дореволюционными компаньонажами, но в основном представлявшие собой союзы нового, профессионального типа. Самыми активными в то время были типографские рабочие, более грамотные и сознательные по сравнению с другими категориями рабочих. В 1790 г. в Париже возникла первая организация типографщиков - «типографское собрание», разработавшее особый «регламент», принятый «общим собранием представителей рабочих». Он предусматривал, в частности, организацию взаимопомощи на случай болезни и старости. Осенью того же года была основана более развитая и оформленная организация типографских рабочих - «Типографский и филантропический клуб». Клуб этот начал издавать собственный печатный орган. Он организовал дело взаимопомощи среди рабочих и возглавил их борьбу против предпринимателей. Подобные же объединения типографских рабочих возникли и в других городах.

Такие развитые профессиональные организации, как «Типографский клуб», были тогда исключением. Но и рабочие других профессий предпринимали попытки создать свои объединения. Так, например, возник «Братский союз» плотников, в состав которого вошли многие тысячи рабочих.

Весной 1791 г. в Париже произошли крупные забастовки. Наиболее активно в них участвовали типографские рабочие и плотники, как более организованные, но бастовали и рабочие других профессий - кузнецы, слесари, столяры, башмачники, каменщики, кровельщики, всего до 80 тыс. человек.

Забастовочное движение, руководимое рабочими организациями («Типографский клуб», «Братский союз» плотников и др.), вызвало большую тревогу среди хозяев. Они поспешили обратиться сперва к парижскому муниципалитету, а затем и непосредственно к Учредительному собранию с требованием принять решительные меры против забастовщиков.

Учредительное собрание пошло навстречу домогательствам предпринимателей и по предложению депутата Ле Шапелье издало 14 июня 1791 г. декрет, запрещавший рабочим под страхом денежных штрафов и тюремного заключения объединяться в союзы и проводить стачки. Два дня спустя, 16 июня, Учредительное собрание посталовило закрыть «благотворительные мастерские», организованные в 1789 г. для безработных.

Органы власти тщательно следили за проведением в жизнь закона Ле Шапелье. За нарушение его применялись строгие наказания. Маркс писал, что этот закон втискивал «государственно-полицейскими мерами конкуренцию между капиталом и трудом в рамки, удобные для капитала...»(К. Маркс, Капитал, т. 1, М. 1955, стр. 745.)

- Конституция 1791 г.

В 1791 г. Учредительное собрание закончило составление конституции. Франция провозглашалась конституционной монархией. Высшая исполнительная власть предоставлялась королю, высшая законодательная власть - Законодательному собранию. В выборах могли участвовать только так называемые активные граждане, составлявшие менее 20% населения. Конституция не отменила существовавшее в колониях рабство.

По сравнению с государственно-правовой системой феодально-абсолютистского строя конституция 1791 г. носила прогрессивный характер. Но она ясно раскрывала классовую природу победившей буржуазии. Составители конституции стремились увековечить не только имущественное неравенство людей, но и- в прямом противоречии с Декларацией 1789 г. - политическое неравенство граждан.

Антидемократическая политика Учредительного собрания вызывала все более резкое недовольство в народе. Крестьяне, рабочие, ремесленники, мелкие собственники оставались не удовлетворенными в своих социальных и политических требованиях; революция не дала им того, чего они от нее ожидали.

В Учредительном собрании интересы демократических кругов представляла группа депутатов, возглавлявшаяся адвокатом из Арраса - Максимилианом Робеспьером (1758-1794), убежденным, непреклонным сторонником демократии, к голосу которого все больше прислушивались в стране.

- Клубы и народные общества. Демократическое движение в 1789-1791 гг.

За годы революции политическая активность народных масс сильно возросла. В Париже важнейшую роль играли органы районного самоуправления - дистрикты, позднее преобразованные в секции. В них часто происходили собрания, ставшие подлинной политической школой для столичного населения. Руководители буржуазного муниципалитета стремились уничтожить непрерывность заседаний дистриктов и секций и превратить их только в избирательные собрания, очень редко созываемые, но демократические элементы всячески этому противились.

В столице и в провинциальных городах возникли различные политические клубы. Наибольшее влияние имели клуб якобинцев и клуб кордельеров. Они назывались так по имени монастырей, в помещении которых собирались. Официальное название якобинского клуба было «Общество друзей конституции», а клуба кордельеров - «Общество друзей прав человека и гражданина».

Состав якобинского клуба в 1789-1791 гг. был довольно пестрым; клуб объединял буржуазных политических деятелей различных оттенков - от Мирабо до Робеспьера.

Клуб кордельеров, возникший в апреле 1790 г., служил политическим центром для простых людей, принимавших активное участие в событиях революции. В его составе было много «пассивных граждан», в его заседаниях участвовали также и женщины. Среди деятелей этого клуба выделялись блестящий оратор Жорж Дантон (1759-1794) и талантливый журналист Камилл Демулен. С трибуны клуба кордельеров раздавалась резкая критика антидемократической политики Учредительного собрания и цензовой конституции 1791 г.

В «Социальном клубе» и созданной им широкой организации«Всемирная федерация друзей истины» на первый план выдвигались социальные требования; клуб издавал газету «Железные уста». Организаторами «Социального клуба» были аббат Клод Фоше и журналист Н. Бонвилль.

Огромное влияние на революционно-демократическое движение имела газета «Друг народа», издававшаяся Маратом. Врач и ученый, Жан-Поль Марат (1743-1793) с первых же дней революции целиком отдался революционной борьбе. Непоколебимый защитник интересов и прав народа, друг бедняков, революционер-демократ, мужественный борец за свободу. Марат страстно ненавидел тиранию и угнетение. Он раньше других разгадал, что на смену феодальному гнету приходит гнет «аристократии богатства». На страницах своей подлинно народной газеты и в своих боевых памфлетах Марат разоблачал контрреволюционные планы и действия двора, антинародную политику Неккера, склонность к измене вождей партии конституционалистов - Мирабо, Лафайета и др., усыплявших бдительность народа фразами о «братстве», о «доверии». Марат учил революционной решимости, призывал народ не останавливаться на полпути, идти до конца, до полного сокрушения врагов революции.

Двор, дворянство, крупная буржуазия ненавидели Марата, преследовали и травили его. Сочувствие и поддержка народа позволяли Марату продолжать из подполья, где ему нередко приходилось скрываться, борьбу за дело революционной демократии.

- Законодательное собрание

В конце сентября 1791 г., исчерпав свои полномочия, учредительное собрание разошлось. 1 октября того же года открылось Законодательное собрание, выбранное на основе цензовой избирательной системы.

Правую часть Законодательного собрания составляли фельяны - партия крупных финансистов и негоциантов, судовладельцев-работорговцев и плантаторов, владельцев копей и крупных земельных собственников, промышленников, связанных с производством предметов роскоши. Эта часть крупной буржуазии и примыкавшее к ней либеральное дворянство были заинтересованы в сохранении монархии и конституции 1791 г. Опираясь на многочисленную группу депутатов центра, фельяны первое время играли в Законодательном собрании руководящую роль.

Левую часть собрания составляли депутаты, связанные с якобинским клубом. Вскоре они раскололись на две группы. Одна из них получила название жирондистов (наиболее видные депутаты этой партии были избраны в департаменте Жиронда).

Жирондисты представляли торгово-промышленную и новую землевладельческую буржуазию, главным образом южных, юго-западных и юго-восточных департаментов, заинтересованную в коренном буржуазном переустройстве общества. Они были настроены более радикально, чем фельяны. На первых порах они также поддерживали конституцию 1791 г., но в дальнейшем перешли на республиканские позиции и превратились в буржуазных республиканцев. Виднейшими ораторами жирондистов были журналист Бриссо и Верньо.

В якобинском клубе политика жирондистов подвергалась критике со стороны Робеспьера и других деятелей, представлявших интересы наиболее демократических слоев тогдашней Франции. Их поддерживала крайне левая группа депутатов в Законодательном собрании. Эти депутаты получили название монтаньяров, так как в Законодательном собрании, а позднее в Конвенте, они занимали места на самых верхних скамьях в зале заседаний, на «горе» (по-французски гора - lamontagne). С течением времени термин «монтаньяры» стал отождествляться с термином «якобинцы».

Жирондисты и монтаньяры вначале выступали совместно против контрреволюционной партии двора и против правящей партии фельянов, но потом между жирондистами и монтаньярами начались разногласия, перешедшие в открытую борьбу.

- Политическая обстановка в стране в начале 1792 г.

В 1792 г. экономическое положение Франции ухудшилось. Торгово-промышленный кризис, несколько ослабевший в 1790-1791 гг., вновь обострился. Особенно быстрыми темпами свертывались отрасли промышленности, работавшие ранее на двор и аристократию, а также на экспорт. Почти полностью прекратилось производство предметов роскоши. Росла безработица. После вспыхнувшего в августе 1791 г. на острове Сан-Доминго (Гаити) восстания негров-рабов исчезли из продажи колониальные товары - сахар, кофе, чай. Возросли цены и на другие продукты питания.

В январе 1792 г. в Париже начались крупные волнения на почве дороговизны и продовольственных лишений. В Бордо весной 1792 г. произошла стачка плотников и пекарей. Рабочие боролись за повышение заработной платы в связи с ростом дороговизны. В Законодательное соорание поступали многочисленные петиции от рабочих и бедноты с требованием установления твердых цен на продукты питания и обуздания спекулянтов. Волновалась и сельская беднота. В некоторых районах Франции вооруженные отряды голодающих крестьян захватывали и делили между собой зерно, силой устанавливали продажу хлеба и других продуктов по твердым ценам.

По-прежнему оставался нерешенным главный вопрос революции - аграрный. Крестьяне стремились добиться уничтожения всех феодальных повинностей без выкупа. С конца 1791 г. аграрные волнения вновь усилились.

В то же время все более активизировались контрреволюционные силы, боровшиеся за восстановление феодально-абсолютистского строя. На юге аристократы, как называли тогда сторонников феодализма, пытались поднять контрреволюционный мятеж. Усиленную контрреволюционную агитацию вело католическое духовенство, значительная часть которого отказалась присягнуть новой конституции и признать новые порядки.

Королевский двор и другие контрреволюционные силы, готовясь к решающему удару против революции, делали теперь главную ставку на вооруженную интервенцию иностранных держав.

днако в ходе Революции расстановка политических сил в борьбе за новое государственное устройство менялась. В истории Великой французской революции выделяют три этапа; первый – 14 июля 1779 – 10 августа 1792; второй – 10 августа 1772 – 2 июня 1793; третий, высший этап революции – 2 июня 1793 – 27/28 июля 1794 года. На первом этапе революции власть захватили крупная буржуазия и либеральное дворянство. Они выступали за конституционную монархию. Среди них руководящую роль играли М. Лафайет (1757-1834), А. Барнав (1761-1793), А. Ламет. В сентябре 1791 г. Людовик XVI подписал выработанную Учредительным собранием кон-ституцию, после чего в стране установился режим конституционной монархии; Учредительное собрание разошлось, и начало работать Законодательное собрание. Глубокие общественные потрясения, происходившие в стране, усилили трения между рево-люционной Францией и монархическими державами Европы. Англия отозвала из Парижа своего посла. Российская императрица Екатерина II (1729-1796) изгнала французского поверенного Же-не. Испанский посол в Париже Ириарте потребовал свои верительные грамоты обратно, а испан-ское правительство начало военные маневры вдоль Пиренеев. Был отозван из Парижа посол Гол-ландии. Австрия и Пруссия заключили между собой союз и объявили, что воспрепятствуют распро-странению всего того, что угрожает монархии во Франции и безопасности всех европейских дер-жав. Угроза интервенции вынудила Францию первой объявить войну против них. Война началась с неудач для французских войск. В связи с тяжелым положением на фронте Законодательное собрание провозгласило: «Отечество в опасности». Весной 1792 г. молодой са-перный капитан, поэт и композитор Клод Жозеф Руже де Лиль (1760-1836) в порыве вдохновения за одну ночь написал знаменитую «Марсельезу», ставшую впоследствии французским националь-ным гимном. 10 августа 1792 г. произошло народное восстание, которое возглавила Парижская коммуна. Начался второй этап революции. Парижская коммуна стала в этот период органом парижского го-родского самоуправления, а в 1793-1794 гг. была важным органом революционной власти. Ее воз-главляли П.Г. Шометт (1763-1794), Ж.Р. Эбер (1757-1794) и др. Коммуна закрыла многие мо-нархические газеты. Ею были арестованы бывшие министры, отменен имущественный ценз; все мужчины, достигшие 21 года, получили избирательные права. Под руководством Коммуны толпы парижан начали готовиться к штурму дворца Тюильри, в котором находился король. Не дожидаясь штурма, король вместе с семьей покинул дворец и при-шел в Законодательное собрание. Вооруженный народ захватил дворец Тюильри. Законодательное собрание приняло поста-новление об отрешении короля от власти и созыве нового верховного органа власти – Националь-ного конвента (собрания). 11 августа 1792 г. во Франции была фактически ликвидирована монар-хия. Для суда над «преступниками 10 августа» (сторонниками короля) Законодательное собрание учредило Чрезвычайный трибунал. 20 сентября произошло два важнейших события. Французские войска нанесли первое пора-жение войскам противника в битве при Вальми. В тот же день в Париже открылось новое, рево-люционное Собрание – Конвент. На этом этапе революции политическое руководство перешло к жирондистам, представ-ляющим преимущественно республиканскую торгово-промышленную и земледельческую бур-жуазию. Лидерами жирондистов были Ж.П. Бриссо (1754-1793), П.В. Верньо (1753-1793), Ж.А. Кондорсе (1743-1794). Они составляли в Конвенте большинство и являлись правым крылом в Собрании. Им противостояли якобинцы, составлявшие левое крыло. Среди них были М. Робеспьер (1758-1794), Ж.Ж. Дантон (1759-1794), Ж.П. Марат (1743-1793). Якобинцы выражали интересы революционно-демократической буржуазии, выступавшей в союзе с крестьянством и плебейст-вом. Между якобинцами и жирондистами развернулась острая борьба. Жирондисты были удовле-творены результатами революции, выступали против казни короля и противодействовали даль-нейшему развитию революции. Якобинцы считали необходимым углубить революционное движение. Но два декрета в Конвенте были приняты единодушно: о неприкосновенности собственно-сти, об упразднении монархии и установлении Республики. 21 сентября во Франции была провозглашена Республика (Первая Республика). Девизом Рес-публики стал лозунг «Свобода, равенство и братство». Вопросом, волновавшим тогда всех, была судьба арестованного короля Людовика XVI. Кон-вент решил судить его. 14 января 1793 г. 387 депутатов Конвента из 749 проголосовали за прида-ние короля смертной казни. Один из депутатов Конвента Барер так объяснил свое участие в голо-совании: «Этот процесс является актом общественного спасения или мерой общественной безо-пасности...» 21 января Людовик XVI был казнен, в октябре 1793 г. казнена королева Мария-Антуанетта. Казнь Людовика XVI послужила поводом для расширения антифранцузской коалиции, в ко-торую вошли Англия и Испания. Неудачи на внешнем фронте, углубление экономических трудно-стей внутри страны, рост налогов все это пошатнуло позиции жирондистов. В стране усилились волнения, начались погромы, убийства, а 31 мая – 2 июня 1793 г. произошло народное восстание. С этого события берет отсчет третий, высший этап Революции. Власть перешла в руки ради-кально настроенных слоев буржуазии, опиравшейся на основную часть городского населения и крестьянство. В этот момент народные низы имели наибольшее воздействие на власть. Для спасе-ния революции якобинцы считали необходимым введение чрезвычайного режима – в стране оформилась якобинская диктатура. Непременным условием якобинцы признавали централизацию государственной власти. Кон-вент остался высшим законодательным органом. В его подчинении находилось правительство из 11 человек – Комитет общественного спасения во главе с Робеспьером. Был укреплен Комитет общественной безопасности Конвента для борьбы с контрреволюцией, активизировались револю-ционные трибуналы. Положение нового правительства было тяжелым. Бушевала война. В большинстве департа-ментов Франции, особенно Вандее, шли мятежи. Летом 1793 г. молодой дворянкой Шарлоттой Корде был убит Марат, что оказало серьезное влияние на ход дальнейших политических событий.

57- В IХ-ХI вв. устанавливается принцип территориального действия права, т.е. население подчинялось тем нормам права, которые сложились на территории его проживания. Появление этого принципа объяснялось, во первых, господством натурального хозяйства, обособлявшим отдельные феодальные сеньории, и, во-вторых, сосредоточением в руках сеньоров политической, в частности судебной, власти. Такое положение способствовало замене племенных обычаев местными обычаями - кутюмами.

В период феодально - раздробленного государства обычаи являлись основным источником права. Франция вплоть до ликвидации феодализма не знала единой правовое системы.

В зависимости от источников права вся страна делилась на две части, приблизительной границей между которыми являлась река Луара. Территория южнее этой границы называлась «страной писаного права», ибо на ней действовало римское право, приспособленное под влиянием обычаев к новым условиям. Заним признавалось значение «общего обычая». Север Франции считался «страной обычного права», ибо территориальные обычаи - кутюмы являлись там основным источником права.

В период формирования централизованного государства в форме сословно-представительной монархии предпринимаются попытки систематизации и записи кутюмов. Людовик IX предписал своим бальи собрать обычаи округов, отредактировать и прислать их в парижский парламент. Сборник этих обычаев, составленный в 70-х годах XIII века, был назван «Учреждения Людовика Святого» и включал в себя кутюмы Парижа, Орлеана, Тура, Анжу и Мэна. Он получил общеобязательную силу в королевском домене, а также во владениях многих королевских вассалов.

В ХIV-ХV вв. появляются сборники кутюмов отдельных селений, городов и феодальных сеньорий.

В 1453 году Карл VII предписал собрать кутюмы, обыкновения, различные формулы, применяемые судами, а также с помощью знающих людей записать обычаи и весь материал представить в парламент, который должен был его изучить, отредактировать и представить на утверждение короля. Эта работа продолжалась и при преемниках Карла VII. Таким образом, было записано и получило силу закона около 300 местных кутюмов и 60 больших кутюмов, т.е. обычаев, действие которых распространялось на большой территории. В период абсолютной монархии В ХVII-ХVIII вв. был издан ряд ордонансов в области уголовного права и процесса (ордонанс 1670 г.), гражданского права (ордонанс 1731 г. - о дарениях, 1733 г.-о завещаниях, 1747 г. - о субституциях), в области торговли и мореплавания (1681 г. - морской ордонанс, 1673 г. - устав о торговле). В 1783 году был издан так называемый Черный кодекс о положении рабов в колониях.

Источником права, вносившим общие начала, единообразие в пеструю систему обычного права, было римское право. Если на «Юге» оно выступало в качестве основного источника права, то на «Севере» оно восполняло пробелы обычного права. В ХV-ХVIII вв. оно стало фактором, способствовавшим выработке общих правовых принципов в условиях. отсутствия единой правовой системы. Римское право применялось на «Севере» в тех случаях, когда кутюмы не давали ответа на вопросы, поставленные жизнью.

Большое влияние на формирование и развитие права оказали также каноническое и городское право.

Право собственности на землю являлось основным институтом феодального права, ибо юридически закрепляло собственность господствующего класса на основное средство производства - на землю. Во Франции оно приняло наиболее классическую форму, свойственную западноевропейскому феодализму. Феодальное право собственности в период раннего и развитого феодализма характеризовалось: а) иерархической структурой, б) условностью и в) ограниченным характером.

Оно сосредоточивалось в руках класса феодалов. Крупное землевладение выступало в форме аллода, бенефиция. В IX веке бенефиции становятся наследственным держанием, названным в Х веке феодом, леном, фьефом. В Х-ХI вв. распространилась инфеодация, т.е. передача аллодов их собственниками королю, крупным феодалам, церкви с получением их обратно в виде феодов.:

В период раннего феодализма во Франции сложились два вида крестьянского землевладения: землевладения лично зависимых крестьян (сервов) и землевладения лично свободных крестьян (вилланов).

Крестьянский надел, предоставляемый сверху находился в его владении и пользовании. Этот участок находился в «мертвой руке», ибо серв не мог совершать с ним никаких сделок без согласия господина. По обычному праву вплоть до XIII века все имущество серва после его смерти шло господину. Затем надел стал передаваться по наследству при условии уплаты господину особого взноса, состоявшего из части имущества, а с развитием товарно-денежных отношений - определенного денежного взноса.

За право владения и пользования наделом сервы должны были ежегодно платить господину натуральный или денежный оброк, размер которого устанавливался по усмотрению господина.

Наделы, предоставляемые лично свободным крестьянам (вилланам), рассматривались как неблагородное крестьянское держание земли от сеньора и назывались цензива. По мере освобождения крестьян от личной зависимости она становится наиболее распространенной формой крестьянского держания.

Цензива - это наследственное владение земельным участком с обязанностью нести строго фиксированные обычным правом повинности в пользу сеньора. Она предоставлялась как отдельному лицу, так и крестьянским общинам.

Правовые отношения между сеньором и цензитарием по французскому обычному праву характеризовались следующими чертами:

1) последний обязан был периодически, по требованию сеньора, признавать зависимость своего участка от сеньора;

2) сеньор имел право на получение определенных повинностей с цензивы:

ценза, т.е. ежегодной подати, уплачиваемой в денежном выражении или в натуральном виде (в этом случае он назывался шампаром). На ценз не существовало сроков давности и он мог быть взыскан в любой момент. По большинству обычаев его можно было взыскать сразу не более как за 30 лет. По ранним обычаям неуплата ценза влекла утрату крестьянином цензивы, а по обычаям ХIV-ХVIII вв. в случае неуплаты ценза сеньор имел право на определенный штраф;

3) сеньор имел право на десятину, т.е. на 1/10 доходов земельного участка;

4) он имел право на барщину от 3 до 12 дней в году в зависимости от местных обычаев;

5) сеньор имел право на ренту, т.е. определенный налог с годового дохода цензивы, которую он получал помимо ценза с нового владельца цензивы в случае ее отчуждения первоначальным владельцем;

6) сеньор имел право на так называемые баналитеты, т.е. право на взносы за удовлетворение крестьянами определенных своих потребностей способом, предписанным сеньором: молоть зерно на мельнице сеньора, давить виноград на вино на его прессе, печь хлеб на его пекарне и т.п.;

7) сеньор имел право охоты на землях крестьян и т.д. и т.п.

Большинство французских кутюмов XVI-XVIII вв. наделяло цензитариев широкими правами по распоряжению цензивами: право передавать их по наследству, дарить, закладывать, отчуждать, не испрашивая разрешения у сеньора. Но при этом не затрагивались права сеньора. При перемене владельца сеньор получал высокую пошлину, и все повинности, лежащие на цензиве в его пользу, сохранялись.

Как было указано выше, обычное феодальное право Франции не знало такого понятия, как право собственности. Запутанность земельных отношений, обусловленная иерархической структурой собственности, выдвинула на первое место при рассмотрении споров о правах на недвижимость такое понятие, как сезина (владение).

Под сезиной понималось такое господство лица над вещью, которое в случае его нарушения должно быть защищено в судебном порядке.

В том случае, когда объектом права являлся феод, переход сезины из рук в руки осуществлялся в форме инвеституры с последующим фактическим владением приобретателем в течение года и одного дня. При продаже феода передача осуществлялась продавцом покупателю через сеньора. Для передачи сезины необходимо было первоначально продавцу отказаться от сезины, а затем сеньор передавал сезину покупателю.

Многие обычаи позднейшего времени предусматривали передачу сезины путем простой традиции с оформлением соответствующего договора или с занесением заявления продавца о передаче сезины в судебный реестр.

Сезина могла приобретаться также в результате давности обладания. В ранних кутюмах срок такой приобретательной давности исчислялся в год со днем. В более поздних кутюмах под влиянием римского права срок приобретательной давности увеличился до 10 лет между присутствующими и 20 лет между отсутствующими при наличии титула на владение и 30 лет при отсутствии титула в тех случаях, когда речь шла о крестьянском землевладении. В отношении владений феодами срок давности не допускался.

В условиях господства натурального хозяйства не было основы для развития обязательственных отношений. Наиболее известным договором, порождавшим обязательства в ранний период феодализма, является договор, устанавливавший отношения вассалитета, заключаемый между сеньором и вассалом.

С развитием товарно-денежных отношений начинается и развитие договоров, порождавших обязательственные отношения.

В обычаях, сложившихся до первой половины XIV цена, договор купли-продажи считался заключенным с момента уплаты стоимости вещи или с момента передачи покупателю сезины. Позже возникают обычаи, согласно которым договор купли-продажи на недвижимые вещи вступал в силу с момента заключения договора, независимо от того, была ли в действительности вещь передана. Окончательно такое положение было закреплено Ордонансом 1566 года, согласно которому договор купли-продажи недвижимых вещей должен был совершаться в нотариальном порядке. Договор купли-продажи движимых вещей вступал в силу с момента передачи вещи.

Феодальное обычное право предусматривало право землевладельца, его родственников или сеньора выкупить проданное имущество. До XIII века нельзя было отчуждать родовое имущество без согласия родственников, кроме случаев крайней нужды. Однако родственники могли в этом случае перекупить родовое имущество, выплатив его обусловленную стоимость. В XIII веке уже, как правило, не требуется согласие родственников на продажу родового имущества, но у них сохраняло, право его выкупа в течение года и одного дня.

Сеньор имел право выкупить феод, проданный его вассалом, в течение 40 дней, если он был поставлен в известность о состоявшейся сделке, и в течение 30 лет, если, он об этом не знал.

Одним из распространенных договоров был договорзайма. Канонические право запрещало взыскание процентов по займу. Для обхода этого запрета существовало несколько путей. Одним из обходных путей являлся договор об установлении ренты. Это такой договор, при котором лицо, приняв в долг определенную сумму денег, обязывалось уплачивать заимодателю определенную ежегодную ренту. Способом обхода этого запрета являлся также и залог, являющийся средством обеспечения обязательства. Обычное право различало два вида залога: живой залог и мертвый залог. При живом залоге переданный во владение кредитора земельный участок с правом получения доходов и плодов с него сам погашает обязательство за счет плодов и доходов. При мертвом залоге плоды и доходы земельного участка не погашают обязательство, а идут кредитору как бы в виде процентов.

В XVII-XVIII вв. залог в ряде мест превращается в ипотеку. Ипотека устанавливалась с согласия сеньора. Вместо передачи земельного участка во владение кредитора стали делать запись в залоговую книгу. Ордонансом 1771 года при Людовике XV был отменен залог недвижимого имущества, связанный с передачей его во владение кредитора.

Широко был распространен во французском феодальном праве один из старейших договоров - договордарения. В принципе по обычному праву не было ограничений для дарения: всякий совершеннолетний вправе был подарить, за некоторыми исключениями, свое имущество. Отдельные обычаи запрещали дарить расточителям, детям, находящимся под властью отца, священнослужителям.

Ордонанс 1731 года запрещал дарения на случай смерти, за исключением того случая, когда дарение было предусмотрено брачным договором.

Если в ряде обычаев, возникших в последний период феодализма, признавалось неограниченное право дарения движимых и благоприобретенных вещей, то в обычаях некоторых местностей (Турень, Лижу, Ман и Берри) устанавливались ограничения в интересах детей. Родовое имущество можно было дарить только в определенной доле. Дарения между супругами, как правило, запрещались, они разрешались только на случай смерти. Обычно такие дарения оговаривались в брачном договоре или устанавливались в завещании, и дарение вступало в силу с момента смерти дарителя.

В период разложения феодализма большое распространение получил договор аренды земли. Согласно этому договору землевладелец предоставлял земельный участок в полное владение и пользование арендатору при условии выплаты ежегодной ренты Цеховая и государственная регламентация производства и торговли. Цеховые уставы и городские обычаи регулировали не только вопросы цеховой организации, но и вопросы, связанные с производством продукции и торговлей ею.

Прежде всего цеховые уставы стремились закрепить корпоративную замкнутость цехов путем недопущения или ограничения допуска в цеховые общины посторонних.

Например, Устав парижских портных допускал к изготовлению верхней одежды только тех, кто имел в Париже собственный дом или мастерскую. В других уставах устанавливалась высокая плата за ученичество, за получение права самостоятельного мастера, а иногда и прямо запрещалось использовать труд чужаков. Многие уставы лишали вдов мастеров прав и привилегий, установленных цехом, если они выходили замуж за посторонних.

В XVI веке цеховая система была насаждена на всей территории Франции. Ордонанс 1560 года предусматривал распространение парижских цеховых уставов - на всю территорию страны, а Ордонансы 1581 и 1397 гг. превратили корпоративную организацию в обязательную для всей промышленности. Возникающая абсолютная монархия не только распространила цеховой строя на всю страну, но и стала активно регулировать отношения внутри цеховой организации. В частности, она стала регулировать рабочий день подмастерьев и учеников. Так, согласно Ордонансу 1967 года рабочий день у работников строительных профессий должен был начинаться летом в 5 час. утра и заканчиваться в 7 час. вечера, а зимой он должен был продолжаться с 6 час. утра до 6 час. вечера.

В период абсолютизма происходит усиление вмешательства государства в экономику. Особенно активно эта политика проводилась генеральным контролером финансов при Людовике XIV Кольбером, по имени которого она получила название кольбертизма.

Путем предоставления субсидий, раздачи земель, предоставления различных льгот (освобождения от налогов, рекрутского набора, предоставление монополии на изготовление и продажу определенных товаров и т.п.) он способствовал развитию капиталистических мануфактур. По его инициативе создавались так называемые «королевские мануфактуры», наделенные особыми привилегиями. Промышленное производство подвергалось мелочной государственной опеке. В 60-х годах XVII века существовало около 150 регламентов для различных отраслей промышленности. В соответствии с ними устанавливались специальные стандарты для выпускаемой продукции. Специальные чиновники должны были следить за соблюдением этих стандартов. Особенно детально регламентировалось производство в ткацкой и бумажной промышленности. Так, устанавливалась длина и толщина ниток, число их, длина и ширина сукна, устройство ткацкого станка.

Куски сукна, не отвечавшие регламенту, сжигались или конфисковались, а предприниматели могли быть выставлены у позорного столба.

При Кольбере и под его непосредственным руководством был разработан Ордонанс о торговле - Торговый кодекс 1673 года. Этот акт исходил из того, что торговое право является правом купеческого сословия. В целях развития торговли и торгового капитала он регулировал такие важные вопросы для купечества, как статут торговых товариществ, векселя, банкротства н другое вопросы, связанные с торговыми отношениями.

Кольбер проводил протекционистскую политику в области внешней торговли, устанавливая высокие пошлины на ввоз иностранных товаров. В то же время он поощрял развитие внешней торговли и судоходства, используя для этого испытанные средства-субсидии и привилегии. Для ведения внешней торговли создаются торговые компании (Сет-Индская, Северная, Левантийская и др.), которым было предоставлено монопольное право торговли всеми товарами в определенных географических районах.

В 1683 году был издан морской ордонанс, регулировавший вопросы морского торгового права и международного права, связанные с мореплаванием и захватом военной добычи в море.

Семейно-брачные отношения в основном регулировались нормами канонического права, а также кутюмами и королевскими ордонансами.

Условием вступления в брак являлось достижение определенного возраста, который для мужчин колебался от 13 до 15 лет, а для женщин составлял 18 лет. Для вступления в брак необходимо было согласие сторон, а также согласие их родителей. Эдикт 1556 года, подтвержденный Ордонансом Людовика XIII 1639 года, предусматривал, что согласие родителей не требовалось только при достижении сыновьями 30-летнего возраста, а дочерьми 25-летнего. Дочь умершего вассала должна была получить согласие сеньора, который мог указать ей по достижении ею брачного возраста жениха, способного нести ленную службу. Она могла потребовать представление ей на выбор трех кандидатов. Сервы не могли вступать в брак ни со свободными, ни с крепостными другого господина без согласия господ. Позже это согласие было заменено платой особой брачной пошлины - формарьяжа. Господин сервов имел право «первой брачной ночи».

В ранний период феодализма для действительности брака достаточно было взаимного согласия сторон и фактического брачного сожительства. Затем церковь добилась обязательности церковного освящения брака. В 1545 году Тридентский собор объявил недействительными браки без церковного обряда. Заключение брака должно было представлять собой таинство, освященное церковью.

Недействительными являлись также браки между несовершеннолетними, между лицами, не получившими крещения, между родственниками, браки, заключенные под влиянием насилия или ошибки, исключавших возможность согласия на брак с данным лицом, и браки духовенства.

Каноническое право, в принципе, не допускало развода. Оно ограничивало также вступление и во второй брак. Однако эдикт 1569 года под влиянием римского права воспринял основные положения о вторых браках из кодификации Юстиниана.

Обычное право устанавливало общность движимого и благоприобретенного недвижимого имущества со дня бракосочетания. Если не было особого соглашения, то в общее имущество входили и долги, сделанные супругами до брака. В южных районах Франции, где действовало римское право, общности имущества не было. Муж управлял и пользовался приданым, пока длился брак. После смерти жены приданое переходило ее наследникам, а после смерти мужа - к жене.

Первоначально из наследования феодалами исключались лица, не способные нести военную службу, в том числе и дочери вассала, и феоды после смерти вассала возвращались сеньору, который за особую плату (рельеф) в порядке инвеституры передавал этот феод старшему сыну вассала (принцип майората). В XII веке в обычном праве устанавливается правило: «Мертвый вводит во владение живого», которое привело к тому, что все дети мужского пола были допущены к наследованию отцовского феода.

Обычное феодальное право устанавливало различный порядок наследования родовой недвижимости, т.е. полученных от восходящих родственников, и благоприобретенных недвижимости и движимых вещей. В ХIII-ХIV вв. устанавливается правило наследования родовой вотчины (феода) нисходящими родственниками мужского пола, т.е. сыновьями, с правом старшего сына на преимущественную долю. В случае отсутствия наследников мужского пола к наследству стали допускаться дочери. Восходящие родственники не могли наследовать родовые вотчины, ибо обычаи устанавливали правило: «Родовые вотчины не наследуются восходящими». Поскольку после смерти одного из супругов часть имущества оставалась у пережившего супруга, а другая шла наследникам, действовало правило, что имущество отцов шло наследникам по отцовской линии, а материнское - наследникам по материнской линии.

Благоприобретенные недвижимости и движимые вещи переходили по наследству сначала ближайшим по степени нисходящим родственникам, а в случае их отсутствия - восходящим. Исключались из наследования лица, принявшие монашеский обет, и лица, осужденные на вечную ссылку и на галеры.

Жена не считалась наследницей после смерти мужа, а муж - после смерти жены. В случае смерти одного из супругов переживший супруг получал половину движимых и благоприобретенной недвижимости. Для пережившей жены предусматривалась вдовья часть, которая устанавливалась при заключении брака. Из постановления короля Филиппа Августа 1214 года видно, что вдовья часть заключала в себя половину всего того, что имел муж, когда женился. Зачастую вдовья часть указывалась при заключении брака в качестве брачного дара.

На Юге Франции с ранних пор широко было развито наследование по завещанию. На Севере же наследование по завещанию развивалось медленно.

Карательное острие права было направлено в первую очередь против зависимого крестьянства.

В случае выступления крестьян против их сеньоров к ним применялась главным образом внесудебная расправа, голое насилие. Восставших крестьян вешали, им отрубали головы, руки и ноги, колесовали и т.п.

Во взаимоотношениях между феодалами действовал принцип сильного, ибо споры между ними зачастую решались силой оружия: путем поединков или войн. В других случаях их споры разрешались судом равных, т.е. судом равных им по рангу феодалов, собиравшемся при их сеньоре.

К духовным лицам уголовно-правовые нормы применяли церковные суды, к горожанам - городские суды. Крестьяне же подлежали суду своего господина, который осуществлял над ними и судебную, и внесудебную расправу.

Огромное влияние на уголовно-правовые нормы оказывали церковь и религия. Это влияние выражалось в первую очередь в отношении к преступлению, как к «греху», «наваждению сатаны», а к наказанию - как к «искуплению греха», «очищению души» и т.п.

В феодальном праве еще не установился окончательно принцип ответственности за личную вину и, следовательно, сохранялось объективное вменение, т.е. наказание без вины. Это нашло свое выражение в сохранении. ответственности малолетних и невменяемых, в ответственности, за чужую вину, а также в ответственности животных, неодушевленных предметов и проч. Но принцип ответственности за личную вину все более пробивал себе дорогу.

В период раннего феодализма в обычном праве продолжался процесс замены системы композиций наказаниями, связанными с лишением жизни, имущества, свободы и т.п., наметившийся еще во Франкском государстве. К XIII веку о преступлении сложилось уже представление как о противоправном действии, за которое следует государственная кара. «Кутюмы Бовези» уже различают преступления в зависимости от установленных за них наказаний: I) преступления, караемые смертью, 2) преступления, за которые следует долголетнее тюремное заключение с конфискацией имущества, и 3) преступления, влекущие конфискацию имущества без смертной казни, без увечья и тюремного заключения. При этом они подчеркивали, что сила наказания должна зависеть от проступка, а также от того, кто его совершил и кому нанесен ущерб.

К первому виду преступлений относились убийство, изнасилование, поджог, кража, религиозные преступления, фальшивомонетничество и др. Причем за поджог и кражу, а также фальшивомонетничество устанавливалась смертная казнь через повешение с конфискацией имущества, а за религиозные преступления - сожжение и конфискация имущества.

В «Кутюмах Бовези» подчеркивается необходимость учитывать субъективную сторону в случае совершения преступления. Так, говоря об убийстве, в них указано, что «убийство состоит в том, что один (человек) умышленно убивает или заставляет кого-нибудь убить другого человека».

По мере укрепления королевской власти вырабатывается понятие преступления как нарушения королевского «мира» и ордонансов короля, т.е. законодательных предписаний, установленных королевской властью. Королевскими ордонансами ХIV-ХV вв. были введены телесные и бесчестящие наказания (битье плетьми, отрезание ушей и т.п.), тюремное заключение и ссылка. Именно в этот период вырабатывается представление о цели наказания как устрашении, направленном не только на причинение страдания преступнику, но и на воздействие на других лиц с тем, чтобы они не совершали преступлений.

Завершение создания системы преступлений и наказаний относится к периоду абсолютизма. На формирование этой системы решающее влияние оказывают королевские ордонансы, проникнутые идеями римского уголовного права.

Всю совокупность преступлений, предусмотренных правом того периода, можно сгруппировать в три категории:

I) преступления против религий: богохульство, атеизм, ересь, колдовство и т.п.;

3) преступления против государства: посягательства на особу короля или членов его семьи, измена королю, посягательства на безопасность государства. Если в период феодальной раздробленности и в некоторой мере в период сословно-представительной монархии такие действия рассматривались как нарушение вассальной верности, и феодалы высшего ранга считали себя оправе вызвать короля на поединок, то теперь такое положение уходит в прошлое. В этот период складывается даже понятие «оскорбление величества», за что нес ответственность не только виновный, но иногда и его нисходящие родственники;

3) преступления против частных лиц.





Дата публикования: 2015-02-03; Прочитано: 715 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.037 с)...