Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Как понимать общественные законы? Подобны ли они, например, законам Ньютона?



Вопрос о закономерном характере развития общества — один из самых спорных вопросов в социальной философии. Ряд философов, стоящих на позиции антинатурализма, отри­цают наличие объективных законов развития общества. К их числу относятся представители Баденской школы неокантиан­ства Г. Риккерт и В. Виндельбанд. Представители этого на­правления обосновывают тезис о принципиальном различии наук о природе и наук о культуре (последние включают в себя и историю, и другие общественные науки). Различие это обу­словлено в первую очередь различием методов, применяемых в данных науках. Естественные науки используют генерализиру­ющий метод изучения явлений, который состоит в подведении частного под общее и который направлен на выявление и опи­сание законов. Науки о культуре пользуются противополож­ным — индивидуализирующим методом исследования, методом отнесения к ценностям, цель которого не подведение частного под общее, а, напротив, выявление индивидуального, неповто­римого своеобразия социальных явлений.

Противоположная, натуралистическая позиция, представ­ленная в позитивизме О. Конта, исходит из отсутствия разли­чий между естественными и общественными науками, но при этом за образец научности принимает естественно-научное знание. Качественная специфика социальных законов отрица­ется О. Контом. Цель социологии — исследование регулярно­сти социальной жизни по образцу естественно-научного зна­ния — изучая эмпирические факты и их закономерности.

К. Маркс в своей социально-философской концепции при­ходит к теоретическому выводу о наличии объективных законов общественного развития, не заложенных в программах субъек­тов исторического творчества. Эти законы столь же объектив­ны, как и законы функционирования природных систем, но имеют свою качественную специфику.

Специфика общественных законов проявляется, по К. Мар­ксу, во-первых, в том, что в них с наибольшей силой выражена статистическая природа. Они прослеживаются на больших ко­личествах людей и в больших временных интервалах. Во-вто­рых, общественные законы складываются на основе сознатель­ной деятельности людей (сознательная деятельность людей включена в механизм действия этих законов). Критерием со­циальной материальности, по Марксу, является наличие неза­висимой от сознания системы потребностей, в которой опре­деляющую роль играют практические потребности. Условия удовлетворения потребностей определяют мотивы деятельности людей, типизируя их. Столкновение воль порождает независи­мый от воли результат как равнодействующую всех воль. Не­обходимость возникает из самой деятельности людей и господствует над ними. В-третьих, поскольку социальная закономер­ность существует и проявляется в деятельности людей, то социальные законы чаще всего выступают как законы-тенден­ции. Ориентация К. Маркса на научность, исследование объ­ективных связей, обусловливающих закономерное развитие об­щества, на активное отношение к миру, преобразовательную историческую деятельность привлекли к марксистской концеп­ции социальных законов многих сторонников в социальной философии XX в.





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 312 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...