Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ещ е несколько замечаний о категориях



Рассмотрение гомосексуальности у древних греков, коренных народов Америки, племени из внутренних районов Новой Гви­ неи ни в коей мере не является полным обзором культур и об­ ществ, которые, в отличие от современных западных обществ, приняли, усвоили и узаконили гомосексуальность в качестве одной из основных составляющих своей культуры и обществен­ ной организации.

Древние римляне в большей или меньшей степени пере­ няли отношение к гомосексуализму от древних греков. Счита­ ется, что у народов, населявших Европу до образования Рим­ ской империи, таких как древние кельты, существовали гомо­ сексуальные обряды инициации и могли быть военные культы, в которых была принята гомосексуальная близость. Среди древ­ них народов Средиземноморья, у древних сирийцев, хеттов, шу­ меров был принят ритуальный гомосексуальный контакт в ре­ лигиозном контексте: половой акт с мужчинами, занимавшими­ ся храмовой проституцией, был элементом культа некоторых божеств, сопоставимым с жертвоприношением животных или курением ладана. (Многие места в Библии, интерпретируемые некоторыми как запрещающие гомосексуализм, по-видимому, на самом деле обращены против этих идолопоклоннических действий.)

Присутствие гомосексуальных «любовных историй» в ми­ фологии многих культур подтверждает, что эгалитарный гомо­ сексуализм (половые отношения и эмоциональная привязан­ ность между людьми, занимающими одинаковое социальное


Когда не было «гомосексуализма» 37

положение) был известен в древнем мире. Вавилонский эпос

«Гильгамеш» повествует о близких отношениях царя Гильга- меша и его соратника Энкиду, которые некоторые исследова­ тели считают сексуальными. Библейский Давид о своих чув­ ствах к Ионафану говорит: «Любовь твоя была для меня пре­ выше любви женской» (2 Ца р 1:26).

Теперь становится очевидным, что слово «гомосексуаль­ ность» имеет отношение к самым разнообразным явлениям. Мы также встретили примеры отношений партнеров одного пола, которые с трудом вписываются в определение гомосексу­ альности в современном смысле этого слова. Каким образом связать все эти виды близости друг с другом, если это вообще возможно? Что общего между ритуальной гомосексуальностью племени самбия и транссексуальностью индейских бардашей? Как каждый тип отношений соотносится с современным поня­ тием сексуальной ориентации?

Один из способов разобраться в этом смешении сексуаль­ ных категорий предлагает так называемый конструктивист­ ский подход к пониманию человеческой сексуальности, в соот­ ветствии с которым сексуальное поведение определяется (или конструируется) той культурой, в которой живет человек. С этой точки зрения ни один из типов сексуального поведения более не может быть расценен как нормальный или аномальный по сравнению с другими. Следовательно, многие формы сексуаль­ ных отношений, связывающих мужчину с мужчиной, женщину с женщиной и мужчину с женщиной, рассматриваются сквозь призму времени и культуры, так как каждая культура конст­ руирует особую форму сексуальности. Согласно этому подходу, сексуальные роли и манера поведения вытекают из присущих данной культуре религиозных, моральных и этических убежде­ ний, правовых, политических, эстетических традиций, всех имею­ щихся научных и общепринятых взглядов на биологию и пси­ хологию и даже таких факторов, как географическое положение и климат. Конструктивистский взгляд предполагает, что сексу­ альные роли варьируются при переходе от одной цивилизации к другой, поскольку не существует врожденных сексуальных сценариев поведения человека. В Древней Греции, Америке


3 8 История

до ее открытия Колумбом, Новой Гвинее и индустриальных странах XX века существуют разные представления о том, что является нормальным в сексуальных отношениях, из-за разли­ чий между этими культурами.

На первый взгляд утверждение, что истоки сексуальных моделей поведения коренятся скорее в нашей культуре, а не в природе, может показаться натянутым. Но существует мно­ жество примеров сексуального поведения, сконструированных обществом. Например, во многих культурах допускается, чтобы мужчина имел несколько жен или одну жену и несколько сожи­ тельниц — то, что мы считаем неприемлемым. Чувственные полнотелые обнаженные женщины на картинах Рубенса и Ма ­ тисса воплощают образы женской красоты и сексуальной при­ влекательности, отличные от образов, созданных современной культурой. К известному аргументу о том, что красота и сексу­ альная привлекательность существуют в глазах зрителя, конст­ руктивизм добавляет, что глаза наблюдающего всегда смотрят на предмет сквозь призму его культуры.

Противоположного взгляда придерживаются «эссенциа- листы», предполагающие, что существует врожденная особен­ ность личности, постоянная и неизменная на протяжении жиз­ ненного пути, которая неодолимо направляет эротическое вле­ чение человека на людей противоположного или одного с ним пола (или, реже, обоих полов) независимо от культурного окру­ жения. Эссенциалисты доказывают, что культурные факторы могут повлиять на форму выражения личностной сущности, но они не конструируют ее. Одновременное существование гомо- и гетеросексуальных отношений в разные времена и в раз­ ных культурах они приводят в качестве доказательства нали­ чия существенно важной человеческой характеристики, которую мы теперь стали называть сексуальной ориентацией. Более по­ дробно мы рассмотрим эти два различных понимания истоков гомосексуальности, конструктивизм и эссенциализм, в главе 10.

Самобытные особенности древних греков, бардашей, сам- бия должны заставить нас усомниться в понятиях «гомосексу­ альный» и «гетеросексуальный» или, по крайней мере, более внимательно отнестись к тому, что мы подразумеваем под


Содомиты и урнинги 39

этими терминами. Хот я понятия еще не вполне прояснены, мы можем условиться в отношении нескольких простых фактов человеческой сексуальности: 1) эротические чувства между лицами одного пола существовали на протяжении тысяч лет в необозримом пространстве различных времен и культур;

2) в некоторых культурах они считались естественной сторо­ ной человеческой сексуальности, дань которой в какой-то мере отдавали почти все члены общества; 3) почти в каждой куль­ туре, которой мы коснулись, существовали люди, испытывавшие непреодолимое и постоянное влечение к лицам своего пола.

Глава 2.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 1176 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...