Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Гомосексуальные» обряды инициации



Проводились исследования удаленных территорий и изолиро­ ванных человеческих обществ, выяснявшие, существуют ли та­ кие народы, чей образ жизни не затронут сложным процессом развития идей, сформировавших современную цивилизацию. Предполагается, что занимающиеся охотой и собирательством племена, живущие вдоль Амазонки, в тропических лесах на побережье Тихого океана, в отдаленных районах Африки, вели неизменное существование на протяжении десятков и, возможно,


32 История

сотен тысяч лет. Изучение нескольких подобных культур ан­ тропологом Маргарет Ми д в 1920-е годы привело к революци­ онному пересмотру взглядов на сексуальность и сделало ее из­ вестнейшей фигурой своего времени и образцом для антропо­ логов последующих лет. Более поздние исследования культуры тех же районов подтвердили и расширили информацию об од­ нополой близости, что также является важным для изучения гомосексуальности.

В примитивных обществах Новой Гвинеи сексуальные отношения между мужчинами и мальчиками-подростками яв­ лялись значимым социальным институтом, обладали культур­ ным и религиозным значением и выполняли важные функ­ ции в семейных и внутриплеменных отношениях. Детали об­ рядов, практикующихся некоторыми из этих племен, коробят чувствительность западного человека, нарушая один из наших строжайших запретов — на сексуальный контакт неполовозре­ лых детей с взрослыми. Тем не менее изучение этих народов обеспечивает уникальную возможность наблюдать сексуальное поведение в культурном контексте, совершенно непохожем на наш собственный. Ни одна попытка понять гомосексуаль­ ность не будет удачной без исследования этих культур, в кото­ рых сексуальное поведение, расценивающееся нами как пагуб­ ное и оскорбительное, считается жизненно необходимым для благополучного существования всех членов общества.

Наиболее объемные и исчерпывающие описания папуас­ ской культуры, превратившей гомосексуализм в важный соци­ альный институт, были сделаны антропологом Гилбертом Херд- том, который в 1970-е годы провел несколько лет в Новой Гвинее в племени, названном им самбия23. Полагают, что этот

В своих работах Хердт использовал условные наименования действи­ тельных мест обитания «самбия» (также условное название). Хердт обе­ щал исследуемым, что он сохранит в тайне название их племени и место проживания во всех своих книгах, чтобы защитить тайны их ритуалов. Хорошим введением к этому исследованию является работа: Herdt С. Guardians of the Flutes, Idioms of masculinity. New York, 1987. В процессе ассимиляции современным государством Папуа — Новая Гвинея самбия отказались от своих ритуалов.


Когда не было «гомосексуализма» 33

район населяют выходцы из Азии, приплывшие на лодках трид­ цать тысяч лет назад и расселившиеся на Новой Гвинее, в Ав­ стралии и на тысячах маленьких островов южной части Тихо­ го океана.

Важнейшим для понимания культуры самбия является знакомство с их представлениями о мужественности и жен­ ственности и происхождении этих черт в мужчинах и женщи­ нах. Самбия, как и многие другие меланезийцы, до недавнего времени были вовлечены в постоянную борьбу с другими пле­ менами, населяющими остров. Деревни уничтожались межпле­ менными набегами, и выживание групп людей прямо зависело от боевых качеств молодых мужчин. Мужество и героизм в бою были наиболее ценимыми мужскими чертами. (Хотя межпле­ менная рознь была запрещена законом в первой половине XX века, когда этот регион был взят под контроль правитель­ ством Австралии, разрешение конфликтов в форме схваток в за­ щиту своих позиций и для устрашения противника все еще является значимым и исключительно мужским институтом.) Охота и изнурительная работа по расчистке джунглей для поселения и ведения сельского хозяйства возлагались на муж­ чин, сила и выносливость считались мужскими достоинствами. Женщины обрабатывали поля, рожали и растили детей, играя роли, считавшиеся второстепенными и просто обеспечивающи­ ми выполнение мужских функций и задач. В племени самбия мужественность ценилась высоко, а женственность принижа­ лась. На самом деле считалось, что женщины представляют угрозу для мужественности своих сыновей и супругов и слиш­ ком большое женское влияние препятствует достижению зре­ лости. Сексуальный контакт с женщиной считался истощаю­ щим, выкачивающим эссенцию мужественности из доминирую­ щей мужской части племени.

По мнению самбия, механизмы развития зрелых мужских и женских черт сильно различались. Женщины были жен­ ственны «от природы», их рост и развитие от незрелости к зре­ лости (формирование груди, начало менструации) происходили без какого-либо специального вмешательства. Чтобы стать мужчинами, мальчикам, напротив, нужно было пройти через

2 Гомосексуальность


34 История

обряды инициации. Дети мужского пола забирались у матерей в допубертатном возрасте (приблизительно в восемь лет), чтобы жить с молодыми мужчинами. Самбия были убеждены, что мальчик не созреет физически и не будет способен к выполне­ нию репродуктивной функции до тех пор, пока ему не будет привито семя зрелого мужчины. Считалось, что все положи­ тельные мужские качества: сила, мужество, охотничье мастер­ ство и так далее — передавались только этим путем. Семя для них было эссенцией мужественности, без которой мальчик остался бы маленьким и слабым. В течение периода инициа­ ции мальчики и подростки выполняли правила и ритуалы, ко­ торые должны были выпустить и заменить другой вредонос­ ную «женскую эссенцию», переданную им матерями, и очис­ тить их тела. Самбия верили, что только от принятия семени зрелого мужчины на протяжении нескольких лет у мальчика формируются как вторичные половые признаки (волосы на лице, развитие мужской мускульной массы), так и черты муж­ ской психологии и темперамента (мужество, агрессивность и так далее). Достигнув зрелости, индивид мужского пола принимал на себя активную роль в отношениях с другими допубертатны- ми мальчиками. Даж е после вступления в брак молодой муж­ чина в течение нескольких месяцев жил в «холостяцком» доме и имел сексуальную близость одновременно со своей женой и партнерами мужского пола.

Хотя племя, названное самбия, было изучено наиболее полно, эти виды инициации описывались и у других меланезийских народов Новой Гвинеи. Все они разделяли убеждение, что привитие семени имеет существенное значение для маскулини­ зации.

Этот тип узаконенных сексуальных отношений мужчины с мужчиной был назван межпоколенческой гомосексуальностью, а также преходящей бисексуальностью24, так как, достигнув зрелости, каждый мужчина проявляет «гомосексуальность» толь­ ко временно и по своей половой ориентации является преиму-

24 Money J. Gay, Straight, and In-between: Th e Sexology of Erotic Orientation.

New York, 1988.


Когда не было «гомосексуализма» 35

щественно гетеросексуалом. Эта форма «гомосексуальности» является 'не постоянным атрибутом личности, а временной мо­ делью поведения, которая отбрасывается в соответствии с уста­ новленными данной культурой сроками. Участники сексуаль­ ного контакта также определены заранее. В некоторых племе­ нах практикуется оральный секс, в других — анальное сношение. Хотя сексуальное поведение подчинено ритуалу, оно, тем не менее, эротично. Хердт описывает, как молодые мужчины, «воз­ бужденные этим, шутят между собой об особенно привлекатель­ ных мальчиках, которых они предпочитают»25.

Хердт сообщает, что около 5 /о самбия отступили от при­ нятых норм поведения, и описывает «нескольких мужчин, изве­ стных малым интересом к гомосексуальным отношениям и яв­ ляющихся исключительно гетеросексуальными; нескольких, имеющих повышенный интерес к гомосексуальным отношени­ ям, продолжающих практиковать их и после установленного времени». На самом деле, некоторые самбийские мужчины описаны как «гомосексуально ориентированные», рано прояв­ ляющие «сильный интерес к гомосексуальным действиям, со­ храняющийся у них и по достижении зрелости, так что, став мужчинами, они наслаждаются гомосексуальными отношения­ ми или даже предпочитают их... несмотря на доступность жен­ щин в качестве сексуальных партнеров»26.

Как и народы, населявшие Америку до Колумба, самбия занимались охотой и собирательством. И те и другие освятили обычаем половой акт между людьми одного пола, но на этом их сходство заканчивается. У самбия гомосексуальный контакт был частью ритуала, базирующегося на примитивном понима­ нии мужской психологии и развития. Инициация была собы­ тием, имеющим временные рамки, и не отличалась от ритуалов нанесения татуировок и рубцов, символизирующих достижение зрелости и практикующихся среди африканских племен, и ри­ туала обрезания мальчиков у евреев, выполняющегося в соответ­ ствии с религиозным требованием. У самбия не было понятия

2 5 Herdt С. Op. cit. P. 282.

2 6 Ibid. P. 252.


36 История

гомосексуальной личности, сопоставимого с индейским барда- шом. Те м не менее замечание о том, что некоторые мужчины самбия не прекращали гомосексуальных отношений в поло­ женное время, свидетельствует о предпочтениях по крайней мере некоторых из них. Но только немногие мужчины самбия остаются «гомосексуалистами» в зрелости, несмотря на всеоб­ щий гомосексуальный опыт на протяжении отрочества и нача­ ла взрослой жизни.





Дата публикования: 2015-01-04; Прочитано: 6957 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...